Глава 
16

Быт.16  с толкованием

1
Сара же жена Аврамля не раждаше ему: бяше же ей раба Египтяныня, ейже имя Агарь.

Быт.16:1  с толкованием

2
Рече же Сара ко Авраму: се, заключи мя Господь, еже не раждати: вниди убо к рабе моей, да чада сотворю от нея. Послуша же Аврам гласа Сарина.

Быт.16:2  с толкованием

3
И поимши Сара жена Аврамля Агарь Египтяныню рабу свою, по десяти летех вселения Аврамля в земли Ханаани, даде ю в жену Авраму мужу своему.

Быт.16:3  с толкованием

4
И вниде ко Агари, и зачат: и виде, яко во чреве имать, и укорена бысть госпожа (ея) пред нею.

Быт.16:4  с толкованием

5
И рече Сара ко Авраму: обида ми от тебе: аз дах рабу мою в недро твое: она же видевши, яко во чреве имать, укорена бых пред нею: суди Бог между мною и тобою.

Быт.16:5  с толкованием

6
Рече же Аврам к Саре: се, раба твоя в руку твоею: твори ей, якоже ти есть угодно. И озлоби ю Сара: и отбеже от лица ея.

Быт.16:6  с толкованием

7
И обрете ю Ангел Господень у источника воды в пустыни, у источника на пути Сур.

Быт.16:7  с толкованием

8
И рече ей Ангел Господень: Агарь, рабо Сарина, откуду идеши и камо грядеши? И рече: от лица Сары госпожи моея аз бегу.

Быт.16:8  с толкованием

9
Рече же ей Ангел Господень: возвратися к госпоже своей и покорися под руку ея.

Быт.16:9  с толкованием

10
И рече ей Ангел Господень: умножая умножу семя твое, и не сочтется от множества.

Быт.16:10  с толкованием

11
И рече ей Ангел Господень: се, ты во чреве имаши и родиши сына, и наречеши имя ему Исмаил: яко услыша Господь смирение твое:

Быт.16:11  с толкованием

12
сей будет селный человек: руце его на всех, и руки всех на него, и пред лицем всея братии своея вселится.

Быт.16:12  с толкованием

13
И призва Агарь имя Господа глаголющаго к ней: Ты Бог призревый на мя: яко рече: ибо предо мною видех явльшагося мне.

Быт.16:13  с толкованием

14
Сего ради прозва кладязь той: Кладязь, идеже предо мною видех: се между Кадисом и между Варадом.

Быт.16:14  с толкованием

15
И роди Агарь Авраму сына, и нарече Аврам имя сыну своему, егоже роди ему Агарь, Исмаил.

Быт.16:15  с толкованием

16
Аврам же бе лет осмидесяти шести, егда роди Агарь Авраму Исмаила.

Быт.16:16  с толкованием

Толкования на главу Быт.16
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  16

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.16

Глава 
16

Быт.16  с толкованием
В тот же год Сара, видя свое неплодство, сказала Авраму:
 


2
се заключи мя Господь, еже не раждати: вниди убо к рабе моей; от нее, может быть, получу я утешение. И поелику не успокоилась Сара, хотя Аврам и медлил исполнить совет ее; то, как написано, послуша Аврам гласа жены своей, и Сара дала ему Агарь Египтянку, данную с прочими рабынями Фараоном в тот день, когда взял ее к себе в жену.

Быт.16:2  с толкованием
Когда же Агарь зачала; тогда стала пренебрегать госпожу свою, думая, что ее семя войдет в землю обетования, и получит ее в наследие. Сара могла бы обуздать кичливость Агари; но поелику видела, что бывшая дотоле рабою, с того времени, как отдала ее мужу своему, разделила ложе его, то не укоряет наложницу Аврамову, чтобы не нанести бесславия самому Авраму. Однако же сказала ему:
 


8
обида ми от тебе. Я не променяла тебя на царя, ты же предпочел мне ныне рабу. Агари следовало благодарить меня за то, что услышана молитва моя, и зачала она, потому что я дала ее тебе, чтобы получить мне от нее утешение; но она, за сделанное ей мною добро, воздает мне злом, в глазах всех рабынь наносит мне жестокое оскорбление.

