Глава 
6

Ам.6  с толкованием

1
Люте уничижающым Сиона и уповающым на гору Самарийскую: оымаша начатки языков, и внидоша к ним дом Израилев.

Ам.6:1  с толкованием

2
Мимоидите Халану вси и видите, и прейдите оттуду во Емаф великий и снидите оттуду в Геф иноплеменников, крепчайшыя от всех царств сих, аще болши суть пределы их предел ваших?

Ам.6:2  с толкованием

3
Приходящии в день зол, приближающиися и прикасающиися субботам лживым,

Ам.6:3  с толкованием

4
спящии на одрех от костей слоновых и ласкосердствующии на постелех своих, ядущии козлища от паств и телцы млеком питаемы от среды стад:

Ам.6:4  с толкованием

5
плещущии ко гласу пищалей, аки стояща мнеша, а не яко бежаща:

Ам.6:5  с толкованием

6
пиющии процеженое вино и первыми вонями мажущиися, и не страдаху ничесоже в сокрушении Иосифове.

Ам.6:6  с толкованием

7
Сего ради ныне пленницы будут от начала сильных, и отимется ржание конско от Ефрема.

Ам.6:7  с толкованием

8
Яко клятся Господь Собою, глаголет Господь Бог Сил: понеже гнушаюся аз всею укоризною Иакова и села его возненавидех, и отвергу град со всеми живущими в нем.

Ам.6:8  с толкованием

9
И будет, аще останутся десять мужей во единем дому, умрут, и останутся остаточнии:

Ам.6:9  с толкованием

10
и возмут свои их, и понудятся изнести кости их из дому. И речет настоятелем дому: еще ли есть у тебе? И речет: несть еще. И речет: молчи, не именования ради имене Господня.

Ам.6:10  с толкованием

11
Понеже, се, Господь заповедает и побиет дом великий толчением и дом малый разседением.

Ам.6:11  с толкованием

12
Аще поженут в камениях кони? И аще умолкнут в женстем полу? Яко обратисте на гнев суд, и плод правды на горесть,

Ам.6:12  с толкованием

13
веселящиися ни о единем слове блазе, глаголющии: не крепостию ли нашею имамы роги?

Ам.6:13  с толкованием

14
Темже, се, Аз воздвигну на вы, доме Израилев, язык, глаголет Господь Бог Сил, и сокрушат вас еже не внити во Емаф и до водотечи западов.

Ам.6:14  с толкованием

Толкования на главу Ам.6
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Амоса

Ам.6

Глава 
6

Ам.6  с толкованием

1
Люте уничижающим Сиона, и уповающим на гору Самарийскую, то есть на капище идольское, которое было сооружено и славилось в Самарии. Израильтяне уничижали явные благодеяния, являемые им во граде Божием - Сионе, уповали же на стены и на славные капища самарийские. Горе разсевающим князей народных и преселяющим к себе сынов Изралевых! В греческом переводе сказано: объимающим начатки языков; а по еврейскому тексту читается: именующим себя князьями языков, а не князьями народа Своего.

Ам.6:1  с толкованием

2
Мимоидите Халану вси, и видите, и прейдите оттуду во Емаф великий, и снидите оттуду в Геф иноплеменников. Как бы посмеваясь над сими городами, Пророк говорит: смотрите и уразумейте; они погибли не потому, что не имели защиты, но потому, что не воспомянули имени Господня. И обращаясь к Израильтянам продолжает: не малочисленность ваша и не скудость достояния вашего погубили вас, но причиною гибели вашей множество нечестивых дел ваших, как и те города погибли не потому, что пределы их были не больше ваших предел.

Ам.6:2  с толкованием

4
Спящии на одрех от костей слоновых, и ласкосердствующии на постелях своих. Пророк описывает бесстыдное сластолюбие их; ибо таковы были грехи их.

Ам.6:4  с толкованием

5
Как Давид, который по внушению Духа ударял в струны, измышляют они себе музыкальныя орудия, чтоб в упоении играть на своих цевницах.

Ам.6:5  с толкованием

6
Пиющии процеженое вино, и не страдаху ничесоже в сокрушении Иосифе; потому что единственное их попечение о забавах; об этом они заботятся, а не хотят подумать о пленении Иосифа. И в ином еще смысле Пророк укоряет их за жадность к удовольствиям, а именно, что, предаваясь забавам, не трогаются сокрушением бедных, которых представляет под образом Иосифа, потому что и он терпел от братьев своих, как от них терпят бедные. И еще под образом пиющих процеженное вино разумеются те, которые постигли силу божественных Писаний, но не заботятся о предотвращении от гибели людей простых. Вони же первыя суть духовные наставления тех, которые, хотя сведущи в Писании, но пребывают в рабстве греху, и сами не исполняют того, чему учат других.

Ам.6:6  с толкованием

9
И будет аще останутся десять мужей во едином дому, умрут. Останутся же праведники, которые вынесут кости из дому.

Ам.6:9  с толкованием

11
И побиет Господь дом великий толчением, то есть высокий дом, которым гордился Израиль; и дом малый разседением, т.е. дом Расина - Дамаск, потому что отведет их в плен.

Ам.6:11  с толкованием

12
Аще поженут в камениях кони, и повлекут по камням плуг. То есть как кони не могут бежать по утесам, так и язычники не могли бы одолеть Израильтян; и как камни не уступают плугу земледельца, так Евреи не пали бы от меча Сириян.

Ам.6:12  с толкованием

13
Но яко обратисте суд на горесть, и правду в полынь: веселящиися ни о едином слове, то есть об идолах и о Расине, - сей головне дымящейся (Ис.7:4); и глаголющии: не крепостию ли нашею взяли мы город? разве не сами мы собрали войско и деньги? разве не своею силою покорили себе город?

Ам.6:13  с толкованием

14
Тем же се Аз воздвигну на вы доме Израилев язык, глаголет Господь Бог сил, то есть на оба царства израильские воздвигну Ассириян и Вавилонян. И сокрушат вас от входа до водотечи пустынной. Это два предела израильские, северный и южный. Так, Бог жезлом Своим сокрушит роги, то есть главы врагов Своих, уповавших на крепость свою. И Он угрожает, что народ, который при помощи Божией, поражал и сокрушал народы языческие, сам будет сокрушен язычниками, когда за грехи его оставит его Бог. Сие относится также и к диаволу, которого глава сокрушена крестом.

Ам.6:14  с толкованием