Глава 
3

2Кор.3  с толкованием

1
Зачинаем ли паки нас самех извещавати вам? Или требуем, якоже нецыи, извещавательных посланий к вам, или от вас известительных?

2Кор.3:1  с толкованием

2
Послание бо наше вы есте, написаное в сердцах наших, знаемое и прочитаемое от всех человек:

2Кор.3:2  с толкованием

3
являеми, яко есте послание Христово служеное нами, написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных.

2Кор.3:3  с толкованием

4
Надеяние же таково имамы Христом к Богу,

2Кор.3:4  с толкованием

5
не яко довольни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но доволство наше от Бога:

2Кор.3:5  с толкованием

6
иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмени, но духу: писмя бо убивает, а дух животворит.

2Кор.3:6  с толкованием

7
Аще ли служение смерти писмены, образовано в каменех, бысть в славу, яко не мощи взирати сыном Израилевым на лице Моисеово, славы ради лица его престающия.

2Кор.3:7  с толкованием

8
Како не множае паче служение духа будет в славе?

2Кор.3:8  с толкованием

9
Аще бо служение осуждения, слава, много паче избыточествует служение правды в славе.

2Кор.3:9  с толкованием

10
Ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу.

2Кор.3:10  с толкованием

11
Аще бо престающее, славою: много паче пребывающее, в славе.

2Кор.3:11  с толкованием

12
Имуще убо таково упование, многим дерзновением действуем,

2Кор.3:12  с толкованием

13
и не якоже Моисей полагаше покрывало на лицы своем, за еже не мощи взирати сыном Израилевым на конец престающаго.

2Кор.3:13  с толкованием

14
Но ослепишася помышления их: даже бо до сего дне тожде покрывало во чтении Ветхаго Завета пребывает не откровено, зане о Христе престает.

2Кор.3:14  с толкованием

15
Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит:

2Кор.3:15  с толкованием

16
внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало.

2Кор.3:16  с толкованием

17
Господь же Дух есть: а идеже Дух Господень, ту свобода.

2Кор.3:17  с толкованием

18
Мы же вси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа.

2Кор.3:18  с толкованием

Толкования на главу 2Кор.3
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла

2Кор.3

Глава 
3

2Кор.3  с толкованием

Неужели нам снова знакомиться с вами?
 

2Кор.3:1 с толкованием
Поскольку сказал о себе много великого, то говорит: не скажет ли кто: что это, Павел? говоря сие о себе, ты сам выхваляешь себя. Отстраняет это возражение следующими словами.
 


Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?
 

2Кор.3:1 с толкованием
Говорит это с силой, делая речь свою более выразительной. Намекает же на лжеапостолов, которые, не имея в своих делах ничего, что могло бы сделать их известными, сочиняли одобрительные письма, представляли их кому хотели и таким образом рекомендовали и приводили себя в известность. Слова его, высказываемые с силой, имеют такой смысл: ужели кто скажет, что мы должны представить вам одобрительные письма, чтобы придти чрез них в известность у вас, или же представлять такие письма от вас к другим? Затем с чувством присовокупляет.
 


Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками.
 

2Кор.3:2 с толкованием
Что, говорит, сделали бы письма, в которых вы стали бы одобрять и прославлять нас, то самое исполняете вы своей жизнью по вере, которую все видят и слышат. И куда бы ни отправились мы, всюду носим вас с собой, потому что вы написаны в нашем сердце, и мы всем возвещаем о вашей добродетели. Таким образом, поскольку вы для меня — одобрительное письмо к другим, то я не нуждаюсь в других письмах от вас, чтобы сделаться известным не знающим меня. Также, поскольку я имею вас в сердце, то не имею нужды в том, чтобы другие рекомендовали меня вам. Одобрительные письма нужны к незнакомым, а не к знакомым, вы же так написаны в сердце моем, что не можете выйти из него. Здесь свидетельствует не только о любви своей к ним, но и об их добродетельной жизни, то есть что они в состоянии были доказать пред всеми людьми достоинство своего учителя, ибо украшением для учителя служит добродетель учеников.
 


