Глава 
7

Быт.7  с толкованием

1
И рече Господь Бог к Ною: вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо Мною в роде сем:

Быт.7:1  с толкованием

2
от скотов же чистых введи к себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два, мужеский пол и женский:

Быт.7:2  с толкованием

3
и от птиц небесных чистых седмь седмь, мужеский пол и женский: и от всех птиц нечистых две две, мужеский пол и женский, препитати семя по всей земли:

Быт.7:3  с толкованием

4
еще бо дний седмь, Аз наведу дождь на землю четыредесять дний и четыредесять нощей: и потреблю всякое востание, еже сотворих, от лица всея земли.

Быт.7:4  с толкованием

5
И сотвори Ное вся, елика заповеда ему Господь Бог.

Быт.7:5  с толкованием

6
Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли.

Быт.7:6  с толкованием

7
Вниде же Ное и сынове его, и жена его и жены сынов его с ним в ковчег, воды ради потопа.

Быт.7:7  с толкованием

8
И от птиц чистых и от птиц нечистых, и от скот чистых и от скот нечистых, (и от зверей,) и от всех гадов пресмыкающихся по земли,

Быт.7:8  с толкованием

9
два два внидоша к Ною в ковчег, мужеский пол и женский, якоже заповеда (Господь) Бог Ною.

Быт.7:9  с толкованием

10
И бысть по седми днех, и вода потопная бысть на земли.

Быт.7:10  с толкованием

11
В шестьсотное лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седмый день месяца, в день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася:

Быт.7:11  с толкованием

12
и бысть дождь на землю четыредесять дний и четыредесять нощей.

Быт.7:12  с толкованием

13
В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафеф, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег.

Быт.7:13  с толкованием

14
И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему,

Быт.7:14  с толкованием

15
внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный:

Быт.7:15  с толкованием

16
и входящая мужеский пол и женский от всякия плоти, внидоша к Ною в ковчег, якоже заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег отвне его.

Быт.7:16  с толкованием

17
И бысть потоп четыредесять дний и четыредесять нощей на земли, и умножися вода и взя ковчег, и возвысися от земли:

Быт.7:17  с толкованием

18
и возмогаше вода, и умножашеся зело на земли, и ношашеся ковчег верху воды.

Быт.7:18  с толкованием

19
Вода же возмогаше зело зело на земли: и покры вся горы высокия, яже бяху под небесем:

Быт.7:19  с толкованием

20
пятьнадесять лактей горе возвысися вода, и покры вся горы высокия.

Быт.7:20  с толкованием

21
И умре всякая плоть движущаяся по земли птиц и скотов и зверей, и всякий гад движущийся на земли, и всякий человек,

Быт.7:21  с толкованием

22
и вся елика имут дыхание жизни, и все еже бе на суши умре.

Быт.7:22  с толкованием

23
И потребися всякое востание, еже бяше на лицы всея земли, от человека даже до скота и гадов и птиц небесных, и потребишася от земли: и оста Ное един, и иже с ним в ковчезе.

Быт.7:23  с толкованием

24
И возвысися вода над землею дний сто пятьдесят.

Быт.7:24  с толкованием

Толкования на главу Быт.7
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  7

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.7

Глава 
7

Быт.7  с толкованием
Когда же люди не покаялись при всем том, что Ной, по святости своей, служил для современников своих образцом, и праведностью своею целые сто лет проповедывал им о потопе, даже смеялись над Ноем, извещавшим их, что искать спасения в ковчеге придут к нему все роды живых тварей, и говорили, как придут звери и птицы, рассеянные по всем странам: тогда Бог снова говорит ему:
 


1
вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо Мною в роде сем.

Быт.7:1  с толкованием

2
От скотов же чистых введи себе седмь седмь, мужеский пол и женский: от скотов же нечистых два два мужеский пол и женский. Животными чистыми называются животные кроткие, а нечистыми именуются вредоносные. И в самом начале Бог сотворил животных чистых в большем числе.

Быт.7:2  с толкованием
И вот, кого не убеждало слово, те должны были убедиться видимым.
 


4
Еще бо дней седмь. Аз наведу дождь на землю четыредесять дней и четыредесять нощей, и потреблю все, еже сотворих. В сей же самый день начали приходить с востока слоны, с юга обезьяны и павлины, другие же животные собирались с запада, иные же спешили идти с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры шли из пустынь своих, животные, водящиеся на горах, собирались с гор. Современники Ноевы стеклись на такое новое зрелище, но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, в след их без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястребы и воробьи, орлы и голуби.

Быт.7:4  с толкованием
Когда же такое поспешное собрание зверей в ковчег, и водворившийся вскоре между ними мир, современников Ноевых не подвигли к покаянию; тогда сказал Господь Бог Ною: еще семь дней, и истреблю всякую созданную Мною плоть. Бог давал людям на покаяние сто лет, пока строился ковчег, но они не покаялись; Он собрал зверей, дотоле ими невиданных, однако же люди не хотели покаяться; водворил мир между животными вредоносными и безвредными, и тогда они не устрашились. Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя отверстою. Удивительно как то, что ни львы не вспомнили о своих дубравах и прочие звери и птицы всякого рода не стали снова искать жилищ своих, так и то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои.
 

Бог отложил наказание нечестивых людей на сто двадцать лет, во-первых, чтобы они покаялись; сверх того, чтобы в течение сего времени жившие между ними праведники были их судиями, и наконец, чтобы праведники исполнили лета своей жизни, и не было причины сказать: почему Бог не избавил от истребления тех, которые не грешили? Испытывая человеческий род в продолжение ста лет, Бог убавил двадцать лет; потому что те семь дней, которые медлил Он по вступлении животных в ковчег, по знамениям, в оные совершившимся, были значительнее убавленных двадцати лет. Ибо, если при знамениях, совершившихся в течение сих семи дней, люди не покаялись, то явно, что не покаялись бы они и в течение двадцати лет, протекших без знамени. Посему, Убавивший двадцать лет избавил тем людей от большего числа преступлений.
 

По исполнении семи дней
 


11
в шестьсотное лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седмый день месяца, разверзошася источницы бездны великой, и хляби небесныя отверзошася.

Быт.7:11  с толкованием

16
И затвори Господь Бог Ноя отвне, чтобы при разлитии вод никто не мог сокрушить дверь ковчега и войти в него.

Быт.7:16  с толкованием

17
И бысть потоп,

Быт.7:17  с толкованием

21
и умре всякая плоть.

Быт.7:21  с толкованием

23
И оста Ное един и иже с ним в ковчеге. Источники бездны и небесные хляби отверсты были сорок дней и ночей, и ковчег плавал по волнам сто пятьдесят дней.

Быт.7:23  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  7

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.7