Глава 
5

2Кор.5  с толкованием

1
Вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех.

2Кор.5:1  с толкованием

2
Ибо о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе:

2Кор.5:2  с толкованием

3
аще точию и облекшеся, не нази обрящемся.

2Кор.5:3  с толкованием

4
Ибо сущии в теле сем воздыхаем отягчаеми, понеже не хощем совлещися, но пооблещися, да пожерто будет мертвенное животом.

2Кор.5:4  с толкованием

5
Сотворивый же нас в сие истое Бог, Иже и даде нам обручение Духа.

2Кор.5:5  с толкованием

6
Дерзающе убо всегда и ведяще, яко живуще в теле отходим от Господа:

2Кор.5:6  с толкованием

7
верою бо ходим, а не видением:

2Кор.5:7  с толкованием

8
дерзаем же и благоволим паче отити от тела и внити ко Господу:

2Кор.5:8  с толкованием

9
темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти:

2Кор.5:9  с толкованием

10
всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла.

2Кор.5:10  с толкованием

11
Ведуще убо страх Господень, человеки увещаваем, Богови же явлени есмы: уповаем же, яко и в совестех ваших явлени есмы.

2Кор.5:11  с толкованием

12
Не паки бо себе хвалим пред вами, но вину даем вам похвалению о нас, да имате к хвалящымся в лицы, а не в сердцы.

2Кор.5:12  с толкованием

13
Аще бо изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам.

2Кор.5:13  с толкованием

14
Ибо любы Божия обдержит нас суждших сие: яко аще един за всех умре, то убо вси умроша.

2Кор.5:14  с толкованием

15
Христос же за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему.

2Кор.5:15  с толкованием

16
Темже и мы отныне ни единаго вемы по плоти: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем.

2Кор.5:16  с толкованием

17
Темже аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова:

2Кор.5:17  с толкованием

18
всяческая же от Бога, примирившаго нас Себе Иисус Христом и давшаго нам служение примирения:

2Кор.5:18  с толкованием

19
зане Бог бе во Христе мир примиряя Себе, не вменяя им согрешений их и положив в нас слово примирения.

2Кор.5:19  с толкованием

20
По Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе: примиритеся с Богом.

2Кор.5:20  с толкованием

21
Не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем.

2Кор.5:21  с толкованием

Толкования на главу 2Кор.5
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла

2Кор.5

Глава 
5

2Кор.5  с толкованием

Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
 

2Кор.5:1 с толкованием
Поскольку выше сказал, что по той мере, как внешний человек тлеет, обновляется внутренний, и таким образом сказал, казалось бы, нечто новое, то говорит, что когда это смертное и земное тело совершенно истлеет, тогда произрастут для нас бесчисленные блага. При этом снова рассуждает с ними о воскресении, хотя и не так ясно, как прежде, чтобы не показалось, что почитает их неисправными. Земной хижиной назвал тело, а тем, что назвал его хижиной, указал на кратковременность его; ибо такова хижина. Если же хижинами (храминами по-славянски) часто называют и места упокоения праведных, то с прибавлением, именно: вечные храмины (Лк.16:9). Смотри же, как земному дому противопоставил небесный, а хижине — дом вечный. Увеличивая восхваление будущей славы нашего тела, присовокупил: нерукотворенный, не для противопоставления этому телу, ибо и оно нерукотворенно. Некоторые же под рукотворенным домом разумеют жизнь, проводимую нами па земле, а под хижиной само тело, так что это место получает такой смысл: если разрушится земная жизнь нашего тела, которую можно назвать и рукотворенной, как бы составленной руками (ибо хлеб, вино и тому подобное, из чего слагается наша жизнь, делаются руками), мы будем иметь на небесах Другую жизнь, неразрушимую и нерукотворенную, то есть не нуждающуюся в содействии наших рук.
 


Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище.
 

2Кор.5:2 с толкованием
В какое жилище? В нетленное тело. Небесным же называет оно не потому, будто оно сойдет свыше, но потому, что оттуда будет ниспослана благодать нетления. Посему не должно скорбеть, когда постигают нас некоторые искушения телесные, напротив, мы должны еще воздыхать о том, что не совлеклись всего тленного тела, чтобы облечься в нетленное. Это тело апостол не назвал хижиной, но жилищем, потому что оно пребывает вечно.
 