Вы показываете собою, что вы — письмо Христово.
 

2Кор.3:3 с толкованием
Каким образом? Тем, что закон Христов и Его заповеди, подобно письменам, пребывают и сохраняются в вас.
 


Через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
 

2Кор.3:3 с толкованием
Воспользовавшись случаем сравнить закон с Евангелием, делает здесь такое сравнение: как Моисей был служителем Закона, так и мы служители вашей веры в Евангелие, и как он вырезал на каменных скрижалях, так и мы на ваших сердцах; Закон написан был чернилами, а Евангелие написано в вас Духом. Итак, насколько Дух отличается от чернил и сердце от камня, настолько отличается Новый Завет от Закона. Поскольку у ожесточенных людей каменные сердца, то сердца верующих назвал плотяными, потому что они восприимчивы к слову.
 


Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя.
 

2Кор.3:4 с толкованием
Поскольку показал, что Новый Завет выше Ветхого, и естественно было заключить, что и мы — апостолы, служители Нового Завета, выше Моисея, который служил Ветхому Завету, но это показалось высокомерным, то говорит: нет ничего нашего, но уверенность наша, то есть похваление наше в Боге через Христа. Ибо Христос есть причина того, что мы похваляемся в Боге, и ничего нет нашего, даже самого малейшего. Эту именно мысль выражает словами: мы не способны помыслить что от себя.
 


Но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета.
 

2Кор.3:6 с толкованием
Наша сила, говорит, от Бога: Он сделал нас способными, то есть укрепил, сделал способными служить великому божественному сему делу, — Новому Завету.
 


Не буквы, но духа.
 

2Кор.3:6 с толкованием
И Ветхий Закон духовен, то есть дан Духом; но не подавал Духа, как подаст Его Новый. Итак, смысл слов такой: нам вручено сообщать не букву, как Моисею, но Дух. Ибо апостолы не только учили духовному и божественному, но и сообщали Духа чрез возложение рук.
 


Потому что буква убивает, а дух животворит.
 

2Кор.3:6 с толкованием
Закон, говорит, подвергает наказанию, когда замечает кого-либо согрешающим даже в самом, казалось бы, малом, каково собирание дров в субботу (Числ.15:32-36), а Дух Святый, принимая совершивших бесчисленные беззакония, оправдывает их в бане крещения и оживотворяет умерших грехом.
 


Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно.
 

2Кор.3:7 с толкованием
Показав выше различие между Новым и Ветхим Заветом, которое состоит в том, что последний пишется чернилами, а первый Духом, тот — на камнях, а этот — на сердцах, также что последний убивает, а первый животворит, теперь хочет показать, что и слава Евангелия больше. Поскольку же закон имел ощутительную славу, то есть славу в лице Моисея, а Новый Завет имеет славу мысленную, которой никто не видит чувственно, то показывает превосходство евангельской славы посредством умозаключения, говоря, что закон был служителем смерти. Не сказал: виновник смерти, чтобы не дать повода еретикам, но: служитель. Ибо виновник смерти был грех, а закон подверг наказанию. Кроме того, закон был только буквой и не подавал подвизающимся никакой помощи, как подает крещение, но возлагал еще неизгладимые наказания. Ибо этот служитель смерти был начертан на камнях. Если, таким образом, закон при таком свойстве своем был так славен, то во сколько более имеет славы благодать, которая несравненно превосходит его?
 


Что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей.
 

2Кор.3:7 с толкованием
Прикровенно обвиняет иудеев. Они, говорит, были так грубы, что не могли взирать даже на чувственную славу. Не сказал, что закон и скрижали имели славу, но лице Моисееве; ибо прославлен был Моисей, а не скрижали закона. Но и самую славу Моисея уничтожает, называя ее преходящей. Заметь, однако, что не назвал ее худой, но имеющей конец и перестающей.
 


То не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
 

2Кор.3:8 с толкованием
Так как назвал закон служением смерти, то естественно было назвать Евангелие служением жизни; но апостол дал ему название высшее — назвал его служением Духа. Ибо Новый Завет имеет силу сообщать не только жизнь, но — что гораздо важнее — Самого Духа, дающего жизнь. Тем славнее, значит, он в сравнении с законом.
 


Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
 

2Кор.3:9 с толкованием
Снова в другом виде представляет ту же мысль. Изъясняя свои слова: буква убивает, называет закон служением осуждения, как карателя грехов, а не виновника их. Евангелие же называет служением оправдания; потому что оно не только освобождает от наказания, но и делает грешников праведными. Поэтому Евангелие будет обладать гораздо большей славой.
 


То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
 

2Кор.3:10 с толкованием
Что я, говорит, сравниваю Ветхий и Новый Завет между собой? Превосходство Нового Завета таково с сей стороны, то есть при сравнении, что прославленный, то есть Ветхий Завет, представляется вовсе не имеющим славы, по причине необычайной славы Нового. Ибо хотя закон был славен сам по себе, но по причине превосходства евангельской славы является бесславным. Заметь, что и этим одобряет Ветхий Завет; ибо сравниваются обыкновенно вещи сродные.
 


Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
 

2Кор.3:11 с толкованием
Приводит другое умозаключение. Если в славе дан закон перестающий и подлежащий отмене, то тем более будет в славе закон непоколебимый и вечный — Новый Завет.
 


Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением.
 

2Кор.3:12 с толкованием
Поскольку приписал Новому Завету необыкновенную славу, то тем, которые, услышав это, пожелали бы видеть славу его чувственно, говорит, что мы имеем такую надежду. Какую? Ту, что все мы верующие удостоились большего, нежели Моисей, и потому пользуемся большим дерзновением относительно наставляемых нами, ничего не скрывая и ничего не опуская, и не покрываем от вас лица, как покрыл его Моисей от иудеев. Ибо вы не так слабы, как они, Моисей же, когда получил скрижали в другой раз и сошел с горы, имел такое сияющее лицо, что иудеи не могли ни подойти к нему, ни говорить с ним, пока он не закрыл лицо покрывалом. На историю этого события указывает Павел, когда говорит следующее.
 


А не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
 

2Кор.3:13 с толкованием
То есть нам не нужно покрывать себя, подобно Моисею. Ибо вы можете смотреть на ту славу, которую мы имеем, разумею славу Евангелия, хотя она гораздо блистательнее Моисеевой. То есть вы можете понимать тайны Божий, именно Евангелие, и нам не нужно закрывать их от вас неясностью, как покрывалом. Израильтяне же, как плотские, не могли видеть, что закон имеет конец и что он будет отменен; ибо покрывало означает плотский ум их, как узнаешь ниже. Некоторые же понимали сие так: то самое, что они не могли взирать на лице Моисея, показывало, что эта слава имеет конец. Ибо, как скоро не видали славы, то ее и не было, и сим показано было, что она кратковременна, потому не проявила себя славой.
 


Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
 

2Кор.3:14 с толкованием
Ослеплен, говорит, ум их, и потому ни те, которые тогда жили, не видели, ни те, которые теперь живут, не видят, как ослепленные и имеющие на лице Моисеевом то же покрывало во время поверхностного чтения закона. Ибо Христос называет закон Моисеем, как в следующем месте: у них есть Моисей и пророки (Лк.16:29). И не открывается им, не познается ими, что Христос имел отменить Ветхий Завет. Итак, их заблуждение есть заблуждение ума, потому что ослепление есть грех ума. Не удивляйтесь, говорит, что иудеи не могут видеть славы, славы закона. Если бы они видели славу закона, то видели бы и славу Христову. Ибо славу закона составляет обращение ко Христу. Где же сказано, что закон отменен будет Христом? Там, где говорится: пророка воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте (Втор.18:15). Итак, когда повелевается слушать Его, а Он отменил субботу, обрезание и все прочее, то выходит, что об отмене этой дал поведение сам закон. Кроме сего, тем, что ведено приносить жертвы в одном храме, а Христос разрушил его, не отменяются ли жертвы совершенно? И: Ты священник вовек по чину Мелхиседека (Пс.109:4), также: жертвы и приношения Ты не восхотел (Пс.39:7), — все это составляет отмену закона.
 


Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их.
 

