Глава 
42

Быт.42  с толкованием

1
Видев же Иаков, яко купля есть (пшеницы) во Египте, рече сыном своим: почто не радите?

Быт.42:1  с толкованием

2
Се, слышах, яко есть пшеница во Египте: идите тамо и купите нам мало пищи, да живи будем и не умрем.

Быт.42:2  с толкованием

3
Идоша же братия Иосифовы десять купити пшеницы во Египет.

Быт.42:3  с толкованием

4
Вениамина же, брата Иосифова, не отпусти с братиею его, рече бо: да не когда случится (на пути) ему зло.

Быт.42:4  с толкованием

5
Приидоша же сынове Израилевы купити с приходящими: бяше бо глад в земли Ханаанстей.

Быт.42:5  с толкованием

6
Иосиф же бяше князь земли: сей продаяше всем людем земли (тоя). Пришедше же братия Иосифовы, поклонишася ему лицем до земли.

Быт.42:6  с толкованием

7
Видев же Иосиф братию свою, позна: и отчуждашеся их, и глаголаше им жестоко, и рече им: откуду приидосте? Они же реша: от земли Ханаанския купити пищи.

Быт.42:7  с толкованием

8
Позна же Иосиф братию свою: они же не познаша его.

Быт.42:8  с толкованием

9
И помяну Иосиф сны своя, яже виде он: и рече им: соглядатаи есте, соглядати путий страны (сея) приидосте.

Быт.42:9  с толкованием

10
Они же реша: ни, господине, раби твои приидохом купити пищи:

Быт.42:10  с толкованием

11
вси есмы сынове единаго человека: мирницы есмы, не суть раби твои соглядатаи.

Быт.42:11  с толкованием

12
Рече же им: ни, но пути земли (сея) приидосте соглядати.

Быт.42:12  с толкованием

13
Они же реша: дванадесять есмы братия раби твои в земли Ханаани: и се, менший (от нас) со отцем нашим днесь, а другаго несть.

Быт.42:13  с толкованием

14
Рече же им Иосиф: сие есть, еже рекох вам, глаголя, яко соглядатаи есте:

Быт.42:14  с толкованием

15
в сем явитеся: тако ми здравия фараоня, не изыдете отсюду, аще брат ваш менший не приидет семо:

Быт.42:15  с толкованием

16
послите от себе единаго, и возмите брата вашего: вы же держими будите, дондеже яве будут словеса ваша, аще истинствуете, или ни: аще же ни, тако ми здравия фараоня, воистинну соглядатаи есте.

Быт.42:16  с толкованием

17
И даде я под стражу на три дни.

Быт.42:17  с толкованием

18
Рече же им в день третий: сие сотворите, и живи будете: Бога бо аз боюся:

Быт.42:18  с толкованием

19
аще мирницы есте, брат ваш да удержится един под стражею: сами же идите и отвезите купленую пшеницу вашу,

Быт.42:19  с толкованием

20
и брата вашего меншаго приведите ко мне, и верна будут словеса ваша: аще же ни, умрете. И сотвориша тако.

Быт.42:20  с толкованием

21
И рече кийждо к брату своему: ей, во гресех бо есмы брата ради нашего, яко презрехом скорбение души его, егда моляшеся нам, и не послушахом его: и сего ради прииде на ны скорбение сие.

Быт.42:21  с толкованием

22
Отвещав же Рувим, рече им: не рех ли вам, глаголя: не преобидите детища? И не послушасте мене: и се, кровь его взыскуется.

Быт.42:22  с толкованием

23
Тии же не ведеша, яко разумеет Иосиф: толмачь бо между ими бяше.

Быт.42:23  с толкованием

24
Отвратився же от них, проплакася Иосиф: и паки прииде к ним и рече им. И поя Симеона от них, и связа его пред ними.

Быт.42:24  с толкованием

25
Повеле же Иосиф наполнити сосуды их пшеницы и возвратити сребро их комуждо во вретище свое и дати им брашно на путь. И бысть им тако.

Быт.42:25  с толкованием

26
И возложивше пшеницу на ослы своя, отидоша оттуду.

Быт.42:26  с толкованием

27
Отрешив же един вретище свое дати пищу ослом своим, идеже сташа, и виде узол сребра своего, и бе верху устия вретищнаго.

Быт.42:27  с толкованием

28
И рече братии своей: возвращено ми есть сребро, и се, сие во вретищи моем. И ужасеся сердце их: и возмятошася, друг ко другу глаголюще: что сие сотвори Бог нам?

