Глава 
13

2Кор.13  с толкованием

1
Третицею се гряду к вам: при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол.

2Кор.13:1  с толкованием

2
Прежде рех и предглаголю, яко у вас быв второе, и отсутствуя ныне пишу прежде согрешившым и прочым всем, яко аще прииду паки, не пощажду:

2Кор.13:2  с толкованием

3
понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа, Иже в вас не изнемогает, но может в вас:

2Кор.13:3  с толкованием

4
ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия: ибо и мы немощствуем в Нем, но живи будем с Ним от силы Божия в вас:

2Кор.13:4  с толкованием

5
себе искушайте, аще есте в вере: себе искушайте. Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чим неискусни есте.

2Кор.13:5  с толкованием

6
Уповаю же, яко разумети имате, яко мы несмы неискусни.

2Кор.13:6  с толкованием

7
Молимся же к Богу, не сотворити вам ни единаго зла, не яко да мы искусни явимся, но да вы доброе сотворите, мы же яко неискусни будем.

2Кор.13:7  с толкованием

8
Ничтоже бо можем на истину, но по истине.

2Кор.13:8  с толкованием

9
Радуемся бо, егда мы немощствуем, вы же сильни бываете: о сем же и молимся, о вашем совершении.

2Кор.13:9  с толкованием

10
Сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в создание, а не на разорение.

2Кор.13:10  с толкованием

11
Прочее же, братие, радуйтеся, совершайтеся, утешайтеся, тожде мудрствуйте, мир имейте. И Бог любве и мира будет с вами.

2Кор.13:11  с толкованием

12
Целуйте друг друга лобзанием святым.

2Кор.13:12  с толкованием

13
Целуют вы святии вси.

2Кор.13:13  с толкованием

14
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

2Кор.13:14  с толкованием

Толкования на главу 2Кор.13
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла

2Кор.13

Глава 
13

2Кор.13  с толкованием

В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
 

2Кор.13:1 с толкованием
Как Сам Бог много угрожает, но всегда медлит наказанием, так и Павел, подражая Ему, собирает наперед много свидетелей, говоря: как написано, что при двух или трех свидетелях будет твердо, то есть утвердится, всякое слово (Втор.17:6), так и тремя моими пришествиями каждое угрожающее слово мое определено и подтверждено будет против вас, если вы не покаетесь. Ибо он на место свидетелей ставит свои пришествия.
 


Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
 

2Кор.13:2 с толкованием
Прежде сказал вам, и опять говорю: как во второе пришествие, находясь у вас, сказал, так и ныне этим посланием возвещаю вам, — тем, которые согрешили, как нуждающимся в исправлении, прочим же, как свидетелям, — что, когда приду опять, не пощажу. Не сказал: накажу, но употребил отеческое слово пощады; ибо, если найду, говорит, не исправившимися, то не стану откладывать долго.
 


Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне.
 

2Кор.13:3 с толкованием
С великим негодованием говорит он это презиравшим его, как человека слабого и достойного презрения. Он говорит как бы так: поскольку вы желаете испытать, пребывает ли во мне Христос, и смеетесь надо мной, как над человеком слабым и не имеющим в себе Христа, то вы поистине узнаете это, если не исправитесь. Он показывает, что слова, которые говорит он, духовны и должно бояться его угрозы, как бы ее высказал Сам Христос. Не для того хотел наказать их, чтобы доставить им опыт и знание, но что вы, говорит, неисцельно согрешаете. Если я, говорит, принужден буду наказать вас, то вы узнаете на самом деле то, что стараетесь узнать.
 


Он не бессилен для вас, но силен в вас.
 

2Кор.13:3 с толкованием
Почему прибавляет для вас, когда Христос повсюду силен? Потому, вероятно, что они прежде уже испытали Его силу. Таким образом он выражает такую мысль: поскольку вы прежде видели опыты, то уже вполне знаете, что Он не бессилен для вас, но силен, то есть имеет силу. Или же слова эти имеют такой смысл: Он показывает над вами Свою силу в этой жизни, когда вы можете исправиться, — поражает вас теперь, чтобы помиловать в день Суда; на неверных же покажет Свою силу в самый день Суда. Вместе с тем он показывает, что хотя и накажет, но накажет не сам, а Христос.
 


Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею.
 

