Глава 
9

Быт.9  с толкованием

1
И благослови Бог Ноа и сыны его и рече им: раститеся и множитеся, и наполните землю и обладайте ею:

Быт.9:1  с толкованием

2
и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных (и на всех скотех земных,) на всех птицах небесных и на всех движущихся по земли и на всех рыбах морских: в руце вашы вдах (я).

Быт.9:2  с толкованием

3
И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное дах вам все.

Быт.9:3  с толкованием

4
Точию мяса в крови души да не снесте.

Быт.9:4  с толкованием

5
Крови бо вашей, душ ваших, от руки всякаго зверя изыщу (ея): и от руки человека брата изыщу ея.

Быт.9:5  с толкованием

6
Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется: яко во образ Божий сотворих человека.

Быт.9:6  с толкованием

7
Вы же раститеся и множитеся, и наполните землю, и множитеся на ней.

Быт.9:7  с толкованием

8
И рече Бог Ноеви и сыном его с ним, глаголя:

Быт.9:8  с толкованием

9
се, Аз поставляю завет Мой вам и семени вашему по вас,

Быт.9:9  с толкованием

10
и всякой души живущей с вами от птиц и от скот и всем зверем земным, елика с вами (суть) от всех изшедших из ковчега:

Быт.9:10  с толкованием

11
и поставлю завет Мой с вами: и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю.

Быт.9:11  с толкованием

12
И рече Господь Бог Ноеви: сие знамение завета, еже Аз даю между Мною и вами, и между всякою душею живою, яже есть с вами, в роды вечныя:

Быт.9:12  с толкованием

13
дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета (вечнаго) между Мною и землею.

Быт.9:13  с толкованием

14
И будет егда наведу облаки на землю, явится дуга Моя во облаце:

Быт.9:14  с толкованием

15
и помяну завет Мой, иже есть между Мною и вами, и между всякою душею живущею во всякой плоти, и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть.

Быт.9:15  с толкованием

16
И будет дуга Моя во облаце: и узрю ю, еже помянути завет вечный между Мною и землею, и между всякою душею живущею во всякой плоти, яже есть на земли.

Быт.9:16  с толкованием

17
И рече Бог Ноеви: сие знамение завета, егоже положих между Мною и между всякою плотию, яже есть на земли.

Быт.9:17  с толкованием

18
Быша же сынове Ноевы изшедшии из ковчега, Сим, Хам, Иафеф: Хам же бяше отец Ханаань.

Быт.9:18  с толкованием

19
Трие сии суть сынове Ноевы: от сих разсеяшася по всей земли.

Быт.9:19  с толкованием

20
И начат Ное человек делатель (быти) земли, и насади виноград:

Быт.9:20  с толкованием

21
и испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем.

Быт.9:21  с толкованием

22
И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима.

Быт.9:22  с толкованием

23
И вземше сим и Иафеф ризу, возложиша (ю) на обе раме свои, и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша.

Быт.9:23  с толкованием

24
Истрезвися же Ное от вина, и разуме елика сотвори ему сын его юнейший,

Быт.9:24  с толкованием

25
и рече: проклят (буди) Ханаан отрок: раб будет братиям своим.

Быт.9:25  с толкованием

26
И рече: благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан отрок раб ему:

Быт.9:26  с толкованием

27
да распространит Бог Иафефа, и да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан раб ему.

Быт.9:27  с толкованием

28
Поживе же Ное по потопе лет триста пятьдесят.

Быт.9:28  с толкованием

29
И быша вси дние Ноевы лет девять сот пятьдесят: и умре.

Быт.9:29  с толкованием

Толкования на главу Быт.9
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  9

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.9

Глава 
9

Быт.9  с толкованием

1
И благослови Бог Ноя, и сыны его, чтобы растились и множились, и чтобы страх их был на всякой плоти, в море и на суше.

Быт.9:1  с толкованием

4
Точию мяса в крови души да не снесте, то есть не вкушайте незакланного животного и мяса, пока не истекла из него кровь, в которой душа животного. Так, Бог с Ноем и детьми, его постановляет три завета: - во-первых, повелевает не есть крови животных, во-вторых, обещает воскресение, в которое взыщется кровь их от всех зверей, в-третьих изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем.

Быт.9:4  с толкованием

5
Крови бо вашей от руки всякаго зверя изыщу и от руки человека. Взыскивает крови и здесь и в будущем веке. Здесь взыскивает, определяя убийце смерть; почему, повелел побивать камнями даже вола, который избодет человека (Исх.21:28). Взыщет и при конце, потому что в день воскресения звери возвратят пожранную ими плоть человеческую. От руки человека брата изыщу душу человека, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и сии слова:

Быт.9:5  с толкованием

6
проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется между человеками. Словами же: яко во образ Божий сотворих человека, показывается, что человек, подобно Богу, облечен властью живить и мертвить.

