Глава 
11

Числ.11  с толкованием

1
И быша людие ропщуще злая пред Господем: и слыша Господь и разгневася гневом, и разгореся в них огнь от Господа и потреби часть некую от полка.

Числ.11:1  с толкованием

2
И возопиша людие к Моисею: и помолися Моисей к Господу, и преста огнь.

Числ.11:2  с толкованием

3
И прозвася имя месту тому Запаление: яко разгореся в них огнь от Господа.

Числ.11:3  с толкованием

4
И общий народ иже в них похотеша похотением: и седше плакахуся сынове Израилевы и рекоша: кто ны напитает мясы?

Числ.11:4  с толкованием

5
Помянухом рыбы, яже ядохом в земли Египетстей туне, и огурцы и дыни, лук и червленый лук и чеснок:

Числ.11:5  с толкованием

6
ныне же душа наша изсохла, ничтоже точию манна пред очима нашима.

Числ.11:6  с толкованием

7
Манна же бяше аки семя кориандрово, и вид ея яко вид кристалла:

Числ.11:7  с толкованием

8
и исхождаху людие и собираху, и меляху в жерновах и толцаху в ступах, и варяху в горшках и творяху из нея потребники: и бяше вкус ея, яко вкус муки пряжены с елеем:

Числ.11:8  с толкованием

9
и егда схождаше роса на полк нощию, схождаше манна нань.

Числ.11:9  с толкованием

10
И услыша Моисей плачущихся их в сонмех своих, коегождо их пред своими дверми: и разгневася Господь гневом зело, и пред Моисеом бяше зло.

Числ.11:10  с толкованием

11
И рече Моисей ко Господу: вскую озлобил еси раба Твоего? И почто не обретох благодати пред Тобою, еже возложити устремление людий сих на мя?

Числ.11:11  с толкованием

12
Еда аз во утробе зачах вся люди сия? Или аз родих я? Яко глаголеши ми: возми их в недра твоя, якоже доилица носит доимыя, в землю, еюже клялся еси отцем их:

Числ.11:12  с толкованием

13
откуду мне мяса дати всем людем сим? Яко плачут на мя, глаголюще: даждь нам мяса, да ядим:

Числ.11:13  с толкованием

14
не возмогу аз един водити людий сих, яко тяжко мне есть слово сие:

Числ.11:14  с толкованием

15
аще же тако Ты твориши мне, то убий мя убиением, аще обретох благодать пред Тобою, да не вижу озлобления моего.

Числ.11:15  с толкованием

16
И рече Господь к Моисею: собери Ми седмьдесят мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людстии и книгочия их: и да приведеши я ко скинии свидения, и да станут тамо с тобою:

Числ.11:16  с толкованием

17
и сниду и возглаголю тамо с тобою, и уйму от Духа, иже в тебе, и возложу на ня: да подимут с тобою устремление людий, и не будеши водити их ты един:

Числ.11:17  с толкованием

18
и людем речеши: очиститеся наутрие, и снесте мяса, яко плакастеся пред Господем, глаголюще: кто ны напитает мясы? Яко добро нам бысть во Египте: и даст Господь вам мяса ясти, и снесте мяса:

Числ.11:18  с толкованием

19
не един день ясти будете, ни два, ни пять дний, ни десять дний, ниже двадесять дний:

Числ.11:19  с толкованием

20
до месяца дний ясти будете, дондеже изыдет из ноздрий ваших: и будет вам в мерзость, яко не покористеся Господу, Иже есть в вас, и плакастеся пред Ним, глаголюще: вскую бе нам изыти из Египта?

Числ.11:20  с толкованием

21
И рече Моисей: шесть сот тысящ пеших людий, в нихже Аз есмь, и Ты рекл еси: мяса им дам ясти, и будут ясти месяц дний:

Числ.11:21  с толкованием

22
еда овцы и волы заколются им, и доволно будет им? Или вся рыбы морския соберутся им, и доволно будет им?

Числ.11:22  с толкованием

23
И рече Господь к Моисею: еда рука Господня не доволна будет? Ныне уразумееши, аще постигнет тя слово Мое, или ни.

Числ.11:23  с толкованием

24
И изыде Моисей и глагола людем словеса Господня: и собра седмьдесят мужей от старец людских, и постави я окрест скинии.

Числ.11:24  с толкованием

25
И сниде Господь во облаце и глагола к нему: и уя от Духа, иже на нем, и возложи на седмьдесят мужей старец: егда же препочи Дух на них, и пророчествоваша, и ктому не приложиша.