Быт.42:28  с толкованием

29
Приидоша же ко Иакову, отцу своему, в землю Ханааню и поведаша ему вся случившаяся им, глаголюще:

Быт.42:29  с толкованием

30
глагола муж господин земли (оныя) к нам жестоко и вверже нас в темницу, аки соглядаюших землю:

Быт.42:30  с толкованием

31
рехом же ему: мирницы есмы, несмы соглядатаи:

Быт.42:31  с толкованием

32
дванадесять братия есмы, сынове отца нашего: единаго несть, а менший со отцем нашим днесь в земли Ханаани:

Быт.42:32  с толкованием

33
рече же нам муж господин земли (тоя): по сему увем, яко мирницы есте: брата единаго оставите зде у мене, а купленую пшеницу дому вашему вземше отидите

Быт.42:33  с толкованием

34
и приведите ко мне брата вашего меншаго: и увем, яко не соглядатаи есте, но яко мирницы есте: и брата вашего отдам вам, и куплю творите в земли.

Быт.42:34  с толкованием

35
Бысть же егда испраздняху вретища своя, и бяше узол сребра во вретищи коегождо их: и видеша узлы сребра своего сами и отец их, и убояшася.

Быт.42:35  с толкованием

36
Рече же им Иаков отец их: мене безчадна сотвористе: Иосифа несть, Симеона несть, и Вениамина ли поймете? На мя быша сия вся.

Быт.42:36  с толкованием

37
Рече же Рувим отцу своему, глаголя: двоих сынов моих убий, аще не приведу его к тебе: даждь его в руце мои, и аз приведу его к тебе.

Быт.42:37  с толкованием

38
Он же рече: не пойдет сын мой с вами, яко брат его умре, и той един оста: и случится ему зло на пути, в оньже аще пойдете, и сведете старость мою с печалию во ад.

Быт.42:38  с толкованием

Толкования на главу Быт.42
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  42

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.42

Глава 
42

Быт.42  с толкованием
Когда же голод одолевал и в доме Иакова, тогда Иаков говорит сыновьям своим: не бойтесь;
 


2
се слышах, яко есть пшеница во Египте: идите тамо, и купите, да живы будем, и не умрем. Сказанное Иаковом: не бойтесь, показывает, что сыновья его действительно очень боялись; а слова: слышах, яко пшеница есть во Египте, показывают, что во всей стране не было у них хлеба. Слова же: купите нам, да живи будем и не умрем - свидетельствуют о нужде, какую сыновья Иаковлевы терпели от голода со всею землею ханаанскою.

Быт.42:2  с толкованием
Пришли братья к Иосифу,
 


6
и поклонишася ему лицем до земли. Он узнал их; ибо, зная, что и они со всеми хананеями томятся голодом, как сожигаемые на сковороде, и прежде еще беспокоился о них, говоря сам в себе: когда-то придут они взять себе хлеба? Но, увидев братьев, Иосиф показал вид, что не узнал их,

Быт.42:6  с толкованием

7
и глаголаше им жестоко:

Быт.42:7  с толкованием

9
соглядатаи есте. Братья отвечают и говорят: не знаем мы египетского языка, чтобы, пользуясь оным, приобрести доверенность у Египтян и выведать их мысли; что живем мы в земле ханаанской, о сем можешь судить по тому, что принесли мы сюда. Притом

Быт.42:9  с толкованием

13
дванадесять есмы братия, и невозможно, чтобы у всех нас было одно злое желание, стать соглядатаями. И то, что пришли и предстали к тебе по своей воле, свидетельствует уже, что нет в нас неправды. Поелику же не знаем мы языка египетского, и одежда у нас не египетская; то явно, что мы не соглядатаи. Дванадесять есмы братия и по роду своему, и потому что нас много, известны мы всюду; и се един от нас со отцем нашим днесь, а другаго несть.

Быт.42:13  с толкованием
Иосиф, рассуждая, что сны его доныне еще не исполнились (ибо видел он во сне, что покланяется ему одиннадцать звезд, пред ним же было только десять братьев), продолжает скрываться от них, чтобы если откроется, самому не сделаться причиною лживости снов своих. И потому, говорит братьям: тогда только уверите меня, что вы братья, когда приведете ко мне меньшого брата. Потом ввергает их в темницу на три дня, чтобы изведали они скорбь, какую много лет терпел Иосиф в заключении.
 

После сего, Иосиф размышляет о своих снах, и припоминает, что в сонном видении братья два раза поклонялись ему, то в образе снопов, то в образе звезд; а из сего заключает, что, когда братья поклонятся ему в другой раз, тогда придет время открыться братьям. А потому, берет Симеона, и при прочих братьях заключает его в узы, чтобы узнать от него, что братья сказали отцу об утрате Иосифа. Притом знал, что дети и жена Симеоновы будут вынуждать Иакова, скорее послать к нему Вениамина. А, может быть, Симеон показал более жестокости к Иосифу, когда братья связали его и продали.
 

Впрочем, нельзя видеть в сем гневного мщения, потому что Иосиф, когда открылся братьям, с любовью облобызал их. Но поелику теперь заключаем был в узы тот самый, кто больше всех братьев настаивал, чтобы заключен был в узы Иосиф: то должны были они видеть в этом справедливое воздаяние. Потому и сами они сказали: действительно заслужили мы, чтобы потерпеть это,
 


21
яко презрехом скорбение брата нашего, егда моляшеся нам, и не сжалились над ним.

