Глава 
1

3Ин.1  с толкованием

1
Старец Гаиеви возлюбленному, егоже аз люблю воистинну.

3Ин.1:1  с толкованием

2
Возлюбленне, во всех молюся (о тебе) благоспеятися тебе и здравствовати, якоже благоспеется тебе душа.

3Ин.1:2  с толкованием

3
Возрадовахся зело, пришедшым братиям и свидетельствующым твою истину, якоже ты во истине ходиши.

3Ин.1:3  с толкованием

4
Болши сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща.

3Ин.1:4  с толкованием

5
Возлюбленне, верно твориши, еже аще делаеши в братию и в странныя,

3Ин.1:5  с толкованием

6
иже свидетельствоваша о твоей любви пред церковию. Ихже предпослав достойно Богу, добре твориши.

3Ин.1:6  с толкованием

7
О имени бо Его изыдоша, ничтоже приемлюще от язык.

3Ин.1:7  с толкованием

8
Мы убо должни есмы приимати таковых, да поспешницы будем истине.

3Ин.1:8  с толкованием

9
Писах церкви: но первенстволюбец их Диотреф не приемлет нас.

3Ин.1:9  с толкованием

10
Сего ради, аще прииду, воспомяну его дела, яже творит, словесы лукавыми укоряя нас: и недоволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящым возбраняет, и от церкве изгонит.

3Ин.1:10  с толкованием

11
Возлюбленне, не уподобляися злому, но благому. Благотворяй от Бога есть: а злотворяй не виде Бога.

3Ин.1:11  с толкованием

12
Димитриеви свидетельствовася от всех и от самыя истины: и мы же свидетельствуем, и весте, яко свидетельство наше истинно есть.

3Ин.1:12  с толкованием

13
Многа имех писати, но не хощу чернилом и тростию писати тебе,

3Ин.1:13  с толкованием

14
уповаю же абие видети тя и усты ко устом глаголати.

3Ин.1:14  с толкованием

15
Мир тебе. Целуют тя друзи: целуй други по имени. Аминь.

3Ин.1:15  с толкованием

Толкования на главу 3Ин.1
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на третье послание Святого Апостола Иоанна

3Ин.1

Глава 
1

3Ин.1  с толкованием

Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.
 

3Ин.1:1 с толкованием
По истине любит тот, кто любит по Господе. Апостол пишет это послание с целью воздать похвалу некоторым братьям. Пишет к Гаию, о котором свидетельствует, что он принимает много странников, и за то воздает ему великую похвалу. Ибо кто делает добро, тот, говорит, от Бога (ст. 11). Еще более поощряет его тем, что не одобряет Диотрефа, который не хочет так поступать. Хвалит Димитрия, который поступает так же, как Гаий, и дает верное свидетельство о его добродетели. Как преуспевает душа твоя; а преуспевает она в жизни по Евангелию.
 


Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.
 

3Ин.1:3 с толкованием
В истине ходит тот, кто ходит по простоте евангельской. Под словом ходить нужно разуметь не передвижение стоп, ибо такое переступательное с места на место движение свойственно всякому животному, имеющему ноги, но стройное и целомудренное преспеяние в душевных стремлениях, которого достигают немногие и из тех, кои имеют разум.
 


Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не ваяв ничего от язычников.
 

3Ин.1:4 с толкованием
Выражение μειζοτέραν не согласно с изяществом греческого языка; ибо к сравнительной степени (μείζονα) прибавлен еще один суффикс сравнительной степени (-τερ).
 


Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками. истине. Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.
 

3Ин.1:8 с толкованием
Принимать употреблено вместо занимать, захватывать. Этим апостол научает нас не выжидать прихода к нам нуждающихся, но самим бежать к ним навстречу и упрашивать их к себе, как поступали Авраам и Лот (Быт.18:2-3;19,1-2).
 


Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.
 

3Ин.1:10 с толкованием
Если запрещено воздавать злом за зло (Рим.12:17), то как объяснить настоящую угрозу апостола? Отвечаем: заповедь говорит о невоздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и вере, то совершающего такой грех должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних (Деян.13:8-11).
 


Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
 

3Ин.1:11 с толкованием
Так как нет ничего общего у света с тьмой, никакого согласия между Христом и Велиаром (2Кор.6:14-15); то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться с тьмой, то есть с гнусными делами их. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Флп.2:16), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех.
 


О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.
 

3Ин.1:12 с толкованием
Всеми, то есть имеющими истину, и самой истиной, то есть на словах и на деле; ибо хотя о добродетели иных и свидетельствуют, но свидетельство оказывается ложным, потому что словам не соответствует действительность. Если же кто под всеми, по обширности значения слова весь, будет разуметь верных и неверных, то и его понимание не несправедливо; ибо апостол Павел заповедует всем верным: не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем во всем (1Кор.10:32-33).
 

Конец третьего послания св. ап. Иоанна.
 

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 17.12.2001]