Глава 
30

Быт.30  с толкованием

1
Видевши же Рахиль, яко не роди Иакову, и поревнова Рахиль сестре своей и рече Иакову: даждь ми чада: аще же ни, умру аз.

Быт.30:1  с толкованием

2
Разгневався же Иаков на Рахиль, рече ей: еда вместо Бога аз есмь, Иже лиши тя плода утробнаго?

Быт.30:2  с толкованием

3
Рече же Рахиль Иакову: се, раба моя Валла: вниди к ней, и да родит на коленах моих, и чадо сотворю и аз от нея.

Быт.30:3  с толкованием

4
И даде ему Валлу рабу свою ему в жену: и вниде к ней Иаков.

Быт.30:4  с толкованием

5
И зача Валла раба Рахилина и роди Иакову сына.

Быт.30:5  с толкованием

6
И рече Рахиль: суди ми Бог и послуша гласа моего, и даде ми сына. Сего ради прозва имя ему Дан.

Быт.30:6  с толкованием

7
И зачат еще Валла раба Рахилина и роди сына втораго Иакову.

Быт.30:7  с толкованием

8
И рече Рахиль: подя мя Бог, и сравнихся с сестрою моею, и возмогох. И прозва имя его Неффалим.

Быт.30:8  с толкованием

9
Виде же Лиа, яко преста раждати, и взя Зелфу рабу свою и даде ю Иакову в жену: и вниде к ней.

Быт.30:9  с толкованием

10
И зачат Зелфа раба Лиина и роди Иакову сына.

Быт.30:10  с толкованием

11
И рече Лиа: благо мне случися. И нарече имя ему Гад.

Быт.30:11  с толкованием

12
И зачат еще Зелфа раба Лиина и роди Иакову сына втораго.

Быт.30:12  с толкованием

13
И рече Лиа: блажена аз, яко ублажат мя жены. И прозва имя ему Асир.

Быт.30:13  с толкованием

14
Иде же Рувим в день жатвы пшеницы и обрете яблока мандрагорова на поли, и принесе я к Лии матери своей. Рече же Рахиль к Лии сестре своей: даждь ми от мандрагоров сына твоего.

Быт.30:14  с толкованием

15
Рече же Лиа: не доволно ли тебе, яко взяла еси мужа моего? Еда и мандрагоры сына моего возмеши? Рече же Рахиль: не тако: да будет сея нощи с тобою за мандрагоры сына твоего.

Быт.30:15  с толкованием

16
Прииде же Иаков с поля в вечер, и изыде Лиа во сретение ему и рече: ко мне внидеши днесь: наяла бо тя есмь за мандрагоры сына моего. И бысть с нею тоя нощи.

Быт.30:16  с толкованием

17
И послуша Бог Лию, и заченши роди Иакову сына пятаго.

Быт.30:17  с толкованием

18
И рече Лиа: даде ми Бог мзду мою, зане дах рабу мою мужу моему. И прозва имя ему Иссахар, еже есть мзда.

Быт.30:18  с толкованием

19
И зачат еще Лиа и роди сына шестаго Иакову.

Быт.30:19  с толкованием

20
И рече Лиа: дарова ми Бог дар добр в нынешнее время: возлюбит мя муж мой: родих бо ему шесть сынов. И прозва имя ему Завулон.

Быт.30:20  с толкованием

21
И посем роди дщерь, и прозва имя ей Дина.

Быт.30:21  с толкованием

22
Помяну же Бог Рахиль, и услыша ю Бог, и отверзе утробу ея:

Быт.30:22  с толкованием

23
и заченши, роди Иакову сына. И рече Рахиль: отя Бог укоризну мою.

Быт.30:23  с толкованием

24
И нарече имя ему Иосиф, глаголющи: да придаст ми Бог сына другаго.

Быт.30:24  с толкованием

25
Бысть же яко роди Рахиль Иосифа, рече Иаков Лавану: отпусти мя, да иду на место мое и в землю мою:

Быт.30:25  с толкованием

26
отдаждь ми жены моя и дети моя, ихже ради работах тебе, да отиду: ты бо веси работу, юже работах ти.

Быт.30:26  с толкованием

27
Рече же ему Лаван: аще обретох благодать пред тобою: усмотрих бо, яко благослови мя Бог пришествием твоим:

Быт.30:27  с толкованием

28
раздели мзду свою у мене, и дам ти.