2Кор.3:15 с толкованием
Поскольку выше сказал, что покрывало лежит в чтении Ветхого Завета, то, дабы кто не подумал, что покрывалом называет неясность закона, говорит: нет, я называю покрывалом слепоту и грубость сердца иудеев. Ибо и на лице Моисея оно лежало не для него, но по причине грубости и слабого зрения иудеев.
 


Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух.
 

2Кор.3:16 с толкованием
Теперь говорит о способе, как могут исправиться израильтяне. Когда обращаются к Господу, говорит, то есть когда оставят закон и приступят к духовному Евангелию, тогда снимется покрывало. Ибо и Моисей, как повествует история, когда обращался к Господу, снимал с себя покрывало. А это прообразовало имеющее быть после, именно, когда кто обратится к Духу (ибо Он — Господь), тогда увидит открытое лицо законодателя, еще более — сам будет наряду с Моисеем и будет наслаждаться славой, превосходящей, как сказано, славу закона. Ибо ее даст Дух, как Господь и Всемогущий.
 


А где Дух Господень, там свобода.
 

2Кор.3:17 с толкованием
В законе было иго и рабство, а в законе Духа и в Евангелии — свобода, так что слава Господня созерцается беспрепятственно и свободно.
 


Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
 

2Кор.3:18 с толкованием
Мы наслаждаемся, говорит, такой свободой и благородством, что все мы верные, не как там — один Моисей, открытым лицем (ибо у верующих нет покрывала) взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, то есть получаем ту же славу, и, подобно зеркалу, приемля блеск, отражаем его. Как серебро, лежащее против солнца, и само испускает некоторые лучи под влиянием солнца, так и мы, очищенные Духом в крещении и озаренные Его лучами, отражаем некий духовный блеск и преобразуемся по тому же образу от славы Духа в свою славу, и притом в такую, какую свойственно иметь тому, кто просвещен от Духа Господня, никому не подчиненного. Ибо, будучи Господом, Он имеет и светочи владычние. Ибо все верующие чрез крещение исполняются Духа Святого и душа их просветляется, да и Моисей, видя божественную славу, и сам преобразился в нее, то есть сам получил блеск, и лице его просветилось, прообразуя нас.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.3

Глава 
3

2Кор.3  с толкованием

1
В этом вы сами являетесь свидетелями, так как мы не начинаем снова себя самим представлять вам, или (имеем нужду) от других просить посланий (представительных) к вам.

2Кор.3:1  с толкованием

2
Но послание ваше, то есть проповедь наша, вы сами есте, как бы в сердцах наших написанное, чрез знание и с мудростью читаемое чрез нас всеми людьми.

2Кор.3:2  с толкованием

3
Вы являете собою и удостоверяете, что вы послание есте Христово, ибо делами вашими как бы из книги возвещается Христос, чрез служение наше, то есть чрез проповедь нашу, - написанное же (послание Христово) не чернилами, или на скрижалях каменных, но Духом и на скрижалях сердца плотяных.

2Кор.3:3  с толкованием

4-6
Уверенность же такую имеем чрез Христа в Боге, - не потому, чтобы способны мы были помыслить что от себя, но поелику мудрость дается нам от Бога, Который нас соделал быть достойными служителями Новаго Завета, не тою Моисеевскою буквою, но духом, то есть возвещается чрез действия Духа. Ибо буква убивает, а Дух животворит, то есть: Евангелие спасает людей чрез долготерпение, даруя им прощение.

2Кор.3:4  с толкованием

7-8
Если же служение смерти, - ибо убивало оно чрез правду свою, - то есть служение, написанное и начертанное на скрижалях каменных, - получило такую страшную славу, именно ту, которою облеченный восходил носивший ее (Моисей, Исх.34:29 сл.): то сколь более служение Духа будет в славе, когда оно гораздо выше первого?

2Кор.3:7  с толкованием

9
Ибо если служение осуждения, - разумей в том смысле, что требовало должных дел, - в славе было: то сколь более процветет служение правды в славе, то есть служение благодати?