Числ.11:25  с толкованием

26
И осташася два мужа в полце: имя единому Елдад, и имя второму Модад: и препочи на них Дух. И сии беша от вписанных, и не приидоша ко скинии, и пророчествоваша в полце.

Числ.11:26  с толкованием

27
И притек юноша возвести Моисею, и рече, глаголя: Елдад и Модад пророчествуют в полцех.

Числ.11:27  с толкованием

28
И отвещав Иисус Навин, предстояй Моисею избранный ему, рече господи мой Моисею, запрети им.

Числ.11:28  с толкованием

29
И рече ему Моисей: еда ревнуеши ты мне? И кто даст всем людем Господним (быти) пророки, егда даст Господь Духа Своего на них?

Числ.11:29  с толкованием

30
И иде Моисей в полк сам и старцы Израилтестии.

Числ.11:30  с толкованием

31
И дух изыде от Господа, и изведе крастели из моря и наведе на полк день ходу отсюду и день ходу отонуду, окрест полка яко на два лактя от земли.

Числ.11:31  с толкованием

32
И воставше людие весь день и всю нощь, и весь день наутрие, и собраша крастели: иже мало, собра десять спуд: и иссушиша себе сушаницы окрест полка.

Числ.11:32  с толкованием

33
И мяса бяху им еще в зубех их, прежде оскудения, и Господь разгневася зело на люди, и порази Господь люди язвою великою зело:

Числ.11:33  с толкованием

34
и прозвася имя месту тому Гробы Похотения: яко тамо погребоша людий похотевших.

Числ.11:34  с толкованием

35
(И) воздвигошася людие от Гробов Похотения во Асироф, и быша людие во Асирофе.

Числ.11:35  с толкованием

Толкования на главу Числ.11
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Числа прп. Ефрем Сирин Глава  11

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Чисел

Числ.11

Глава 
11

Числ.11  с толкованием

1
Огнь потреби часть от полка за то, что у Египтян научились хулам, и у пришельцев, бывших среди них, похотению.

Числ.11:1  с толкованием

33
Мяса бяху им еще в зубех их, и не были еще съедены, и Господь разгневася зело на люди; потому что они не удержались от похотений, и, как говорит Давид, с лукавством говорили: понеже порази камень, и потекоша воды: еда и хлеб может дати (Пс.77:20)? Искусиша Мя се десятое (Числ.14:22): как говорит Давид, во-первых, преогорчиша восходяще в чермное море (Пс.105:7); во-вторых, искусиша Бога в безводней

Числ.11:33  с толкованием

14
; в-третьих, прогневаша Моисеа в стану

Числ.11:14  с толкованием

16
; в-четвертых, сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному

Числ.11:16  с толкованием

19
; в-пятых, уничижиша землю желанную

Числ.11:19  с толкованием

24
; в-шестых, причастишася Веелфегору

Числ.11:24  с толкованием

28
; в-седьмых, прогневаша Бога на воде пререкания

Числ.11:28  с толкованием

32
; в-восьмых, смесишася во языцех, и бысть им в соблазн (35.36); в-девятых, пожроша сыны своя и дщери бесовом

Числ.11:32  с толкованием

37
; в-десятых, раздражиша Бога в начинаниих своих

Числ.11:37  с толкованием

29
. Пришельцы, бывшие среди Евреев, похотением похотев, пришли и с плачем говорили сынам израильским:

Числ.11:29  с толкованием

5
помянухом рыбы, яже ядохом в Египте. Пришельцы сии, похотевшие рыб, дынь и прочего, изображают лукавые помыслы, которые, овладев душою, влекут ее во след плотских вожделений и внушают ей пренебрежение к вожделению и деланию добродетелей, сей мысленной манны.

Числ.11:5  с толкованием

7
Манна же бяше аки семя кориандрово. Сказанное о манне, что она была подобна семени кориандра, показывает, что всякая пища из нее могла быть приготовляема, что она имела и вкус, и сочность, и приятность всякой пищи. Вид ея, яко вид кристалла; то есть видом была подобна льду.

Числ.11:7  с толкованием

8
И меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху из нея потребники; и при этом манна принимала различный вкус. Вкушающие манну, измолотую в жерновах, изображают совершенных; толкущие в ступах представляют праведников; вкушающие манну, сваренную в горшках, представляют кающихся, потому что хлеб их растворен слезами; а делающие из манны потребники изображают грешных, которые питают помыслы свои прахом и пеплом, и едят недозволенное им.

