Глава 
4

2Кор.4  с толкованием

1
Сего ради имуще служение сие, якоже помиловани быхом, не стужаем си:

2Кор.4:1  с толкованием

2
но отрекохомся тайных срама, не в лукавствии ходяще, ни льстяще словесе Божия, но явлением истины представляюще себе ко всяцей совести человечестей, пред Богом.

2Кор.4:2  с толкованием

3
Аще ли же есть покровено благовествование наше, в гибнущих есть покровено,

2Кор.4:3  с толкованием

4
в нихже бог века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы, Иже есть образ Бога невидимаго.

2Кор.4:4  с толкованием

5
Не себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа: себе же самех рабов вам Иисуса Господа ради:

2Кор.4:5  с толкованием

6
яко Бог рекий из тмы свету возсияти, иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лицы Иисус Христове.

2Кор.4:6  с толкованием

7
Имамы же сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас:

2Кор.4:7  с толкованием

8
во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, но не отчаяваеми:

2Кор.4:8  с толкованием

9
гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе:

2Кор.4:9  с толкованием

10
всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится.

2Кор.4:10  с толкованием

11
Присно бо мы живии в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей:

2Кор.4:11  с толкованием

12
темже смерть убо в нас действует, а живот в вас.

2Кор.4:12  с толкованием

13
Имуще же тойже дух веры, по писанному: веровах, темже возглаголах: и мы веруем, темже и глаголем,

2Кор.4:13  с толкованием

14
ведяще, яко Воздвигий Господа Иисуса, и нас со Иисусом воздвигнет, и предпоставит с вами.

2Кор.4:14  с толкованием

15
Вся бо вас ради, да благодать умножившаяся, множайшими благодарении избыточествит в славу Божию.

2Кор.4:15  с толкованием

16
Темже не стужаем си: но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни.

2Кор.4:16  с толкованием

17
Еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает нам,

2Кор.4:17  с толкованием

18
не смотряющым нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна.

2Кор.4:18  с толкованием

Толкования на главу 2Кор.4
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла

2Кор.4

Глава 
4

2Кор.4  с толкованием

Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем.
 

2Кор.4:1 с толкованием
Поскольку выразил многое и великое, сказав, что мы, апостолы, выше Моисея (ибо если все выше, то тем более они),, то умеряет свое слово и говорит: все это принадлежит Богу. Ибо мы только служители, и то, что мы поставлены в служители, не наше же, но, говорит, и это принадлежит милости Божией. Слова посему мы не унываем относи к тому и другому, то есть так как мы удостоились столь великих благ, то не уклоняемся от опасности и скорбен, потому что, однажды быв помилованы, поставлены на служение.
 


Но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости.
 

2Кор.4:2 с толкованием
Указывает на лжеапостолов, которые во всем притворялись. Они брали дары, и представляли себя неберущими; казались святыми, а были нечисты. Мы же, говорит, отвергли такие дела, которые, обнаружившись, покрывают делающего их позором, то есть такие, которые совершаются лицемерно. Ибо прибавляет: не прибегая к хитрости, так что совершенное с лукавством и есть то, что навлекает позор. Впрочем, если будешь разуметь это о делах постыдных, то в этом ничего не будет нового: ибо и это свойственно лжеапостолам.
 


И не искажая слова Божия.
 

2Кор.4:2 с толкованием
Не только, говорит, жизнь наша проста, чиста и свободна от беззакония, но и в учении и в слове нашем нет обмана. Ибо мы ничего не примешиваем к ним из внешней мудрости или что-нибудь льстивое, не собираем деньги от проповеди, и не говорим сегодня одно, а завтра другое, применяясь к временам и лицам, как поступают лжеапостолы.
 


А открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
 

2Кор.4:2 с толкованием
Лжеапостолы представляют себя наружно и для вида, и кажутся иными, нежели каковы на самом деле. А я представляю себя, открывая истину, то есть самые дела употребляю во свидетельство. Так, я говорю, что ничего не беру, и имею свидетелями этого вас; так поступаю и во всем прочем. Вот как я представляю себя всем людям, верующим и неверующим, то есть открывая жизнь свою и проповедуя всем открыто, так что все могут разуметь. А так как людей можно обмануть, то присовокупляет: пред Богом, Которого лжеапостолы не принимают во свидетели.
 


Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих.
 

