Глава 
18

Быт.18  с толкованием

1
Явися же ему Бог у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни.

Быт.18:1  с толкованием

2
Воззрев же очима своима, виде, и се, трие мужие стояху над ним: и видев притече в сретение им от дверей сени своея: и поклонися до земли

Быт.18:2  с толкованием

3
и рече: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего:

Быт.18:3  с толкованием

4
да принесется вода и омыются ноги ваши, и прохладитеся под древом:

Быт.18:4  с толкованием

5
и принесу хлеб, да ясте, и посем пойдете в путь свой, егоже ради уклонистеся к рабу вашему. И рекоша: тако сотвори, якоже глаголал еси.

Быт.18:5  с толкованием

6
И потщася Авраам в сень к Сарре и рече ей: ускори и смеси три меры муки чисты, и сотвори потребники.

Быт.18:6  с толкованием

7
И тече Авраам ко кравам, и взя телца млада и добра, и даде рабу, и ускори приготовити е.

Быт.18:7  с толкованием

8
И взя масло, и млеко, и телца, егоже приготова: и предложи им, и ядоша: сам же стояше пред ними под древом.

Быт.18:8  с толкованием

9
Рече же к нему: где Сарра жена твоя? Он же отвещав, рече: се, в сени.

Быт.18:9  с толкованием

10
Рече же: (се) возвращаяся прииду к тебе во время сие в часы, и родит сына Сарра жена твоя. Сарра же услыша пред дверми сени сущи за ним.

Быт.18:10  с толкованием

11
Авраам же и Сарра стара (беста,) заматеревшая во днех: и престаша Сарре бывати женская.

Быт.18:11  с толкованием

12
Разсмеяся же Сарра в себе, глаголющи: не у было ми убо доселе, господин же мой стар.

Быт.18:12  с толкованием

13
И рече Господь ко Аврааму: что яко разсмеяся Сарра в себе, глаголющи: еда истинно рожду? Аз же состарехся.

Быт.18:13  с толкованием

14
Еда изнеможет у Бога слово? В сие время возвращуся к тебе в часы, и будет Сарре сын.

Быт.18:14  с толкованием

15
Отречеся же Сарра, глаголющи: не разсмеяхся: убояся бо. И рече ей: ни, но разсмеялася еси.

Быт.18:15  с толкованием

16
Воставше же оттуду мужие, воззреша на лице Содома и Гоморра: Авраам же идяше с ними, провождая их.

Быт.18:16  с толкованием

17
Господь же рече: еда утаю Аз от Авраама раба Моего, яже Аз творю?

Быт.18:17  с толкованием

18
Авраам же бывая будет в язык велик и мног, и благословятся о нем вси языцы земнии:

Быт.18:18  с толкованием

19
вем бо, яко заповесть сыном своим и дому своему по себе, и сохранят пути Господни творити правду и суд, яко да наведет Господь на Авраама вся, елика глагола к нему.

Быт.18:19  с толкованием

20
Рече же Господь: вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело:

Быт.18:20  с толкованием

21
сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются: аще же ни, да разумею.

Быт.18:21  с толкованием

22
И обратившеся оттуду мужие, приидоша в Содом: Авраам же еще бяше стояй пред Господем.

Быт.18:22  с толкованием

23
И приближився Авраам, рече: погубиши ли праведнаго с нечестивым, и будет праведник яко нечестивый?

Быт.18:23  с толкованием

24
Аще будут пятьдесят праведницы во граде, погубиши ли я? Не пощадиши ли всего места пятидесяти ради праведных, аще будут в нем?

Быт.18:24  с толкованием

25
Никакоже Ты сотвориши по глаголу сему, еже убити праведника с нечестивым, и будет праведник яко нечестивый: никакоже, Судяй всей земли, не сотвориши ли суда?

Быт.18:25  с толкованием

26
Рече же Господь: аще будут в Содомех пятьдесят праведницы во граде, оставлю весь град и все место их ради.

Быт.18:26  с толкованием

27
И отвещав Авраам, рече: ныне начах глаголати ко Господу моему, аз же есмь земля и пепел:

Быт.18:27  с толкованием

28
аще же умалятся пятьдесят праведницы в четыредесять пять, погубиши ли четыредесяти пятих ради весь град? И рече: не погублю, аще обрящу тамо четыредесять пять.

Быт.18:28  с толкованием

29
И приложи еще глаголати к Нему, и рече: аще же обрящутся тамо четыредесять? И рече: не погублю ради четыредесяти.

Быт.18:29  с толкованием

30
И рече: что, Господи, аще возглаголю? Аще же обрящется тамо тридесять? И рече: не погублю тридесятих ради.