Быт.30:28  с толкованием

29
Рече же Иаков: ты веси, яже работах тебе, и колико бе скота твоего у мене:

Быт.30:29  с толкованием

30
мало бо бе елико твоего у мене и возрасте во множество: и благослови тя Господь пришествием моим: ныне убо когда сотворю и аз себе дом?

Быт.30:30  с толкованием

31
И рече к нему Лаван: что ти дам? Рече же ему Иаков: не даси ми ничтоже: аще сотвориши ми глагол сей, паки пасти имам овцы твоя, и сохраню:

Быт.30:31  с толкованием

32
оыди вся овцы твоя ныне и разлучи оттуду всякую овцу пелесую во овцах, и всяку беловатую и пеструю в козах, будет ми мзда (и будет мое):

Быт.30:32  с толкованием

33
и послушает мене правда моя во утрешний день, яко есть мзда моя пред тобою: все еже аще не будет пестро и беловатое в козах, и пелесо во овцах, за украденое будет мною.

Быт.30:33  с толкованием

34
Рече же ему Лаван: буди по словеси твоему.

Быт.30:34  с толкованием

35
И разлучи в той день козлы пестрыя и беловатыя, и вся козы пестрыя и беловатыя, и все еже бе пелесо во овцах, и все еже бяше белое в них: и даде в руце сыном своим:

Быт.30:35  с толкованием

36
и разстави путем трех дний, и между ими и между Иаковом: Иаков же пасяше овцы Лавановы оставшыяся.

Быт.30:36  с толкованием

37
Взя же Иаков себе жезл стиракинов зеленый, и орехов, и яворовый: и острога я Иаков пестрением белым, сострогая кору: являшеся же на жезлах белое, еже острога, пестро.

Быт.30:37  с толкованием

38
И положи жезлы, яже острога, в поилных корытех воды: да егда приидут овцы пити, пред жезлы пришедшым им пити, зачнут овцы по жезлом:

Быт.30:38  с толкованием

39
и зачинаху овцы по жезлом, и раждаху овцы беловатыя и пестрыя и пепеловидныя пестрыя.

Быт.30:39  с толкованием

40
Агницы же разлучи Иаков и постави прямо овцам овна беловатаго и всякое пестрое во агнцах: и разлучи себе стада по себе, и не смеси сих со овцами Лавановыми.

Быт.30:40  с толкованием

41
Бысть же во время, в неже зачинаху овцы во чреве приемлющя, положи Иаков жезлы пред овцами в корытех, еже зачинати им по жезлом:

Быт.30:41  с толкованием

42
егда же раждаху овцы, не полагаше: быша же неназнаменаныя Лавановы, а знаменаныя Иаковли.

Быт.30:42  с толкованием

43
И разбогате человек зело зело: и быша ему скоти мнози, и волове, и раби, и рабыни, и велблюды, и ослы.

Быт.30:43  с толкованием

Толкования на главу Быт.30
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  30

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.30

Глава 
30

Быт.30  с толкованием
Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду, и перестала рождать; Рахиль же оставалась неплодною. А поелику слышала она от Иакова, что Авраам молился о неплодной Сарре, и был услышан, молился и Исаак о Ревекке, и также был услышан; то думала, что заключенная утроба ее не отверзается, потому что Иаков не молится о ней. И потому с гневом и со слезами говорит мужу:
 


1
даждь ми чада, аще же ни, умру аз. Она была разгневана, и потому сказала: даждь ми чада, а не: помолись, чтобы даны мне были чада. Посему, Иаков вразумляет ее, что отцы его, хотя и были услышаны Богом, но не вдруг, - Авраам после ста, а Исаак - после двадцати лет. Но Рахиль, когда услышала, что нужно ей великое терпение, чтобы не изнемочь ей от долгого ожидания, говорит Иакову:

Быт.30:1  с толкованием

3
вниди к рабе моей, и да родит на коленах моих, и получу от нее утешение. И поелику она представляла ему: вот Авраам взял Агарь, и исполнил волю Сарры, потому что любил ее; а ты не убеждаешься моими словами, потому что не любишь меня; то, чтобы не повторяла она непрестанно неотступной просьбы своей, дать ей чад, соглашается взять чуждую тот, кого родители послали взять дочь Лаванову. И конечно для того, чтобы вместе с сынами свободных и сыновей рабынь сделать наследниками, берет он и рабынь и свободных.

