Глава 
4

Еф.4  с толкованием

1
Молю убо вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте,

Еф.4:1  с толкованием

2
со всяким смиреномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию,

Еф.4:2  с толкованием

3
тщащеся блюсти единение духа в союзе мира.

Еф.4:3  с толкованием

4
Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего:

Еф.4:4  с толкованием

5
един Господь, едина вера, едино крещение,

Еф.4:5  с толкованием

6
един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас.

Еф.4:6  с толкованием

7
Единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова.

Еф.4:7  с толкованием

8
Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен, и даде даяния человеком.

Еф.4:8  с толкованием

9
А еже, взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в долнейшыя страны земли?

Еф.4:9  с толкованием

10
Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая.

Еф.4:10  с толкованием

11
И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же Благовестники, овы же пастыри и учители,

Еф.4:11  с толкованием

12
к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова,

Еф.4:12  с толкованием

13
дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова:

Еф.4:13  с толкованием

14
да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения:

Еф.4:14  с толкованием

15
истинствующе же в любви, да возрастим в Него всяческая, Иже есть глава Христос,

Еф.4:15  с толкованием

16
из Негоже все тело, составляемо и счиневаемо приличне всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию.

Еф.4:16  с толкованием

17
Сие убо глаголю и послушествую о Господе, ктому не ходити вам, якоже и прочии языцы ходят в суете ума их,

Еф.4:17  с толкованием

18
помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия, за невежество сущее в них, за окаменение сердец их:

Еф.4:18  с толкованием

19
иже в нечаяние вложшеся, предаша себе студодеянию, в делание всякия нечистоты в лихоимании.

Еф.4:19  с толкованием

20
Вы же не тако познасте Христа:

Еф.4:20  с толкованием

21
аще убо слышасте Его и о Нем научистеся, якоже есть истина о Иисусе:

Еф.4:21  с толкованием

22
отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных,

Еф.4:22  с толкованием

23
обновлятися же духом ума вашего,

Еф.4:23  с толкованием

24
и облещися в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины.

Еф.4:24  с толкованием

25
Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему. Зане есмы друг другу удове.

Еф.4:25  с толкованием

26
Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет в гневе вашем:

Еф.4:26  с толкованием

27
ниже дадите места диаволу.

Еф.4:27  с толкованием

28
Крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему.

Еф.4:28  с толкованием

29
Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащым.

Еф.4:29  с толкованием

30
И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления.

Еф.4:30  с толкованием

31
Всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь, и хула да возмется от вас, со всякою злобою:

Еф.4:31  с толкованием

32
бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам.

Еф.4:32  с толкованием

Толкования на главу Еф.4
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.4

Глава 
4

Еф.4  с толкованием

1-16
Итак умоляю вас я, узник в Господе, то есть за Господа и за вас, достойно ходить звания, в которое призваны, чтобы то есть ходили вы во всякой кротости и долготерпении, стараясь сохранять согласие Духа Святого, то есть в постоянном союзе мира. Будьте одно тело и один дух, как призваны. Одна вера и одно крещение, а не многие. И над всеми (один Бог) чрез промысл, и со всеми и во всех нас пребывает от крещения. Но каждому из нас дана благодать, не безразлично и поровну, но с различием, по мере дара Христова. Посему сказано (есть): возшел в высоту, то есть на небо, - и пленил плен, ибо Он обратил (к истине) плен, плененный заблуждением лжи, - и, раздавая, дары дал людям (Пс.67:19), разумеется раздаяние даров Духа Святого ученикам во время Пятидесятницы (Деян.2:1 сл.). Но слово возшел что означает, говорит, если не то, что телом Своим чрез смерть низшел в преисподнюю, ибо это и означает преисподняя страна земли? Тот, Кто низшел, Он есть и Тот, Кто возшел превыше всех небес, то есть выше всех высот небесных, - дабы исполнить все, что сказал, а говорил Он вот что: Которого (Духа Святого) получаете вы не после многих дней, но даже до Пятидесятницы (Лк.24:49; Деян.1:4,8). И Он, говорит, дал одних Апостолами, Двенадцать и Семьдесят двух, - других же Пророками, предрекающими наперед будущее, как Агап, предвозвестивший об имевшем быть по всей земле голоде (Деян.11:28 и 21:10), и иных Евангелистами, то есть проповедниками, - а иных Пастырями для водительства народом, и иных Учителями для воспитания разума верующих. Все же сие дело служения дано было в домостроение тела Христова, которое есть Церковь Христова. Доколе достигнем и мы все до единства веры, то есть чтобы объединились мы сообща в вере и владычестве Божием, - до мужа, говорит, совершеннаго, до меры возраста совершенства (полноты) Христова, то есть чтобы быть нам подражателями Христа, да достигается чрез Него мера возраста человека нашего внутреннего. И как скоро Господь наш стал нашим знаменем совершенства, то уже да не будем как младенцы, смущаемые в умах своих, (не будем) волнующиеся и увлекающиеся всяким ветром от истинного учения Божия в учения лживых людей, кои в лукавстве своем (лукавством своим) стараются соблазнить нас посредством коварства обольщения. Но да будем тверды и, истиннствуя в любви, таким именно образом утверждаемся в учении Христовом. Итак, в сей любви да возрастаем и преизбыточествуем. И Сам Христос есть Глава и Совершитель всего, Он соустрояет и соединяет тело Церкви чрез всякое восприятие и чрез всякое сочленение по мере даров добродетели в отдельных частях, то есть: дары Духа суть как бы члены, кои бывают в возрастание тела Церкви, чтобы в любви совершалось домостроение его (тела Церкви), - то есть: взаимная нужда членов Церкви друг в друге великую всевает любовь между ними.

