Глава 
15

Быт.15  с толкованием

1
По глаголех же сих, бысть слово Господне ко Авраму в видении нощию, глаголя: не бойся, Авраме: Аз защищаю тя, мзда твоя многа будет зело.

Быт.15:1  с толкованием

2
Глагола же Аврам: Владыко Господи, что ми даси? Аз же отпущаюся безчаден: сын же масек домочадицы моея, сей Дамаск Елиезер.

Быт.15:2  с толкованием

3
И рече Аврам: понеже мне не дал еси семене, домочадец же мой наследник мой будет.

Быт.15:3  с толкованием

4
И абие глас Господень бысть к нему, глаголющий: не будет сей наследник твой, но иже изыдет из тебе, той будет наследник тебе.

Быт.15:4  с толкованием

5
Изведе же его вон и рече ему: воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое.

Быт.15:5  с толкованием

6
И верова Аврам Богу, и вменися ему в правду.

Быт.15:6  с толкованием

7
Рече же к нему: Аз (есмь) Бог изведый тя от страны Халдейския, яко дати тебе землю сию наследствовати.

Быт.15:7  с толкованием

8
И рече: Владыко Господи, по чесому уразумею, яко наследити ю имам?

Быт.15:8  с толкованием

9
Рече же к нему: возми Мне юницу трилетну и козу трилетну и овна трилетна, и горлицу и голубя.

Быт.15:9  с толкованием

10
Взя же он вся сия и раздели я на полы, и положи я противолична едина ко другому: птиц же не раздели.

Быт.15:10  с толкованием

11
Слетеша же птицы на телеса растесаная их: и седе близу их Аврам.

Быт.15:11  с толкованием

12
Заходящу же солнцу, ужас нападе на Аврама, и се, страх темен велий нападе нань.

Быт.15:12  с толкованием

13
И речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыриста:

Быт.15:13  с толкованием

14
языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сих же изыдут семо со имением многим:

Быт.15:14  с толкованием

15
ты же отидеши ко отцем твоим в мире, препитан в старости добрей:

Быт.15:15  с толкованием

16
в четвертем же роде возвратятся семо: не бо исполнишася греси Аморреов до ныне.

Быт.15:16  с толкованием

17
Егда же бысть солнце на западе, пламень бысть: и се, пещь дымящися, и свещы огненны, яже проидоша между растесании сими.

Быт.15:17  с толкованием

18
В день той завеща Господь Авраму завет, глаголя: семени твоему дам землю сию от реки Египетския даже до реки великия Евфрата:

Быт.15:18  с толкованием

19
Кенеов и Кенезеов и Кедмонеов,

Быт.15:19  с толкованием

20
и Хеттеов и Ферезеов и Рафаинов,

Быт.15:20  с толкованием

21
и Аморреов и Хананеов, и Евеов и Гергесеов и Иевусеов.

Быт.15:21  с толкованием

Толкования на главу Быт.15
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  15

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.15

Глава 
15

Быт.15  с толкованием
После сего Бог явился Авраму в видении, и сказал:
 


1
мзда твоя многа будет зело за преспеяние твое в праведности и за избавление тобою пленных.

Быт.15:1  с толкованием

2
Глагола же Аврам: что ми даси? аз же отпущаюся безчаден.

Быт.15:2  с толкованием

3
Домочадец же мой, наследник мой будет.

Быт.15:3  с толкованием

5
Изведе же его вон, и рече ему: воззри на небо, и изочти звезды, аще возможеши исчести я. И рече: тако будет семя твое.

Быт.15:5  с толкованием

6
И верова Аврам, и вменися ему в правду, и притом в правду великую. Поелику поверил он неудобоисполнимому, чему не всякий человек мог поверить; то вменилось ему сие в правду. Восхвалив Аврама за веру, Бог

Быт.15:6  с толкованием

7
рече к нему: Аз Бог изведый тя из Ура халдейскаго, яко дати тебе землю сию наследствовати.