Быт.42:21  с толкованием
Иосиф слышал, как Рувим говорил это братьям, и как напоминал им, что просил он не ввергать Иосифа в ров. Тогда Иосиф вспомнил о сем и заплакал, не о том, что так поступили с ним братья, но его побуждала к тому мысль: откуда и на какую высоту возвел его Бог.
 

Когда же братья Иосифовы снабженные путевыми запасами, возвратились домой; тогда пересказали отцу о несчастии, постигшем их во время путешествия; а именно, что были они осмеяны Египтянами, заподозрены в соглядатайстве, и презрены, и не иначе могут избавиться от сего, как представив туда Вениамина. Пока же одни рассказывали о сем Иакову; другие начали развязывать вретища, и каждый во вретище своем нашел серебро свое. Иаков скорбел о том, что их постигло, особенно же о Симеоне, заключенном в узы. Но когда сыновья ежедневно умоляли его отпустить с ними Вениамина; Иаков, опасаясь, чтобы и его не постигло тоже, что постигло брата, не склонялся на их просьбу.
 


Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  42

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.42

Глава 
42

Быт.42  с толкованием

Вопрос 101. Почему в продолжение такого [долгого] времени Иосиф не дал знать отцу о своем рабстве, и Бог не известил об этом Иакова через откровение? (Быт.42:1)

По предречению, какое было Аврааму, надлежало Иакову с детьми и с потомством переселиться в Египет. Но если бы знал он об Иосифе, то, без сомнения, послав выкуп, возвратил бы его. Посему-то Бог оставлял Иакова сетующим, чтобы и домостроительство исполнить, и жизнь его в последствии соделать более приятною. Да и сам Иосиф объясняет братьям Божие домостроительство; на жизнь бо, - говорит, - посла мя Бог пред вами..., препитати народ велий (Быт.45:5,7). Это замечает и Давид: и призва глад на землю: всяко утвержение хлебное сотры. Посла пред ними человека, в раба продан бысть Иосиф, и т.д. (Пс.104:16-17). А если бы Патриарх узнал о рабстве сына, то, без сомнения, выкупил бы его; выкупленный же не был бы ввергнут в темницу. А если бы сего не было; то не истолковал бы снов царским служителям; не истолковав же, не сделался бы известным Фараону, а не став известным, не объяснил бы предреченного царю в сновидениях. И если бы не сделал этого; то не были бы вверены ему бразды Египта. А не приняв в свое управление Египта, не ввел бы во Египет Патриарха с его родом. Посему конец делает явной цель Божия домостроительства.
 


Вопрос 102. Следовательно братья не согрешили, содействовав Божию домостроительству?

Они действовали по зависти и ненависти; но Бог, Который премудр, употребил их злобу в достижение противоположного. Ибо, чем покусились воспрепятствовать исполнению снов, через то самое Бог привел их в исполнение.
 


Вопрос 103. Почему Иосиф при первом появлении братьев обошелся с ними сурово? (Быт.42:7)

Помня поступок братьев с ним самим, и не видя Вениамина, думал, что и с ним поступили так же. А когда увидел брата живым, тогда простил их, и оказал им всякую попечительность.
 


Вопрос 104. Какое значение имеет имя: Псонфомфаних (Быт.41:45)?

Иосифа, как объяснившего сны Фараону, назвал он истолкователем таин.
 


Вопрос 105. Почему Иосиф не первого, а второго брата велел заключить в темницу (Быт.42:24)?

Ему было известно намерение Рувима, и [он] хорошо знал, сколько говорил Рувим за него братьям, и какое старание прилагал, о спасении его. Поскольку же Симеон не содействовал Рувиму; то весьма справедливо велел заключить его; впрочем, по отшествии братьев, удостаивал его всякой услужливости. Когда же происходило сие; совесть не оставляла братьев в покое, но напоминала об учиненном беззаконии с братом. Ибо сказано: и рече кийждо ко брату своему: ей, во гресех бо есмы брата ради нашего, яко презрехом скорбение души его, егда моляшеся нам, и не послушахом его: и сего ради прииде на ны скорбение сие (Быт.42:21). Да и Рувим в тоже время обличает их; ибо сказано: рече им: не рех ли вам, глаголя: не преобидите детища; и не послушасте мене: и се кровь его взыскуется (Быт.42:22). Из сего можно ясно видеть неумолимый суд совести, потому что напоминает о беззаконии, совершенном за двадцать два года.
 


Вопрос 106. Почему отец не отважился отдать Вениамина Рувиму (Быт.42:38)?

[Он] был подозрителен ему по беззаконному сожитию и поруганию ложа(Быт.35:22), не знал же Иаков, сколько старания прилагал он об Иосифе.