Быт.9:6  с толкованием
Заключив завет с Ноем и со всеми вышедшими с ним из ковчега, Бог говорит:
 


11
не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя. И вот

Быт.9:11  с толкованием

13
дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечнаго между Богом

Быт.9:13  с толкованием

17
и между всякою плотию, яже есть на земли.

Быт.9:17  с толкованием
После сего Моисей пишет, как Ной насадил виноград
 


21
и испи от вина, и упися, уснул и обнажися в дому своем, как Хам увидел

Быт.9:21  с толкованием

22
наготу отца своего, и среди стогна поведа обема братома своима. Опьянение Ноя произошло не от того, что много испил он вина, но от того, что долгое время не пил вина. В ковчеге не пил он вина, потому что в день гибели всякой плоти не мог и подумать, чтобы внести с собою вино в ковчег. Итак, Ной не вкушал вина в продолжении года, пока был потоп, не насаждал он винограда и в тот год, как вышел из ковчега; потому что вышел в двадцать седьмой день месяца Иора, - в такое время, когда не могло быть даже незрелых гроздов, и нельзя было насаждать виноград. Посему не ранее, как в третий год, Ной насадил виноград семенами из сухих ягод, взятых им с собою в ковчег, и ранее третьего или четвертого потом года не мог получить от них гроздов. Посему праведник не вкушал вина в течение шести лет.

Быт.9:22  с толкованием
О таком продолжительном воздержании, и о том, что оно было причиною опьянения, свидетельствует и сказанное; что Хам вышел и возвестил братьям среди стогна. Как могли быть стогна, если не был выстроен у них город? А если был уже у них город, то без сомнения строен много лет. Так, построение города и стогна в городе свидетельствует о том, что старец в течение многих лет, как сказано нами, не вкушал вина, и это было причиною его опьянения.
 

Братья Хамовы знали о чистоте отца своего и о том, что он, как впоследствии Иаков, и в бодрственном состоянии и во сне, охраняется Ангелом, и потому
 


23
покрыша наготу его, и притом так, что глазами своими наготы отца своего не видеша.

Быт.9:23  с толкованием

24
Истрезвися же Ное, и разуме, елика сотвори ему сын его юнейший. Так, Ной и спал, и бодрствовал; спал, потому что не чувствовал своего обнажения, бодрствовал, потому что знал, как поступил с ним младший сын его. И Ной проклял его.

Быт.9:24  с толкованием

25
И рече: проклят Ханаан отрок: раб будет братиям своим. В чем был бы виновен Ханаан, если бы он находился еще в чреслах отца своего, и наготу Ноеву видел не он, а отец его? Говорят: Хам приял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега; а потому, Бог не в собственном лице его проклинает его, но в лице сына его, хотя проклятие сына должно было причинить скорбь и отцу.

Быт.9:25  с толкованием
Другие же, - на основании сказанного в Писании: и разуме Ное, елика сотвори ему сын его юнейший, поелику известно, что Хам был сын не младший, а средний, - заключают, что под сыном юнейшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца, Хам же с смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Посему, можно думать, что, хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший сие еще в детстве, однако ж и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятие.
 

Справедливость требовала лишить Хама благословения, а не подвергать его проклятию. Ибо если бы подвергнут был он и проклятию за то, что посмеялся вместе с отроком, то хотя был бы проклят по справедливости, но вместе с проклятым Хамом подверглись бы тогда проклятию все потомки Хамовы, вовсе не участвовавшие в посмеянии. Посему, проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам лишен только благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся.
 

Изрекши проклятие Хаму в лице сына его, Ной благословляет Сима и Иафефа, и говорит:
 


27
да распространит Бог Иафефа, и да вселится в селениях Симовых: и да будет Ханаан отрок раб ему. Род Иафефов размножился и соделался могущественным в наследии на севере и западе. Сам Бог вселился в куще Авраама, потомка Симова, Ханаан же соделался рабом Сима и Иафефа, потому что, во дни Иисуса Навина, потомки Симовы опустошили жилища Хананеев, покорили и поработили князей их.

Быт.9:27  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  9

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.9

Глава 
9

Быт.9  с толкованием

Вопрос 55. Почему Бог запрещает употреблять в пищу кровь? (Быт.9:4)

Яснее это показал в законе, ибо говорит, что в человеке душа, то в бессловесных кровь (Лев.17:11). Поэтому, вкушая мясо без крови, вкушаешь их некоторым образом как овощи, потому что овощ неодушевлен; а если вкушаешь с кровью, то снедаешь душу. Поэтому конечно и здесь сказал: точию мяса в крови души да не снесте. Крови бо вашей, душ ваших изыщу, от руки всякаго зверя изыщу ея: и от руки человека брата его изыщу души его (Быт.9:4-5). А этим предуказывает на воскресение, не то разумея, что зверей соберет на суд и подвергнет наказанию за снедение человеков, но что пожранные зверями тела соберет и воскресит. Ибо в руце Его вси концы земли (Пс.94:4), и не трудно Ему отовсюду собрать наше тело. Но здесь выразил это загадочно, через Иезекииля же яснее проповедал воскресение(Иез.37:1-14).
 


