Глава 
8

Дан.8  с толкованием

1
В лето третие царства Валтасара царя видение явися мне, аз Даниил, по явльшемся мне прежде.

Дан.8:1  с толкованием

2
И бех в Сусех граде, иже есть во стране Еламстей, и видех в видении, и бех на Увале,

Дан.8:2  с толкованием

3
и воздвигох очи мои и видех: и се, овен един стоя пред увалом емуже рози, рози же высоцы, един же вышше другаго, и вышший восхождаше последи.

Дан.8:3  с толкованием

4
И видех овна бодуща на запад и на север, и на юг и на восток: и вси зверие не станут пред ним, и не бе избавляюща из руки его, и сотвори по воли своей, и возвеличися.

Дан.8:4  с толкованием

5
Аз же бех размышляя, и се козел от коз идяше от лива на лице всея земли и не бе прикасаяся земли, и козлу тому рог видимь между очима его:

Дан.8:5  с толкованием

6
и прииде до овна имущаго рога егоже видех стояща пред увалом, и тече к нему в силе крепости своея.

Дан.8:6  с толкованием

7
И видех его доходяща до овна, и разсвирепе на него, и порази овна, и сокруши оба рога его: и не бе силы овну, еже стати противу ему: и поверже его на землю и попра его, и не бе избавляяй овна от руки его.

Дан.8:7  с толкованием

8
И козел козий возвеличися до зела: и внегда укрепися, сокрушися рог его великий, и взыдоша друзии четыри рози под ним, по четырем ветром небесным:

Дан.8:8  с толкованием

9
и от единаго их взыде рог един крепок, и возвеличися вельми к югу и к востоку и к силе,

Дан.8:9  с толкованием

10
и возвеличися даже до силы небесныя: и сотвори пасти на землю от силы небесныя и от звезд, и попра я:

Дан.8:10  с толкованием

11
и дондеже Архистратиг избавит пленники, и Его ради жертва смятеся, и благопоспешися Ему, и святое опустеет:

Дан.8:11  с толкованием

12
и дадеся на жертву грех, и повержеся правда на землю: и сотвори, и благопоспешися.

Дан.8:12  с толкованием

13
И слышах единаго святаго глаголюща. И рече един святый другому некоему глаголющему: доколе видение станет, жертва отятая, и грех опустения данный, и святое и сила поперется?

Дан.8:13  с толкованием

14
И рече ему: даже до вечера и утра дний две тысящы и триста, и очистится святое.

Дан.8:14  с толкованием

15
И бысть, егда видех аз Даниил видение и взысках ведения, и се, ста предо мною аки образ мужеск,

Дан.8:15  с толкованием

16
и слышах глас мужеск среде Увала, и призва и рече: Гаврииле, скажи видение оному.

Дан.8:16  с толкованием

17
И прииде и ста близ стояния моего: и егда прииде ужасохся и падох на лице мое. И рече ко мне: разумей, сыне человечь, еще бо до скончания времене видение.

Дан.8:17  с толкованием

18
И егда глаголаше со мною, падох ниц на земли, и прикоснуся мне, и постави мя на ноги моя, и рече:

Дан.8:18  с толкованием

19
се, аз возвещаю тебе будущая на последок гнева (сыном людий твоих): еще бо до конца времене видение.

Дан.8:19  с толкованием

20
Овен, егоже видел еси имуща рога, царь Мидский и Персский:

Дан.8:20  с толкованием

21
а козел козий царь Еллинский есть: рог же великий, иже между очима его, той есть царь первый:

Дан.8:21  с толкованием

22
сему же сокрушившуся восташа четыри рози под ним: четыри царие востанут от языка его, но не в крепости его,

Дан.8:22  с толкованием

23
и на последок царства их, исполняющымся грехом их, востанет царь безсрамен лицем и разумея гадания,

Дан.8:23  с толкованием

24
и державна крепость его, не в крепости же своей, и чудесно растлит и управит и сотворит, и разсыплет крепкия и люди святы,

Дан.8:24  с толкованием

25
и ярем вериг своих исправит: лесть в руце его, и в сердцы своем возвеличится, и лестию разсыплет многих, и на пагубу многим возстанет, и яко яица рукою сокрушит.

