Глава 
20

Деян.20  с толкованием

1
По утишении же молвы, призвав Павел ученики, утешив и целовав их, изыде ити в Македонию.

Деян.20:1  с толкованием

2
Прошед же страны оны и утешив их словом многим, прииде во Елладу:

Деян.20:2  с толкованием

3
пожив же месяцы три, бывшу нань навету от Иудей, хотящу отвезтися в Сирию, бысть хотение возвратитися сквозе Македонию.

Деян.20:3  с толкованием

4
Последова же ему даже до Асии Сосипатр Пирров Берянин, Солуняне же Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, Асиане же Тихик и Трофим.

Деян.20:4  с толкованием

5
Сии предшедше ждаху нас в Троаде.

Деян.20:5  с толкованием

6
Мы же отвезохомся по днех опресночных от Филипп и приидохом к ним в Троаду во днех пяти, идеже пребыхом дний седмь.

Деян.20:6  с толкованием

7
Во едину же от суббот, собравшымся учеником преломити хлеб, Павел беседоваше к ним, хотя изыти на утрии, простре же слово до полунощи.

Деян.20:7  с толкованием

8
Бяху же свещы многи в горнице, идеже бехом собрани.

Деян.20:8  с толкованием

9
Седя же некто юноша, именем Евтих, во окне, отягчен сном глубоким, глаголющу Павлу о мнозе, преклонься от сна, паде от трекровника долу, и взяша его мертва.

Деян.20:9  с толкованием

10
Сошед же Павел нападе нань, и объемь его рече: не молвите, ибо душа его в нем есть.

Деян.20:10  с толкованием

11
Возшед же и преломль хлеб и вкушь, доволно же беседовав даже до зари, и тако изыде.

Деян.20:11  с толкованием

12
Приведоша же отрока жива и утешишася не мало.

Деян.20:12  с толкованием

13
Мы же, пришедше в корабль, отвезохомся во Ассон, оттуду хотяще пояти Павла: тако бо нам бе повелел, хотя сам пешь ити.

Деян.20:13  с толкованием

14
И якоже снидеся с нами во Ассоне, вземше его приидохом в Митилин.

Деян.20:14  с толкованием

15
И оттуду отвезшеся, во утрие пристахом противу Хию, в другий же отвезохомся в Самон, и пребывше в Трогиллии, в грядущий же день приидохом в Милит:

Деян.20:15  с толкованием

16
суди бо Павел мимо ити Ефес, яко да не будет ему закоснети во Асии, тщашебося, аще возможно будет, в день Пятьдесятный быти во Иерусалиме.

Деян.20:16  с толкованием

17
От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры церковныя,

Деян.20:17  с толкованием

18
и якоже приидоша к нему, рече к ним: вы весте, яко от перваго дне, отнелиже приидох во Асию, како с вами все время бых,

Деян.20:18  с толкованием

19
работая Господеви со всяким смиреномудрием и многими слезами и напастьми, прилучившимися мне от Иудейских навет:

Деян.20:19  с толкованием

20
яко ни в чесом от полезных обинухся, еже сказати вам и научити вас пред людьми и по домом,

Деян.20:20  с толкованием

21
засвидетелствуя Иудеем же и Еллином еже к Богу покаяние и веру яже в Господа нашего Иисуса Христа.

Деян.20:21  с толкованием

22
И ныне, се, аз связан Духом гряду во Иерусалим, яже в нем хотящая приключитися мне не ведый:

Деян.20:22  с толкованием

23
точию яко Дух Святый по вся грады свидетелствует, глаголя, яко узы мене и скорби ждут.

Деян.20:23  с толкованием

24
Но ни едино же попечение творю, ниже имам душу мою честну себе, разве еже скончати течение мое с радостию и службу, юже приях от Господа Иисуса, засвидетелствовати Евангелие благодати Божия.

Деян.20:24  с толкованием

25
И ныне, се, аз вем, яко ктому не узрите лица моего вы вси, в нихже проидох проповедуя Царствие Божие.

Деян.20:25  с толкованием

26
Темже свидетелствую вам во днешний день, яко чист аз от крове всех,

Деян.20:26  с толкованием

27
не обинухся бо сказати вам всю волю Божию.