Еф.4:1  с толкованием

17-30
Итак, уже не поступайте так, как и язычники в слепоте ума их, ибо свет Нового Завета еще не воссиял в умах их. Вы же не в такой слепоте обрели Христа. Если, поэтому, вы истинно слышали то, что было проповедано у вас, так как истина во Христе, то есть истина совершена была чрез Христа: то отложите ветхаго человека, истлевающаго, то есть поражаемого и сокрушаемого похотьми прелести. Обновитесь же духом ума вашего, то есть в помышлениях ваших, - и облекитесь не в ветхого человека, который сплетается и возникает из дурных дел, в человека новаго, который по Богу создан в правде, чистоте и истинности. Гневайтесь, однако и не согрешайте: (говорю это) потому что попираете заповедь Того, Кто до семижды семидесяти раз повелел оставлять вины друг другу (Мф.18:22). Посему, если одному человеку повелено было в один день отпускать четыреста девяносто раз, то смотрите опасайтесь того, чтобы солнце не зашло и (чтобы) не оставило нам прегрешение дня. Ведь если наступит тьма и вы дойдете до прегрешения, то и враг овладеет тогда нами и его дух отвратит и отклонит нас от той чистой молитвы ночной, которую мы воссылаем (к Богу). А также своими худыми помыслами не печальте Духа Святаго, в Коем вы крещены в день искупления и очищения вашего.

Еф.4:17  с толкованием

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание эфесянам Святого Апостола Павла

Еф.4

Глава 
4

Еф.4  с толкованием

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны.
 

Еф.4:1 с толкованием
Не властвовать должно учителю, а служить ученикам ради их спасения. Посему и Павел, как слуга, умоляет. Выставляет даже узы свои для успешности просьбы. Узник ведь в Господе, то есть не за дурное дело, а ради Господа. Итак, окажите почтение узам ради Господа. О чем же я молю? Не о себе, а о вас, чтобы вы жили достойно своего звания. Вы ведь призваны к великому: восседать вместе со Христом и царствовать вместе с Ним, и не следует посрамлять своего достоинства делами, недостойными Христа. От догматического же учения перешел к нравственному, придавая тем сладость своему слову.
 


Со всяким смиренномудрием.
 

Еф.4:1 с толкованием
Показывает, каким образом возможно поступать достойно звания, если мы будем смиренными. Ибо тогда ты вполне поймешь, каков ты есть и чего удостоился; и смиришься, и постараешься служить своему благодетелю. И притом оно служит основанием всякой добродетели; посему и Господь начал Свои заповеди блаженства отсюда, называя блаженными нищих духом, то есть смиренномудрых. Со всяким, говорит, смиренномудрием, не в словах только, но и на деле, в наружном виде и голосе, и не так, чтобы в отношении к одному являть себя смиренным, а к другому нет, но в отношении ко всякому, малым ли он будет, или великим.
 


И кротостью и долготерпением.
 

Еф.4:1 с толкованием
Ибо возможно быть и смиренным, и вместе с тем вспыльчивым и гневливым; но такое смирение бесполезно.
 


Снисходя друг ко другу любовью.
 

Еф.4:2 с толкованием
Научает, какая польза кротости и долготерпения, — это снисходительность друг к другу. Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: как же я буду снисходителен к ближнему, когда он гневлив и дерзок? — он указывает и способ — в любви. Ибо, если мы будем иметь любовь, то будем снисходить друг другу.
 


Стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
 

Еф.4:3 с толкованием
Как в теле дух все объемлет и объединяет, так и Церковь объединяет Святой Дух, хотя мы различны и по роду, и по характеру, и по занятиям. И чрез Святого Духа мы становимся единым телом. Итак, постараемся хранить это единение, живя в мире друг с другом. Ибо если мы не будем иметь союза любви и не будем жить в мире друг с другом, то погубим то единение, которое даровал нам Дух, — подобно тому, как если бы возник раздор у руки или ноги с остальным телом, и они отказались от союза с прочими членами, то они уже не были бы под властью одного духа. Итак, нужно великое тщание, и мы не леностно должны поддерживать мир, крепко соединясь друг с другом, дабы, куда один стремится, и другой тоже (ибо таковы союзники), а не самопроизвольно распоряжаясь собой; тогда только будем в едином Духе.
 


Одно тело и один дух.
 

Еф.4:4 с толкованием
Не просто любви ищет Павел, но любви, делающей всех единым телом, чрез полное единение друг с другом, так, чтобы, как члены тела, они сострадали и сорадовались друг другу. И один дух. Прекрасно это сказал, показывая, что, став одним телом, они будут и одним духом, или же что возможно быть единым телом, но не единым духом (подобно тому, как если бы кто был в дружбе с еретиками, но не следовал их учению). Или же: получив один дух верой, вы должны быть и в единомыслии. Или же духом называет одинаковое у всех душевное настроение и единомыслие, как бы так говоря: одно тело и одна душа.
 