Быт.16:8  с толкованием
Агарь, надеявшаяся на Аврама, когда увидела, что отдал ее в руки госпоже, которую укорила она, убоялась и бежала. Но сретил ее Ангел, и сказал ей:
 


9
возвратися к госпоже твоей, и покорися под руку ея.

Быт.16:9  с толкованием

10
Умножится семя твое, и не сочтется от множества.

Быт.16:10  с толкованием

11
Яко услыша Господь смирение твое; если ты готова возвратиться и служить госпоже своей. И родиши сына, и наречеши имя ему Исмаил.

Быт.16:11  с толкованием

12
Сей будет онагр между людьми, потому что поселится в пустыне, и как онагр, не будет в мире с людьми; руце его на всех, то есть на расхищение всех; и руки всех на него. Поелику он будет нападать на все народы, то и сам подвергнется нападению всех народов. И на пределах всея братии своея, то есть сынов Сары и Хеттуры, вселится; потому что сынам Симовым отделены уже были земли наследия их.

Быт.16:12  с толкованием
Агарь уразумела, что у Аврама будет много детей, но не от нее. В этом уверяло ее то, что Аврам более не входил к ней, и, как скоро заметил, что зачала она, не приближался к ней. Аврам по желанию только Сары вошел к Агари, чтобы иметь ей от Агари хотя малое утешение, пока Бог не возвеселит ее плодом собственного ее чрева. И сказала Агарь:
 


13
Ты Бог видения, снисходишь и даешь видеть себя тем, которые чтут Тебя. И еще присовокупив к сему, сказала Агарь: видение видела я после того, как увидел Ты меня; потому что сначала Ангел, явившись, ничего не сказал ей, чтобы не привести ее в ужас. Когда же обратил к ней слово, тогда явилось ей видение в видении, то есть в лице Ангела явился Бог; посему-то и кладезю дала она название: кладязь Живущаго Видящаго меня. Агарь возвратилась к госпоже своей и испросила себе прощение. И когда Авраму и Саре сказала она о виденном ею видении, известила, что сказал ей Ангел о сыне ее, а именно, что будет он жить на пределах братий своих, тогда сею вестью, принесенною Саре загладила скорбь, какую причинила ей прежде.

Быт.16:13  с толкованием

15
И роди Агарь и нарече Аврам имя сыну своему Исмаил, как научен был Агарью.

Быт.16:15  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  16

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.16

Глава 
16

Быт.16  с толкованием

Вопрос 68. Многие из распутных людей поводом к [своему] непотребству берут то, что Патриарх Авраам имел у себя наложницу (Быт.16:2)

Каждый поступок судится по цели, для какой что делается. Так будем смотреть и на поступок с Агарью. И если увидим, что Патриарх, поработился вожделению, то назовем сие делом достойным порицания. А если супруга открыла немощь своего естества, подтвердила, что Творец создал ее утробу неплодной, и изъявила желание иметь детей, а потому просила Авраама войти к Агари, чтобы Сарра могла себе присвоить рожденного ею младенца; то погрешил ли сколько-нибудь Авраам, когда ни природа, ни какой-либо писанный закон не воспрещали многоженства, супруга же была бесплодна, и настоятельно требовала, чтобы муж взял себе рабу в жены, не в угождение сладострастию, но чтобы ему по естеству, а ей по присвоению, назваться родителями? А что божественный сей муж был чужд гнусного сластолюбия, о сем свидетельствует не это одно, но и последующее. Ибо, когда Агарь, зачав во чреве, обратила это в повод к высокомерию, и дерзко повела себя пред госпожой, Сарра же огорчилась, и стала неправо жаловаться на Патриарха; тогда он, весьма спокойно приняв ее горячность, отдал ей рабу для наказания, не дождавшись рождения от нее носимого во чреве младенца. Ибо говорит: се раба твоя в руку твоею: твори ей, якоже ти есть угодно (Быт.16:6).