Быт.18:30  с толкованием

31
И рече: понеже имам глаголати ко Господу: аще же обрящутся тамо двадесять? И рече: не погублю, аще обрящутся тамо двадесять.

Быт.18:31  с толкованием

32
И рече: что, Господи, аще возглаголю еще единою? Аще же обрящутся тамо десять? И рече: не погублю десятих ради.

Быт.18:32  с толкованием

33
Отиде же Господь, яко преста глаголя ко Аврааму: и Авраам возвратися на место свое.

Быт.18:33  с толкованием

Толкования на главу Быт.18
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  18

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.18

Глава 
18

Быт.18  с толкованием
Поелику податель Бог определил, что в следующий год ниспослан будет Аврааму дар; то Авраам размышляет, будет ли, или не будет открыто ему время, когда именно примет благословение, и отверзется заключенная утроба Сарры. Когда же Авраам размышлял о сем,
 


1
явися ему Господь седящу ему пред дверьми сени своея в полудни. Авраам желал насытить душевные очи свои откровением сим; но Бог стал для него невидим. Пока же размышлял, почему Бог явился ему, и, ничего не сказав ему, сокрылся;

Быт.18:1  с толкованием

2
виде, и се трие мужи стояху над ним; и тогда отложив помышление свое, притече в сретение им от дверей кущи своея.

Быт.18:2  с толкованием
Когда же Авраам поспешил к ним от кущи своей, как к странникам, и сею поспешностью обнаружил любовь свою к странноприимству; тогда является ему Бог, и при дверях кущи ясно дает видеть Себя в одном из трех странников. И Авраам поклонися до земли, умоляя Того, в Котором открылось Божеское величие, войти в дом его и благословить жилище его.
 


3
Аще обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего. Умоляемый Авраамом не отказался, и отвечал:

Быт.18:3  с толкованием

5
тако сотвори, якоже глаголал еси. Тогда

Быт.18:5  с толкованием

6
потщася Авраам к Сарре, и говорит ей: смеси три меры муки, чисты, а сам поспешает к стадам, чтобы привести тучного тельца. Предлагает же Авраам в таком обилии хлеб и мясо не для насыщения только Ангелов, но чтобы разделить благословение всем домочадцам своим.

Быт.18:6  с толкованием
Когда омыты ноги странникам, и сели они под древом; Авраам приносит и предлагает им все уготованное, сам же не дерзает сесть, но стоит пред ними, как прилично прислуживающему. Вкусив от трапезы, предложенной Авраамом, спрашивают они о Сарре: и Сарра, даже и в старости хранившая стыдливость, выходит однако же из внутренней храмины к дверям кущи. Ибо, по заботливости Авраама и по молчанию, какое по мановению его хранили все в доме, домочадцы Авраамовы уразумели, что не простые странники были сии, простершие ноги свои для омовения Божию человеку. Потом Господь говорит Аврааму и Сарре:
 


10
возвращаяся прииду к тебе во время сие, и будет у Сарры сын. Сарра же, хотя Авраам стоя сзади укреплял ее в уповании,

Быт.18:10  с толкованием

12
разсмеяся в сердце своем глаголющи: мне ли, когда я состарелась, сделаться молодою? И господин мой стар.

Быт.18:12  с толкованием
Если бы Сарра просила знамения; то знамение было бы дано ей, во-первых, потому что была она неплодна и стара, а во-вторых и потому, что никогда не бывало еще подобного тому, что ей обещано, почему, видя это или слыша о том, могла бы она поверить. Но хотя не просила она знамения, однако же знамение дано ей было ею самой и в ней. Господь сказал:
 


13
что яко разсмеяся Сарра в себе, глаголющи: еда истинно рожду? аз же состарехся. Но Сарра, вместо того, чтобы принять данное ей знамение, истинное сие знамение прикрывает ложью.

Быт.18:13  с толкованием

15
Отречеся Сарра, глаголющи: не разсмеяхся. Ангел же, давая ей уразуметь, что напрасно оправдывается ложью, говорит: ни, но разсмеялася еси в сердце твоем. Вот сердце твое опровергает суесловие языка твоего.

Быт.18:15  с толкованием
Ангелы, изрекши Сарре обетование о рождении сына,
 


16
воставше воззреша на лице Содома. Однако же Сарре не было открыто, что идут они в Содом, чтобы в тот день, когда обрадована обетованием о сыне, не причинить ей скорби о брате, возвестив грозное определение суда, изреченное на Содомлян и собратий их. Посему, сокрыли сие от Сарры, чтобы не проливать ей слез непрестанно. Аврааму же было сие открыто, чтобы не преставал он молиться, и чтобы молитва его открыла миру, что в Содоме не нашлось и единого праведника, ради которого мог бы он избавлен быть от истребления.