Только бы нам и одетым не оказаться нагими.
 

2Кор.5:3 с толкованием
Дабы не все полагались на одно нетление тела, говорит: только бы нам и одетым в нетление и получив тело нетленное, не оказаться нагими, те славы и безопасности, как имеющим скверну греха. Ибо всеобщее воскресение, а не честь.
 


Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
 

2Кор.5:4 с толкованием
Поскольку могло показаться тягостным сказанное: воздыхаем, желая освободиться от тела, ибо привязанность души к телу невыразима, то говорит: не о том воздыхаем, чтобы просто освободиться от тела, но о том, что желаем облечься в нетление. Желаем не совлечься тела, но освободиться от тления, чтобы истребилось и уничтожилось в жизни тление, а не тело. Ибо тяготимся не от того, что имеем тело, но от того, что оно тленно. Этим совершенно заграждаются уста еретиков. Ибо здесь речь не о том или другом теле, но о тлении и нетлении.
 


На сие самое и создал нас Бог.
 

2Кор.5:5 с толкованием
А сотворивший нас на сие самое изначала, говорит, есть Бог, ибо Он создал нас с тем, чтобы мы были нетленны. И не ныне только стало угодно Ему это, но было угодно изначала. И это в точности сбудется.
 


И дал нам залог Духа.
 

2Кор.5:5 с толкованием
Хочешь, говорит, доказательства? Дам тебе и другое. Тот, Кто дал нам Духа чрез крещение, дал нам и залог нетления, ибо освятил и душу и тело, и как ту, так и другое соделал божественными, освободив от греха, от которого произошла смерть. Поэтому если дал Духа, то явно, что освободил от греха. Таким образом, залог будущего бессмертия есть Дух. Или иначе: даровав нам ныне Духа отчасти, дал некоторый залог, что даст и целое. Как же даст, если не будем нетленны по душе и по телу? Итак, получив здесь немногое, то есть залог, надейся, что будешь иметь тогда и целое.
 


Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою; а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
 

2Кор.5:6 с толкованием
Продолжает подтверждать сказанное выше, именно то, что не должно беспокоиться об опасностях. Ибо опасности и смерти, говорит, доставляют нам вожделенное приобретение — нетление, о котором воздыхаем, и скорее приводят нас к Владыке нашему. Мы всегда благодушествуем, то есть не страшась ни гонений, ни наветов, ни смертей. Заметь мудрость, как скрыл нмена смерти и жизни и первую назвал водворением у Господа, а последнюю отшествием от Господа, дабы никто не привязывался к настоящей жизни, как отвлекающей от Господа. Потом, дабы кто не сказал: итак, что же? тело отчуждает нас от Бога? — отклонил это возражение, сказав: ибо мы ходим верою, а не видением, то есть хотя и здесь мы знаем Его, но отчасти, ибо это значит: верою, а не лицем к лицу, что означает: видением. Если же так, то желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа. Не сказал: достигнуть нетления, но — что превосходнее — быть с Господом, ибо это важнее нетления.
 


И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными.
 

2Кор.5:9 с толкованием
Главное, о чем должно заботиться, состоит в том, чтобы благоугождать Богу в жизни. Дабы, слыша об отшествии, ты не подумал, что его одного достаточно тебе для спасения, говорит: старайся отойти благоискусным, то есть веди и здесь жизнь, благоугодную Богу.
 


Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово.
 

2Кор.5:10 с толкованием
Здесь напоминает о страшном суде и словами должно явиться возбуждает страх. Ибо не думай, что там стены, или покровы, или глубина сердца скроют или дела, или помышления; там все обнаружится.
 


Чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
 

2Кор.5:10 с толкованием
Говоря это, живших исправно и благочестиво укрепляет надеждой, а нерадивых возбуждает страхом к исправлению. Вместе с тем подтверждает учение о воскресении тел. Ибо то, что служило или добрым, или дурным делам, несомненно, или награждается, или наказывается. Таким образом здесь заграждаются уста еретиков.
 


Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
 

2Кор.5:11 с толкованием
Зная, говорит, о Страшном Суде, мы делаем все так, чтобы не. ввести людей в соблазн, ибо сие означают слова вразумляем людей, то есть врачуем от соблазнов. Ибо мы подлежим осуждению не только тогда, когда сделали что худое, но и тогда, когда, будучи в состоянии удалить повод к подозрению и устранить соблазн, не делаем этого. Богу же мы открыты, ибо Он знает, как мы проводим жизнь, и нет нужды убеждать Его, как убеждают сомневающегося. Надеюсь, что открыты и вашим совестям, как хорошо знающим все, касающееся нас. Поэтому нет нужды убеждать вас, будто потерпевших от нас соблазн.
 


Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами.
 

2Кор.5:12 с толкованием
Тотчас же устраняет подозрение в мнимом тщеславии и говорит, что этими словами не себя самих хвалим, то есть возвышаем, превозносим похвалами, но вам даем повод хвалиться и красоваться нами пред лжеапостолами, которые поносят нас.
 


Дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
 

2Кор.5:12 с толкованием
Дабы вы имели что сказать и чем похвалиться о нас пред лжеапостолами, которые хвалятся лицем, то есть делают все напоказ, для виду, ибо они были таковы: носили личину благочестия, а в сердце не имели ничего доброго. Повелевает же хвалиться не всегда, но только тогда, когда лжеапостолы превозносятся.
 


Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
 

2Кор.5:13 с толкованием
Если мы говорим что-нибудь возвышенное (это называет апостол выходим из себя, или, в других, местах, безумие), то делаем это для Бога, дабы вы, почитая нас немощными, не возгордились и не погибли; если же говорим что-то смиренно и с уничижением, то делаем это для вас, дабы вы научились смиренномудрствовать. Или иначе: если кто имеет подозрение, что мы безумны, то мы надеемся получить награду от Бога, за Которого подвергаемся такому подозрению, а если кто почитает нас смиренномудрыми, тот и сам пусть получит пользу от нашего смиренномудрия. Или еще иначе: если мы безумны, то безумствуем так для Бога, чтобы вас привести к Нему. Безумие же Павла было безумием любви: любя Бога и живя, подобно влюбленному, Им одним, то есть Любимым, он вышел из себя и всецело прилепился к Богу, жил не своею жизнью, но жизнью Любимого, как в высшей степени любимой или возлюбленной. Итак, если мы, говорит, выходим из себя, то для Бога.
 


Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
 

2Кор.5:14 с толкованием
Любовь Бога, которую Он явил в нас, объемлет нас и побуждает нас подвергаться опасностям за Него, когда мы обсуждаем хорошо сами с собой следующее. Так как Он умер за всех, то явно, что все мы были погибшими, и что Он для того умер за погибших и умерших, чтобы оживить нас. Итак, поскольку Он оживил нас, то мы не должны уже жить для себя, но для Того, Кем живем, Кто не только умер за нас, но и воскрес, вознесши на небо начаток наш, то есть тело Свое, чтобы всецело вознести и нас. Ибо какая нужда была Ему возноситься, если бы не имело случиться подобного и с нами? Итак, поскольку Он умер за нас, поскольку Он оживил нас, и поскольку Он дал нам залог нетления, мы должны жить для Него, а не для похотей своих.
 


Потому отныне мы никого не знаем по плоти.
 

2Кор.5:16 с толкованием
Поскольку все, умерщвленные грехом, ожили Христом чрез крещение, то справедливо говорит: не знаем никого из верующих, живущих во плоти, то есть по древней и плотской жизни. Ибо все возрожденные Духом ведут жизнь новую и духовную.
 


Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
 

2Кор.5:16 с толкованием
Показывает, что в том, чтобы не жить по плоти, мы имеем вождем Христа, и говорит: хотя и Христос был некогда по плоти, но теперь Он не по плоти. Что же? Разве Он сложил с Себя плоть? Нет. Ибо Он как пришел, так и придет, а пришел Он во плоти и с плотью. Итак, что же говорит апостол? То, что мы называемся живущими по плоти, когда находимся в грехах, а живущими не по плоти, когда не грешим. Христос же называется живущим по плоти, когда был причастен в жизни естественным и неукоризненным немощам, каковы: голод, жажда, сон, утомление. Ныне же Он не есть по плоти, то есть освободился и от естественных и неукоризненных немощей, имея плоть, непричастную страданиям и бессмертную, чтобы, говорит, совершенно и с избытком научить нас не жить уже по плоти и греховно, но по духу.
 


