Глава 
9

2Кор.9  с толкованием

1
О службе бо, яже ко святым, лишше ми есть писати вам,

2Кор.9:1  с толкованием

2
вем бо усердие ваше, имже о вас хвалюся Македоняном, яко Ахаиа приготовися от мимошедшаго лета: и яже от вас ревность раздражи множайших.

2Кор.9:2  с толкованием

3
Послах же братию, да не похваление наше, еже о вас, испразднится в части сей, но да, якоже глаголах, приготовани будете:

2Кор.9:3  с толкованием

4
да не како, аще приидут со мною Македоняне и обрящут вас неприготованных, постыдимся мы, да не глаголем вы, в части сей похваления.

2Кор.9:4  с толкованием

5
Потребно убо умыслих умолити братию, да прежде приидут к вам и предуготовят прежде возвещенное благословение ваше, сие готово быти тако, якоже благословение, а не яко лихоимство.

2Кор.9:5  с толкованием

6
Се же глаголю: сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет.

2Кор.9:6  с толкованием

7
Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог.

2Кор.9:7  с толкованием

8
Силен же Бог всяку благодать изюбиловати в вас, да о всем всегда всяко довольство имуще, избыточествуете во всяко дело благо,

2Кор.9:8  с толкованием

9
якоже есть писано: расточи, даде убогим: правда его пребывает во век века.

2Кор.9:9  с толкованием

10
Даяй же семя сеющему и хлеб в снедь, да подаст и умножит семя ваше, и да возрастит жита правды вашея,

2Кор.9:10  с толкованием

11
да о всем богатящеся во всяку простоту, яже содевает нами благодарение Богу.

2Кор.9:11  с толкованием

12
Яко работа сего служения не токмо есть исполняющая лишения святых, но и избыточествующая многими благодареньми Богови:

2Кор.9:12  с толкованием

13
искушением служения сего славяще Бога о покорении исповедания вашего в Благовествовании Христове, и о простоте сообщения к ним и ко всем,

2Кор.9:13  с толкованием

14
и о тех молитве о вас, возжелеющих вас за премногую благодать Божию на вас.

2Кор.9:14  с толкованием

15
Благодарение же Богови о неисповедимем Его даре.

2Кор.9:15  с толкованием

Толкования на главу 2Кор.9
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на второе послание к коринфянам Святого Апостола Павла

2Кор.9

Глава 
9

2Кор.9  с толкованием

Для меня, впрочем, иалишне писать вам о вспоможении святым.
 

2Кор.9:1 с толкованием
Столь долго рассуждал об этой службе прежде и, снова намереваясь беседовать о ней же, говорит, что для него излишне писать о ней. А делает это мудро, чтобы более привлечь их. Ибо, когда Павел имеет такое мнение о них, что для них не нужен совет касательно милостыни, то им стыдно было бы оказаться впоследствии ниже доброго мнения о них.
 


Ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена, еще с прошедшего года.
 

2Кор.9:2 с толкованием
Я и сам знаю, говорит, усердие ваше, и не только знаю это, но хвалюсь пред другими, что готова вся Ахаия, а не один Коринф, и что ничего не остается, как только чтобы пришли к вам собирающие милостыню. Итак, мне стыдно будет, если похвалы мои окажутся напрасными и ложными.
 


И ревность ваша поощрила многих.
 

2Кор.9:2 с толкованием
Выше говорит: македоняне доброхотны и просили нас. Как же теперь говорит: И ревность ваша поощрила многих? Не сказал: всех, но многих. Одни доброхотны и просили нас, а другие были возбуждены вашей ревностью; ибо многие нуждаются в побуждении. Иначе: мы не советовали им, не убеждали их, а только вас хвалили, и этого достаточно было к их убеждению. Смотри, как побуждает и коринфян примером македонян, и македонян примером коринфян. Вы, говорит, сделались учителями для них; не окажитесь же, учителя, хуже учеников.
 


Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены.
 