2Кор.4:3 с толкованием
Сказав выше, что хотя на израильтянах лежит покрывало, а мы, верующие, смотрим с непокрытым лицом, теперь говорит, что если Евангелие закрыто, то закрыто для неверующих. Ибо что тогда было с иудеями относительно Моисея, то же самое теперь бывает с неверующими относительно Евангелия. Но в этом виновны они, а не Евангелие, ибо, если бы они уверовали, увидели бы славу Божию без покрова.
 


Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа.
 

2Кор.4:4 с толкованием
В числе погибающих, говорит, которых много и которые различны, находятся и неверующие. Им-то бог века сего ослепил умы. Маркиониты утверждают, что это сказано о демиурге, которого они называют правосудным (смотри свт. Ин. Злат., Беседа 8), но не благим, а манихеи относят это к диаволу, которого они называют и творцом мира. Но ни то, ни другое не справедливо, а сказано это о Боге нашем. Если же Он называется Богом века сего, то в этом нет ничего нового; ибо Он называется и Богом неба, хотя Он есть Бог не его одного; называется он и Богом Авраама, Исаака и Иакова, хотя Он — Бог не их одних, но всех. Что же странного, если и Павел благовременно назвал его теперь Богом века сего, чтобы лучше показать неверующим, что Он создал и сие видимое, наслаждаясь которым, они отвергают Создателя? Можно объяснить это место и так, что Бог ослепил умы неверующих века сего, ибо в будущем веке нет неверующих. Что же значит ослепил? Значит, что попустил быть слепыми, подобно тому, как и предал их Бог превратному уму (Рим.1:28). Ибо после того, как они отпали от Него, Он предоставил их себе, оставил их, потому что не принуждает ко спасению. Заметь же, что не сказал, что ослепил для того, чтобы они не веровали, но для того, чтобы недостойные глаза не видели блеска славы Христовой. Блеск же состоит в том, чтобы веровать, что Он распялся, вознесся и даст нам будущие блага. Как больному глазами не дозволяют видеть солнечных лучей, чтобы они не повредились, так точно и они сделались неверующими сами от себя. А когда они стали такими, Бог сокрыл от них лучи славы евангельской, как от израильтян — лице Моисея. Так и нам заповедал не бросать жемчуга перед свиньями (Мф.7:7). Прекрасно сказал: воссиять, ибо ныне мы имеем умеренный свет, а не полное освящение, что выше назвал благоуханием и залогом, показывая, что там находится нечто большее.
 


Который есть образ Бога невидимого.
 

2Кор.4:4 с толкованием
Здесь показывает, что они не знают не только славы Христовой, то и славы Отца. Ибо если Христос есть образ Отца, то не видящий Христа не знает и Отца.
 


Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса.
 

2Кор.4:5 с толкованием
Выше сказал, что мы не прибегаем к хитрости, потом присовокупил о неверующих, как они были покрыты. Теперь говорит: мы не обманываем, ибо проповедуем не самих себя, как лжеапостолы. Ибо они внушали своим ученикам называть себя их именами, как и показал в первом послании: я Аполлосов, я Кифин (1Кор.1:12). Иначе: не думайте, нападающие на нас, что вы нападаете на нас, ибо мы не себя проповедуем, но Христа, почему вы восстаете против Проповедуемого нами. Мы до такой степени не себя проповедуем, что не отказываемся быть и вашими рабами для Христа, то есть ради того, что Он так возлюбил нас и все сделал для нас.
 


Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
 

2Кор.4:6 с толкованием
Почему, говорит, мы не проповедуем себя? Потому, что Бог воссиял в сердцах наших, как в древности на лице Моисея, так ныне на нас. Как при первом творении сказал, и явился из тьмы свет, так и ныне сказал, и явился свет. Впрочем, Он сам стал светом для нас, ибо Он воссиял для нас в лице Христа, то есть чрез Христа, потому что Отец сияет в нас чрез Христа и дает просвещение познанием, не сущности Своей, но славы. Заметь, и здесь у Павла богословие о Троице. Ибо о Духе говорит он: взирая на славу Господню, ибо Дух есть Господь; о Сыне: свет благовествования о славе Христа, а теперь об Отце: просветить нас познанием славы Его.
 


Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах.
 

2Кор.4:7 с толкованием
Поскольку сказал о неизреченной славе много великого и высокого, то, дабы кто не сказал: как же мы, получив такие, как ты говоришь, блага, останемся в смертном теле? — говорит: глиняный сосуд вмещает такие сокровища силой Божиею.
 


Чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
 

2Кор.4:7 с толкованием
Чтобы преизбыточная сила, являющаяся в нас, была Божией и чтобы не подумали, что мы совершаем что-нибудь сами собой, но чтобы все, кто видит, говорили, что все это Божие. Намекает на лжеапостолов, которые все приписывали себе.
 


Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены.
 

2Кор.4:8 с толкованием
В такой мере, говорит, все есть дело силы Божией, что хотя мы скудельные сосуды и подвергаемся стольким и столь разнообразным искушениям, однако не разбиваемся и не теряем находящегося в нас сокровища. Ибо подвергаемся скорбям во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи, между друзьями, между врагами, но не стеснены, потому что Бог расширяет сердца наши.
 


Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся.
 

2Кор.4:8 с толкованием
То есть, хотя подвергаемся бедствиям и стеснениям, однако, стоя твердо, не отчаиваемся и не побеждаемся, но в Боге находим помощь и побеждаем.
 


Мы гонимы, но не оставлены.
 

2Кор.4:9 с толкованием
Люди гонят нас, но Бог не оставляет нас. Ибо это попускается для того, чтобы мы упражнялись в борьбе, а не для того, чтобы мы пали.
 


Низлагаемы, но не погибаем.
 

2Кор.4:9 с толкованием
Противники, говорит, низлагают нас по телу и в вещах внешних, но мы не погибаем, благодушествуем и наслаждаемся постоянством духа, и при этом сохраняем при помощи Божией самое тело.
 


Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
 

2Кор.4:10 с толкованием
То есть ежедневно подвергаясь смерти и всегда подражая смерти Господа, свидетельствуем таким образом о жизни или о воскресении Его, телом своим. Ибо, если кто не верует, что Господь воскрес, он не будет иметь предлога к неверию, когда увидит, что мы ежедневно умираем и ежедневно же остаемся в живых.
 


Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей.
 

2Кор.4:10 с толкованием
Этим объясняются слова мертвость Иисуса, которые были неясны. Ибо он обычно разъясняет неясно сказанное. Слово же чтобы и жизнь Иисусова открылась, кроме предыдущего толкования, должны быть истолкованы еще так: как мы ныне подвергаемся смерти Христовой и решаемся заживо умереть за Него, так и Он благоизволит умерших нас оживотворить тогда. Это говорит апостол и в другом месте: если же мы умерли со Христом, веруем, что и жить будем с Ним (Рим.6:8).
 


Так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
 

2Кор.4:12 с толкованием
Смертью называет здесь искушения, говоря: мы находимся в опасностях, а вы наслаждаетесь жизнью, которая проистекает из этих опасностей, именно вследствие возвещения вам Евангелия, чрез которое вы живете вечной жизнью.
 


Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим.
 

2Кор.4:13 с толкованием
Выше упомянул об искушениях, и о смерти, потом сказал, что и от них избавил нас Иисус, и привел основание, что для того именно избавил, чтобы уверить в Своем воскресении. Теперь утверждает, что это должно основываться на вере, а не на одних умствованиях, и говорит: как Давид, находившийся в искушениях и освобожденный от них только Богом, сказал: я веровал и потому говорил, так и мы, имея тот же дух веры, который он имел, веруем и потому говорим, что, как Иисус воскрес, так и мы победим опасности и опять будем воскрешены. Заметь, что в Ветхом и Новом Завете один и Тот же Дух; заметь это для тех, которые хулят закон.
 


Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
 

2Кор.4:14 с толкованием
Чему же, говорит, мы веруем и что знаем? То, что Тот, Кто воздвиг Иисуса, и ныне исхитит нас от опасностей, и напоследок воздвигнет и представит нас с вами к наслаждению благами. Возбуждает их к вере и доброй жизни. Намекая же на лжеапостолов, которые говорили, что через их посредничество сообщаются их ученикам от Бога блага, говорит: все для вас, и самое воскресение, а не ради того или другого. Совершает же это Бог и многим дарует благодать, чтобы при изобилии благодати преизобиловала и благодарность, приносимая многими в славу Божию. Почему лжеапостолы, приписывая благодать Божию себе, омрачают и славу ее.
 


Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
 

2Кор.4:16 с толкованием
Поскольку, говорит, мы знаем силу Божию и то, что Бог ныне освободит нас от опасностей, потом восставит нас просветленными, то не падаем духом и не отчаиваемся среди страданий. Далее — внешний человек, то есть тело, тлеет. Каким образом? Когда терпит бичевания, гонения. Внутренний же, то есть дух и душа, обновляется. Каким образом? Имея благую надежду и дерзновение, как терпящий и радующийся ради Бога.
 


Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу.
 

2Кор.4:17 с толкованием
Изъясняет, каким образом обновляется внутренний человек, и говорит: размышлением, что скорбь кратка, то есть временна, и легка потому, что временна, а слава и вечна, и имеет вес, то есть величие в высшей степени, ибо таково значение слов: в безмерном преизбытке.
 


Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
 

2Кор.4:18 с толкованием
Показывает, как легка скорбь. Все видимое, говорит, временно, следовательно, и скорбь, и самый покой, ибо и он видим. Ибо для того сказал видимое, чтобы обнять и покой. Итак, не будем унывать в скорби, ни расслабляться покоем. Если же так, то невидимое, то есть Царствие и мучение, вечны. Поэтому ищите первого и убегайте последнего.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.4

Глава 
4

2Кор.4  с толкованием

1
Посему, имея сие служение, мы ежедневно мучимся ради него, поелику мы помилованы для того, чтобы возвратиться в конце концов в то место, которое потеряли.

2Кор.4:1  с толкованием

2
Но отрекаемся от гнусных обманов, коих закон не побеждал, не прибегая к лукавству и не искажая слово Божие, как лжеапостолы, но откровением и истиною, которая совершена надо мною на пути в Дамаск (Деян.9:1 сл.), представляем себя самих, то есть нашу истинность, на все совести людей разные.

2Кор.4:2  с толкованием

3-4
Поелику не закрыто ни от кого наше Евангелие. Если же и закрыто, то у тех закрыто, коим бог сего века, то есть маммона сего времени, ослепил умы, чтобы не сиял им свет Евангелия, в коем проповедуется слава Христа, именно страдание Христа, Который есть образ Бога.

2Кор.4:3  с толкованием

5-6
Ибо не себя самих проповедуем в мире, но Иисуса Христа Господа, страданиями нашими и знамениями нашими мы как бы проповедуем о себе, что мы - слуги Его; поелику Бог, изрекший в первый день творения: из тьмы, покрывающей дела, свет да возсияет, восходя и прогоняя тьму, - Он был Тот, Кто возсиял в сердцах наших, дабы познанием просветиться нам, кои лишены были всяких познаний, к просвещению, говорит, познания славы не лица Моисеева, но лица Христова.

2Кор.4:5  с толкованием

7
Итак, имеем сокровище сие сокрытым в сосудах глиняных, то есть даны нам эти дары чрез тело Христово, - дабы изобилие силы было от Бога, и не от нас, то есть: дабы от Него был успех наш и совершенствование наше, а не от наших дел.

2Кор.4:7  с толкованием

8
Во всем скорбь терпим, но не стесняемся: так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, мы ничего не лишаемся, - и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой либо беды.

2Кор.4:8  с толкованием

9
Хотя гонению подвергаемся, однако, благодаря охранительной силе Промысла, которая с нами пребывает, не бываем оставлены: не оставляют нас ни ученики наши, поелику чрез это более и более умножается число наших учеников. Хотя мы подвергаемся нападениям (мучениям), но не погибаем, ибо многих познаем.

2Кор.4:9  с толкованием

10-11
Всегда мертвость страдания Господа нашего в теле нашем носим с собою, дабы и безсмертная жизнь Иисуса открылась в плоти нашей смертной.

2Кор.4:10  с толкованием

12
Итак, смерть в нас действует, а жизнь в вас, то есть в нас действует смерть явно, а в вас жизнь - скрыто.

2Кор.4:12  с толкованием

13-14
Имея, таким образом, тот же дух веры, все мы должны держаться одинаковых мыслей, как написано (есть): уверовал я, говорит, посему и заговорил (Пс.115:1), - и мы веруем, посему и говорим, и во что мы уверовали, то самое и проповедуем, - зная, что Воскресивший Иисуса, воскресит и нас, и утвердит и укрепит нас с вами: или утвердит нас и вас, или утвердит Евангелие наше в сердцах ваших.

2Кор.4:13  с толкованием

15
Ибо все, то есть то, что совершено, - ради (вас, т.е.) язычников совершено, дабы вместо благодати, бывшей в одном народе и прославлявшейся от одного народа, - благодать, умножившись, по причине благодарения многих, увеличилась во славу Божию.