Итак, кто во Христе, тот новая тварь.
 

2Кор.5:17 с толкованием
Кто уверовал во Христа, тот сделался другим созданием и стал новою тварью. Итак, мы не должны жить по-старому.
 


Древнее прошло, теперь все новое.
 

2Кор.5:17 с толкованием
Что такое древнее? Греховное и иудейское. Ибо древний грех кончился и у нас стала новая душа и новое тело, а вместо всего иудейского у нас все новое: вместо закона — Евангелие, вместо Иерусалима — небо, вместо храма — внутреннейшее за завесой (Евр.6:19), где Троица, вместо обрезания — крещение, вместо манны — Тело Бога, вместо воды — Кровь Владыки, вместо жезла Моисеева или Ааронова — Крест, вместо агнца — Сын Божий и так далее.
 


Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою.
 

2Кор.5:18 с толкованием
Все же это дано нам от Бога, Который примирил нас с Собою через ходатайство Сына Своего. Ибо мы не сами прибежали к Нему, но Он призвал нас через смерть Сына Своего.
 


И давшего нам служение примирения.
 

2Кор.5:18 с толкованием
О бездна человеколюбия! Ибо Отец, пославший Сына, когда увидел Его убитым теми, которые нуждались в примирении, то не только не отверг людей, но дал, говорит, нам, апостолам, служение примирения, чтобы, ходя повсюду, были посланниками к отпадшим от Бога и приводили их к Нему.
 


Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их.
 

2Кор.5:19 с толкованием
Высказал, что Отец примирил нас с Собой. Дабы не сказал кто: но Он послал Сына? — теперь говорит, что хотя Он послал Сына, однако, призывает не один Сын, но и Отец, примиряющий с Собой мир через Христа, — ибо это значит во Христе, — и показавший такую благость к людям, что не только не наказал их, но и примирился с ними, и не только простил их, но и не вменил им грехов. Ибо если бы Он захотел требовать отчета, то все погибли бы.
 


И дал нам слово примирения.
 

2Кор.5:19 с толкованием
Поэтому имеем повеление от Бога не возлагать на вас что-нибудь тяжкое, но примирить вас с Ним. Поскольку Мне, говорит Бог, не поверили, то вы не переставайте увещевать их, пока не убедите.
 


Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
 

2Кор.5:20 с толкованием
От имени Христова, то есть вместо Христа посланы. Ибо что Он намеревался сделать, то мы ныне приняли, и как чрез Него призывал нас Отец, так и ныне чрез нас призывает вас, чтобы примирились с Ним. Не сказал: примирите с собой Бога, но примиритесь с Ним. Ибо вы враждуете против Него, а не Он против вас: ибо Бог есть и Отец. Он, словно погрешивший против них, посылает к ним, чтобы они простили Его. О богатство милосердия и благоснисхождения!
 


Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
 

2Кор.5:21 с толкованием
Я, говорит, не вспоминаю обо всем, о том, что вы обесславили Благодетеля, что Он не озаботился об отмщении, что, напротив, Сам первый восхотел примириться: того, что Он ныне сделал, не достаточно ли для того, чтобы вы примирились с Ним? Что же Он сделал? То, что Сына Своего, не знавшего греха, то есть Того, Кто есть сама праведность, предал смерти за нас, как грешника и злодея, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве (Втор.21:23), и: и к грешникам причислен. И не сказал: сделал грешником; но жертвою за грех, что значит больше. Для чего же сделано это? Дабы мы оправдались, не от дел закона, но благодатью Божией. Ибо правда Божия состоит в том, когда кто оправдывается благодатью, когда не может быть найдено никакого пятна. Поэтому не сказал: да будем праведными сами, но правдой Божиею, указывая на преизбыток благодати.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.5

Глава 
5

2Кор.5  с толкованием

1
Знаем, что та земная храмина обитания нашего, то есть наше тело, разрушена будет, поелику домостроение на небесах имеем, то есть славу, которую утратил Адам, - нерукотворную (храмину), как тело, не на некое только время имеющую продолжаться для нас, как у Адама, но храмина та находится на небесах, то есть небесная, которая останется у нас во веки веков.