2Кор.9:3 с толкованием
Себя самого делает как бы членом коринфской церкви и беспокоится о ней. Ибо говорит: поскольку я похвалился вами, то убоялся, чтобы не посрамиться мне, и потому послал братьев, чтобы похвала моя не оказалась тщетною, то есть да не изобличится похвала моя вами, как пустая и напрасная. Ибо я, говорит, восхищаясь вами, пред всеми хвалился и пред ними. Итак, если покажете себя не такими, стыд будет общий; впрочем, не во всем, а только в сем случае, то есть да не посрамлюсь в одном предположении моем касательно милостыни; но чтобы вы были приготовлены, как сказал я и македонянам, что в Ахаии уже все готовы и ни в чем у них нет недостатка.
 


И чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, — не говорю "вы", — похвалившись с такою уверенностью.
 

2Кор.9:4 с толкованием
Снова обращается к тому же и с большей силой выражает беспокойство, убеждая их человеческими соображениями. Ибо больше стыда, когда кто срамится пред чужими лицами. Может быть, говорит, вы рассчитываете на меня, как знакомого вам; но подумайте о македонянах, которые, быть может, придут со мной, что вероятно. И найдут вас, не сказал: нежелающими, но: неготовыми. Ибо и то стыдно, если вы не готовы и скоро не можете собрать; тем более стыда, если вы ничего не собрали, или собрали менее надлежащего. Но говоря: чтобы не остались в стыде мы, — не говорю "вы", — похвалившись с такою уверенностью, смягчает речь свою, — не во всем то есть постыдимся, но только в хвалении относительно милостыни; ибо прочее, касающееся вас, безукоризненно. Говорит же это не для того, чтобы польстить им, но скорее с тем, чтобы сделать их более усердными, дабы похваляемые во всем и в этом не оказались недостойными похвалы и ниже самих себя. Словами: не говорю "вы" показывает, что они больше будут посрамлены, нежели он; ибо это их грех. Под частию же разумеет основание, или самое дело, или существо похваления.
 


Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
 

2Кор.9:5 с толкованием
Дабы не показалось, будто противоречит сказанному выше: для меня излишне писать вам, между тем как теперь опять говорит о том же, рассуждает уже о щедрости и о совершении дела с радушием, для чего, говорит, и послал я братьев. Побуждая к двум противоположным делам, именно, чтобы подали в изобилии и с радушием, весьма мудро переходит к тому и другому. Ибо сначала говорит о радушии при покаянии, а потом о другой статье. Подаяние, говорит, есть благословение; ибо никто не дает благословения с огорчением. Показывает и плод, непосредственно из сего произрастающий: подающие исполняются благословения. Впрочем, и этим не ограничился, но присовокупил: а не как побор. Не думайте, говорит, будто берем это у вас из корыстолюбия, напротив, желаем доставить вам благословение. Итак, подающий милостыню по принуждению как бы заражен корыстолюбием.
 


При сем скажу: кто сеет скупо (φειδομένως), тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
 

2Кор.9:6 с толкованием
Переходит к другой статье, что нужно подавать с щедростью, и говорит: при сем скажу, то есть присовокупляю к сказанному, что не должно подавать с бережливостью. Не сказал скупо, но употребил благороднейшее наименование бережливости 1. Самое же дело назвал сеянием, чтобы ты тотчас обратил взор на воздаяние, и понял, что более получаешь, нежели даешь. После речи о подаянии с щедростью опять напоминает о подаянии с радушием: это показывают, как и выше сказано, слова: сеет щедро.
 


Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
 

2Кор.9:7 с толкованием
Останавливается на речи о подаянии с радушием, зная, что пример македонян достаточен, чтобы побудить их к большему подаянию и пристыдить их, если окажутся ниже тех. Врачует же ум их, чтобы совершаемое ими дело было добродетелью; ибо вынужденное не есть добродетель. Поэтому, как истинный учитель, хочет, чтобы ученики его, делая что-нибудь, делали то так, как требует добродетель, и притом добровольно, чтобы и награда им была полная; ибо сделанное по принуждению теряет свою награду. Поэтому говорит: каждый подавай по расположению, а не с огорчением и не с принуждением. Приводит и свидетельство из Соломона. Хотя в изречении Премудрого говорится о щедрости, но он относит оное и к подаянию с радушием, или, если хочешь, — к той и другому вместе.
 


