Глава 
49

Быт.49  с толкованием

1
Призва же Иаков сыны своя и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни:

Быт.49:1  с толкованием

2
соберитеся и послушайте мене, сынове Иаковли, послушайте Израиля, послушайте отца вашего.

Быт.49:2  с толкованием

3
Рувим, первенец мой, ты крепость моя и начало чад моих: жесток терпети и жесток упорник:

Быт.49:3  с толкованием

4
досадил еси яко вода, да не воскипиши: возшел бо еси на ложе отца твоего, тогда осквернил еси постелю, идеже возшел еси.

Быт.49:4  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Быт.49:1
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  49

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.49

Глава 
49

Быт.49  с толкованием

1
Призва же Иаков сыны своя, и рече им: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни. Ради Иосифа, пришедшего к отцу, и ради отца близкого к смерти, так как они жили не в одном доме, но каждый особо, сыновья Иаковлевы собрались в этот день, и пришли в дом отца. Иосиф сидел, его окружали братья, и ждали не того только, чтобы приять благословение или проклятие, но чтобы узнать, что срящет их в последния дни.

Быт.49:1  с толкованием
Тогда Иаков отверз уста свои, и сказал:
 


Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  49

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.49

Глава 
49

Быт.49  с толкованием

Вопрос 112. Почему говорится, что Иаков благословляет детей, когда некоторых проклинает? (Быт.49:1)

Последние слова Патриарха - не проклятия и не благословения, но предсказания; он говорит: соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни (Быт.49:1). Упомянул же и поступки некоторых не потому, чтобы дети несли на себе наказание за отеческие грехи; напротив того словам своим дает вид клятвы и благословения к общей пользе будущих читателей. Рувима он укоряет за упорство, дерзость и поругание отеческого ложа, а посему предсказывает, что потомки его будут малочисленны. Ибо сие обозначает словами: яко вода... не воскипиши (Быт.49:4), то есть, не размножишься, не будешь многочаден. Негодует на Симеона и Левию, сетуя о неправедной гибели Сихемлян, и не хочет иметь никакого общения в сем беззаконии. Но проклинает не их самих, а лукавые их страсти, гнев, ярость. И гнев назвал похотью; потому что от нее ведет свое начало гнев, и гневающийся жаждет отмстить врагу. Да и сие наказание было только предречение. Ибо говорит:разделю их во Иакове и разсею их во Езраили (Быт.49:7). Но колено Левиино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили Левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу. Они не получили особенного жребия, но в каждом колене уделено им несколько городов, и в предградиях даны земли на определенное число локтей. И колено Симеоново не имело отдельного жребия, но по предсказанию Патриарха было рассеяно между другими коленами.
 