2Кор.5:1  с толкованием

2
И ради сего обитания желаем облечься снова тем, что потеряли (в жилище небесное).

2Кор.5:2  с толкованием

3
Но только бы, когда мы совлечем оное, то есть когда умрем и воскреснем, не нагими оказались мы, как Адам в жилище (раю), которое потерял (Быт.3:7).

2Кор.5:3  с толкованием

4
Ибо и будучи в этой хижине, то есть в теле, мы воздыхаем обремененные, и здесь утопаем, - потому что не желаем совлечься, но облечься тем поверх сего, дабы именно облечься нам славою в жизни нашей и поглощено было смертное жизнию.

2Кор.5:4  с толкованием

5
И Тот, Кто уготовляет нам сие в конце, есть Бог, Который дал нам залог Духа Своего. Ибо, как тела наши соделаны достойными быть жилищем Духа Его, так соделал их и быть в конце достойными того, чтобы они облеклись вечною славою.

2Кор.5:5  с толкованием

6
Итак, не станем скорбеть о том, что умираем, ибо знаем верно, что, ходя (вращаясь) в сем теле, мы отходим (отвращаемся) от Господа, то есть от откровения Господа нашего.

2Кор.5:6  с толкованием

7
Ибо чрез веру шествуем, а не чрез видение, то есть: хотя, по вере нашей в Него, Он пребывает с нами скрыто, но для внешнего видения Он скрыт от нас.

2Кор.5:7  с толкованием

8
Посему мы имеем дерзновение и благоволим более (о том, чтобы) выйти из сего тела, дабы войти (приблизиться) к Богу также и чрез видение.

2Кор.5:8  с толкованием

9
И посему ревностно стараемся, выходя ли, входя ли, благоугодными только Ему быть: именно делами, кои совершаем в жизни, и мученическими страданиями, кои постигают нас при исходе (смерти) нашем. Ибо были некоторые такие, кои, пока Апостолы совершали чудеса, приходили к ним и исповедывались; но во время страдания и мучения их устрашались и удалялись от них.

2Кор.5:9  с толкованием

12
Когда же мы пишем это вам, то не себя самих (опять) представляем вам, но побуждение даем вам - для похвальбы из-за нас дабы вы имели (что) пред теми, кои лицем хвалятся (а не сердцем), то есть хвастаются показными делами, потому что далеки были от тайных дел.

2Кор.5:12  с толкованием

13
Ибо если мы приходим в изступление умом, то это относится к Богу; если же твердыми пребываем в уме своем, то это для вас, то есть: если мы подвергаемся мучениям, то это радует Божество, Которое радуется этим страданиям; если же знамениями преодолеваем, то это радует простоту вашу, для которой приятны эти проявления сил (чудотворных).

2Кор.5:13  с толкованием

14-15
Ибо любовь Христа, Который умер ради вас, понуждает нас судить так, что как Бог за многих умер, многие же, кои сохранены от явной смерти, умирают самыми пожеланиями своими и ради нового Евангелия, дабы своею человеческою смертью воздать Сыну, Который за них умер и воскрес.

2Кор.5:14  с толкованием

16
И дабы запереть дверь от лжехристов, имеющих придти, сказал: Итак, мы от сего времени никого совсем не ведаем по плоти; и если знали по плоти, Христа знали; но теперь уже, если придет (кто во имя Его), не знаем такого Христа.

2Кор.5:16  с толкованием

19-20
Ведь, Сам Он положил в нас слово примирения, и мы таким образом вместо (от имени) Христа являемся послами. Так как не может быть, чтобы еще снова пришел к вам Христос в плоти, то вот мы и приходим к вам послами с миром вместо Христа. Кроме того мы не только послы мира, но также и ходатаи. Как бы Сам Христос увещавает вас чрез нас, и мы просим вас от себя вместо Христа: примиритесь с Богом.

2Кор.5:19  с толкованием

21
Ибо Того, Кто не знал греха, поелику не совершил Он греха, за вас грехом соделал, то есть крестом соделал плоть Его, дабы вы стали не грехом, каковыми именно были вы, но правдою, каковыми вы не были.

2Кор.5:21  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.5

Глава 
5

2Кор.5  с толкованием

Вемы бо, яко аще земная храмина тела разорится, создание от Бога имамы храмину нерукотворену, вечну, на небесех.
 