Быт.30:3  с толкованием
Итак, Иаков взял Валлу, и она зачала, и родила Дана и Невфалима. Лия же видя, что перестала она рождать, стала принуждать Иакова, чтобы он взял и ее рабыню. И когда говорил он Лие: есть у тебя утешение, потому что имеешь детей; тогда отвечала она: несправедливо ты подчиняешь одну рабыню другой. Если сделал ты обиду мне рабынею Рахили, то сделай обиду и ей моею рабынею. Посему, чтобы не огорчать Лии, прекратить раздор между сестрами, и водворить мир в доме, берет Иаков Зелфу; и она зачала, и родила Гада и Ассира.
 

После того
 


14
Рувим обрете яблока мандрагорова на поли, и принесе я к Лии матери своей. А мандрагоры, как говорят, есть душистый и вкусный земляной плод, похожий на яблоко. За сии-то мандрагоры Лия, растворив веселье верою, ввела к себе в ночь сию Иакова. Ибо написано:

Быт.30:14  с толкованием

17
И послуша Бог Лии, и заченши роди Иссахара.

Быт.30:17  с толкованием

18
И рече Лия: даде ми Бог мзду мою, зане дах рабу мою мужу моему. Если бы не по Божией воле было то, что Иаков взял Зелфу; то Бог не воздал бы Лии за Зелфу никакой награды. Итак, Лия зачала, и родила Иссахара, а потом Завулона и Дину сестру их.

Быт.30:18  с толкованием

22
Помяну же Бог Рахиль, и родила она Иосифа и сказала:

Быт.30:22  с толкованием

24
уразумела я теперь, что приложит мне Господь, а не муж мой. После того, как родился Иосиф, сказал Иаков Лавану:

Быт.30:24  с толкованием

26
отдаждь ми жены и дети моя, ихже ради работах тебе, да отъиду. Лаван же поелику любил не Иакова, а себя, говорит в ответ:

Быт.30:26  с толкованием

27
усмотрих, яко благослови мя Бог ради тебя.

Быт.30:27  с толкованием

28
Раздели мзду свою у мене, и дам ти. Иаков согласился на раздел, потому что и не имел еще от Бога позволения идти. Но Бог, предвидя, что Лаван лишит награды того, кому сказано Богом: я пойду с тобою, и изведу тебя оттуда, обогатил Иакова стадами Лавановыми без всякой обиды Лавану. Ибо, как Лаван дознал самым опытом. Бог в стадах его умножил овец пестрых и с крапинами, чтобы уразумел он, что с Иаковом Бог, и не причинял ему более обид.

Быт.30:28  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  30

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.30

Глава 
30

Быт.30  с толкованием

Вопрос 86. Многие обращают в повод к непотребству то, что Иаков имел четырех жен (Быт.30:3)

Нужно вникать в намерение каждого дела. Так рассуждая, найдем, что Патриарх Иаков, обручившись с одной Рахилью, против воли вступил в союз с Лией. Почему, вскоре узнав обман, и огорчился и жаловался на тестя. Валлу же взял в жену не по сластолюбию, но в утешение супруги. Ибо, когда Рахиль печалилась о бесчадии, и неразумно говорила: даждь ми чада, аще же ни, умру аз (Быт.30:1); Патриарх благочестно укорил ее, и указал на Творца природы, вразумив, что не брак производит детей, но дает их Бог, установитель брака. Ибо сказал ей: еда вместо Бога аз есмь, Иже лиши тя плода утробнаго (Быт.30:2)? Но вместе, утешая ее, согласился на просьбу; просила же она взять в жену ее рабу, чтобы своим детищем наименовать рожденное рабою. Тоже было и в рассуждении Зелфы; потому что Лия, также перестав рождать, упрашивала его дать ей плод от этой нивы. А сие нимало не дает видеть в Патриархе сластолюбия, показывает же кротость Иакова, и то, как старался он угождать женам. Сверх сего нужно принять во внимание, что никакой закон не возбранял тогда многоженства, и весьма счастливыми почитали соделавшихся отцами многих чад. И что сие истинно, свидетельствуют Божественные обетования. Ибо Аврааму Бог всяческих изрек: воззри на небо, и изочти звезды, аще возможеши исчести я..., и присовокупил: тако будет семя твое (Быт.15:5). И еще: соделаю семя твое..., яко песок вскрай моря, иже не изочтется от множества (Быт.22:17; Быт.32:12). Но Бог не даль бы сего обетования, если бы не признавал, что многочадие есть великое благо.
 