Много же похвал произносит Иаков Иуде. Иудо, тебе похвалят братия твоя: руце твои на плещу враг твоих: поклонятся тебе сынове отца твоего. Скимен лвов Иуда: от леторасли сыне мой возшел еси: возлег уснул... яко лев, и яко скимен: кто возбудит его (Быт.49:8-9)? Впрочем ничто из этого не может быть прилагаемо к Иуде, прилагается же к происшедшему от него колену; потому что оно было царственное; первый царствовал Давид, а потом потомки Давидовы. И из всех прочих колен было оно самое могущественное. Когда Царь Давид повелел перечислить народ, в колене Иудовом нашел четыреста тысяч, а девятьсот тысяч в прочих коленах. И при перечислении в пустыне, Иудово колено оказалось многочисленнейшим других колен. Но в точности сие предречение получило исполнение на Владыке Христе, Который, по словам Патриарха Иакова, произошел от леторасли, и, по словам Пророка Исаии, исшел жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыде (Ис.11:1). Ему приличествуют и слова: возлег уснул еси яко лев, и яко скимен лвов; потому что, как лев и спящий страшен, так Владычняя смерть соделалась страшною и смерти и диаволу. Назвал же его Патриарх и львом и скимном львиным, как Царя и Сына Царева, как Бога и Сына Божия; потому что по человечеству произошел от Давида, а как Бог прежде веков рожден от Отца. И слова: кто возбудит Его? показывают неизреченное Его могущество. Ибо Сам Себя воскресил, по собственному Своему предречению: разорите церковь сию, и тремя денми воздвигну ю (Ин.2:19). Патриарх предсказывает и время Его пришествия. Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет, Ему же отложено: и Той чаяние языков (Быт.49:10). Это самый ясный признак Господня пришествия. У иудеев оскудели не только цари, но и архиереи и Пророки, в доказательство исполнения сего предсказания. Когда надлежало родиться нашему Спасителю, возобладали иудеями иноплеменные цари, а сим указан вечный Царь -чаяние языков, по обетованию, данному Богом всяческих Патриархам. Ибо и Аврааму, и Исааку, и Иакову обетовал Бог всяческих в семени их благословить все земные народы. Сие и здесь выразил Патриарх Иаков, благословляя Иуду. Ибо говорит: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет, Емуже отложено, и Той чаяние языков. Потом указывает на составленный из язычников и иудеев народ. Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жредца осляте своего (Быт.49:11). Что виноградной лозой именовался Израиль, научают сему все Пророки. Давид говорит: виноград из Египта пренесл еси и проч.(Пс.79:9); и Исаия: виноград бысть Возлюбленному в розе на месте тучне (Ис.5:1). И через Иеремию сказал Бог всяческих: Аз же насадих тя виноград плодоносен, весь истинен (Иер.2:21); и через Законодателя: от виноградов бо Содомских виноград их (Втор.32:32). И Господь в Священном Евангелии говорит: человек некий насади виноград, и вдаде его делателем, и отыде (Лк.20:9). А жеребцом Иаков именует народ из язычников, как еще не укрощенный и не имевший укротителя. Ибо сие и Господь дал разуметь Апостолам, повелев идти в прямную весь и отрешить привязанную ослицу и ее жребя, на неже, как сказано, никтоже... от человек вседе (Лк.19:30); потому что ни Патриарх, ни законодатель, ни Пророк не позаботились о спасении язычников; божественные же Апостолы, получив повеление научить все народы и крестить во имя Отца, и Сына и Святого Духа, отрешили ослицу, то есть, человеческое естество, связанное пленицами греха; отрешили также и жребя - происшедший от нее народ, и возложив на него свои одежды, то есть, благодать, какую сами приняли (елицы бо во Христа крестишася, во Христа облекошася (Гал.3:27)), соделали послушным неукротимого жеребца, так что воссел на него Владыка, и привязали его к виноградной лозе, то есть к себе самим. Ибо Апостолы были из иудеев, и не только они одни, но и семьдесят учеников и те три тысячи, которых вдруг уловил в свою мрежу первый из Апостолов, и те пять тысяч, и те многия тысячи, о которых треблаженный Иаков поведал божественнейшему Павлу. Посему уверовавшие вступили в единение не с только Апостолами, но и с апостольскими учениками. И сие-то провидя, Патриарх сказал: Привязуяй к лозе жребя свое, и к винничию жребца осляте своего. Потом предсказывает он и страдание. Исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое. Радостотворны очи Его от вина, и белы зубы Его паче млека (Быт.49:11-12). Тело Его именует одеждою, а кровь - вином, как и таинственное вино Владыка назвал кровью. Но послушаем Евангелиста Иоанна, который извещает, что, когда воин пронзил ребро Его, изыде кровь и вода (Ин.19:34). Сии потоки были источены телом; посему-то Патриарх говорит: исперет вином одежду свою. Потом показывает веселие, какое произойдет от страдания. Радостотворны очи Его отвина; потому что спасительное страдание - веселие для вселенной. А что Моисей разумел под сим страдание, свидетель тому Сам Господь, Который говорит:Отче..., аще возможно..., да мимо идет от Мене чаша сия (Мф.26:39). Так и сынам Зеведеевым сказал: можете ли пити чашу, юже Аз имам пити (Мф.20:22)? Посему радостотворность очей означает веселие по страдании; поточу что по страдании и воскресении ученики посланы в целую вселенную возвестить верующим спасение. Ясность же и чистоту учения Патриарх уподобил самым белым зубам. Ибо говорит:и белы зубы его паче млека. Столь многое предрек Патриарх, благословляя Иуду.
 

