Глава 
24

Числ.24  с толкованием

1
И видев Валаам, яко добро есть пред Господем благословляти Израиля, не иде по обычаю своему в сретение волхвованием, и возврати лице свое в пустыню.

Числ.24:1  с толкованием

2
И возвед Валаам очи свои, узре Израиля ополчившася по племеном: и бысть Дух Божий на нем.

Числ.24:2  с толкованием

3
И восприим притчу свою рече: глаголет Валаам, сын Веоров, глаголет человек истинно зряй,

Числ.24:3  с толкованием

4
глаголет слушаяй словеса Крепкаго, иже видение Божие виде во сне: отверсты очи его:

Числ.24:4  с толкованием

5
коль добри доми твои, Иакове, и кущы твоя, Израилю:

Числ.24:5  с толкованием

6
яко дубравы осеняющыя и яко садие при реках, и яко кущы, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах:

Числ.24:6  с толкованием

7
изыдет человек от семене его, и обладает языки многими: и возвысится паче Гога царство его, и возрастет царство его:

Числ.24:7  с толкованием

8
Бог изведе его из Египта, якоже слава единорога ему: пояст языки враг своих и толщы их измождит, и стрелами своими устрелит врага:

Числ.24:8  с толкованием

9
возлег почи яко лев и яко скимен: кто возбудит его? Благословящии тя благословени, и проклинающии тя прокляти.

Числ.24:9  с толкованием

10
И разгневася Валак на Валаама, и плесну руками своими, и рече Валак к Валааму: кляти тя врага моего призвах, и се, благословил еси их в третие:

Числ.24:10  с толкованием

11
ныне убо бежи на место свое: рекох, почту тя: и ныне лиши тя Господь славы.

Числ.24:11  с толкованием

12
И рече Валаам к Валаку: и послом твоим, ихже послал еси ко мне, не рекох ли, глаголя:

Числ.24:12  с толкованием

13
аще ми даст Валак храмину свою полну сребра и злата, не могу преступити слова Божия, еже сотворити е зло или добро от мене самаго: елика аще речет ми Бог, сия возглаголю?

Числ.24:13  с толкованием

14
И ныне, се, иду до места своего: гряди, присоветую тебе, что сотворят людие сии людем твоим, в последняя дни.

Числ.24:14  с толкованием

15
И восприим притчу свою рече: глаголет Валаам сын Веоров, глаголет человек истинно зряй,

Числ.24:15  с толкованием

16
слышай словеса Божия, умея умение Вышняго и видение Божие видевый во сне: отверсты очи его:

Числ.24:16  с толкованием

17
покажу ему, и не ныне: ублажаю, и не приближается: возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля и погубит князи Моавитския, и пленит вся сыны Сифовы:

Числ.24:17  с толкованием

18
и будет Едом наследие, и будет наследие Исав враг его, и Израиль сотвори крепость:

Числ.24:18  с толкованием

19
и востанет от Иакова, и погубит спасаемаго от града.

Числ.24:19  с толкованием

20
И видев Амалика и восприим притчу свою, рече: начало языков Амалик, и семя их погибнет.

Числ.24:20  с толкованием

21
И видев Кенеона и восприим притчу свою, рече: сильно селение твое: и аще положиши на камени гнездо твое,

Числ.24:21  с толкованием

22
и аще будет Веору гнездо коварства, Ассириане пленят тя.

Числ.24:22  с толкованием

23
И видев Ога и восприим притчу свою, рече: горе, горе, кто жив будет, егда положит Бог сия?

Числ.24:23  с толкованием

24
И изыдут из рук Китиейских, и озлобят Ассура, и озлобят Евреов, и сами вкупе погибнут.

Числ.24:24  с толкованием

25
И востав Валаам отиде, возвратився на место свое: и Валак отиде к себе.

Числ.24:25  с толкованием

Толкования на главу Числ.24
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Числа прп. Ефрем Сирин Глава  24

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Чисел

Числ.24

Глава 
24

Числ.24  с толкованием

17
Возсияет звезда от Иакова. Это - Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов. И востанет князь от Израиля, это - Зоровавель. И погубит исполины моавитския по возвращении из плена и пленит вся сыны Сифовы, то есть, царства, сопредельные Иудее.