2Кор.4:15  с толкованием

16
Посему не унываем от преследований со стороны внешних и от собственных скорбей, ибо хотя внешний человек наш разрушается постами, бдениями и ежедневными, наносимыми ему, ранами, но внутренний обновляется со дня на день.

2Кор.4:16  с толкованием

17-18
Ибо, хотя мы ныне и терпим легкое страдание и мучение, но (за то) слава, которую мы имеем получить, вечна; поелику мы смотрим не на видимое сие, которое есть временно, но на то невидимое, которое остается на веки.

2Кор.4:17  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.4

Глава 
4

2Кор.4  с толкованием

Сего ради имуще служение сие, якоже помиловани быхом, не стужаем си.
 

2Кор.4:1 с толкованием
Апостол дал ясно видеть, что служением Духа назвал он проповедников. Сказал же, что сподобился сего служения по единому человеколюбию. Поэтому-то, говорит, и переносим мужественно постигающие нас скорби.
 


Но отрекохомся тайных срама.
 

2Кор.4:1 с толкованием
Разумеет обрезание, которое проповедовали уверовавшие из язычников 2. Сие сказал он и в другом месте: Но яже ми бяху приобретения, сия вмених Христа ради тщету (Флп.3:7); и еще: но вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу (Флп.3:8).
 


Не в лукавствии ходяще, ни льстяще словесе Божия, но явлением истины представляюще себе ко всяцей совести человечестей пред Богом.
 

2Кор.4:2 с толкованием
Снова обличает их в том, что примесью закона искажают Божественную проповедь прибегают к лукавству и не простодушно излагают учение. А мы, говорит Павел, имеем свидетелями истины людей; здравомыслящих и Самого Назирающего совесть. Потом, поелику сказал: мы еси откровенным лицем славу Господню взираем, но весьма многие были ослеплены гноем неверия и не могли созерцать Божественного, то по необходимости присовокупил:
 


Аще ли же есть покровено благовествование наше, в гибнущих есть покровено.
 

2Кор.4:3 с толкованием
Сие Апостол сказал и выше: овем убо воня смертная в смерть, овем же воня животная в живот (2Кор.2:16).
 


В нихже Бог.
 

2Кор.4:3 с толкованием
(здесь должно поставить знак препинания)
 


века сего ослепи разумы неверных, во еже не возсияти им свету благовествования славы Христовы, Иже есть образ Бога.
 

2Кор.4:4 с толкованием
Апостол показал, что неверие ограничивается настоящим веком, ибо в будущей жизни всем открыто является истина. Ослепил же их Бог, не Сам вложив неверие, но когда увидел их неверие, не попустив им видеть сокровенные тайны. Не дадите, — сказал, — святая псом: ни пометайте бисер ваших пред свиниями (Мф.7:6); и еще: Сего ради в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не разумеют (Мф.13:13). Ибо нужны разумение и вера, чтобы приобщиться света, а слабым глазам солнце враждебно. Образом же Бога назвал Апостол Христа, как Бога от Бога, потому что Христос в Себе показывает Отца, почему и говорит: видевый Мене виде Отца (Ин.14:9).
 


Не себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа: себе же самех рабов вам Иисуса ради.
 

2Кор.4:5 с толкованием
Сие написал он и в Первом послании: Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих (1Кор.4:1). А здесь сказал о себе еще смиреннее, ибо назвал себя рабом не только Христу, но и всем верующим, из любви ко Христу, ибо сие значат слова: Иисуса ради.
 


Яко Бог рекий из тмы свету возсияти, Иже возсия в сердцах наших, к просвещению разума славы Божия о лицы Иисус Христове,
 

2Кор.4:6 с толкованием
то есть Кто древле словом в бытие привел естество света и изрек: Да будет свет (Быт.1:3), Тот и ныне, не тем, но собственным Своим светом, осиял наши умы, чтобы нам чрез Самого Христа увидеть славу Его. А сие: о лицы Иисус Христове имеет такой смысл: поелику естество Божие невидимо, то делается оно, сколько возможно, видимым чрез воспринятое человечество, озаряемое Божественным светом и издающее молниеносное сияние. Но также и из сего явствует, что в неверных вложил неверие не Бог, щедро даровавший всем сияние разумного света, но сами они возлюбили неверие; Бог же не послал им луча, света, так как сами не пожелали видеть.
 


Имамы же сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас.
 