Вопрос 87. Почему жены ревновали одна другой?

Дочери неблагочестивого мужа, именовавшего богами истуканов, были [и сами] несовершенны. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак, и говорит: сестру жены твоея да не поимеши в наложницу (Лев.18:18).
 


Вопрос 88. Для чего Писание упоминает о случае (Быт.30:11)?

Собственно Писанию принадлежат словеса Духа, Божественные повеления, изречения людей благочестивых; прочее же передает оно исторически. Поэтому надо обращать внимание не только на слова, но и на лице говорящего. Слова:благо мне случися (Быт.30:11), изречены не Иаковом, но его женой Лией, воспитанной, как сказано, не в благочестии, и мало наставленной в божественном. Так и отец ее сказал: усмотрех бо по полету птиц (Быт.30:27); а Божественный закон запрещает гадать по полету птиц. Посему таковых слов никто да не признает собственно божественным Писанием; потому что писатель, как излагающий историю, вносит и сказанное неблагочестивыми. Так божественнейший Моисей внес и хульное Фараона слово: не вем Господа, и Израиля не отпущу (Исх.5:2). Но слово сие не Божественного Духа, а злочестивого царя. Так слышим еще, говорит Сеннахирим: да не обольщает тебя Бог твой, на которого уповаешь, говоря о нем, что спасет Господь Иерусалим от руки моей (4Цар.18:32 и пр.). Но мы научаемся из сего, не хулить, а осуждать хулу.
 


Вопрос 89. Да и сам Иаков сказал Лавану: благослови тя Господь ногою моею 2 (Быт.30:30)

Смысл изречения ясен; ногою назвал пришествие, как бы говоря: по причине моего прибытия и моего попечения насладился ты богоданными благами; потому что Бог, призирая на мое благочестие, сподобил всякого благословения и порученное мне тобою.
 


Вопрос 90. Для чего Иаков пьющим овцам клал остроганные жезлы (Быт.30:37)?

Как взял жен, желая чадородия, надежду же рождать полагал не в браке, но в установителе брака - Боге; так и жезлы острогал, не на них полагаясь, но ожидая Божественной помощи. Посему сподобился Божественного явления, и слышал глас:воззри очима твоими, и виждь козлы и овны восходящия на овцы и козы, белыя и пестрыя, и пепеловидныя пестрыя: видех бо, елика тебе Лаван творит. Аз есм Бог явившийся тебе на месте Божии, идеже помазал Ми еси тамо столп, и обетовал Ми еси тамо обет (Быт.31:12-13). Поскольку темный и пестрый скот был вручен сынам Лавановым, и стада их находились в расстоянии трех дней пути; то Защитник обидимых показывает Иакову поемлющихся пестрых овнов и козлов, чтобы он опытом познал, каким промышлением пользуются возложившие свое упование на Бога всяческих. Нужно же заметить, что, явившегося назвав выше Ангелом, теперь показывает, что Он и Бог, потому что Сам говорит: Аз есмь Бог явившийся тебе на пути. Видел же он Ангелов, восходящих и нисходящих по лествице, а Господа утверждавшегося вверху ее. Его-то наименовал здесь и Ангелом и Богом, - Богом по естеству, Ангелом же, да знаем, что явившийся не Отец, но единородный Сын. Ибо чьим Ангелом будет Отец? Сын же - и Бог, и великого совета Ангел; потому что возвестил нам тайны Отца 3. Ибо говорит: яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин.15:15). Так и того, кто призвал Авраама, наименовал и Ангелом и Богом.
 


Примечания


В славянском переводе: пришествием моим.


Сравни: "Не следует удивляться, что Христос назван Ангелом Всемогущего Бога. Как по причине образа раба, в котором Христос явился к людям, Он - раб: так Ангел Он ради Евангелия, которое возвестил людям. Если эти два слова перевести с греческого, то Евангелие значит Благая весть, и Ангел - вестник" (блж. Августин Иппонийский †430г.).