Числ.24:17  с толкованием

20
Начало языков Амалик, потому что он первый вступил в брань с Израилем. И конец его погибнет в век. Это - Антиох, один из преемников Александровых, утеснявший Евреев во времена маккавейские.

Числ.24:20  с толкованием

Библия Толкования на Числа блж. Феодорит Кирский Глава  24

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Чисел

Числ.24

Глава 
24

Числ.24  с толкованием

Вопрос 44. Что значит сказанное: не иде Валаам по обычаю своему в сретение волхвованием (Числ.24:1)?

Дознав опытом, что ни мало не помогает волшебное искусство; потому что без меры сильнее Тот, Кто заставляет язык его произносить, что Ему угодно, перестал Валаам пользоваться обычными знамениями, и посвятил язык свой на служение Богу. Должно же знать, что некоторым представлялось, будто бы Валаам ничего не предрек о Спасителе нашем. Но им надлежало принять к сведению, что и крайне злочестивому Навуходоносору было откровение о Боге и Спасителе нашем. Ибо видел он камень, который отторжеся... без рук, удари тело..., сокрушил золото, серебро, медь, железо, скудель, и бысть гора велика, и покрыл всю землю (Дан.2:34-35). Посему предвозвестивший сие чрез Навуходоносора, и чрез Валаама предрек спасение вселенной, чтобы и у язычников сохранялись таковые предречения. О сем же предречении свидетельствует исполнение на самом деле. Ибо происшедший от Иуды по плоти пленил не князей только моавитских, но и вся сыны сифовы(Числ.24:17). А сыны Сифовы - все человеки; потому что Сифов потомок - Ной, от Ноя же - весь род человеческий. Но Валаам предсказал и победу Македонян над Персами. Ибо говорит: изыдут из рук Китиейских, и озлобят Ассура, и озлобят Евреев (Числ.24:24). Александр разрушил царство Персов, Антиох же, ополчившись против Иудеев, и столицу их взял, и Божий храм привел в запустение. И сии предречения совершены не лживым волшебством, но силою Всесвятаго Духа. Ибо Кто ослице повелел преестественно говорить человеческим голосом, Тот и языком волхва провозвестил будущее. Ибо сказано: и бысть Дух Божий на нем (Числ.24:2). Сие было и с беззаконным Саулом; отчего, по необычайности происшествия, составилась притча: еда и Саул во Пророцех (1Цар.10:11).
 

Впрочем лживый волхв, и после такового опыта, устроял против Бога новые козни. Сознав, что Израильтяне, остеняемые Богом, имеют необоримую силу, измыслил довести их до нечестия невоздержанием, чтобы, лишившись Божией помощи за нечестие, соделались удобоуловимыми. И внушил Мадианитянам вооружить против них не мужей, но жен, а вместо оружия употребить им телесную красоту и приманчивые речи, чтобы уловленные красотою и обольщенные речами Израильтяне послужили их идолам. И о сем извещает нас блаженный Моисей, после победы над Мадианитянами, укоряя тех, которые сохранили жизнь взятым в плен женам. Ибо говорит так: вскую жив остависте весь женск пол? Тыя бо быша сыном Израилевым, по словеси Валаамлю, еже отступити и презрети слово Господне Фогора ради, и бысть язва в сонме Господни (Числ.31:15-16). А Фогор есть имя идола. О сем нечестии упомянул и божественный Давид: и причастишася Веелфегору, и снедоша жертвы мертвых (Пс.105:28). Посему-то повелел Бог быть во вражде с Мадианитами. Зане враждуют вам сии лестию..., прельщая... Фогором(Числ.25:18). Когда народ согрешил, тогда князи, как выразился Симмах (Числ.24:4), были повешены за то, что не отвратили их от злого дела. Слова же: и возвысится паче Гога царство его (Числ.24:7), Симмах перевел так: и возвысится над Огом царь его. А сие означает, что и ополчившагося против них Ога преодолеют силою царя, который произойдет от них по плоти.