2Кор.3:9  с толкованием

10
Ибо не оказывается славным даже то, прославленное в этом отношении, по причине превосходнейшей славы, то есть: в славе, которую имели принять Апостолы, за ничто почитается та слава, которая дана при сообщении закона.

2Кор.3:10  с толкованием

11
Если ведь (ибо) упраздняемое и преходящее, то есть закон, который прешел, и Моисей, который упразднен, чрез славу (в славе) явился, то сколь более то, что имеет оставаться после воскресения вечного, будет преизбыточествовать в славе вечной.

2Кор.3:11  с толкованием

12
Итак, имея такую надежду на всегдашнюю славу, великим поэтому дерзновением пользуемся мы, то есть открыто действуем.

2Кор.3:12  с толкованием

13
И не имеем нужды являться - как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, дабы не могли взирать сыны Израилевы на лице Моисея, на конец того, что должно было упраздниться.

2Кор.3:13  с толкованием

14
Поелику омрачились мысли их, и они не могли узреть таинств, бывших в законе, - ибо до сегодняшняго дня, когда читают Ветхий Завет, то же самое покрывало простерто между лицом Моисея и глазами их, то же покрывало простерто между буквою Моисея и умами их. Посему и не видят они того, что должно упраздниться чрез Христа, то есть быть совершено.

2Кор.3:14  с толкованием

15
Но до сего дня, когда читают Моисея. Ветхий Завет назван именем слуги, как прочие Писания названы именем пророков, коих пророчественные речи содержат они. Итак, поелику писание Моисея уравнено с писаниями товарищей его пророков, то тем самым возвеличено обетование Сына - превыше обетований пророков и Евангелие Господа - превыше проповеди слуг. Когда же, говорит, читают Моисея, то есть книги Моисея, то сердца их покрываются темным покрывалом вместо светлого покрывала.

2Кор.3:15  с толкованием

16
А снимется оно с глаз их, когда они обратятся к Господу. Как Моисей, когда устремлял взор свой к Богу, то снимал покрывало с лица своего, так и с ума их снимется оно, когда обратятся к вере в Господа.

2Кор.3:16  с толкованием

17
Ибо Господь Дух есть Святой, то есть не находится и не заключен в одном месте, - а где Дух Господень, там есть свобода, то есть Его (Духа) свободе свойственно, чтобы Он находился во всяком месте, где будет и Господь.

2Кор.3:17  с толкованием

18
Мы же есть открытым лицем, которое не покрыто, как лицо Моисея, славу Бога сокровенную, как в зеркале созерцая, в тот же образ преобразуемся, то есть с надеждою ожидаем восприять, от славы в славу, именно от славы, утраченной в раю, в славу, которую мы имеем получить в царстве небесном, - так, как от Господа (Господня) Духа, Который действиями Своими уже свидетельствует о том, о чем мы говорим.

2Кор.3:18  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.3

Глава 
3

2Кор.3  с толкованием

Зачинаем ли паки нас самех извещавати вам?
 

2Кор.3:1 с толкованием
Ибо не нам следует сказать это, а вам, которые в точности знаете, что касается и до нас, и до них. И Апостол продолжает уязвлять их словом.
 


Или требуем, якоже нецыи, извещавателных посланий к вам, или от вас!
 

2Кор.3:1 с толкованием
А сим дает им понять, что некоторые из оных обманщиков и им выхвалены были другими, и от них напутствованы одобрительными к другим посланиями. И поелику к поражению их достаточно было сказанного, то Апостол в последующих словах предлагает врачевство и говорит:
 


Послание бо наше вы есте, написанное в сердцах наших, знаемое и прочитаемое от всех человек.
 

2Кор.3:2 с толкованием
Не имеем нужды в посланиях; о нас свидетельствуют самые дела; и есть у нас одушевленное послание, которое говорит вам в нашу пользу; это — вера ваша, прославляемая везде, и на суше и на море; потому что мы, избавив вас от заблуждения, привели к свету Боговедения. Сие выражают и последующие слова.
 


Являемы, яко есте послание Христово служеное нами.
 

2Кор.3:3 с толкованием
И что я говорю — наше? Вы — послание Самого Спасителя нашего, изречения самой проповеди Его, а мы только служители писмен.
 