Числ.11:8  с толкованием

16
Собери семдесят старцев, и да приведеши я ко скинии,

Числ.11:16  с толкованием

17
и уйму от духа, иже в тебе, и возложу на ня. Собери семьдесят старцев, чтобы помогали Тебе в делах народных; и уйму от духа, иже в тебе, и возложу на ня, чтобы не превозносились пред тобою, зная, что они причастники той силы, которая в тебе.

Числ.11:17  с толкованием
Говорят:
 


18
кто ны напитает мясы? И даст Господь вам мяса ясти,

Числ.11:18  с толкованием

20
и будете ясти, дондеже изыдет из ноздрий ваших: и будет в мерзость, то есть сделается для вас так отвратительно, как и пища, переваренная в желудке. В таинственном смысле означается сим в народе еврейском то похотение, остающееся доныне, с каким вожделевают совершать свою пасху после того, как видели они истинную Жертву, принесенную на Голгофе, и отринули ее, как отцы их отринули манну с небеси. Но уразумевай, что мерзость есть двоякая: плотская и духовная: одна вредит чреву, другая душе. Убоимся той и другой; ибо когда Евреи ели крастелей без вожделения, сие было в пользу им; а когда стали есть с жадностью, тогда, поелику ели по вожделению и не по мере потребности, прежде бывшее для них полезным сделалось вредным. Поэтому, весьма много и безмерно безумны те, которые преступают пределы, назначенные природою, и в пище следуют своему вожделению. Если бы уловить для них всех рыб, какие есть в море, то и сие не удовлетворило бы их похотливости.

Числ.11:20  с толкованием

11
И рече Моисей ко Господу:

Числ.11:11  с толкованием

13
откуду мне мяса, дати всем людем сим? В сих словах видно не сомнение Моисея, а только желание наперед знать, как сие будет, и откуда даны будут мяса.

Числ.11:13  с толкованием

25
И уя от духа, иже на нем, и возложи на семдесят мужей. Как древесные плоды получают жизненный сок из древесных ветвей; так семьдесят старцев ощутили, что дух, источаясь из Моисея, вошел в их внутренность. Сказанное же, что взято от духа в Моисее и дано семидесяти старцам, не означает, что отъят дух у Моисея, но дает разуметь, что все разумные существа приемлют Духа от Христа. Двое из семидесяти Элдад и Модад

Числ.11:25  с толкованием

26
пророчествоваша в полце. Иисус говорит Моисею:

Числ.11:26  с толкованием

28
запрети им. Почему же сказал он это? Говорят, будто бы пророчествовали они: Моисей извел нас из Египта, введет же в землю обетования Иисус. Потому и сказал Моисей: я не ревную о сем, и желал бы, чтобы весь народ соделался причастником дара пророчества, и Господь вместо духа лукавого, который теперь ими движет, отгнав его, дал им Духа Своего Святого.

Числ.11:28  с толкованием

Библия Толкования на Числа блж. Феодорит Кирский Глава  11

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Чисел

Числ.11

Глава 
11

Числ.11  с толкованием

Вопрос 17. В чем состоял народный ропот (Числ.11:1)?

Огорчились трудностию путешествия.
 


Вопрос 18. Почему Бог немедленно наказывает согрешающих (Числ.11:1)?