Деян.20:27  с толкованием

28
Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею.

Деян.20:28  с толкованием

29
Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада:

Деян.20:29  с толкованием

30
и от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики вслед себе.

Деян.20:30  с толкованием

31
Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях учя со слезами единаго когождо вас.

Деян.20:31  с толкованием

32
И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во осенных всех.

Деян.20:32  с толкованием

33
Сребра или злата или риз ни единаго возжелах:

Деян.20:33  с толкованием

34
сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии.

Деян.20:34  с толкованием

35
Вся сказах вам, яко тако труждающымся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати.

Деян.20:35  с толкованием

36
И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися.

Деян.20:36  с толкованием

37
Мног же бысть плачь всем: и нападше на выю Павлову, облобызаху его,

Деян.20:37  с толкованием

38
скорбяще наипаче о словеси, еже рече, яко ктому не имут лица его узрети. Провождаху же его в корабль.

Деян.20:38  с толкованием

Толкования на главу Деян.20
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Деяния Святых Апостолов

Деян.20

Глава 
20

Деян.20  с толкованием

По утишении же молвы, призвав Павел ученики, утешив и целовав их, изыде ити в Македонию. Прошед же страны оны, и утешив их словом многим, прииде во Елладу. Пожив же месяцы три, бывшу нань навету от иудей, хотящу отвезтися в Сирию, бысть хотение возвратитися сквозе Македонию. Последова же ему даже до Асии Сосипатр Пирров Берянин: Солуняне же Аристарх и Секунд, и Гай Дервянин и Тимофей: Асиане же, Тихик и Трофим. Сии, предшедше ждаху нас в Троаде. Мы же отвезохомся по днех опресночных от Филипп, и приидохом к ним в Троаду во днех пяти, идеже пребыхом дней седмь.
 

Деян.20:1 с толкованием
И утешив их словом многим , потому что после смятения нуждались в большом утешении.
 


Во едину же от суббот, собравшымся учеником преломити хлеб, Павел беседоваше к ним, хотя изыти наутрии, простре же слово до полунощи. Бяху же свещы многи в горнице, идеже бехом собрани.
 

Деян.20:7 с толкованием
Во едину же от суббот . Тогда был праздник пятьдесятницы и день воскресный. До полунощи . И ночью не успокаивался Павел, но беседовал тогда более, так как было досужное время. Посмотри, как долго говорил он даже после ужина.
 


Седя же некто юноша, именем Евтих, во окне, отягчен сном глубоким, глаголющу Павлу о мнозе, преклонся от сна, паде от трекровника долу, и взяша его мертва.
 

Деян.20:9 с толкованием
Отягчив сном слушателя, дьявол нарушил праздник. Юноша сидел на окне ночью; так велико было желание слушать. И достойно удивления, что, будучи юношею, он не был беззаботен, и отягчаемый сном не ушел, даже не испугался того, что его могут столкнуть; потому что он заснул не от невнимательности, а по требованию натуры.
 


Сошед же Павел нападе нань, и объемь его рече: не молвите: ибо душа его в нем есть. Возшед же и преломь хлеб и вкуш, доволно же беседовав даже до зари, и тако изыде. Приведоша же отрока жива, и утешишася не мало. Мы же пришедше в корабль, отвезохомся во Ассон, оттуду хотяще пояти Павла.
 

Деян.20:10 с толкованием
Душа его в нем есть . Не сказал: восстанет; я воскрешу его. Обрати внимание на смирение его и на его желание утешить.
 


Тако бо нам бе повелел хотя сам пеш ити. И якоже снидеся с нами во Ассоне, вземше его, приидохом в Митилин. И оттуду отвезшеся, воутрие пристахом противу Хию. В другий же отвезохомся в Самон: и пребывше в Трогиллии, в грядущий же день приидохом в Милит.
 

Деян.20:14 с толкованием
Хотя сам пеш ити . Сам пошел пешим, предоставляя им то, что легче, а себе выбирая то, что труднее, и с тем вместе поучая многому и приучая их разлучаться с собою.
 


Суди бо Павел мимо ити Ефес, яко да не будет ему закоснети во Асии: тщашебося, аще возможно будет, в день пятьдесятный быти во Иерусалиме.
 