Бог же силен обогатить вас всякою благодатью.
 

2Кор.9:8 с толкованием
Этими словами опровергает умствование, которое имеют многие, когда говорят: если подам много, то боюсь, чтобы самому не сделаться бедным. Бог, говорит, может обогатить вас столько, что с избытком можете совершить всякую благодать, то есть всякую милостыню. Итак, подавайте щедро, чтобы милостыня ваша всегда и всегда приумножалась.
 


Чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело.
 

2Кор.9:8 с толкованием
Видишь ли? Не богатства просит им, но довольства. Говоря же это, показывает, что не принуждает и не приневоливает их подавать от недостатка, чтобы потом не имели довольства. Вместе с тем, научая, как должно пользоваться дарами Божиими, говорит: чтобы вы были богаты на всякое доброе дело. В благах телесных, говорит, желаю вам довольства, а в благах духовных (ибо это значат слова: всякое доброе дело) — избытка, чтобы не только с избытком были милосердны, но чтобы усердно делали всякое богоугодное дело.
 


Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
 

2Кор.9:9 с толкованием
Выше сказал: изобилуйте. В подтверждение сего приводит свидетельство из пророка: расточил, ибо слово это указывает на щедрость и избыток. И хотя поданного нет уже более, но правда, то есть человеколюбие (называет его так потому, что оно оправдывает человека и разрешает грехи), пребывает вечно, — и здесь, и там. Вот почему милостивый бывает любим всеми, а потомки его бывают любимы грядущими племенами.
 


Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей.
 

2Кор.9:10 с толкованием
Этими словами просит им и плотских, и духовных благ и подтверждает слово свое наглядным примером земледелия. Ибо, если засевающим землю Бог подает семя, и питающим тело доставляет пищу, то тем более — возделывающим небо и питающим душу. В словах да подаст обилие посеянному вами говорит о чувственном богатстве, которое, чтобы сделалось сеянием духовным, советует подавать бедным. Ибо чрез это возрастает в нас всякое доброе дело и обилие правды. Почему и говорит: и умножит плоды правды вашей. Заметь здесь, что он вводит Бога дающим нам не суетные наслаждения, но пищу, ибо говорит: и хлеб в пищу. То же находится у Исаии (см. Ис.55:10).
 


Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
 

2Кор.9:11 с толкованием
Снова показывает, как должно пользоваться богатством, и говорит, что не должно зарывать его в землю, но иметь на всякую щедрость, то есть делиться им щедро. Но так как многие находят щедрость в блудницах и лицедеях, то говорит: я разумею ту щедрость, которая приносит Богу благодарение, и не только благодарение, но многое другое, о чем говорит далее, чтобы, показав многие добрые последствия щедрости, сделать их более усердными к ней.
 


Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
 

2Кор.9:12 с толкованием
Дело служения сего, говорит, то есть помощь имением, делает многое, ибо не только восполняет нужду братии, но и избыточествует, то есть доставляет им более нужного; и много благодарений вызывает служение это и свидетельство о служении человеколюбия. Они прославляют Бога за то, что вы так покорны Евангелию, что исполняете повеления его с щедростью; ибо Евангелие учит милостыне. И иначе прославляют они Бога, — за простоту и доброту вашу, изливаемые не только к ним, но и ко всем верным бедным. Ибо они не завидуют, подобно другим нищим, но благодарят, что подаете и другим, что служит признаком великой добродетели их. Поэтому столь независтливым и столь добродетельным должно подавать с большей щедростью. Кроме того, еще молятся о вас, как бы удостоиться видеть вас, не ради имений, но ради благодати Божией, с изобилием данной вам. Опять дело милостыни называет благодатью, приписывая все Богу, чтобы они не возгордились. Словами преизбыточествующую благодать Божию побуждает их сделать щедрость свою более обильной, чтобы не превзошли я не победили их другие.
 


Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
 

2Кор.9:15 с толкованием
Даром называет блага, бывающие от милостыни как подающим, так и принимающим. Или: напоминает о благах, которых мы удостоились чрез воплощение Христа, говоря как бы так: не думайте, что вы делаете великое дело. Блага, полученные нами от Бога, неизреченны. Что же великого в том, что мы подаем малое и бренное?
 