2Кор.13:4 с толкованием
Многие соблазняются этими словами, но знай, что немощью называется слабость тела, немощью также называется нетвердость в вере, как в словах: немощного в вере принимайте (Рим.14:1); немощью, наконец, называются ковы, опасности, унижения, как в словах: благодушествую в немощах (2Кор.12:10), и т.п. В этом последнем смысле Господь распят был в немощи, как потерпевший преследования, опасности и оскорбления; ибо все это кажется происходящим от немощи. Посему, как проповедь Павел называет безумием (1Кор.1:21) не потому, чтобы она была безумием на самом деле, а потому, что так о ней думали неверные, так же точно он говорит, что Господь распят был в немощи, не потому, чтобы так это было на самом деле, но потому, что так представлялось неверующим. Но Он жив силою Божиею, то есть силой Отца или Своей собственной, ибо все, что принадлежит Отцу, принадлежит и Ему, и все, что Ему принадлежит, принадлежит и Отцу. Таким образом, Им обща и сила, или лучше — Он Сам есть сила Отца. Так Он Сам воскресил Себя согласно с собственным предсказанием: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин.2:19). Все это Павел говорит потому, что Его презирали, как гонимого и терпящего напасти, приписывает их немощи, и показывает, что Христос от этой, как думают, немощи не потерпел нисколько вреда.
 


И мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.
 

2Кор.13:4 с толкованием
То есть мы терпим преследования, нас гонят, ибо в этом и состоит немощь. В Нем, то есть ради Него и Его слова. И как Он не потерпел вреда, подвергшись злоумышлениям, так и мы не потерпим, но будем живы с Ним, то есть явимся непобедимыми в вас, то есть ради вашего спасения. Может быть также, что в этих словах он устрашает их: хотя вы и думаете, что мы немощны, но мы живы в вас, то есть чтобы наказать вас, если не исправитесь.
 


Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте.
 

2Кор.13:5 с толкованием
И что я говорю о себе самом, что во мне говорит Христос, что я силен, хотя подражаю Ему распятому и не приступаю к наказанию. Ибо и вы, если захотите испытать себя, увидите в себе Христа, поскольку все вы имеете веру, — или веру обыкновенную, или в частности — веру чудодейственную (ибо верующие тогда творили чудеса). Таким образом, если в вас — учениках моих — Христос, то тем более во мне, учителе.
 


Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть.
 

2Кор.13:5 с толкованием
То есть если вы не лишились дара чудотворений, который получили. Намекает, что они живут беззаконно, ибо многие, имея веру, не имели силы творить чудеса, потому, что жили беззаконно. Смысл слов следующий: вы, кажется, не знаете самих себя, — того, есть ли в вас Христос? Его нет в вас, потому что вы не то, чем должны быть. Но он выражает эту мысль не прямо, а говорит неопределенно, чтобы не поразить их.
 


О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны.
 

2Кор.13:6 с толкованием
В этих словах заключается сильная угроза, ибо смысл их таков: вы желаете приобрести сведение посредством наказания; и я надеюсь, что мы будем в состоянии дать вам доказательство того, что мы то, чем быть должны, и не лишились дара знамений и сил. Или же: мы не развратились в своей жизни до того, чтобы Христос должен был оставить нас. Он пребывает в нас вследствие нашей благочестивой жизни и накажет неверующих, находящихся среди вас.
 


Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть: но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.
 

2Кор.13:7 с толкованием
Заметь его милосердие. Его презирали, поносили, как человека, не имеющего силы и только хвалящегося на письме; а он не только отменяет наказание, но и умоляет их не согрешать, чтобы не довести его до необходимости наказать. Ибо я не о том стараюсь, чтобы явиться чем должен быть, и имеющим силу наказывать, но чтобы вы всегда делали добро и каялись, если согрешите; и пусть я буду считаться не тем, чем должен быть, то есть пусть я буду для многих казаться слабым и бессильным, как не нашедший возможности наказать вас. Он не желал быть на самом деле не тем, чем должен быть, напротив, он явил себя искусным, научая своих учеников не согрешать ни в чем, а сказал: мы казались не тем, чем должны быть, выражая тем мнение многих.
 


Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.
 

2Кор.13:8 с толкованием
Чтобы не показаться льстящим, он говорит: я вовсе не из тщеславия делаю это, то есть утверждаю, что мы не будем иметь силы наказать вас, когда найдем вас не падшими. Если даже мы и попытаемся сделать это, то Бог не окажет нам Своей помощи; ибо Он дал нам силу для того, чтобы мы произносили суд сообразно с истиной, а не против ее: истинный же суд произносит тот, кто наказывает заслуживающего наказания; а тот, кто пытается наказать несогрешившего, поступает против истины.
 


Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны.
 