Деян.20:16 с толкованием
Видишь, и при желании и при старании Павел часто не достигал желаемого, чтобы мы не подумали, что он был выше человеческой природы. Святые и великие мужи были одной с нами природы, но не одной воли; поэтому и имели много благодати.
 


От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: вы весте, яко от перваго дне, отнелиже приидох во Асию, како с вами все время бых, Работая Господеви со всяким смиренномудрием, и многими слезами и напастьми, прилучившимися мне от иудейских навет: Яко ни в чесом от полезных обинухся, еже сказати вам и научити вас пред людми и по домом: Засвидетельствуя иудеем же и еллином еже к Богу покаяние, и веру яже в Господа нашего Иисуса Христа.
 

Деян.20:17 с толкованием
Со всяким смиренномудрием . Не просто со смиренномудрием, но со всяким; потому что много видов смиренномудрия: смиренномудрие в слове, смиренномудрие в деле, смиренномудрие по отношению к начальникам, смиренномудрие по отношению к подчиненным. Призва пресвитеры церковныя . Многим неизвестен обычай Писания, особенно нового завета, — называть епископов пресвитерами и пресвитеров епископами; между тем это видно и из этого места и из послания к Титу, а также и из послания к Филиппийцам. Мы могли бы также узнать, не то ли самое следует, хотя по заключению, выводить и из первого послания к Тимофею. Из книги Деяний можно убедиться в этом; потому что написано следующее: от Милита же послав в Ефес, призва пресвитеры церковныя , — не сказано, что призвал епископов; между тем потом присовокупляет: в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога (Деян.20:28). В послании же к Титу говорит: и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех (Тит.1:5), а в послании к Филиппийцам пишет: Павел и Тимофей раби Иисус Христовы, сущым в Филиппех, с епископы и диаконы (Флп.1:1). — Яко ни в чесом от полезных обвинухся, еже сказати вам . Было значит и такое, что не следовало знать. Как скрывать что-нибудь есть признак зависти, так высказывать все есть признак неблагоразумия. Поэтому прибавил: от полезных .
 


И ныне се аз связан Духом, гряду во Иерусалим, яже в нем хотящая приключитися мне не ведый: Точию яко Дух Святый, по вся грады свидетельствует, глаголя, яко узы мене и скорби ждут. Но ни едино же попечение творю, ниже имам душу мою честну себе, разве еже скончати течение мое с радостию, и службу, юже приях от Господа Иисуса, засвидетельствовати Евангелие благодати Божия.
 

Деян.20:22 с толкованием
Аз связан Духом . Слово: связан следует отделить запятою, чтобы вышла следующая мысль: иду во Иерусалим, будучи связан, не узнав предварительно от Духа, что будет со мной. Далее, чтобы не подумал кто, что он разумеет узы и заключение, и чтобы показать, что идет добровольно, прибавляет: яко по вся грады узы мене и скорби ждут . Замечательно, что пророки знают не все, но только то, что внушает им Дух Святый. Вот и Павел, предсказав, как пророк, обо всем, чти имело случиться с ним, и о том, что среди ефесян будут плохие верующие и еретики, сказал, что одного не знает, — какой конец будет всего этого; потому что, объявив ему все, Господь скрыл от него одно это, именно: что будет с ним после уз и скорбей. Это для того, чтобы зная, что именно ему следует преследовать, и возгордившись, он не пал от гордости. Святый Дух оставил его в сомнении, чтобы, страшась плотской немощи, он молил Бога об избавлении от искушений. Яко узы мене и скорби ждут . Что ждут меня искушения, это я знаю; а какие искушения, того не знаю; потому что это было труднее. Зачем же ты идешь, если ожидают тебя узы и скорби? Для того, чтобы быть узником ради Христа, чтобы умереть ради Него.
 


И ныне се аз вем, яко ктому не узрите лица моего вы вси, в нихже проидох проповедуя царствие Божие. Темже свидетельствую вам во днешний день, яко чист аз от крове всех. Не обинухся бо сказати вам всю волю Божию.
 