Быт.15:7  с толкованием

8
И рече: по чесому уразумею, яко наследити ю имам? Некоторые говорят, что, за Аврамово сомнение в обетовании, сказано потом:

Быт.15:8  с толкованием

13
ведый увеси, яко пресельно будет семя твое в земли не своей. Но утверждающее это пусть знают, с какою верою Аврам в то же время принял обетование, что семя его будет многочисленно, как песок морской. Если Аврам поверил тому, что было гораздо важнее, именно, что от него одного и от одной неплодной и устаревшей Сары произойдет семя многочисленное, как песок; то, конечно, неусомнившийся в большем не усомнился и в меньшем, то есть что семя его наследует землю. Если бы усомнился он; то для чего сказал бы ему Бог:

Быт.15:13  с толкованием

9
возми юницу трилетну, и козу трилетну, и овна трилетна, и горлицу, и голубя? Сие было сказано Авраму ночью, а днем исполнил он это, и от утра до вечера стоял, отгоняя от жертвы своей слетавшихся птиц. И вот уже после того, как на благоугодную жертву его снисшел вечером огонь, явился ему Бог и сказал о преселении семени его. Если бы Бог изрек ему сие в наказание; то не была бы принята жертва его, и Бог не заключил бы с ним в этот день завета, не обещал бы ему в день сей, что семени его порабощены будут десять народов, не сказал бы, что и сам он в старости доброй отойдет к отцам своим. Все это изрек Бог Авраму в сей самый день, потому что верова Аврам и вменися ему в правду. Как же после сего говорят, что в день сей за недостаток веры изречено наказание семени того, кто за веру, обнаруженную в тот же день, сподобился великих наград?

Быт.15:9  с толкованием
Итак, Аврам поверил неудобоисполнимому, что из заматеревшей и почти омертвевшей Сариной утробы произойдет целый мир людей. О наследовании же земли спрашивал не в том смысле, будет ли оно, но в том, как оно будет. Видел он, что земля ханаанская имеет царей и войска, видел, что она наполнена жителями, и теперь слышит, что земля сия дана будет не ему, а семени его; и посему о том, что должно было совершиться не в его время, желает узнать, как это будет, и как семя его войдет в сию землю и получит ее в наследие себе. Цари ли, думает Аврам, истребят друг друга, или придут другие народы, истребят жителей ее, и сделают землю для нас пустою, или семя мое сделается могущественным, придет, истребит жителей земли, и получит ее в наследие, или земля поглотит жителей за дела их, или сами жители переселятся в другую страну от голода, или побуждаемые какою молвою, или другим чем? Так Аврам, когда вопрошал Бога, не сомневался в верности обетования, но хотел только знать, каким из сих способов семя его получит землю в наследие.
 

Но Бог знал, чего Аврам хотел, и вместе с желаемым открыл ему и то, о чем он не просил. В том, что Аврам от уготованной им жертвы отгонял хищных птиц, Бог показывал ему, что семя его за грехи свои будет злострадать, но по молитвам праведников спасется; в образе огненной пещи, нисшедшей с неба, Бог давал ему разуметь, что спасение послано будет с небес, когда не станет среди них праведников; юница трилетняя, коза трилетняя и овен трилетний изображали или то, что потомки Аврамовы избавлены будут от рабства чрез три поколения, или то, что из среды их произойдут цари, священники и пророки; разделение на полы животных прознаменовало разделение потомков Аврамовых на колена, а то, что птицы не было разделены, означало их взаимное согласие.
 

Показав сие Авраму, Бог говорил: ведый увеси, о чем и хотел ты знать, яко преселно будет семя твое в земли не своей. Не пленниками пойдут туда потомки твои, но переселятся на вьючных скотах и юницах, какие будут у них. И поработят я лет четыриста. Не стали бы они и умолять об изведении их оттуда, если бы не подверглись тяжкому рабству.
 


14
Языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сих же изыдут семо с имением многим.

Быт.15:14  с толкованием

15
Ты же отыдеши ко отцем твоим в старости добрей.

Быт.15:15  с толкованием

16
В четвертом же роде возвратятся семо. А присовокупленное: не бо исполнишася греси Аммореев доныне, показывает, что не исполнилась еще мера грехов, за которые бы Аммореи по правде подверглись конечному истреблению мечем.