Быт.18:16  с толкованием

20
Вопль содомский и гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Что разуметь под словом вопль, сие объясняется сказанным в след за сим о грехах.

Быт.18:20  с толкованием

21
Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются: аще же ни, да разумею. Сказал сие Господь не потому, что не знал их грехов; Он прежде еще сказал: греси их велицы зело; но хотел сим показать пример судиям, чтобы не прежде они произносили приговор, как увидев дело вполне. Если Всеведущий представил себя как бы неведущим, чтобы не произвести определения о наказании прежде суда; то кольми паче должны судии сознаваться в своем неведении, и прежде исследования дела не изрекать приговора.

Быт.18:21  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  18

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.18

Глава 
18

Быт.18  с толкованием

Вопрос 70. Божественное Писание повествует, что Ангелы в куще Авраамовой ядоша (Быт.18:8)

И то же Писание говорит, что Авраам виде... мужи (Быт.18:2). Посему, если брать Писание голословно, то ядоша мужи, а не Ангелы; а если вникнем в смысл, то [они] представлялись только ядущими. Как сами они и Владыка их, имея бесплотное естество, казались имеющими тела (потому что через это стали видимы); так представлялись ядущими, не в уста и чрево внося пищу (потому что и тел не вмели), но истребляя ее, как им было угодно. Ибо крайнего неразумия дело - любопытствовать, как совершилось неизреченное.
 


Вопрос 71. Почему Лот не обвинен за кровосмешение с дочерьми? (Быт.18:32)

И у людей в обычае извинять согрешивших по неведению. Посему; и Лота несправедливо стал бы кто обвинять за кровосмешение; потому что не знал он, что было им сделано. Упоение же его заслуживает укоризну, но несколько и извинительно; потому что, будучи весьма поражен и встревожен, как лишившийся вдруг всего, что у него было, сверх всего же прочего и самой супруги, позволил дочерям подносить ему вино сверх потребности, не зная замышляемого ими, предполагая же себе в этом утешение и отраду. А дочери вовсе не подлежат обвинению. Ибо, увидев, что четыре города и все селения пожжены огненным дождем, жители же Сигора поглощены землею (это обозначает самое имя, потому что Сигор толкуется поглощение), заключили, что совершенно погиб весь человеческий род, и видя окружающее их запустение, предусматривая и немощь старости, вознамерились и роду приобрести семя, и себе некое утешение. Сим-то водясь рассуждением, а не похоти угождая, употребили они в содействие вино, излишним употреблением которого похитили у родителя сознание, и соделали, что отец дал им семя.
 


Вопрос 72. Почему Бог не воспрепятствовал беззаконному кровосмешению?

Предвидел нечестие рода; потому что Моавитяне служили Хамосу, а Аммонитяне Мелхолу. Посему, чтобы Израильтяне не заняли у них нечестия, как у народов родственных, не воспрепятствовал беззаконному союзу, желая соделать их ненавистными и мерзкими для иудеев. Сие-то выразил Бог всяческих через законодателя Моисея, повелевая: да не войдет Аммонинин и Моавитянин в храм Господень даже до десятого рода... и даже до века (Втор.23:3).
 

= 21

 


Вопрос 73. Весьма жестоким представляется то, что юный Измаил изгоняется из отеческого дома с одной матерью и мехом воды (Быт.21:14)

И это вполне доказывает добродетель Авраама. Ибо, когда сказала Сарра:изжени рабу сию, и сына ея (Быт.21:10), не послушался он; но как скоро повелел Бог, слово сие сопроводил делом, при всей своей любви к Измаилу. И хотя Сам Бог, когда обещал чадородие Сарры, сказал: Измаил, сей да живет пред тобою (Быт.17:18); однако же Авраам, и сильно любя отрока, исполнил то, что повелел Владыка. Но столько веровал он в божественные обитования, что, не дав ни рабов, ни рабынь, ни золота, ни серебра, отпустил из дома отрока с одною матерью, с малым числом хлебов и с мехом воды. Ибо знал, что обетование Повелевшего не лживо. Обетовал же ему Бог сотворить его в язык велий (Быт.17:20), как сподобившагося произойдти от Авраама, что и действительно исполнил. Ибо, как скоро вскричал отрок, желая пития, посланный Богом Ангел указал кладязь годной для пития воды. О том же, что по обетованию дал обильное чадородие, свидетельствует видимое; потому что, от пределов Египта до Вавилона, вся пустыня наполнена сим родом. Авраам же по благочестию и местам давал имена. Ибо, насадив ниву у кладязя клятвеннаго, нарек имя месту тому: Бог вечный (Быт.21:33).