Как вы и призваны к одной надежде вашего звания.
 

Еф.4:4 с толкованием
Бог говорит, призвал вас к одному и тому же, всем даровал жизнь, равно для всех стал главой, всех совоздвиг и посадил с Собой и просто всех принял с одинаковой честью, и все имеем одну и ту же надежду. По сему вы должны быть едино и по союзу любви. Ибо в отношении к нему мы равны, хотя и различаемся на земле.
 


Один Господь, одна вера, одно крещение.
 

Еф.4:5 с толкованием
Ведь нет того, чтобы ты имел высшего Господа, а тот низшего; чтобы ты спасался верой, а тот делами; чтобы тебя делало свободным крещение, а того нет.
 


Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
 

Еф.4:6 с толкованием
То есть Он над всем и чрез все проникает Своим промыслом и управлением, и во всех нас обитает. Заметь также, что еретики предлог через относят к Сыну, а (предлог, — Прим. Ред.) во к Духу, как будто он имеет умаляющее значение 8: а они прилагаются к Отцу, конечно, не в унижение Его.
 


Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
 

Еф.4:7 с толкованием
Если все, как говоришь, общее, почему же один имеет больше дар, а другой меньше? Ибо это возбуждало в них, в коринфянах и многих других, зависть. Разрешая это, апостол говорит, что каждому дан дар в той мере, как определил Даровавший. Посему, так как это дар, будь доволен, потому что ты все-таки его получил, а не дан он тебе как нечто должное. А так как эту меру определил Бог, то не любопытствуй. Ибо если Бог определил, то, конечно, это сделал вполне соответственно. Итак, необходимое и без чего нельзя быть христианину — это обще для всех, а если кто-то имеет несколько больший дар, то ты не скорби, потому что и больший труд соединяется с ним, как об этом скажет впереди. И не сказал: по мере веры каждого, чтобы не предались малодушию те, которые имеют мало ее, но в хотении Дающего полагает меру, чтобы вовсе даже и не дерзали рассуждать.
 


Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам 9.
 

Еф.4:8 с толкованием
Что Он дал дар, это говорит, видно из слов пророка; Он дал даяние человекам. Но пророк говорит: ты получил дары, а это то же самое, потому что Бог, даруя дары, взамен приемлет служение. А кто получает дары, получает их для того, чтобы делать и трудиться. Посему не должно быть праздным. На высоту же восшел — или на крест, или на небо в вознесении, что даже лучше, как видно из последующего. О каком же плене говорит? О плене диавола. Ибо Он взял в плен диавола и смерть, и клятву, и прегрешение, а также и нас, бывших под властью диавола и повинных сказанному.
 


А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
 

Еф.4:9 с толкованием
Говоря здесь о смирении, Павел в пример указывает на Христа, как и в Послании к Филиппийцам (Флп.2:8), говоря: как Он не отказался сойти, так и вы не отказывайтесь чрез смирение унижать себя. А что снизошел, это видно из выражения пророка: восшед, потому что в отношении к Богу, когда говорится восшед, необходимо уже разуметь, что Он прежде сходил, а о человеке еще нет. Куда же сходил? В ад: его, конечно, называет преисподними местами земли, по общему пониманию. Как говорил и Иаков: сведете седину мою с горестию во гроб (Быт.44:30); и Давид: чтобы я не уподобился нисходящим в могилу (Пс.27:1). Итак, Он сходил в самые нижние страны, за которыми уже нет ничего другого, и восшел превыше всех, над чем уже нет более ничего. И это схождение не воспрепятствовало Его восхождению. Посему и вы, если смирите себя, вознесетесь. Ради того Он это и совершил, чтобы все наполнить Своим владычеством и силой, по плоти, так как по Божественности и прежде все наполнял. Все это идет против Павла Самосатского и Нестория. Ибо Тот, Который сошел — очевидно, как горний обитатель сошел, и чрез воплощение на землю и чрез смерть в ад, — один и Тот же, а не различный.
 


И Он поставил.
 

Еф.4:9 с толкованием
И знаменательно сказал: Он. Ибо Тот, Который так позаботился о нас и Который ради нас не отказался сойти даже до самых нижних пределов, не просто распределил дары, но, без сомнения, с мудростью и пользой. Как же после этого ты скорбишь, что неблагоразумно сделано распределение? А в одном месте говорит, что Дух разделяет: в котором вас Дух Святый поставил (Деян.20:28) и: все же сие производит один и тот же Дух (1Кор.12:11); в другом же относит это к Отцу: иных Бог поставил в Церкви во-первых, Апостолами и т. д. (1Кор.12:28), и: я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог (1Кор.3:6). А здесь относит к Сыну. Таким образом, едино действие трех.
 


Одних Апостолами, других пророками.
 

Еф.4:9 с толкованием
Первые — апостолы, потому что и дар пророчества имели, а пророки, именно новозаветные, не имели апостольства.
 


Иных Евангелистами.
 