Деян.20:25 с толкованием
Яко чист аз от крове всех . Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ; потому что я исполнил обязанность учителя. Не обинухся бо сказати вам всю волю Божию . Значит, кто не говорит всей воли Божией, тот виновен в крови, то есть, в убийстве. По-видимому оправдываясь, он однако же заставляет их остерегаться.
 


Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею.
 

Деян.20:28 с толкованием
Внимайте убо себе и всему стаду , потому что спасительная польза состоит не в том только, чтобы исправлять других (боюсь , говорит апостол, да не како иным проповедуя, сам неключим буду, 1Кор.9:27), ни в том, чтобы заботиться только о себе, потому что таковой — самолюбец, ищет только своей выгоды и подобен зарывшему свой талант в землю. Внимайте себе — это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, но потому, что, когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу. В немже вас Дух Святый постави епископы . Вы получили, говорит, хиротонию от Духа. Замечательно, что тех, кого выше назвал пресвитерами, здесь называет епископами. Это или потому, что и на пресвитерах лежит обязанность наблюдать 48 за словесными стадами Церкви, наблюдать, чтобы не ослабел кто верою, не томится ли кто голодом или жаждою, или не нуждается ли кто в каком-либо замечании или обличении, как заповедует сам же Павел: обличи, запрети, умоли (2Тим.4:2); или же апостол епископами здесь и называет епископов. Юже стяжа кровию своею . Немаловажным вещам угрожала опасность, если Господь не пощадил даже крови своей. Да, чтобы примирить врагов, Он пролил даже собственную кровь; ты же можешь удержать их, когда они сделались уже друзьями.
 


Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: И от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики в след себе. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас.
 

Деян.20:29 с толкованием
Двоякое несчастие: с одной стороны то, что его не будет, с другой — то, что иные будут нападать и притом, — что особенно горько, — из вас самих. Тяжело бывает, когда происходит междоусобная война. Отторгати ученики в след себе . Цель еретиков стараться привлечь народ не к Господу, а к себе, чтобы польстить своему тщеславию, когда привлеченные ими будут носить имя того, или другого еретика, как от Манеса — манихеи, от Ария — ариане и другие виды ересей. Вот что значит отторгати ученики в след себе . Поэтому, умеряя, еще ранее, их ревность, Павел поносит и прощает тех, которые говорили, аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов (1Кор.1:12).
 


И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. Сребра или злата или риз ни единаго возжелах. Сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии.
 

Деян.20:32 с толкованием
Увещание оканчивается молитвою. Так как он сильно устрашил их; то чтобы не поразить окончательно, вот и утешение. И ныне , говорит, предаю вас Богови и слову благодати его , то есть, благодати Его. Сребра или злата или риз... Не сказал, не взял, но: даже и не пожелал. А еще возвышеннее следующее далее: сами весте, яко требованию моему и сущым со мною послужисте руце мои сии . Да, истинная милостыня — в том, чтобы подавать из собственных трудов. Но обрати внимание на то, что трудился человек, который постоянно беседовал, и днем и ночью.
 


Вся сказах вам, яко тако труждающымся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати.
 

Деян.20:35 с толкованием
Не можете укрываться незнанием. Я показал вам самым делом, что нужно трудиться и памятовать это слово Господа Иисуса. Но где сказал Господь это? Быть может, апостолы передали это неписьменно, или это ясно по умозаключению. Одна степень — отказаться от всего, другая — доставлять себе необходимое, третья — доставлять не только себе, но и другим, четвертая — не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано однако же, что брать — худое дело, но что лучше не брать.
 


И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися. Мног же бысть плачь всем: и нападше на выю Павлову, облобызаху его: Скорбяще наипаче о словеси, еже рече, яко ктому не имут лица его узрети. Провождаху же его в корабль.
 

Деян.20:36 с толкованием
Заметить нужно, что тому, кто расстается, следует сотворить коленопреклонение и молитву со всеми присутствующими и тогда уже удаляться. Сила расположения их к Павлу видна в словах: нападше на выю Павлову , как обнимавшие его в последний раз и от последней беседы его почувствовавшие сильную любовь и дружбу.
 


Примечания


Επισκοπειν епископин (надзирать); отсюда епископ. — Пер.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html