2Кор.5:1 с толкованием
Апостол земною храминою называет продолжение настоящей жизни, а скиниею 3 тело. Посему говорит он: если настоящее восприимет конец, то имеем нерукотворенную храмину, вечную, небесную, ибо земной противоположил небесную, разоряемой — вечную, уготовляемой людьми — нерукотворенную.
 


Ибо о сем воздыхаем, в жилище наше небесное пооблещися желающе.
 

2Кор.5:2 с толкованием
Апостол здесь жилищем назвал нетление; наименовал же оное небесным, потому что оттуда ниспосылается нам дар. Не сказал: облещися, но: пооблещися, потому что не в иное облекаемся тело, но сие тленное облекается в нетление.
 


Аще точию и облекшеся, не нази обрящемся.
 

2Кор.5:3 с толкованием
Ибо хотя всякий человек облечется в одежду нетления, однако же не все станут причастниками Божественней славы. Посему нагими называет лишенных Божественной славы, к которым и себя сопричисляет Апостол, и коринфян, и всех людей, научая сим скромности.
 


Ибо сущии в теле сем воздыхаем отягчаеми, понеже не хощем совлещися, но пооблещися.
 

2Кор.5:4 с толкованием
Воздыхаем же, не избавиться желая от тела, но имея желание стать свободными от страстей его: ибо вожделеваем не совлечься тела, но пооблещися в нетление. Знаем же, как сие будет.
 


Да пожерто будет мертвенное животом.
 

2Кор.5:4 с толкованием
Как восходящий свет рассеивает тьму, так негибнущая жизнь уничтожает тление.
 


Сотворивый же нас в сие истое Бог, Иже и даде нам обручение Духа.
 

2Кор.5:5 с толкованием
Так изначала домостроительствовал о нас Творец и, провидя преступление Адамово, предуготовил соответствующее язве врачевство. Сам же даровал нам и обручение Духа. И выразился так Апостол, чудесами, какие совершаются Духом, доказывая истинность обетований о будущем.
 


Дерзающе убо всегда и ведяще, яко живуще в теле отходим от Господа! верою бо ходим, а не видением! дерзаем же и благоволим паче отыти от тела и внити ко Господу.
 

2Кор.5:6 с толкованием
Апостол не то говорит, что далеки мы от Господа, будучи сопряжены еще с смертным телом, но что ныне не видим Его телесными очами, а тогда и узрим, и с Ним будем. Ибо ныне, говорит он, не видим самих ожидаемых вещей, а усматриваем их только верою. По сему-то самому и желаем отыти от тела и внити ко Господу. А сим научает Апостол не бояться смерти, но желать освобождения отсюда.
 


Темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти.
 

2Кор.5:9 с толкованием
Ибо для спасения недостаточно веры, но надлежит всем благоугождать Благодетелю. Употребил же Апостол слово тщимся вместо: усердно желаем. Но он и иначе доказывает, что приобретение добродетели необходимо нужно.
 


Всем бо явитися нам подобает пред судищем Христовым.
 

2Кор.5:10 с толкованием
Апостол сказал не предстать, но явитися, а сего достаточно к тому, чтобы и устрашить страждущих бесчувственностию, и столько уврачевать греховные язвы, чтобы стали они не для всех явными. Но Апостол и иным еще образом увеличивает страх:
 


Да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла.
 

2Кор.5:10 с толкованием
Ибо Судия, как справедливый, каждому назначит воздаяния, соответственные тому, как он жил. Но Апостол показал вместе с сим, что души, и удостаивающиеся чести, и наказуемые, приемлют воздаяние вместе с телами.
 


Ведуще убо страх Господень, человеки увещаваем, Богови же явлени есмы.
 

2Кор.5:11 с толкованием
Поелику предстоит нам этот страх, то покушаемся исправить тех, которые имеют о нас ложные мнения, и доставить о себе сведение, каковы мы действительно, хотя и ясно знаем, что Бог всяческих видит все.
 


Уповаю же, яко и в совестех ваших явлени есмы.
 

2Кор.5:11 с толкованием
Но вы, думаю, не имеете нужды в наших словах, в точности зная нашу цель.
 


Не паки бо себе хвалим пред вами, но вину даем вам похвалению о нас, да имате к хвалящымся в лицы, а не в сердцы.
 