2Кор.13:9 с толкованием
Слова эти показывают сильную преданность апостола коринфянам, ибо смысл его слов таков: не подумайте, что я печалюсь о том, что не могу показать на вас свою силу в том случае, когда не преткнетесь. Напротив, я весьма рад, когда сам немощен, то есть считаюсь немощным, как не показывающий никакой силы в наказании вас, и когда вы сильны, то есть добродетельны и свободны от падений.
 


О сем-то и молимся, о вашем совершенстве.
 

2Кор.13:9 с толкованием
Смысл слов его таков: я не только желаю этого, но и молюсь, чтобы вы были безупречными и непорочными, то есть совершенными, не дающими никакого повода к наказанию.
 


Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
 

2Кор.13:10 с толкованием
Сильно устрашивши и выставивши угрозы, теперь представляет оправдание этого. Я потому так написал, что желаю, чтобы угрозы и строгость остались только на письме и не осуществились на самом деле; ибо я непременно накажу неисправившихся, так как Господь дал мне власть. Этим он показывает, что чрез него наказывает Сам Господь. Показывая же, что не желает пользоваться своею властью для их наказания, Прибавляет: к созиданию, а не к разорению, то есть Господь не хочет разорять, или наказывать, но созидать, то есть благотворить. Однако же наказывать неисправимых есть созидание.
 


Впрочем, братия, радуйтесь.
 

2Кор.13:10 с толкованием
Я, говорит, сделал свое дело; вам осталось поступить соответственно мне. Ибо, если вы исправите свою жизнь, то приобретете неувядаемую радость в совести, хотя я и опечалил вас словами.
 


Усовершайтесь.
 

2Кор.13:10 с толкованием
То есть будьте совершенными и в учении и в жизни, и восполните то, чего недостает вам.
 


Утешайтесь.
 

2Кор.13:10 с толкованием
Поскольку было много искушений и опасностей, то он говорит им: ищите утешения в себе самих, друг в друге и в собственном изменении на лучшее; ибо совесть благая есть великое утешение.
 


Будьте единомысленны, мирны.
 

2Кор.13:10 с толкованием
Об этом он просил их, как находящихся в несогласии, и в первом своем послании (1Кор.1:10). Единомыслие относится к догматам, а согласием (мирны), — понятие, противоположное раздору, — называются отношения людей друг к другу. Поэтому Павел требует того и другого.
 


И Бог любви и мира будет с вами.
 

2Кор.13:11 с толкованием
Не только убеждает их, но и молится о них. Или же в словах сих заключается не молитва, а предсказание того, что, если вы взаимно будете сохранять мир, то Бог будет с вами. Бог называется Богом любви или потому, что Он есть источник ее, или потому, что Он обильно являет ее в нас, или же потому, что где любовь, там и Он и является ее Господом. Также Богом мира называется или потому, что есть источник его, или потому, что примирил небесное с земным, или же потому, что Он Господь его, как собственности.
 


Приветствуйте друг друга лобзанием святым.
 

2Кор.13:12 с толкованием
Не притворным и коварным, подобно Иудиному. Поскольку для того мы и целуем друг друга, чтобы более воспламенить любовь, ибо чрез уста преимущественно пред другими членами соединяются души лобзающихся. Также и входя в дом, мы целованием выражаем свое единение. Или же, поскольку мы храм Божий, уста же — преддверие этого храма, то мы целуем это преддверие, ибо через него входит в нас Христос во время причащения.
 


Приветствуют вас все святые.
 

2Кор.13:12 с толкованием
Присутствующих он объединяет целованием, отсутствующих же приветствием, но и тут соединяют уста, потому что приветствие от них исходит.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
 

2Кор.13:13 с толкованием
Соединив всех, он, по своему обыкновению, Молит да будет на них благодать Сына, через которую Он спас нас, — не делами нашими, но благодатью, Сам потерпев заклание за нас. И затем, как бы будучи спрошен — откуда эта благодать Сына? отвечает: из любви Отца. Что же производит она? Общение Святого Духа, то есть причастие и приобщение Его, в силу коего мы освящаемся, — сделавшись, вследствие вселения в нас Утешителя, причастными Его, и сами становимся духом, не по природе, но чрез общение. Какое же основание имеют отвергающие Духа по той причине, что Павел не упомянул о Нем в начале посланий? Здесь он упоминает и сполна перечисляет Троицу, Которая да сохранит нас твердо держащимися догматов и провождающими непорочную жизнь, дабы мы были совершенными рабами в Троице совершенного Бога, Которому слава во веки веков. Аминь.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.13

Глава 
13

2Кор.13  с толкованием

2
Согрешившим прежде и прочим всем (предвозвестил я и предвозвещаю), чтобы теперь совершили покаяние: поелику, если приду опять, и не найду их раскаявшимися, более уже не пощажу их.