2Кор.4:7 с толкованием
Поелику сказанное о проповедниках Нового Завета было важно, проповедники же сии, как всякий видел, оставались в самых трудных обстоятельствах, то Апостол по необходимости объяснил, что и это проповедует Божию силу, и дарованную благодать Духа уподобляет сокровищу, а естество тела — скудельному сосуду. Величайший же признак силы Божией, что естество сие, приемля на себя тысячи ударов, не утратило сокровища. Потом Апостол перечисляет самые искушения и показывает соразмерную им Божию помощь.
 


Во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, но не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе.
 

2Кор.4:8 с толкованием
Если бы не приразилось к нам все это, не сделалось бы явным и величие Божией силы. Но поелику уподобляемся мы как бы растениям, которые цветут в огне, то сим-то самым, что, страдая, сохраняемся невредимыми, проповедуем силу защищающего нас Бога. А сие: нечаеми, но не отчаяваеми — значит: в обстоятельствах безвыходных находим для себя спасительные исходы.
 


Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится.
 

2Кор.4:10 с толкованием
Так Апостол и в другом месте говорит: понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим.8:17).
 


Присно бо мы живии в смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенней плоти нашей.
 

2Кор.4:11 с толкованием
Посему-то самому с любовию за Владыку встречаем смертоносные опасности, чтоб стать причастниками жизни Его и, жертвуя жизнию временною, восприять за то нетление плоти. Сказано же: присно — для точности словосочинения, потому что Апостолу хотелось сказать: мы бо живии.
 


Тем же смерть в нас действует, а живот в вас.
 

2Кор.4:12 с толкованием
Ибо ради вашего спасения подвергаемся мы опасностям, потому что с опасностию для себя преподаем вам учение. Но, поелику мы бедствуем, вы наслаждаетесь жизнию. А как упомянул о жизни бессмертной, она же только в уповании, но уповаемое невидимо, то напоминает пророческое слово, показывая, что и древле бывшие святые озарены были верою.
 


Имуще тойже дух веры, по писанному, веровах, темже возглаголах (Пс.115:1): и мы веруем, темже и глаголем.
 

2Кор.4:13 с толкованием
Апостол весьма кстати привел свидетельство, ибо блаженный Давид, сказав в предыдущем псалме: яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых (Пс.114:7-8), так как самая страна не была им видима, начиная следующий псалом, сказал: Веровах, темже возглаголах. Но тот же Дух, говорит Апостол, вещал и чрез них, вещает и чрез нас.
 


Ведяще, яко Воздвигий Господа Иисуса и нас со Иисусом воздвигнет и предпоставит с вами.
 

2Кор.4:14 с толкованием
Владыка Господь приял смерть за всех, чтобы все мы стали с Ним причастниками воскресения. Посему веруем, что Бог чрез Него и нас соделает победителями смерти и вместе нас и вас представит страшному престолу.
 


Вся бо вас ради,
 

2Кор.4:14 с толкованием
то есть верующих, ибо сказал не об одних коринфянах, но о всех принявших проповедь.
 


Да благодать умножившаяся, множайшими благодарении избыточествит в славу Божию.
 

2Кор.4:15 с толкованием
Бог, промышляя об общем всех спасении, совершил Домостроительство Владыки Христа. Посему надлежит нам непрестанно воздавать Ему песнопениями.
 


Темже не стужаем
 

2Кор.4:15 с толкованием
си; не печалимся, не предаемся малодушию, но переносим все мужественно.
 


Но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни.
 

2Кор.4:16 с толкованием
Самую великую пользу приобретает душа, водясь мужеством. Потом Апостол с ожидаемыми благами сравнивает скорби настоящей жизни.
 


Еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделывает нам.
 

2Кор.4:17 с толкованием
Апостол словом ныне показал непродолжительность и временность. Тому же, что ныне, противопоставляет вечное, а легкому и удобосносному — тяжкое, то есть многоценное, тому, что по преумножению, — то, что в преспеяние, печали — не отраду, но славу, что гораздо важнее. И поелику одно было видимо, а другое не соделалось еще явным, то по справедливости прибавил:
 


Не смотряющым нам видимых, но невидимых; видимая бо временна, невидимая же вечна.
 

2Кор.4:18 с толкованием
Временны же не одни печали, но и отрады настоящей жизни. Посему надлежит не к скорогибнущему пригвождать себя, но ожидать наслаждения вечными благами.
 


Примечания


Из последующего видно, что здесь надобно читать: уверовавшие из иудеев. Так замечает и Евгений Болгар в своем издании блаж. Феодорита.