Глава 
7

Деян.7  с толкованием

1
Рече же архиерей: аще убо сия тако суть?

Деян.7:1  с толкованием

2
Он же рече: мужие братие и отцы, послушайте. Бог славы явися отцу нашему Аврааму сущу в Месопотамии, прежде даже не вселитися ему в Харрань,

Деян.7:2  с толкованием

3
и рече к нему: изыди от земли твоея и от рода твоего и от дому отца твоего, и прииди в землю, юже аще ти покажу.

Деян.7:3  с толкованием

4
Тогда изшед от земли Халдейския, вселися в Харрань: и оттуду, по умертвии отца его, пресели его в землю сию, на нейже вы ныне живете,

Деян.7:4  с толкованием

5
и не даде ему наследия в ней, ниже стопы ногу: и обеща дати ему ю во одержание и семени его по нем, не сущу ему чаду.

Деян.7:5  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Деян.7:2
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Деяния Святых Апостолов

Деян.7

Глава 
7

Деян.7  с толкованием

Рече же архиерей: аще убо сия тако суть? Он же рече: мужие братие и отцы, послушайте. Бог славы явися отцу нашему Аврааму сущу в Месопотамии, прежде даже не вселитися ему в Харрань: И рече к нему: изыди от земли твоея и от рода твоего, и от дому отца твоего, и прииди в землю, юже аще ти покажу. Тогда изшед от земли халдейския, вселися в Харрань: и оттуду, по умертвии отца его, пресели его в землю сию, на нейже вы ныне живете. И не даде ему наследия в ней, ниже стопы ногу: и обеща дати ему ю во одержание, и семени его по нем, не сущу ему чаду. Глагола же сице Бог, яко будет семя его пришелцы в земли чуждей, и поработят е и озлобят лет четыреста. И языку, емуже поработают, сужду аз, рече Бог.
 

Деян.7:1 с толкованием
Сами они и не думали о том, что позволяли себе богохульные действия, а его обвиняют в богохульстве за слова; и на уме у них всегда Моисей; они не столько заботились о делах Божиих, сколько о постановлениях Моисея. Но он (Стефан) в самом начале речи опровергает их мнение и доказывает, что ни храм ни обряды не имеют значения, и что они не превозмогут проповеди (евангельской), — что Бог трудное и невозможное делает легким и возможным. Замечай: речь к ним из того именно и состоит, что, пользуясь постоянно (Божиим) человеколюбием, они заплатили своему Благодетелю противным и домогаются невозможного. Показывает также, что обетование было дано прежде, чем эта земля, прежде обрезания, прежде жертвы, прежде храма, — что они получили эту землю, равно как и обрезание и закон, не по заслугам, но земля была наградою за послушание, — что, когда дано было обрезание, обетование еще не было приведено в исполнение, и что все это были прообразы. Прекрасно именует в начале речи Бога Богом славы; потому что Он соделал славными тех, кого поносили. Говорит также, что еще не было храма, а Авраам удостоился видеть Бога, что он своими предками имел персов и жил в чужой земле. Замечай, как он (Стефан) отводит их мысль от чувственного, начав с местности, так как и речь была о месте. Если же Бог есть Бог славы, то Он не нуждается в том, чтобы иметь славу от вас посредством вашего храма; потому что Он сам источник всякой славы и всякого добра. Изыди от земли твоея и от рода твоего. Как же Писание говорит, что пожелал выйти отец Авраама (Быт.11:31), а здесь говорится, что Аврааму было сказано: изыди от земли твоея? Отсюда мы заключаем, что явление Бога Аврааму подействовало на отца его и он пожелал выйти (из земли халдейской). Но этим самым он (Стефан) показывает, что они (иудеи) не дети Авраамовы; потому что тот, покинув и отечество и родных, явил послушание, а они непослушны. И не даде ему наследия в ней, ниже стопы ногу. Наблюдай, как беседою об (обетованной) земле наводит их (на истину). Почему не дал (Господь наследия Аврааму)? Потому, что земля эта была прообразом другой земли. И обеща дати ему. Замечаешь ли, что не без причины снова повторяет: не даде, говорит, но обеща дати. Если он (Авраам) был чужеземцем и пришельцем, и чрез несколько времени должен был переселиться; то как мог он иметь эту землю во одержании? Итак наследие его (Авраама) сохраняется чрез семя его, которое есть Христос; так как с Ним (со Христом) будут царствовать и святые, по слову Писания: егда
 

приидет во славе Отца своего царствуяй над всеми языки (Мф.16:27; Мф.25:31). И семени его по нем, не сущу ему чаду. Снова указывает, что Бог из невозможного силен сделать возможное; потому что сказано, что Он сделает господином Палестины того, кто был в Персии и находился на таком далеком расстоянии. Но тут же заключается указание и на великое человеколюбие Божие и на великую веру Авраама; потому что выражение: не сущу ему семени, показывает повиновение его (Авраама) и веру, хотя то, что с ним было (тогда), склоняло его к противоположному мнению; так как после того, как пришел, не имел стопы ногу, да и потом не имел. Глагола же ему Бог, яко будет семя его пришелцы в земли чуждей. Смотри, за сколько лет (дано) обетование и (существовал) его образ, и никогда не было образа жертвы, никогда образа обрезания. Но этим показывает также, как Бог попускал израильтянам переносить несчастия, хотя не было ничего такого, в чем бы они были виновны. И поработят е и озлобят лет четыреста. Написанное в книге Исход не противоречит этому месту. Там сказано: и бысть по четырех стех и тридесяти летех, изыде вся сила Господня от земли египетския (Исх.12:14); а здесь говорится: после четырех сот лет. Но нужно помнить, что не сказано: вышли, когда исполнилось четыреста лет; сказано (приблизительно): после четырех сот лет, чем не исключаются и остальные 30 лет. Двадцать пять лет — от семьдесят пятого года до сотого — Авраамовых, шестьдесят лет Исааковых, девяносто один год Иакова, сто десять лет Иосифовых, сто сорок четыре года в Египте, — всего вместе — четыреста тридцать лет. Но говорится: и озлобят е лет четыреста, и по сих изыдут, и послужат ми на месте сем. В выражении: по сих, можно видеть указание и на эти тридцать лет. И языку, емуже поработают, сужду Аз, рече Бог. И те, которые озлобляли их, делали это не безнаказанно; потому что иудеи переносили горькое и тяжкое рабство, так как (египтяне) смотрели на них не как на рабов, а как на врагов и противников.