Дан.8:25  с толкованием

26
И видение вечера и утра реченнаго истинно есть: ты же назнаменай видение, яко на дни многи.

Дан.8:26  с толкованием

27
Аз же Даниил успох и изнемогах на дни (многи), и востах и творях дела царева, и почудихся видению, и не бяше разумевающаго.

Дан.8:27  с толкованием

Толкования на главу Дан.8
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Даниила

Дан.8

Глава 
8

Дан.8  с толкованием

1
И Даниил видел вторый сон. В лето третие царства Валтасара

Дан.8:1  с толкованием

2
видех в Сусех град, иже есть в стране Еламстей: и видех в видении, аки был у ворот Улаи, т.е. у ворот водяных, а по толкованию других: у столпа.

Дан.8:2  с толкованием

3
И видех, и се овен един стоя пред враты, ему же роги. Овном Пророк называет персидского Дария. А двумя рогами у него означает Мидян и Персов, которые были под его владычеством. Един же вышше другаго и вышший восхождаше последи. Сие говорится о Персах, потому что рог их выше рога Мидян; а словами: вышший восхождаше последи, показывается, что Персы сделались господствующим народом после Мидян.

Дан.8:3  с толкованием

4
И видех овна бодуща на запад и на север, и на юг и вси зверие не станут пред ним, т.е. пред Дарием. И сотвори по воли своей и на западе, и на севере, и на юге, и возвеличися.

Дан.8:4  с толкованием

5
И се козел от коз идяше от лива на лице всея земли. Козлом от коз называет Пророк Александра македонского. И не бе вреждая земли, потому что стремление его обращено было на Дария. И козлу тому рог видим между очима его.

Дан.8:5  с толкованием

6
И прииде до овна имущаго рога два,

Дан.8:6  с толкованием

7
и разсвирепе на него: и порази овна, и сокруши оба рога его, и поверже его на землю и попра его. Рогом между очами у козла Пророк называет царство и единодержавие Александрово; овен же, на которого нападает козел, есть Дарий Мидянин. Два рога у овна сокрушенные козлом, суть два царства - мидийское и персидское, отнятые Александром у Дария. И поверже его на землю и попра его. И войска не могли избавить Дария от руки Александровой.

Дан.8:7  с толкованием

8
И рог козий возвеличися до зела, т.е. Александр, низложив Дария, распространил царство свое и соделался могущественным. И сокрушися рог его великий. Когда Александр соделался славным и возвеличился, тогда сокрушися рог его великий, потому что Александр умер. И взыдоша друзии четыре рози под ним. Поелику Александр умер бездетным; то царство его разделили между собою четыре любимца его: Селевк, Димитрий, Филипп и Птоломей.

Дан.8:8  с толкованием

9
И от единаго их взыде рог един мал, т.е. из дома Селевка Никатора произошел рог малый - Антиох. И возвеличися вельми к югу и к востоку, потому что Антиох преимущественно на юг и восток распространил владения свои.

Дан.8:9  с толкованием

10
И возвеличися даже до силы небесныя. Под образом светил небесных представлены священники. И сотвори пасти на землю, т.е. истребил, от силы небесныя, и от звезд, и попра я. Пророк разумеет сынов Симона и Собратий их, умерщвленных Антиохом.

Дан.8:10  с толкованием

11
И достиже до Архистратига, т.е. до Онии и собратий его первосвященников, о чем пишется в книге Маккавейской. И его ради жертва смятеся, т.е. всегдашнее приношение жертв священниками. И отъято утверждение святилища, т.е. Антиох осквернил место святилища.

Дан.8:11  с толкованием

12
И сила дадеся на жертву за грехи, т.е. за грехи Иудеев сему мучителю - малому рогу дана власть лишить святилище и священников всегдашних их жертвоприношений, и вожжения светильников и курения фимиама. И повержеся святое на землю. Сие Пророк говорит или о хлебах предложения, или о священных сосудах храма, которые при расхищении будут повергаемы на землю. И сотвори и благопоспешися. Ибо Антиоха, соделавшего все это, не постигло наказание в то же время.

Дан.8:12  с толкованием

13
И слышах единаго святаго глололюща некоему: доколе видение станет о жертве всегдашней? Один святой спрашивает другого святого более ведущего: когда прекратятся неправды Греков и опустошения, ими производимые; и долго ли святое и сила поперется?