Написано не чернилом, но Духом Бога жива, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных.
 

2Кор.3:3 с толкованием
Оставив учащих противному, Апостол переходит к действительности и показывает различие двух заветов, ибо один начертан был на скрижалях каменных, а другой написан на разумных сердцах.
 


Надеяние же таково имамы Христом к Богу: не яко доволни от себе помыслити что, яко от себе.
 

2Кор.3:4 с толкованием
Благовременно упомянул Апостол о Боге всяческих, потому что проповедующие противное утверждали, будто бы Бог печется о сохранении закона. Посему говорит: смело уповаем на Бога всяческих, потому что Христос дерзновение сие дал нам; о себе же не думаем высоко и не из собственных своих помыслов слагаемую предлагаем проповедь.
 


Но доволство наше от Бога: Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмени, но духу;
 

2Кор.3:6 с толкованием
потому что Сам Бог всяческих преподал нам силу, достаточную к тому, чтобы служить благодати Духа. Ибо предлагаем не ветхие писмена закона, но новый дар Духа.
 


Писмя бо убивает, а Дух животворит.
 

2Кор.3:6 с толкованием
Апостол о том и другом выразился, взирая на конец, потому что закон наказывал преступающих, а благодать животворит верующих. Потом сравнение сие делает с большею ясностию.
 


Аще ли служение смерти писмены, образовано в каменех, бысть в славу, яко не мощи взирати сыном Исраилевым на лице Моисеово, славы ради лица его престающия: како не множае паче служение Духа будет в славе?
 

2Кор.3:7 с толкованием
Апостол служение закона нарек служением смерти, потому что закон наказывал преступников. Посему говорит он: если и там, где наказание и смерть, и писмена, начертанные на камнях, сообщающий это приял такую славу, что взирающие на лицо его не выносили издаваемого им сияния, то тем паче исполнятся большей славы служащие Божественному Духу. Ибо служением Духа Апостол назвал служащих Духу, как и, наоборот, служением смерти — служивших закону, то есть Моисея, так как делает сравнение Моисея и проповедников благодати, и показывает, что тот сообщил написанные скрижали, а последние преподают благодать Всесвятого Духа, что закон наказывает, а благодать животворит, что слава, данная в удел Моисею, продолжалась малое время, а слава проповедников пребывает вовеки и что там один Моисей приобщился славы, а здесь приобщаются не апостолы только, но и уверовавшие чрез них. Потом Апостол, чтобы показать превосходство благодати, производит сравнение в обширнейшем виде.
 


Аще бо служение осуждения, слава, много паче избыточествует служение правды в славе.
 

2Кор.3:9 с толкованием
Закон осуждал согрешающих, а приемлющая их благодать оправдывает верою, потому что приводит к Божественному крещению и дарует отпущение грехов. Посему если послуживший первому стал причастником славы, то гораздо паче служители, последнего исполнятся большей славы.
 


Ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу.
 

2Кор.3:10 с толкованием
Ибо такова слава, соблюденная последним, что, взирая на них, славу, данную в удел Моисею, иной по всей справедливости не назовет и славою. Свет от светильника хотя ночью кажется весьма сильным, однако же среди полудня делается неприметным и не почитается даже светом. Потом сравнивает Апостол еще иначе:
 


Аще бо престающее, славою: много паче пребывающее, в славе.
 

2Кор.3:11 с толкованием
Апостол назвал закон престающим, как утративший силу свою с пришествием Владыки Христа, а дар благодати пребывающим, как дар, который не будет иметь конца. Посему если закон, говорит он, сподобился славы, то, конечно, во много крат большей славы сподобится дар благодати.
 


Имуще убо таково упование, многим: дерзновением действуем.
 

2Кор.3:12 с толкованием
Знаем великость славы и нимало не сомневаемся, но с дерзновением показываем превосходство благодати.
 


И не якоже Моисей полагаше покрывало на лицы своем, за еже не мощи взирати сыном Исраилевым на конец престающаго.
 