Еф.4:9 с толкованием
Или написавшие Евангелие, или те, которые, хотя не ходили всюду, но благовествовали Евангелие, подобно Прискилле и Акиле (Деян.18:2 и 3).
 


Иных пастырями и учителями.
 

Еф.4:9 с толкованием
Так называет тех, которым вверены Церкви, — епископов, как Тимофей, Тит и им подобные. Но можешь разуметь под пастырями и пресвитеров, и епископов, а под учителями — и диаконов даже. Ибо и они, имея звание очистителей (καθαρτικην τάξιν), посредством слова очищают народ.
 


К совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова.
 

Еф.4:12 с толкованием
Видишь ли, какое достоинство? Каждый говорит, совершает, каждый служит делу созидания Тела Христова, или Церкви. Зачем же ты скорбишь, как получивший меньший дар? Даже ведь и ты содействуешь совершению святых, то есть пользе верующих и их усовершенствованию. Итак, смотри, получив дар к созиданию других, из зависти к большим дарам не погуби самого себя. Притом, если к усовершенствованию верующих другой и получил больший дар, пойми, что и больший труд и служение соединяется с ним, и больше посему ответственность. А с другой стороны, не сатанинское ли свойство — завидовать тому, кто совершает и созидает Тело Христово? Богопротивнику ведь это прилично.
 


Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия.
 

Еф.4:13 с толкованием
До тех пор, говорит, должно всем нам, получившим дары, делать, трудиться и созидать, пока не придем к единству веры, то есть пока не явимся все имеющими одну веру, не отличаясь по догматам и не имея между собой разногласия в том, что касается жизни. Ибо тогда будет истинное единство веры, тогда познаем Сына Божия, когда будем иметь правое мнение в деле учения и будем сохранять союз любви. Ибо Христос есть любовь.
 


В мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
 

Еф.4:13 с толкованием
Под образом совершенного мужа и меры возраста говорит он о совершенном познании догматов, равно как и под исполнением Христовым разумеет совершенное и всецелое познание Его и веру, что Он, один из Троицы и равный Отцу, стал Человеком, единой ипостасью в двух естествах, волях и действиях и что вместе с телом совосседает со Отцом и опять придет и все остальное, что право о сем мыслится и говорится. Как же после этого в другом месте он называет наше познание несовершенным? В отличие от будущего знания, а здесь в отношении неизменяемости познания называет его совершенным. Ибо, когда мы не будем колебаться, тогда будем совершенны, как видно из следующего.
 


Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения.
 

Еф.4:14 с толкованием
Будем же, говорит, твердо и непоколебимо держаться той малой меры, которую мы получили, и не будем, подобно детям, колебаться и увлекаться всяким учением. На то и даны дары, чтобы строить и утверждать, дабы не колебалось здание. Словами дабы мы не были более показал, что прежде они были таковы. Включает даже и себя самого, чтобы не упреками, а добротой Исправлять. А говоря колеблющимися, показывает, в какой опасности находятся души нетвердых в православии. И, выражаясь образным языком, называет ветрами различные учения.
 


По лукавству (κυβεία) человеков, по хитрому искусству обольщения.
 

Еф.4:14 с толкованием
Словом "лукавый" (κυβευτής в греческом оригинале, — Прим. Ред.) называются те, которые получали прибыль от игры в кости. Таковы и лжеучители, которые обращаются с людьми очень простыми, как с костями, как им угодно. Итак, не будем, говорит, вращаться в этом лукавстве по хитрому искусству обольщения, то есть вращаться и склоняться к тому, чего желает обольстительное коварство лжеучителей. Ибо все их искусство и хитрость направлены ни к чему другому, как к обману. И прекрасно добавил: человеков, так как дело Божие не заключает в себе лукавства и обмана.
 


Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос.
 

Еф.4:15 с толкованием
Хитрые и лукавые на словах все имеют фальшивое и ложное, и ничего в них нет здравого и устойчивого. Мы же, будучи искренни в любви к Богу и ближнему, не ложное имея учение и живя нелицемерно (ибо здесь, кажется, он дает и уроки жизни), да возрастим во Христа все наше — и жизнь, и догматы. Ибо с Ним, как Главой, мы должны сообразовать все свое, чтобы не приносить ничего несогласного и не гармонирующего с Главой, но все иметь возращенным по Нему.
 


Из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
 

Еф.4:16 с толкованием
Мысль этого места такова, хотя и неясно высказана: как в теле дух, нисходя из головного мозга по нервам, не просто сообщает всем членам чувствительность, но сообразно свойствам каждого: одному, способному воспринять больше, — больше, а способному воспринять меньше — меньше; так и Христос нашим душам, которые суть Его члены, раздает Свои благодатные дары не просто, но при действии в свою меру каждого члена, то есть сколько каждая в состоянии вместить, и таким образом все тело получает приращение для созидания самого себя в любви. Да иначе и невозможно воспринять вспоможение свыше нисходящего Духа, Который нас оживляет и возращает, если мы не будем соединены и объединены любовью, как одно тело. Подобно тому, как если бы примерно рука, отделенная от тела, не могла бы более воспринимать воздействия от духа, потому что она отрешена от тела; так и мы, если не будем иметь единения, не получим исходящей от Главы нашей Христа благодати Духа. Для того-то и сказал: тело составляемое и совокупляемое, чтобы показать, что члены не просто положены один подле другого, но соединены между собой, и каждый занимает свое место, и не вывихнут и не обезображен. Итак, наше дело самих себя скреплять и соединять посредством любви, а дело Христа — Главы нашей — ниспосылать Духа. Итак, вся речь о смирении и единении. Слова же посредством всяких взаимно скрепляющих связей показывают, что Дух, разливаемый и подаваемый Главой, осязательно касается всех. Итак, тело растет и созидается чрез то, что подаяние Духа касается членов и что Он действует в них (ибо сие значит при действии), или что им доставляет силу действовать.
 


Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего.
 

Еф.4:17 с толкованием
Учителю свойственно не только увещевать, но и устрашать, показывая, что сам Бог предстоит своим ученикам, как это и делает здесь Павел. Заклинаю, говорит, вас Господом, то есть привожу в свидетели Господа, что я не скрыл от вас, что следовало сказать. И не сказал: не живите так, как вы живете, чтобы не уязвить их, но: как поступают прочие народы, примером других вразумляя их. По суетности же ума поступали, потому что служили идолам, были рабами страстей и предавались суете мира. А то, что называется суетой, потому так называется, что мы пользуемся им суетно; ибо не по своей природе оно суетно, так как все создано хорошо весьма.
 


Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией.
 

Еф.4:18 с толкованием
Хотя и сиял свет богопознания и чистой жизни, но они омрачили себя, обессилив душевное зрение мглой страстей и житейских попечений. Да, великий и неудобопроходимый поток представляют страсти и мирские заботы, помрачающие разум. Посему живущие так и отчуждены от жизни Божией, то есть от жизни по Богу. Потому что жизнь разумная состоит в том, чтобы уразумевать истину. А слепой по отношению к ней в подлинном смысле и не живет, так как истина есть сущность и свет разума.
 


По причине их невежества и ожесточения сердца их.
 

Еф.4:18 с толкованием
Итак, если они находятся в неведении, за что же ты их винишь? Несведущего должно научить, а не обвинять. Но это неведение, говорит, произошло в них вследствие ожесточения, то есть бесчувственности; а бесчувственность вследствие наклонности их к нечистой жизни, так что они достойны обвинения. Да послушай, и что дальше следует.
 


Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
 

Еф.4:19 с толкованием
Не видишь ли, что по доброй воле они сделались столь бесчувственными? Дойдя до бесчувствия, то есть совсем разленившись, не желая делать ничего доброго, дойдя до полной бесчувственности и как бы обезумев, предались распутству. Для чего же? Чтобы совершать нечистоту, потому что ее (нечистоту) поставили себе занятием и беспрестанным делом, и не один вид ее, но всякую. Как же после этого могли они не потерять чувствительности, предавшись всякого рода нечистоте? Ибо нечистая жизнь есть причина и лукавого учения и приводит к непониманию всего хорошего. Поэтому, когда в другом месте услышишь, что Бог предал превратному уму (Рим.1:28), помни и эти слова и, сопоставляя то и другое, разумей, что Бог называется предающим тех, которые сами себя предают, то есть попустил и оставил их, так как они сами сделали себя достойными того. И даже выражением с ненасытимостью указывает на добровольную в них бесчуственность. Ибо, говорит, им можно было и деньгами, и удовольствиями пользоваться умеренно, а они, предавшись неумеренности, во всем огрубели и стали бесчувственными ко всему доброму.
 


Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека.
 

Еф.4:20 с толкованием
В таком-то положении находятся язычники; но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, то есть после того, как познали Христа. И не сомневаясь, но вполне уверенно говорит так. Ибо в том и состоит познание Христа, чтобы жить добродетельно; равно как и худо живущий не знает Христа. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит.1:16). Слова же так как истина в Иисусе понимай так: не как язычники ходят, так бы и вам в том же оставаться. Ибо не суета — дело Христово, но истина, учение и жизнь. Грех есть ложь, так как лишен существенности и не имеет цели; добродетель же — истина, так как устойчива и имеет цель. Чему же вы научились, в чем состоит Христова истина? В том, что вы отложили ветхого человека, то есть обычаи прежней жизни и жизнь ветхую и повинную греху.
 


Истлевающего в обольстительных похотях.
 

Еф.4:20 с толкованием
Двояко это можешь понимать: или как похоти тлеют, так и сам человек, то есть рассудок, растлевает. Каким же образом похоти тлеют? От болезни и старости увядает красота, и крепость точно так же, и вообще все наконец разрушается смертью. Ибо в тот день, говорит Давид, исчезают все помышления его (Пс.145:4). Или же: в похотях сказано вместо: от похотей. Так как от них растлевается ваш ветхий человек, как хлопчатая бумага и железо, от чего рождаются, от того и гибнут. Ибо и любовь к славе губит, что касается души — всегда, но бывает иногда и телесно; и удовольствия тоже. Прекрасно же назвал и обольщением наслаждение, происходящее от них. Ибо все это есть подлог и обман, потому что удовольствием только представляется, а в сущности есть горечь. Обольщение в том и состоит — казаться одним, и быть другим.
 


А обновиться (άνανεουσθαι) духом ума вашего.
 