2Кор.13:2  с толкованием

3
Или доказательства (опытного) ищете в том, что имеете Христа, Который в вас не безсилен? Ибо силен Он в вас, если восхотите призвать Его на помощь к себе в то время, когда станут возникать в вас помышления худые и похоти плоти. А что Он силен в вас, о сем уже свидетельствуют дары Духа, кои даны некоторым из всех вас.

2Кор.13:3  с толкованием

4
Ибо если и распят был по немощи, ради человечества Своего, но живет по силе Божества Своего. И это запечатлевают и удостоверяют знамения и чудеса, кои совершаются именем Его. Если же мы немощны оказываемся в Нем, благодаря гонениям и поношениям, то живы будем с Ним чрез знамения, кои совершаем во имя Его.

2Кор.13:4  с толкованием

5
Себя самих взаимно испытывайте, в той ли вы вере, какую я предал вам, и не оказываетесь блуждающими вслед лжеапостолов. Также сами себя удостоверяйте, чтобы не было какого-либо сомнения в уме вашем; ибо если сомневаетесь, то Христос отступает и удаляется от вас, и вы оказываетесь недостойными.

2Кор.13:5  с толкованием

6
Но надеюсь, что узнаете, что мы не недостойны, как лжеапостолы думают о нас; ибо вот мучения наши свидетельствуют за истинность нашу, а также известные всем язвы тела нашего (Гал.6:17) запечатлевают и явно удостоверяют сокровенную веру нашего ума.

2Кор.13:6  с толкованием

7-9
Мы же молимся к Богу, чтобы никакого зла не делали вы, не для того, чтобы являлись мы достойными, то есть чтобы мы оказывались достойными, или испытанными чрез вас, - но чтобы вы добро творили, а мы бы недостойными оказывались. Это и означают слова: да радуемся, когда мы немощны, а вы сильны, когда, то есть, мы терпим преследования, а вы пребываете в мире. Равно и о том молимся, чтобы вы были совершенны в слове и деле.

2Кор.13:7  с толкованием

10
Для того это в отсутствии пишу, чтобы мне, когда приду к вам, суровее не поступить с вами, по власти, которую дал мне Господь для вязания на небе и на земле (Мф.18:18).

2Кор.13:10  с толкованием

11-12
Впрочем, радуйтесь, после того как я опечалил вас первым посланием моим, - и усовершайтесь в том, чего недоставало вам, - и утешение приимите, поелику плакали, - и будьте единомысленны, поелику уклонялись друг от друга. И Бог любви и мира будет с вами: да любите в Нем тех, коих за прегрешения их вы отвергли и отлучили от себя. Миром приветствуйте тех, от коих, по недостоинству их, вы отклоняли речь уст ваших.

2Кор.13:11  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.111-155.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.13

Глава 
13

2Кор.13  с толкованием

Третицею се гряду к вам: при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол.
 

2Кор.13:1 с толкованием
Апостол вместо лиц представил события, призывая свидетелей на пренебрегающих покаянием и устрашая их.
 


Прежде рех и предглаголю, яко у вас быв второе, и отсутствуя ныне пишу прежде согрешившим и прочим всем, яко аще прииду паки, не пощажду.
 

2Кор.13:2 с толкованием
Павел обнаружил апостольскую власть, пытаясь страхом положить преграду силе греха, потому что апостолам нетрудно было и вразумлять своих, и наказывать чужих. Ибо божественный Петр одним словом предал смерти Ананию и жену его, бывших уже в числе учеников. А Елиму, как неверного и прекословящего, сам блаженный Павел погрузил во тьму, угасив чувство зрения.
 


Понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа, Иже в вас не изнемогает, но может в вас.
 

2Кор.13:3 с толкованием
Хотите, видно, изведать на опыте глаголющаго во мне Христа, хотя и ясно дознали силу Его.
 


Ибо аще и распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия.
 

2Кор.13:4 с толкованием
Если и претерпел крестное страдание смертным естеством тела, то, как Бог и Сын Божий, Он жив и есть самая Жизнь. Подобно сему сказанное: Разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин.2:19). Если же говорится иногда, что Божество Единородного воскресило тело, а иногда, что воскресил Сам Отец, то в этом никакой нет разности, потому что Божественное Писание нередко совершаемое Сыном усвояет Отцу. Так, Зиждителем всего называется Единородный, и Зиждителем также именуется Отец Единородного. Но обратимся к продолжению истолкования.
 