2Кор.5:12 с толкованием
Апостол еще сказал нечто в пользу коринфян, засвидетельствовав об их к себе расположении; не вас имея в виду, продолжает он, говорю это, но чтобы научились вы, как вам надлежит защищать учителя и обличать лживые речи противников, которые носят на себе двойную личину, иное думают, а иное говорят.
 


Аще бо изумихомся, Богови: аще ли целомудрствуем, вам.
 

2Кор.5:13 с толкованием
Апостол целомудрием назвал здесь смиренномудрие, а изумлением — упоминание о преспеяниях. И то и другое делаю, говорит он, с правою мыслию.
 


Ибо любы Христова обдержит нас суждших сие: яко аще един за всех умре, то убо еси умроша: и за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему.
 

2Кор.5:14 с толкованием
Сие связал опять Апостол с предыдущею речью, ибо, сказав: темже и тщимся, аще входяще, аще отходяще, благоугодни Ему быти (2Кор.5:9), по необходимости показал и причину любви. Пламенеем, говорит он, любовию ко Христу, рассуждая, что, когда мы подлежали смерти, Он один приял за нас смерть, чтобы всем 4 нам приобретена была жизнь. Посему-то и признаем мы справедливым жить для Него и вести жизнь по Его законам, потому что к сему обязывает долг наш пред Ним.
 


Темже и мы отныне ни единаго вемы по плоти: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем.
 

2Кор.5:16 с толкованием
Ибо дознав, что смертию Владычнею уничтожена смерть, никого уже из людей не признаем смертным, потому что хотя и Сам Владыка Христос имел подлежащее страданию тело, однако же по страдании соделал оное нетленным и бессмертным.
 


Темже аще кто во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се, быша вся нова.
 

2Кор.5:17 с толкованием
Посему уверовавшим во Христа надлежит вести жизнь как бы в новой некоей твари, ибо, обновленные всесвятым крещением, совлеклись мы греховной старости.
 


Всяческая же от Бога, примирившаго нас Себе Иисус Христом и давшаго нам служение примирения.
 

2Кор.5:18 с толкованием
Апостол изобразил несказанное Божие человеколюбие. Не Сам Бог, говорит он, примирился с нами, хотя Сам оскорблен был нашим преступлением, но нас примирил Себе, не человека употребив в посредники, но Единородного Сына соделав посредником мира. Да и нам поручил благовествование примирения.
 


Зане Бог бе
 

2Кор.5:18 с толкованием
(здесь должно поставить знак препинания),
 


во Христе мир примиряя Себе;
 

2Кор.5:19 с толкованием
потому что Сам Бог всяческих чрез Христа совершил примирение с человеками. Какой же способ примирения?
 


Не вменяя им согрешений их и положив в нас слово примирения.
 

2Кор.5:19 с толкованием
Даровал отпущение грехов и нас рукоположил служителями мира.
 


По Христе убо посолствуем.
 

2Кор.5:19 с толкованием
Поелику сказал, что поставлен служителем примирения, то по необходимости называет себя посланником и, показывая достоверность посольства, присовокупил:
 


Яко Богу молящу нами.
 

2Кор.5:19 с толкованием
Какие же сделаешь нам предложения?
 


Молим по Христе, примиритеся с Богом.
 

2Кор.5:20 с толкованием
Сказанного достаточно к тому, чтобы тронуть самых закоснелых. Ибо прежде Апостол сказал: Христос, будучи умерщвлен, не только не вознегодовал, но нам поручил быть посланниками и убеждать всех людей, чтобы уважили Его долготерпение, устыдились умерщвления Христова и примирились с Творцом и Богом и Владыкою. Присовокупляет же к сказанному выше и бесчестие страдания.
 


Не ведевшаго бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем.
 

2Кор.5:21 с толкованием
Ибо, свободным быв от греха, претерпел смерть грешников, чтобы разрешить грех человеков, и назвав Себя тем, чем были мы, нас назвал тем, чем был Сам, потому что даровал нам богатство оправдания.
 


Примечания


У Апостола читается: земная храмина скинии.


В переводе обыкновенному чтению: πνευμα ημιν предпочтено чтение: πασιν ημιν, как более согласное с ходом речи.