Глава 
7

Деян.7  с толкованием
показать остальные стихи главы...

25
Мняше же разумети братиям своим, яко Бог рукою его даст им спасение: они же не разумеша.

Деян.7:25  с толкованием

26
Во утрий же день явися им тяжущымся и привлачаше их в примирение, рек: мужие, братия есте вы, вскую обидите друг друга?

Деян.7:26  с толкованием

27
Обидяй же ближняго отрину его, рек: кто тя постави князя и судию над нами?

Деян.7:27  с толкованием

28
Еда убити мя ты хощеши, имже образом убил еси вчера Египтянина?

Деян.7:28  с толкованием

29
Бежа же Моисей о словеси сем и бысть пришлец в земли Мадиамстей, идеже роди сына два.

Деян.7:29  с толкованием

30
И исполньшымся летом четыредесятим, явися ему в пустыни горы Синайския Ангел Господень в пламени огнене в купине:

Деян.7:30  с толкованием

31
Моисей же видев дивляшеся видению: приступающу же ему разумети, бысть глас Господень к нему:

Деян.7:31  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Деян.7:28
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Деяния Святых Апостолов

Деян.7

Глава 
7

Деян.7  с толкованием

И якоже приближашеся время обетования, имже клятся Бог Аврааму, возрастоша людие и умножишася во Египте. Дондеже наста царь ин во Египте, иже не знаше Иосифа: Сей зле умыслив о роде нашем, озлоби отцы наши, дабы извергали младенцы своя, во еже не быти им живым. В неже время родися Моисей, и бе угоден Богови, иже питан бысть месяцы три в дому отца своего. Извержена же его, взят его дщи Фараонова, и воспита и себе в сына. И наказан бысть Моисей всей премудрости египетстей: бе же силен в словесех и делех. Егда же исполняшеся ему лет четыредесятих время, взыде на сердце ему, посетити братию свою сыны Исраилевы. И видев некоего обидима, пособствова и сотвори отмщение обидимому, убив египтянина. Мняше же разумети братиям своим, яко Бог рукою его даст им спасение: они же не разумеша. Во утрий же день явися им тяжущымся, и привлачаше их в примирение, рек: мужие, братия есте вы, вскую обидите друг друга? Обидяй же ближняго, отрину его, рек: кто тя постави князя и судию над нами? Еда убити мя ты хощеши, имже образом убил еси вчера египтянина?
 

Деян.7:17 с толкованием
Выражение: приближашеся время обетования, указывает не на то, что они умножились в течение четырех сот лет, но на то, что имел приблизиться конец; так как четыреста и больше лет прошло в Египте. Возрастоша людие и умножишася во Египте. Если относительно Иосифа достойно удивления то, что он продан был братьями и, быв продан, избавил их (от голода), то еще удивительнее то, что царь воспитывал того, кто имел подорвать его власть (то есть, Моисея); тот, кто имел быть умерщвлен лицом, осудившим его на смерть, — тот образовывался и воспитывался для низвержения воспитателя. А выражение: дабы извергали младенцы своя, во еже не быти им живым, намекает на то, что он (царь) не хотел, чтобы умерщвление младенцев совершалось явно. И замечай: обетование Божие упрочивалось посредством тех самых обстоятельств, посредством которых дьявол силился подорвать его; потому что был озлобляем Израиль, но возрастал и умножался. Поэтому-то и Моисей приемлется и воспитывается и образовывается в доме царя и снова бежит; но во время бегства удостаивается видения, и ему поручается народное предводительство. Таким образом (Бог) производит то, что и проданный в рабы становится царем там, где был рабом. Что же касается до выражения городской, то оно употреблено вместо: угодный (Богу). Выброшенного его (Моисея) подняла дочь Фараона. Родители родили и увидели, что дитя прекрасно; потому что благодать процветала в нем. Увидев же, что оно прекрасно, пощадили: но, испугавшись повеления, скрыли его. Страх победил; и из-за страха они решились бросить дитя; но по чувству родительского сострадания употребляют в этом деле хитрость (умудряются обойти повеление): сделав ковчег, в подражание ковчегу, бывшему при Ное, и призвав Бога Ноева, они бросили дитя с ковчегом на реку, чтобы и явиться повинующимися повелению и спасти дитя. И вот они бросают, а Бог не знавшей об этом дочери Фараона внушает выйти на реку. Вышла она, ничего не зная, и нашла то, чего не искала. И спасен был Моисей символами общего спасения Церкви; потому что кивот был из дерева, а дерево (было) от воды и спасение (было) безнадежному; и взявшая его (Моисея) была не иудеянка, а из язычниц и египтянка. И наказан бысть Моисей всей премудрости египетстей. Ни Моисей, ни Анания и Даниил, с бывшими с ними не получили бы иностранного образования, если бы нужда и насилие деспотов не принудили их к этому; потому что оно не было им нужно ни на что; разве, быть может, кто-нибудь скажет, что получить его (образование) хорошо было для того, чтобы искоренить их (египтян) заблуждения. Поразив египтянина, Моисей отомстил ему за угнетаемого им. Не по исступлению и не по гневу убил он (египтянина), но по ревности (о Боге). А то, что совершается по ревности (о Боге), хотя бы и было убийством, не есть убийство. Вот что услышал Финеес, убивший двух одной рукою: и ста Финеес и утоли гнев (Божий), и преста вред (Числ.25:5-11). А то, что сделал Моисей, было неразгаданною загадкою; потому что было знамением того, что чрез Моисея Бог имеет погубить египтян и спасти израильтян. Моисей же думал, что братия его понимают, что чрез него Бог дает им избавление. Впрочем (Божеское) покровительство видно было из самых дел; какое еще нужно было понимание? Однако же и при этом они не понимали. Во утрий же день явися им тяжущымся, и привлачаше их в примирение. Смотри, как благосклонно разговаривает тот, кто обнаружил такой гнев на египтянина: мужие, братия есте вы, вскую обидите друг друга? Но обрати внимание на ответ: кто тя постави князя и судию над нами? Те же самые слова, какие говорили (потом) Христу. Платить за добро обидою — это в духе иудеев.