Ибо и мы немоществуем в Нем, но живи будем с Ним от силы Божия в вас.
 

2Кор.13:4 с толкованием
И мы также и участвуем в страданиях Его, потому что за Него терпим сие, и приобщимся жизни, потому что сила Божия обещает воскресение.
 


Себе искушайте, аще есте в вере, себе искушайте.
 

2Кор.13:5 с толкованием
Подвергайте исследованию не то, что относится к нам, но что касается вас самих, и смотрите, действительно ли утверждены вы в вере.
 


Или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть, разве точию чим неискусни есте?
 

2Кор.13:5 с толкованием
Надлежит вам знать, что живущим в себе имеете Самого Владыку Христа, ибо в ком нет сего ведения, тот не имеет в себе веры. Сие означил Апостол словом неискусни. Как немного выше сказал, что в нем вещает Христос, так их научил, что, по пророческому изречению, и в них Он живет и ходит (Лев.26:12).
 


Уповаю же, яко разумети имате, яко мы несмы неискусни.
 

2Кор.13:6 с толкованием
Апостол сказал сие с угрозою, как бы готовясь представить им доказательство духовной силы; но обнаруживает опять и нежную свою любовь.
 


Молимся же к Богу, не сотворити вам ни единаго зла, не яко да мы искусни явимся, но да вы доброе сотворите, мы же яко неискусни будем,
 

2Кор.13:7 с толкованием
то есть не желаем, чтобы вы подали нам какой-либо предлог показать вам действенность апостольской благодати. Но паче желаю вам просиявать всеми добрыми делами, а нам утаевать в себе власть.
 


Ничтоже бо можем на истину, но по истине.
 

2Кор.13:8 с толкованием
Ибо если идете путем, каким и следовало, то как можем показать карательную силу?
 


Радуемся бо, егда мы немоществуем, вы же сильни бываете:, о сем же и молимся, о вашем совершении.
 

2Кор.13:9 с толкованием
Апостол различно выражает одно и то же, показывая, какую имеет к ним любовь.
 


Сего ради не сый у вас сия пишу, да не пришед безщадно сотворю по власти, юже Господь дал ми есть в создание, а не на разорение.
 

2Кор.13:10 с толкованием
Апостол дал видеть, что и наказание есть созидание, ибо, когда наказываются один или двое, целое общество приобретает пользу. Так, когда Анания и Сапфира прияли наказание, бысть, сказано, страх велик на всех слышащих (Деян.5:5). Здесь Апостол, положив конец строгой своей речи, преподал коринфянам полезный совет.
 


Прочее же, братие, радуйтеся;
 

2Кор.13:10 с толкованием
потому что преспевающим в добродетели свойственно веселие.
 


Совершайтеся,
 

2Кор.13:10 с толкованием
то есть восполняйте недостаточное.
 


Утешайтеся,
 

2Кор.13:10 с толкованием
в искушениях пользуйтесь взаимным друг от друга утешением.
 


Тожде мудрствуйте,
 

2Кор.13:10 с толкованием
теснее свяжитесь единомыслием, держитесь все одного образа мыслей.
 


Мир имейте
 

2Кор.13:10 с толкованием
и с нами, и друг с другом, а прежде всего с спасшим вас Богом.
 


И Бог любве и мира будет с вами.
 

2Кор.13:11 с толкованием
Ибо, увидя сии преспеяния, сподобит вас всякого промышления, потому что Он законоположник сего.
 


Целуйте друг друга лобзанием святым,
 

2Кор.13:12 с толкованием
то есть нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тела Христова.
 


Целуют вы святии еси.
 

2Кор.13:13 с толкованием
В один с ними состав совокупил и всех уверовавших во вселенной.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
 

2Кор.13:14 с толкованием
Не в означение раздельности выразился так Апостол и не иное уделил Христу, а иное Отцу, иное же Духу, ибо неоднократно любовь приписывал он Духу, общение Сыну, благодать Богу Отцу. Так и в Первом послании, приписав действо Отцу (1Кор.12:6), чрез несколько слов приписывает оное Духу (1Кор.12:11). В ином же порядке поставил Лица, не извращая порядок, указанный Господом (Мф.28:19), но научая, что порядок имен не означает инаковости естества или силы или разности достоинств.
 

Будем молиться и мы, чтобы сподобиться апостольского благословения и улучить обетованные блага по благодати и человеколюбию Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 

Второе послание к Коринфянам писано в Филиппах Титом и Лукою.