Закон едва был дан; посему наказанием нарушителей оного надлежало уцеломудрить прочих. Ибо подчиненным приличен страх. Впрочем с наказанием сопряжено было человеколюбие. Покаявшиеся удостоились благоволения. Как скоро огонь от Господа потреби часть некую от полка (Числ.11:1), а потом все собрались на молитву; законодатель просит прощения, и человеколюбивый Бог дарует оное. А что наказания были налагаемы на них по необходимости, о сем свидетельствует последующее. Ибо вскоре по прекращении наказания возобновили воспоминание об Египте, о червленом луке, о чесноке, и о прочем, и страсть чревоугодия возжгла в них пожелание всего этого. Почему писатель весьма кстати, сказав о неблагодарности их, изобразил и Божию щедрость, повествуя о манне и о том, что она заменяла не только хлеб, но и овощь. Ибо говорит: меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху... потребники(Числ.11:8). Поелику же Израильтяне жаловались; то и Владыка Бог раздражается, и Пророк негодует и вопиет: вскую озлобил еси раба Твоего..., еже возложити устремление людей сих на мя? Еда аз во утробе зачах вся люди сия, или аз родих я? яко глаголеши ми: возми их в недра твоя, якоже доилица носит доимыя, в землю, ею же клялся еси отцем их (Числ.11:11-12). А сим выразил их несовершенство и детство, потому что уподобил их питающемуся сосцами, и неспособному ничего иного делать, но желающему только сосать молоко. Но поелику слова сии показывали сильное негодование, а тоже означали и последующия; то Владыка Бог учит Моисея управлять народом с помощию не человеческой силы, но Божией благодати. Ибо изрек ему: собери Ми седмдесят мужей от старец Израилевых,ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людстии и книгочия их: и да приведеши я ко скинии свидения, и да станут тамо пред тобою. И сниду, и возглаголю тамо с тобою, и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня: и подъимут с тобою устремление людей сих, и не будеши водити их ты един (Числ.11:16-17). Из сих-то слов законодатель дознал, что приял он достаточную, по домостроительству, благодать; почему и сказал Бог: уйму от Духа, Иже в тебе. Ибо говорит сие, не скуднее его делая в какой-либо силе или в благодати, но научая, что и та сила, какую приял, достаточна для настоящей потребности. А что сообщая благодать седмидесяти, не умалил благодати в Моисее, о сем свидетельствуют дела. Ибо Моисей и в управлении народом и в чудотворениях производил то же, что совершал и прежде. Как иной от одной светильни зажигает тысячи, и свет первой не умаляет, и сообщает свет последним, так и Бог всяческих, уделяя седмидесяти от Моисеевой благодати, не уменьшил благодати, данной Моисею. И сие, как видим, совершается и ныне. Ибо многие тысячи людей, крещаемых одним иереем, и приемлющих божественный дар, не уменьшают благодати в иерее, и весьма многие, рукополагаемые архиереем, и приемлющие сан священства, не умаляют дар у рукополагающего. Впрочем Владыка дает согласие на суд раба; ибо говорит ему: избери, ихже ты сам веси.
 


Вопрос 19. Почему, когда Бог обещал дать мяса, Пророк усумнился (Числ.11:21-22)?

Потому что был он не Пророк только, но и человек. Впрочем научен Владыкою Богом не предаваться сомнению, когда обещает Бог. Ибо сказано ему было: еда рука Господня не довольна будет? И ныне уразумееши, аще постигнет тя слово Мое, или ни (Числ.11:23). Но обещая дать, с щедростию соединил Бог и наказание. Ибо сказав: до месяца ясти будете мяса, дондеже изыдет из ноздрей ваших..., присовокупил: и будет вам в мерзость (Числ.11:20), или, как перевел Симмах, в несварение1; потому что жадность произвела болезнь, а многим и причинила и смерть, как ниспосланный Богом бич. Посему и божественный Давид сказал: еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их (Пс.77:30-31). Поэтому справедливо увещавает всепремудрый Павел: и плоти угодия не творите в похоти (Рим.13:14).
 


Вопрос 20. Почему седмьдесят, едва только возведены были в должность, пророчествовали, а после того нет (Числ.11:25)?

Потому что введены были в должность свою не для пророчества, но для правления; а и сие есть одно из дарований духовных. Посему блаженный Павел на ряду с Апостолами, Пророками, учителями, дарованиями исцелений, поставил заступления, правления (1Кор.12:28). Сего-то дарования сподобились седмьдесят: а чтобы ясно было народу, что прияли они божественный дар, в начале предрекли нечто.
 


Вопрос 21. Почему Елдад и Модад стали пророчествовать, не быв еще сопричислены к седмидесяти (Числ.11:26)?

Вероятно были они равного достоинства с седмидесятью, а потому и прияли дар. Писание же дает разуметь, что нередко почитаемых у людей неискусными Ведущий сокровенное признает благоискусными. Так на Корнилие человеческое служение предварено Божиею щедростию; потому что еще до крещения дарована ему благодать Духа. Усматривается же здесь независтливый нрав Законодателя. Ибо, когда сказал Иисус: Господи Моисею, запрети им (Числ.11:28), ответствовал ему Моисей: еда ревнуеши ты мне? И кто даст всем людем Господним Пророки, егда даст Господь Духа Своего на них (Числ.11:29)? Да и достойный великих похвал Иисус не питал в себе страсти зависти, но выразился таким образом, предполагая в сем деле высокомерие и непозволенное присвоение власти. А что свободен он был от этой страсти, свидетельствует похвала; потому что сказано о нем: и отвещав Иисус Навин, предстояй Моисею избранный ему, рече: Господи Моисею, запрети им (Числ.11:28).
 


Примечания


(χολέραν)