Вопрос 56. Почему вообще узаконил Бог ядение мяса?

Когда только создал человека, Бог даровал ему земные плоды, повелев питаться семенами и древесными плодами; после же потопа ущедряет его большими средствами к наслаждению, повелев закалывать в жертву и есть животных летающих по воздуху, плавающих в водах и земноводных, одну напасть отражая другой и меньшим врачуя большее. Ибо предвидя, что впадшие в крайнее безумие будут все обоготворять, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что дело крайнего неразумия покланяться тому, что употребляется в пищу. Для этого-то одних животных называет нечистыми, а других чистыми, чтобы, гнушаясь одними, как нечистыми, не обоготворяли их, а других, употребляя в пищу, не поклонялись им.
 


Вопрос 57. Почему Ной, впав в упоение, не укорен за то? (Быт.9:21)

Произошло это от неопытности, а не от невоздержания. Ной, первый из людей, выжал сок из виноградного плода и не знал не только в какой мере, но и как употреблять это питие, не зная, что прежде нужно растворить, а затем уже пить, подвергся усыплению. Не было же ничего необыкновенного в том, что он обнажился; потому что и ныне обнажаются иные сонные, когда сон отнимет чувство. Присоединившееся же ко сну опьянение еще более делает извинительным обнажение.
 


Вопрос 58. Почему, когда не было еще установлено закона, повелевающего почитать отца н матерь, Хам осуждается, как отцеубийца? (Быт.9:25)

Творец самому естеству постановил необходимые законы; так, осудил Каина, потому что сама природа научала его, сколько беззаконно убийство. Поэтому Каин, употребив в помощь обман, и уведя брата от родителей, убивает его; и когда вопрошает Бог: где... Авель, брат твой (Быт.4:9)? - отрекается. Очевидно же, что зная, сколько худо им сделанное, отрекся от того, на что он отважился. А когда обличен праведным Судией, тогда признался, что согрешил непростительно. Ибо говорит: вящшая вина моя, еже оставитися ми (Быт.4:13). Да и Адам, ощутив Божие пришествие, покусился скрыться, как знавший, что татьба [воровство] - худое дело. Так и Хам подвергся обвинению в отцеубийстве, как нарушивший естественный закон. Ибо, что само естество научало почитать родителей, свидетельствуют об этом Хамовы братья, которые, узнав от него, что случилось с отцом, с большим уважением идоша вспять зряще (Быт.9:23), и покрыли отца, чтобы нимало не видеть наготы его; почему весьма справедливо приобрели себе благословение отца.
 


Вопрос 59. Почему, когда пал Хам, понес на себе проклятие сын его (Быт.9:25)?

По прекращении потопа все вообще сделались причастниками Божественного благословения; поэтому Ной почел дерзостью произнести проклятие на соделавшегося причастником Божественного благословения. По этой-то причине наложил проклятие на сына его. В наказании же видна справедливость. Поскольку сам, будучи сыном, согрешил против отца, то и наказание приемлет в проклятии своего сына. Сверх сего нужно принять во внимание и то, что, если бы подвергся проклятию сам Хам, то наказание распространилось бы на весь его род. Но Бог перенес наказание на младшего сына. Должно же знать еще, что слова праведного суть предсказание, а не проклятие. Поскольку израильтяне, ведшие род от Сима, должны были принять во владение Палестину, в древности же населяли ее произшедшие от Ханаана, то сему предсказанию Ной дает вид проклятия, предрекая будущее и устрашая последующие роды, чтобы не согрешали против родителей. И этому ясно научает нас благословение, данное Симу; ибо сказано: благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан... раб ему (Быт.9:26). Не обоим - Симу и Иафету подчинил Ханаана, но одному Симу. И Иафету предрек многочисленность потомства, а Симу благочестие. ибо предсказал, что Бог вселится в селениих Симовых (Быт.9:27). Обитал же Бог в патриархах, происшедших от Сима, и в пророках, происшедших от патриархов, и сперва в Скинии, а в последствии в Иерусалиме. Определенным же концом это пророчество имело таинство домостроительства, когда сам Бог-Слово, Единородный Сын Бога и Отца - воплотился и вочеловечился, и Своим храмом нарек от семени Давидова и Авраамова воспринятую плоть: ибо от Сима вели род и Давид и Авраам. А рабство Ханаана приняло конец в Гаваонитянах (Нав.9:3-27).