Примечания


В славянском тексте: сеяй скудостию, скудостию и пожнет. Φειδομένως — бережливо, скупо. Свт. Феофилакт выбирает значение бережливо, поэтому и пишет о словах апостола: не сказал скупо.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.9

Глава 
9

2Кор.9  с толкованием

1-4
Поелику же я хвалюсь у Македонян, говоря о вас, что с прошлаго года приготовлены вы, и ваша эта ревность поощрила многих подражать вам: то ради этого послал я к вам братьев для приготовления вас, чтобы, если придут Македоняне со мною и найдут вас неготовыми к тому, к чему, как мы обещали, вы готовы с прошлого года, - не постыдиться нам в похвале нашей, которою хвалились мы о вас, - чтобы не сказать мне, что вы постыдились в обещании вашем, которое вы дали нам.

2Кор.9:1  с толкованием

5
Итак, приготовьте благословение (подаяние), которое вы обещали с прошлого года, не как лихоимство (побор), говорю, чтобы вам увеличивать (сборы), но как благословение. Впрочем не уменьшайте их ради того, что я сказал вам не умножать.

2Кор.9:5  с толкованием

6
Ибо кто скупо сеет это самое семя, тому не дано будет обильно пожать в будущей жизни. А кто сеет с благословением и изобилием, тот от благословения Божия пожнет жизнь при кончине мира.

2Кор.9:6  с толкованием

7
Итак, пусть никто не дает как бы из необходимости стыда с огорчением. Таковой потеряет награду свою и отвержен будет: ибо дающему доброхотно и добровольно обещаны дары, - такого любит и Бог.

2Кор.9:7  с толкованием

12-13
Далее: исполнение сего служения не только восполняет лишения святых, находящихся в Иерусалиме, но и вас преумножает многими благодарениями пред Богом. Чрез испытание служения сего, ради даров ваших, славим Бога, поелику в этой скорби вашей вы с покорностию печетесь о бедных, ради высокого исповедания вашего (веры вашей) в Евангелие (во имя Евангелия) Христа. И общение ваше со святыми является (по сравнению с этим) как бы чем-то неважным и малым.

2Кор.9:12  с толкованием

14
Но общение молитвы их за вас состоит во многой любви, то есть в великом усердии. При каковом условии, за телесные блага вы получите духовные, ради преизбыточествующей благодати Божией на вас.

2Кор.9:14  с толкованием

15
Благодарение же Богу за дары Его: или за воздаяние Его, или поелику дал Сына Своего за нас. Велик первый тот дар, но последний несравненен и неизъясним.

2Кор.9:15  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к коринфянам

2Кор.9

Глава 
9

2Кор.9  с толкованием

О службе бо яже ко святым лишше ми есть писати вам. Вем бо усердие ваше, имже о вас хвалюся Македоняном, яко Ахаиа приготовися от мимошедшаго лета.
 

2Кор.9:1 с толкованием
Апостол, сказав подробно о служащих в необходимо потребном, назвал излишним увещание о щедрости, не в самом деле почитая оное излишним, но таким способом речи возбуждая к большей щедрости. Посему-то засвидетельствовал об их усердии и указал, что давно уже он известил об оном македонян, чтобы от сего сделались они еще усерднее. Сие-то и присовокупил Апостол:
 


И яже от вас ревность раздражи множайших.
 

2Кор.9:1 с толкованием
Достоин удивления божественный Апостол для взирающих на духовную его мудрость; примерам коринфян к доброму деланию возбуждал он македонян, а примером македонян возбуждал коринфян.
 


Послах же братию, да не похваление наше, еже о вас, испразднится в части сей: но да, якоже глаголах, приготовани будете; да не како, аще приидут со мною Македоняне и обрящут вас неприготованных, постыдимся мы, да не глаголем вы, в части сей похваления.
 

2Кор.9:3 с толкованием
Апостол показал, что сам о себе беспокоится и опасается обличений в ложных похвалах, чтобы, заботясь о собственной своей славе и о славе учителя, сделались они более щедрыми в денежном подаянии.
 