Быт.15:16  с толкованием

12
Сон нападе на Аврама. Как сон напал на Авимелеха (Быт.20:3), так напал сон и на Аврама, когда Бог явился ему, заключил с ним завет; изрек, что десять народов будут в рабстве у семени его, и что вся земля, от реки египетской до Евфрата, отдана будет в наследие семени его.

Быт.15:12  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  15

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.15

Глава 
15

Быт.15  с толкованием

Вопрос 66. Как Авраам именуется верным, когда сказал:почесому уразумею, яко наследити ю имам (Быт.15:8)?

Слова: почесому уразумею сказаны не неверующим, но желающим познать способ наследования. Поскольку видел многие тысячи, населяющие Палестину, то хотел познать, каким способом приимет в обладание сию землю, по закону ли войны, или без войны, останутся ли обитатели живы, или будут истреблены, или изгнаны. Поэтому-то Бог всяческих изрек: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирять я лет четыреста. Языку же, емуже поработают, сужду Аз: по сих же изыдут семо со имением многим. Ты же отыдеши ко отцем твоим в мире, препитан в старости добрей. В четвертом же роде возвратятся семо: не бо исполнишася греси Аммореов до ныне (Быт.15:13-16). Из Божественного ответа можно узнать и силу вопроса. Поскольку Авраам сказал:почесому уразумею, яко наследити ю имам, то дано ему знать, сколько времени его потомки будут переселенцами, и как будут бедствовать, какого сподобятся промышления; потому что понесут наказание пожелавшие нападать на них, а они воспользуются достоянием враждующих; сам же Авраам, не изведав на опыте ничего подобного, окончит жизнь в мире. Господь открыл ему и причину замедления, чтобы не заключил кто, будто бы Владыка Бог, по множеству обитателей на этой земле, не может ее отдать во владение сынам Авраамовым. Сказал же так: не бо исполнишася греси Аммореов до ныне, то есть не сделано еще ими достойного конечной гибели, а налагать наказание прежде греха, по предведению не должно. Но что в это время были они благочестивы, это показывают Мелхиседек, Авимелех и жители Хеврона, оказавшие патриарху много услуг, и стоит замечания восклицание их: царь от Бога ты еси в нас: во избранных гробех наших погреби мертвеца твоего (Быт.23:6).
 


Вопрос 67. Для чего Бог повелел Аврааму заклать юницу трилетну..., и овна трилетна и проч. (Быт.15:9)?

Это были тайные предуказания на то, что сбудется с его родом. Так, по совершении жертв, Бог сказал: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и присовокупил: в четвертом... роде возвратятся семо. Посему повелел заклать трех четвероногих чистых, и каждое трех лет, в обозначение трех родов, которые будут в переселении. Горлица же указывала на иной род, как бы отлетевший и удалившийся из Египта, впрочем поселившийся в пустыне; потому что сия птица пустыннолюбива. А голубь означал еще иной род, который занял обетованную землю; потому что животное это кротко и любит жить в домах. Посему-то птиц не разделил, как знаменующих освобождение от рабства, а четвероногих разделил, как означающих злострадание в Египте. Птицы, слетевшиеся на рассеченные жертвы, которых Патриарх отгонял от них, назнаменовали убийственное намерение Египтян, которое Владыка Бог соделал неисполнимым, верно храня обетования, данные Аврааму. Ибо как в прообразовании Авраам отгонял плотоядных птиц, так Египтян мучила честь Авраама. Явление же дымящейся печи и огненных свечей, когда солнце было на западе, как означало, что жертвы приняты, так предзнаменовало явление Бога всяческих при конце предсказанного времени; потому что во огне явился Бог Моисею законодателю, а потом и целому народу. Сверх этого научал сим Господь, что приносить сих животных узаконит в последствии. Иные же говорят, что, желая показать твердость обетования, Бог поступил по обычаю, соблюдавшемуся при заключении договоров. Ибо, как говорят, имели обычай рассекать жертвы пополам, и над ними давать клятвы. Я же представил здесь то и другое, чтобы читающие избрали кажущееся им более справедливым.