Дан.8:13  с толкованием

14
И рече ему: даже до вечера и утра дней две тысящи и триста, и препобедит правда. Вопрос состоял в том: долго ли святое будет добычею злочестивых? Истолкователь видения говорит: до дней две тысячи и триста, что соответствует сказанному выше: до времени и времен, и полувремене (7:25). Но поелику, по лунному счислению времени, одно число превышает другое тысячею сто пятидесятью днями; то Пророк в одном числе прилагает к дням и ночи, и потому удвояет число дней, но не делает сего в другом числе. Итак, в продолжении такого числа дней Антиох будет владычествовать над Иудеями; а потом Правда препобедит его, внезапно поразив его на возвратном пути его с востока.

Дан.8:14  с толкованием

15
И се ста предо мною аки образ мужеск.

Дан.8:15  с толкованием

16
И слышах глас мужеск среде улаи, и рече: Гаврииле, скажи видение оному. Ангел хранитель Даниилов, неотлучно пребывающий с Пророком, объяснить Даниилу видение сие просит другого Ангела, неотлучного при всех утешительных видениях, какие были Даниилу и другим святым.

Дан.8:16  с толкованием

17
И прииде, и ста близ стояния моего: и ужасохся от избытка светлости лица ангельского. И рече ко мне: разумей сыне человечь, значение виденного тобою сна, еще бо до скончания времене видение, т.е. неблизко то время, когда народ твой изведен будет из плена.

Дан.8:17  с толкованием

19
Се Аз возвещаю тебе будущая на последок, т.е. сказываю, что будет по исполнении ста лет, в которые народу твоему обещаны все блага.

Дан.8:19  с толкованием

20
Овен, егоже видел еси имуща рога, Дарий царь мидийский и персский. Два рога означают два царства, мидийское и персидское.

Дан.8:20  с толкованием

21
А козел козий, и рог великий, иже между очима его, той есть Александр. Рог великий, иже между очима его, означает владычество над целым миром.

Дан.8:21  с толкованием

22
Сему же сокрушившуся восташа четыре рози под ним. Царство его сокрушилось, когда Александр умер; и овладели царством четыре любимца его, Селевк, Филипп, Димитрий и Птоломей.

Дан.8:22  с толкованием

23
И на последок царства их, когда исполнится мера грехов народа твоего, на останок царства иудейского нападет потомок Селевка Никатора. Востанет царь безсрамен лицем. Это безсрамный лицом Антиох, разумеяй обладати, т.е. искусный устроять козни и овладевать.

Дан.8:23  с толкованием

24
И державна крепость его, не в крепости же своей. Сим показывается, что Антиох не собственною силою приобретет славу и не по заслугам возвеличится, но, по причине умножения грехов народа Божия, Господь попустит Антиоху возобладать над Иудеями, чтобы рукою Антиоха вразумить их. И чудесно растлит и успеет; растлит чудесно, т.е. растлит все, что достойно удивления в доме Божием. И разсыплет крепкия, то есть мужей сильных и святых в народе твоем немилосердо избиет мечом, и тела их повергнет окрест Иерусалима, как духом свидетельствует о сем Давид (Пс.78:3).

Дан.8:24  с толкованием

25
В царствование его успеет: лесть в руце его. Сие говорится потому, что Антиох хитростью взойдет в Иерусалим, сокрушит и истребит, что было славного в храме, и разрушит стены города. И лестию разсыплет многих. Сказано: потому что Антиохом сорок тысяч Иудеев убито, и столько же отведено в плен. И противу Бога князя князей востанет, восстанет или хулами на Бога, или тем, что осквернит и поругает храм Божий и священные сосуды. И от прикосновения руки сокрушится, т.е. сокрушен будет внезапно или рукою Лисия, или постигшею его мучительною болезнью.

Дан.8:25  с толкованием

26
И видение вечера и утра истинно есть; т.е. справедливо все, виденное от вечера до утра. Ты же Данииле, назнаменай видение, яко дни многи. Запечатай видение, потому что исполнится оно после многих лет, запечатай, чтобы сыны народа твоего не почли исполнения близким, и убоявшись не отказались возвратиться в землю свою.

Дан.8:26  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на видения пророка Даниила (отрывок)

Дан.8