Глава 
3

Быт.3  с толкованием

1
Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог. И рече змий жене: что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго?

Быт.3:1  с толкованием

2
И рече жена змию: от всякаго древа райскаго ясти будем:

Быт.3:2  с толкованием

3
от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете.

Быт.3:3  с толкованием

4
И рече змий жене: не смертию умрете:

Быт.3:4  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Быт.3:1
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  3

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.3

Глава 
3

Быт.3  с толкованием

1
змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог. Змий был хитрее бессловесных животных, которыми управлял человек; но если и превосходил в хитрости ту степень, на какой поставлены звери, то не следует из сего, что возвышался он до степени человека. Змий был хитрее бессловесных скотов и лукавее неразумных животных; но поелику у змия не было разума, то явно, что у него не было и мудрости человеческой. Адам превосходил змия и по самому образу сотворения, и по душе, и по уму, и по славе, какою был облечен, и по месту жительства своего; а из сего видно, что он был безмерно выше змия и по хитрости. Адам превосходил мудростью всех зверей, потому что поставлен был владыкою и правителем их; он был хитрее всех, потому что всем нарек имена. Как Израильтяне не могли без покрывала взирать на лицо Моисеево: так животные не могли взирать на светлый зрак Адамов; потупив очи проходили они пред ним, когда нарекал им имена, потому что очи их не в состоянии были взирать на славу его. Итак хотя змий был хитрее зверей, однако же неразумен был пред Адамом и Евою, владыками зверей.

Быт.3:1  с толкованием
Сказав о хитрости змия, Моисей обращается к повествованию о злокозненном приближении его к Еве, и говорит: и рече змий жене: подлинно ли сказал Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго? Змий говорил, и это было или свойственное змию шипение, которое понимал Адам, или в змие говорил сатана, или змий по собственному умышлению испросил себе дар слова, или испросил у Бога сатана дать сей дар слова на время змию. Но искусительное слово не ввело бы в грех искушаемых, если бы руководством искусителю не служило собственное их желание. Если бы и не пришел искуситель; то само дерево красотою своею ввело бы в борьбу их положение. Хотя прародители искали себе извинения в совете змия, но более, нежели совет змия, повредило им собственное пожелание. Ибо сказано:
 


6
и виде жена, яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети и вожделенно по виду: и вземши от плода его, яде. А если жена побеждена красотою дерева и приятностью плодов его; то не советом, вошедшим в слух ее, побеждена, введена же в преступление пожеланием, обнаружившимся в ней самой. Но поелику заповедь дана для испытания, то удобный был случай прийти искусителю.

Быт.3:6  с толкованием
Что было в раю и вне рая, все сие Бог дал человеку по благости, и ничего не требовал от него за то, что сотворил, украсил и облек его славою. Что ни было в раю, на земле, в воздухе и водах, все то дано было человеку по благости, и одно только древо отнято у него по правде.
 

Когда Бог творил человека, не соделал его смертным, но не создал и бессмертным, чтобы сам Адам, соблюдением или преступлением заповеди, от одного из двух дерев приобрел себе то, чего захотел бы он. И хотя Бог сотворил древо жизни, но сокрыл его от Адама, во-первых для того, чтобы красотою своею не вводило прародителей в борение и не усугубило борьбы, а во-вторых, потому что не прилично им было к сохранению заповеди Незримого находить себе побуждение в награде, которая у них пред глазами. Хотя по благости Бог все дал прародителям, но бессмертную жизнь, которая могла быть приобретена вкушением плодов древа жизни, восхотел даровать им по правде. Посему, дал им заповедь; но сия заповедь не была так велика, чтобы могла равняться преизбыточествующей награде, какая была им уготована. А воспретив им вкушать плодов одного древа, чтобы они были под заповедью, отдал им весь рай, чтобы к преступлению закона не были вынуждены недостатком в пище.
 

Но хотя, как сказал я, испытание и было потребно; однако же не дозволено было сатане послать для сего к Адаму какого-либо Ангела, или Серафима, или Херувима. Не дозволено было также сатане и самому прийти к Адаму в едемский сад в образе человеческом, или божественном, как приступал он к Господу нашему на горе. Не пришли также к Адаму какие-либо большие или лучшие звери, каковы бегемот и левиафан, не пришли и другие звери или животные чистые, чтобы не послужило это сколько-нибудь извинением для преступивших заповедь; дозволено же прийти к ним змию, который, хотя хитер, но безмерно презрен и гнусен. И змий, пришедши, не сделал никакого действительного чуда, не принял даже на себя ложного вида, но предстал в том виде, какой имел, предстал пресмыкающимся, с поникшими долу глазами; потому что не мог взирать на сияние зрака той, которую хотел искусить. Не пришел он, от страха, к Адаму, но пришел к Еве, чтобы скорее склонить ее ко вкушению плодов того древа, с которого запрещено было вкушать, пока еще не вкусила она дозволенных ей плодов с тысяч и тем других дерев. Не вкусила же не потому, что постилась, но потому что не овладел ею голод; ибо только еще была сотворена. И, конечно, змию не было воспрещено идти с такою поспешностью к Еве; потому что поспешность змия не служила в его пользу. Ибо пришел он в то время, когда Ева была только сотворена, не знала еще, что такое голод, и красота дерева не возбуждала еще в ней борьбы пожеланий. Итак, поелику Ева не чувствовала голода, и не введена была в борьбу древом, то змию не воспрещено быть ее искусителем, чтобы, если Ева победит в кратковременной брани и в недолгой борьбе, и змий, и кто был в змие, подверглись тому наказанию, какое и понесли, а Ева и муж ее вкусили плодов жизни, и приобрели вечную жизнь; прияв же по правде жизнь, какая была им обещана, они по правде стали бы обладать и всем тем, что прежде дано им было по благости.
 

Посему, искуситель поспешил прийти, и не был удержан; ибо и то самое, что искуситель приходит вместе с заповедью, могло вразумить искушаемых, что это искуситель, и предостеречь от козней его. Искуситель приходит, и обещает им нечто великое, да он и не мог хвалиться чем-либо малым. И тот, кто был в змие, так сказал чрез него жене: подлинно ли сказал Бог, да не ясте от всякаго древа райскаго? Здесь надлежит заметить, что велика была бы заповедь, если бы воспрещено было вкушать плоды всех дерев, по сказанному змием; а поелику заповедано было противное сему, то заповедь и не была почти заповедью, потому что была очень легка и дана только на время, пока не отступит от них искуситель.
 

Ева отвечала змию, и сказала:
 


Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  3

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.3

Глава 
3

Быт.3  с толкованием

Вопрос 32. Если змий мудр, то достоин он похвалы, потому что мудрость есть часть добродетели (Быт.3:1)

Многие именования произносятся о предметах различных. Ибо и идолов назвали богами язык (2Пар.32:17). Это же собственно сказано о демоне, действовавшем в змие. Но неразумные невежественно называли мудрыми и изучавших баснословие. Так и Божественное Писание говорит: буяя мiра избра Бог, да премудрыя посрамит (1Кор.1:27); и еще: где премудр? (1Кор.1:20). И через пророка сказал Бог: мудри суть, еже творити злая (Иер.4:22). Поэтому и здесь Моисей назвал змия мудрым, как самого хитрого. Так перевел и Акила: змий же был самый хитрый из всех зверей полевых, каких сотворил Господь Бог.