2Кор.3:13 с толкованием
Не имеем нужды в покрывале, как Моисей, потому что беседуем с верующими, а все верующие пользуются лучом умного света. Дает же, говоря сие, видеть, что божественный Моисей, предвозвещая неверие иудеев, наложил на лицо себе покрывало, научая тем, что не в состоянии они будут увидеть конец закона, потому что конец закона — Христос в оправдание всякому верующему. Сие и сказал Апостол: за еже не мощи взирати сыном Исраилевым на конец престающаго. Ибо престающим, то есть теряющим свою силу, назвал закон, а концом престающего — проповеданного под законом, то есть Христа. Потом показывает истинность дерзновения.
 


Но ослепишася помышления их.
 

2Кор.3:13 с толкованием
Не другой кто ослепил их, но сами подпали сей болезни по самопроизвольному рассуждению.
 


Даже бо до сего дне тожде покрывало во чтении Ветхого Завета пребывает не откровено, зане о Христе престает.
 

2Кор.3:14 с толкованием
Закон до сего дня носит на себе облик Моисеев, и лежит на нем покрывало для предприемлющих читать его без веры.
 


Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит.
 

2Кор.3:15 с толкованием
Апостол Моисеем называет закон, а покрывалом — неверие. Научает же, как можно снять покрывало.
 


Внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало.
 

2Кор.3:16 с толкованием
Моисей, беседуя с народом, имел наложенное на нем покрывало, но, приступая к Богу, снимал с себя покрывало. Посему и ты также, если пожелаешь возвести взор к Богу, то избавишься от покрывала неверия. Кто же есть тот, к кому должно возвести взор?
 


Господь же Дух есть.
 

2Кор.3:16 с толкованием
Апостол показал равночестие Бога и Духа. Ибо Моисей обращал взор к Богу, а мы обращаем к Духу. Но не упомянул бы о Духе, намереваясь показать превосходство нового пред ветхим, если бы знал, что Дух Святой есть тварь. Ибо если Он тварь, по учению Ария и Евномия, и мы приступаем к Духу, а Моисей к Богу и Отцу, то значит, что наше гораздо ниже ветхого. Если же не ниже, а выше, и гораздо выше, то следует, что Дух Святой не тварь, но равномощен и равночестен Отцу. Но, водясь бесстыдством, говорят, что здесь Господь назван Духом, а не Сам Дух Господом. Неразумия и бесстыдства исполнено это. Ибо божественный Апостол произвел полное сравнение писмени и духа; говорит: написано не чернилом, но Духом Бога жива; и еще: не писмене, но Духу, и потом: писмя бо убивает, а Дух животворит, и еще: како не паче служение Духа будет в славе? Посему явно, что божественный Апостол Всесвятого Духа нарек Господом. О сем свидетельствует и последующее, ибо говорит Апостол:
 


А идеже Дух Господень, ту свобода.
 

2Кор.3:17 с толкованием
Если бы Господа называл Духом, то сказал бы: а идеже Господь. Но сказано не так; напротив того, Апостол наименовал Самого Духа Господня, потому что Им преподается благодать Господня. И чтобы не почел кто Духа служебным, по необходимости прибавил, что Дух есть Господь.
 


Мы же еси откровенным лицем славу Господню взирающе, в тойже образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа.
 

2Кор.3:18 с толкованием
Моисей один пользовался славою, а здесь пользуются все верующие. Он имел покрывало по немощи иудеев, а мы, предлагая учение верным, не имеем нужды в покрывале, но откровенным лицом взираем на славу Господню, потому что не обложены гноем неверия. Из сего привлекаем на себя немалое сияние славы, а сие свойственно приобретшим чистое сердце. Ибо как прозрачная вода отпечатлевает в себе лица смотрящихся, и круг самого солнца, и свод небес, так чистое сердце делается как бы некоторым отпечатлением и зеркалом Божией славы. Так и Господь сказал: блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф.5:8). Апостол же сказал: от славы, то есть Духа Божия, в славу, то есть нашу, как бы говоря: От Него приемлем; сие и присовокупил: яко от Господня Духа. И из сего явствует, что в сказанном пред сим Духа назвал он Господом.