Еф.4:23 с толкованием
Чтобы кто-нибудь не подумал, что вводит другого человека, он говорит: обновиться, то есть само обветшавшее обнови и сделай другим. Так что предмет — один и тот же, перемена же только в характере и мысли. Каким же образом могло бы произойти это обновление? Чрез Святого Духа, Который поселяется в нашем уме, потому что Дух не терпит ветхих деяний. Сказанное такой имеет смысл: обновляйтесь духовным обновлением в уме вашем, а не телесным и в теле происходящим.
 


И облечься в нового человека.
 

Еф.4:24 с толкованием
Видишь ли, предмет один, который вовлекает с себя и облекается: но одежды различны, именно: порок и добродетель? Ибо как легко раздеться и одеться, так же легки порок и добродетель, если пожелаем. Почему же представляет порок и добродетель под образом человека? Потому что делами характеризуется человек, и они не менее естества показывают человека — добрый ли он, или злой. Итак, новый человек — это обновленный крещением, который должен быть и крепким, и не имеющим повреждения, и здоровым, ибо все это свойственно молодости.
 


Созданного по Богу, в праведности и святости истины.
 

Еф.4:24 с толкованием
Этот человек, говорит, создан не по похоти, а по Богу, то есть от Бога то создание, которое Ему благоугодно, в купели не от воды и земли, но в праведности и святости. Ибо в том — сущность такового человека. Правда — вообще добродетель, как обыкновенно мы и называем праведным человеком безупречного. И Господь, говоря: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев (Мф.5:20), — разумеет здесь всякую добродетель. Святость же есть чистота и исполнение всего должного; как например по отношению к умершим мы говорим: οσίαν - когда кто по отношению к ним исполнил должное 10, и еще άφιοσάμην (я отделался — все совершил). Но так как в Ветхом Завете говорилось о правде, то он говорит, что она была образом сей праведности. Я же говорю тебе о правде истины и Евангелия. Или в противоположность наружной и лицемерной правде он указал на правду истинную. Хотя сей человек и создан в крещении в правде и преподобии, но ему и теперь следует облекаться ими чрез жизнь и дела. И когда ты слышишь, что должно облечься, то уже помышляй, что никогда не следует разоблачаться, как и сказано: облечется проклятием, как ризою (Пс.108:18), и Ты одеваешься светом, как ризой (Пс.103:2). И мы имеем обыкновение говорить: такой-то надел на себя личину такого-то.
 


Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
 

Еф.4:25 с толкованием
Сказав о ветхом человеке вообще, потом описывает его и по частям. И, во-первых, устраняет ложь в отношении друг к другу и, что особенно важно и способно пробудить стыд, потому что мы члены друг другу, — как бы так говоря: неужели глаз, увидев зверя, лжет - ногам и препятствует им бежать? Или же нога, ощутив глубокий ров, скрывающийся под тростником и землей, неужели лжет и не дает знать глазу, чтобы он посмотрел в другую сторону и нашел обход? И вообще во всем ты найдешь то же самое. Посему и мы также не будем лгать друг другу, ибо мы — члены одного тела.
 


Гневаясь, не согрешайте.
 

Еф.4:25 с толкованием
Сказав: "не лгите", потом, так как от лжи часто происходит гнев, он говорит: хорошо было бы совсем не гневаться, но если случится, то, по крайней мере, не доводите себя до греха, неумеренно предаваясь гневу. А некоторые говорят, что один только есть безгрешный гнев, — именно против демонов и страстей, который и предлагает нам здесь святой апостол.
 


Солнце да не зайдет во гневе вашем.
 

Еф.4:26 с толкованием
Да не остается, говорит, в тебе надолго это чувство, и пусть не оставляет вас врагами заходящее солнце, дабы свет его не осиял вас недостойными и чтобы ночь еще боле не разожгла сего огня посредством помыслов и не способствовала возникновению злых умыслов.
 


И не давайте места диаволу.
 

Еф.4:27 с толкованием
Враждовать друг с другом — значит давать место диаволу. Ибо до тех пор, пока мы соединены и сплочены, он ничего не приносит своего, так как не находит места; когда же заметит какой-нибудь раздор в нас, тогда, находя место, просовывает сначала голову, подобно змею, а потом забирается и всем своим извивающимся телом.
 


Кто крал, вперед не кради.
 

Еф.4:28 с толкованием
Видишь, какие члены у ветхого человека: ложь, злопамятство, воровство? И не сказал: да будет наказан крадущий, — но: да отстанет, говорит, от этого зла. Ибо то дело внешних судилищ, а это — учение Христово. Где же так называемые катары (καθαροί — чистые), а на самом деле исполненные всякой нечистоты, отвергающие покаяние? Пусть они услышат, что снять с себя позорное имя — значит не отстать только от греха, но и делать нечто доброе. Ибо послушай, что говорит далее.
 


А лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
 

Еф.4:28 с толкованием
Ибо не достаточно отстать от греха, а нужно вступить на противоположный ему путь добра. Прежде он делал зло? Теперь пусть совершает добро, — и не просто, а с усилием: чтобы, с одной стороны, сокрушить тело, которое прежде вследствие бездействия навыкло ко злу, а с другой — чтобы в достаточном количестве иметь способы к жизни и продовольствию, дабы уделять и другим, — и дабы тот, кто прежде других обирал, теперь благотворил другим. Чудное дело! Евангелие превращает в ангелов чуть не демонов!
 


Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших.
 

Еф.4:29 с толкованием
Гнилым называет слово праздное: безрассудное и неуместное, каковы — шутка и пустословие. Но еще более гнило и, так сказать, зловонно — срамословие, брань и клевета. Ибо не за дело только, но и за слова дадим ответ.
 


А только доброе для назидания в вере (χρείας), дабы оно доставляло благодать слушающим.
 

Еф.4:29 с толкованием
То есть будем говорить то, что назидает ближнего, потребно в предлежащей нужде, и не безвременно и бесполезно, дабы слушающие остались нам благодарными. Потому что, если мы будем говорить душеполезное, то слушающие, как получившие пользу, будут благодарны. Или: чтобы слово ваше, говорит, сделало их облагодатствованными. Ибо как миро подает благодать получающим его, так точно и душеполезное слово. Видишь ли, как Павел, к чему убеждает всегда, о том и теперь просит нас, чтобы мы назидали ближнего, то есть самих себя. Ибо тот, кто советует душеполезное другому, конечно, гораздо прежде то делает самому себе.
 


И не оскорбляйте Святаго Духа Божия.
 

Еф.4:30 с толкованием
Если ты, говорит, скажешь слово гнилое и недостойное уст христианина, не человека ты оскорбишь, но Духа Божия, Которым ты облагодетельствован и Которым освящены твои уста. Затем указывает, чем мы облагодетельствованы.
 


Которым вы запечатлены в день искупления.
 

Еф.4:30 с толкованием
Ибо Дух запечатлел нас в показание, что мы принадлежим к царскому стаду: не оставил Он нас в числе повинных гневу Божию, но изъял от них и печать наложил, чтобы избавить от сего гнева. Не устыдимся ли после этого оскорблять его? Твои уста запечатлены Духом, чтобы не говорить тебе ничего недостойного Его; не отрешай сей печати.
 


Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас.
 

Еф.4:31 с толкованием
Хотя и тем, что выше сказано, он отверг гнев, но теперь как бы с корнем его вырывает; потому что раздражение (то есть суровость) есть корень ярости и гнева. Ибо, когда горькая жидкость (желчь) бывает раздражена, она выступает из заключающего ее сосуда, разливается по всему телу, и делает человека зверем. Итак, раздражение (πικρία) есть внутренняя испорченность, лукавство, подготовка к злодеянию; а ярость есть начало гнева, как бы некоторое воспламенение; гнев же — такое состояние, когда он переходит в действие. А так как гнев, если не сопровождается криком, разжигающим его, быстро угасает; то (апостол) говорит: и крик да будет удален от вас, то есть пусть исчезнет и не останется никакого следа. Ибо крик — это конь, а гнев — всадник: задержи коня, и ты низверг всадника. Отыми также и злоречие, то есть злословие, которое, хотя порождается гневом, но само еще более его разжигает посредством крика. Но так как много бывает людей тайно уязвляющих, которые ничего не говорят, но тайным образом причиняют вред, которые выжидают незаметно из-за угла причинить зло, посему он присовокупил: со всякою злобою, то есть и с малой, и с большой.
 


Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга.
 

Еф.4:32 с толкованием
Так как недостаточно только удерживаться от зла для получения Царствия, но нужно и делать добро (ибо, если мы будем пренебрегать деланием добра, то попадаем в геенну, если даже и не сделаем зла, как это видно из многих мест в Евангелии (Мф.3:10), посему Павел, отвергая дурное, склоняет к деланию добра и говорит: будьте добры, в противоположность гневу, сострадательны, в противоположность жестокости, прощайте друг другу, то есть бывайте снисходительны и прощайте согрешающих против вас, в противоположность злобе и злословию.
 


Как и Бог во Христе простил вас 11.
 

Еф.4:32 с толкованием
Так как пример гораздо убедительнее, то он и представляет в образец Бога. Он мог даже указать на то, что Бог сказал: прощайте, и прощены будете (Лк.6:37), но так как многие сомневаются в будущем, то он указывает на то, что совершилось, говоря: Бог простил нам. Каким образом? Во Христе, то есть с опасностью для Сына Своего и даже закланием Его. Ты, может быть, прощаешь без опасности для тебя, а Он не так; ты прощаешь брату своему, а Он отпустил и простил тебе, когда ты был врагом. Заметь также, как он вместо того, чтобы сказать: прощайте друг другу, сказал: "себе самим" (так в церковнославянском переводе, — Прим. Ред.), показывая, что, когда мы прощаем (χαριζώμεθα) друг другу, этим самым и себе заслуживаем милость.
 


Примечания


Имеется ввиду, что еретики считают Сына и Духа служебными силами при Отце, и утверждают что на эту служебность, приниженность указывают именно эти предлоги. — Прим. Ред.


Ср. Пс.67:19.


οσίαν — выражение это употребляется о тех, которые освободились от суда.


Блж. Феофилакт читает: "как и Бог простил нам во Христе Иисусе".

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 07.02.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.4

Глава 
4

Еф.4  с толкованием

Молю убо вас аз юзник о Господе.
 