Завулону же предрек поселение при море; и Иссахару - земледелие, и Дану, по словам некоторых, то, что происходило при Сампсоне, потому что из этого колена происходил он, но сопричислен и к судиям. Посему сказано: Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили (Быт.49:16). Иные же говорят, что Иаков предсказывает совершившееся с городом Лаиссою, который называется ныне Папеадою. Ибо несколько человек из сего колена, внезапно устремившись, и произведя нападение на упомянутый город, взяли его силою, поселились в нем и дали ему свое имя, нарекоша... бо имя ему Дан (Суд.18:29). А я думаю, что Божий Дух, предрекший через Патриарха о нашем Спасителе, в сем предречении говорит и об антихристе. Весьма же приличествует ему написанное. Сказано: Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили; то есть, как Спаситель и Господь наш, произшедший из колена Иудина, спасет вселенную; так губительный змий изыдет из колена Данова. Ибо сие говорит и Патриарх: и да будет Дан змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску: и падет конник вспять, спасения ждый Господня (Быт.49:17-18). Поскольку антихрист, употребляя всякого рода обольщения, покусится улавливать в погибель вводимых им в обман; то Патриарх уподобляет его какому-то змию, гнездящемуся в норе при каком-то пути, и наносящему вред мимоидущим. Конем же, думаю, называет он тело, а конником - душу. И падение вспять, то есть лежание навзничь, изображает смерть; потому что таков вид умерших. Под словом же: пята дал разуметь обольщение. Поскольку одних обольщает, а другим причиняет весьма тяжкие мучения; то конем обозначил тело, по угрызении и повреждении которого бывает смерть, приносящая плоды надежды ожидающим; плодом же таковой надежды есть спасение. Патриарх предсказывает и Гаду козни, какие потерпит он от разбойнических нашествий. Сие выражает словами: искушение искусит его (Быт.49:19). Предвещает же и будущую его победу; ибо говорит: и он... искусил того при ногах (Быт.49:19). А также и Асиру предрекает хлебородную страну, а Неффалиму приращение в числе потомства. Ибо сие выразил словами: стебль распускающаяся, издаяй во отрасли доброту (Быт.49:21). Потом, показав зависть и всякого рода козни против Иосифа, песнословит Божию попечительность, по которой преодолел он враждовавших. Ибо говорит: и сотрошася с крепостию луки их: и разслабеша жилы мышцей рук их, рукою сильнаго Иакова: оттуду укрепися Израиль от Бога Отца твоего. И поможе тебе Бог мой: и благослови тя благословением небесным свыше, и благословением земли имущия вси: благословения ради сосцев и ложесн, благословения отца твоего и матере твоея: предоле паче благословения гор пребывающих, и вожделения холмов вечных: будут на главе Иосифове, и на версе братий, ими же обладаше (Быт.49:24-26). Все же это обратил Патриарх в славу Бога своего, Который и ему самому даровал превосходство перед враждовавшим братом, а сына его соделал непреоборимым от злоумышления многих братьев. Сподобился же ты сей попечительности, говорит он, в награду за услужливость твою родившим. Сие-то и выражает, словами: благословения ради сосцев и ложесн, благословения отца твоего и матере твоея; потому что стал усердным попечителем об отце, в его старости. Оказанные же ему одному услуги называет общими услугами отцу и матери, потому что и матерь насладилась бы тою же попечительностью, если бы ранее не оставила жизни. Потом обещает ему знаменитость, так что соделается он для всех славным. Ибо говорит: предоле паче благословения гор пребывающих, и вожделения холмов вечных: будут на главе Иосифове, и на версе братий, ими же обладаше. Поскольку холмы и горы видимы издали; то обещает ему, что, подобно им, соделается у всех известным и весьма знаменитым. А Вениамина назвал волком хищником (Быт.49:27), по причине того, чему подверглось его колено. Посему присовокупил: рано яст..., и на вечер дает пищу; потому что, одержав победу на первой и на второй битве, в последствии все потомки Вениаминовы совершенно погибли, за исключением весьма малого числа, над которыми сжалились победившие, и хотя не решались дать им жен по причине клятвы, однако же придумали для них иной брак. Надобно же знать, что некоторые это пророчество относили к божественному Павлу; почту что, подобно волку,озлобляше церковь в домы входя (Деян.8:3), а в последствии преподал духовную пищу вселенной. Когда Иаков изрек сие, и упомянул о собственной кончине, тогда, заметил писатель, возложив... нозе... на одр умре: и приложися к людем своим (Быт.49:33). А сими словами подавал мысль о надежде воскресения. Ибо если бы люди совершенно погибали, а не переходили в другую жизнь: то не сказал бы:приложися к людем своим. Сие же Бог всяческих изрек и Аврааму, ты же отыдеши ко отцем твоим в мире, препитан в старости добрей (Быт.15:15). И Господь отсюда извлек обличение неверию саддукеев, сказав: о воскресении же мертвых несте ли чли...: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль; несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых (Мф.22:31-32).