Потребно убо умыслих умолити братию, да прежде приидут к вам, и предуготовят прежде возвещенное благословение ваше, сие готово быти тако, якоже благословение, а не яко лихоимство.
 

2Кор.9:5 с толкованием
Апостол нигде не наименовал подаяния человеколюбием, называет же благодатию, общением и благословением и повелевает делать оное с радостию; ибо сие выразил словами: якоже благословение, а не яко лихоимство; потому что лихоимец печалится, щедрый же радуется. А поелику меру подаяния вверил Апостол свободе произволения, то по необходимости и в рассуждении сего дает приличный совет.
 


Се же глаголю, сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет.
 

2Кор.9:6 с толкованием
Апостол весьма кстати употребил переносный образ речи и таковую щедрость назвал сеянием, указывая на обильный плод благотворительности; выставил на вид и тех, которые водятся скупостию, сказав, что жатва бывает соразмерна количеству посева. Потом снова предоставляет произволу.
 


Кийждо якоже изволение имать сердцем, не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог.
 

2Кор.9:7 с толкованием
Апостол сказал это и в Послании к Римлянам: милуяй с добрым изволением (Рим.12:8); ибо денежному подаянию, должно предшествовать благодушие. Потом молится о коринфянах, выказывая отеческое сердоболие.
 


Силен же Бог всяку благодать изобиловати в вас, да о всем всегда всяко доволство имуще, избыточествуете во всяко дело благо: якоже есть писано: расточи, даде убогим, правда его пребывает в век века. (Пс.111:9)
 

2Кор.9:8 с толкованием
Испросил им и богатства Божественных дарований, и обилия преспеяний в добродетели, ибо словами всяку благодать означает дарования, а словами дело благо — виды добродетели. Благовременно же привел и пророческое свидетельство, ясно научающее, что презрение имуществ порождает вечную правду.
 


Даяй же семя сеющему и хлеб в снедь, да подаст и умножит семя ваше и да возрастит жита правды вашей: да о всем богатящеся во всяку простоту, яже содевает нами благодарение Богу.
 

2Кор.9:10 с толкованием
Апостол не просто с увещанием соединил молитву, но научая богатству могущества Божия, что силен Бог преизобильно подавать всем блага; потому что и в начале Он дал человекам семя, и Он же питает семя, вложенное в землю, и доставляет из него пищу людям; а также, промышляя о вашей пользе, хочет, чтобы от вас нуждающиеся пользовались необходимым. Семенем же Апостол назвал опять благотворительность, а житами правды — произрастающую от нее пользу и простотою — щедрость; потому что водящийся излишними расчетами приемлет в себя страсть скупости.
 


Яко работа сего служения не токмо есть исполняющая лишения святых, но и избыточествующая многими благодареньми Богови, искушением служения сего славяще Бога.
 

2Кор.9:12 с толкованием
Не думайте, говорит Апостол, что чрез это преуспеете только в одном и послужите единственно нуждам святых. Сие порождает и другие гораздо большие плоды, именно, приводит к тому, что прославляется Бог всяческих; говорит же Апостол, за что именно прославляется Бог.
 


О покорении исповедания вашего в благовествовании Христове и о простоте сообщения к ним и ко всем, и о тех молитве о вас, возжелеющих вас за премногую благодать Божию на вас.
 

2Кор.9:14 с толкованием
Ибо те, которые видят, как приняли вы Божественную проповедь, как самих себя покорили Владыке, — а также примечают щедрость вашу к святым, и не только к живущим в Иерусалиме, но и к пребывающим повсюду, возносят славословие виновнику сего Богу; и вы приобретете плод в молитвах, приносимых ими за вас; потому что сильно вас любят, дознав щедрость Божию к вам.
 


Благодарение же Богови о неисповедимем Его даре.
 

2Кор.9:15 с толкованием
Апостолу обычно прославлять Бога, когда ведет речь о каком-либо домостроительстве Божием. Когда же дар неисповедим, удобопостижима ли сущность? Сказав сие о служении святым, Апостол начинает наконец излагать обвинения на оных обманщиков; касается же и самих коринфян, давая разуметь, что некоторые из них увлеклись лживыми речами обольстителей.