Еф.4:1 с толкованием
Упоминания об узах достаточно к тому, чтобы и страждущих крайним бесчувствием возбудить к добродетели. Ибо за вас, говорит Апостол, обложен я узами. Если бы не хотел проповедовать, то, конечно, был бы от них свободен. Достойно же удивления в божественном Апостоле и сие, что узами за Христа величается более, нежели царь диадемою. О чем же молишь ты, Апостол?
 


Достойно ходити звания, в неже звани бысте.
 

Еф.4:1 с толкованием
Возлюбите образ жизни, соответственный званию, не поругайте благодеяния беззаконною жизнию. А поелику, пользуясь духовными дарованиями, творили чудеса, говорили разными языками и имели в себе пророческую действенность, сего же достаточно было к надменной о себе мысли, то Апостол о сем прежде всего предлагает им увещание.
 


Со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира.
 

Еф.4:2 с толкованием
Все вы сподобились единой благодати; единый источник разливает различные потоки. Посему, водясь смиренномудрием и кротостию, терпите друг друга по закону любви и храните союз мира.
 


Едино тело, един дух, якоже и звани бысте во единем уповании звания вашего.
 

Еф.4:4 с толкованием
Единый прияли вы Дух, одно составляете тело, одно дано вам упование воскресения и Царства Небесного.
 


Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас.
 

Еф.4:5 с толкованием
Апостол везде употребил слова: едино и един, приводя тем в согласие Церковь. Единого, говорит, имеем Господа, единое прияли крещение, одну принесли веру, един у всех нас Бог и Отец. Посему надлежит вам, как братьям, иметь единомыслие между собою. Сие же над всеми означает владычество, чрез всех — промысл, во всех — вселение.
 


Единому же комуждо вас дадеся благодать по мере дарования Христова.
 

Еф.4:7 с толкованием
Сим утешает приявших, по-видимому; меньшие дарования и показывает, что раздает их Владыка Христос, как бы так говоря: Не огорчайтесь, потому что Сам Христос, как ведомо Ему, отмерил каждому благодать. Подтверждает же слово сие и пророческим свидетельством.
 


Темже глаголет: возшед на высоту, пленил еси плен и даде даяния человеком.
 

Еф.4:8 с толкованием
Псалом говорит: приял еси даяния во человецех (Пс.67:19); Апостол же поставил: даде. Совершает же то и другое, потому что, приемля веру, воздает благодатию. Весьма точно употребленное пророком выражение: пленил еси плен; потому что не тогда пленил нас, когда были свободными, но пленил, когда были пленниками диавола, и даровал нам свободу. Потом Апостол объясняет, что значит восхождение.
 


А еже, взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в долнейшыя страны земли?
 

Еф.4:9 с толкованием
Восхождение указывает на сошествие. Ибо, сошедши прежде и устроив наше спасение, потом уже взыде, потому что долнейшими странами земли Апостол назвал смерть. Так и Пророк говорит: Положиша мя в рове преисподнем (Пс.87:7); и еще: и состав мой в преисподних земли (Пс.138:15).
 


Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая.
 

Еф.4:10 с толкованием
Ибо не иной сошел, и иной восшел, но, если сказать кратко, иначе сниде и иначе взыде. Ибо, снишедши бесплотным, восшел с телом. Сошествие же не означает какого-либо местного снисхождения, но показывает величие Домостроительства, а именно, что Всевышний приял на Себя толикое уничижение.
 


И Той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова.
 

Еф.4:11 с толкованием
В то время, как говорил я неоднократно, были сподобившиеся пророческой благодати. История Деяний упомянула о пророке Агаве и о других пророчествовавших в Антиохии (Деян.11:27-28), а в числе их был и сам божественный Апостол; были и благовестники, а в числе их и блаженный Филипп, сущий от седми (Деян.21:8); пастырями же и учителями называет Апостол поставленных по городам и селам, почему и упомянул о них после благовестников, так как последние проповедовали, ходя с места на место. Дарования сии, говорит Апостол, дал Господь в созидание и пользу верующих, потому что их нарек телом Христовым.
 


Дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова.
 

Еф.4:13 с толкованием
Совершенства же достигнем в будущей жизни. Посему в настоящей жизни имеем нужду в помощи апостолов, пророков и учителей.
 


Да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения.
 

Еф.4:14 с толкованием
Младенствующим еще свойственны опрометчивость и легкомыслие. Таковы, говорит Апостол, были и мы прежде призвания, как бы волнами носясь туда и сюда и доверяя обманщикам. Ложью же (κυβεία) называет ухищренность. Слово сие в греческом происходит от глагола играть в шашки; играющим же свойственно передвигать шашки туда и сюда и делать это ухищренно. И кознями льщения назвал хитрые средства. Ибо диавол не открыто повелевает прелюбодействовать, но или уловляет посредством очей, или пленяет слухом; не явно побуждает отречься Бога, но заставляет прибегать к птицегаданиям, к предзнаменованиям, к употреблению предохранительных привесок.
 


В любви да возрастим в Него всяческая, Иже есть глава Христос.
 

Еф.4:15 с толкованием
Сие сказал Апостол и в Послании к Римлянам: любы нелицемерна (Рим.12:9); сказал и в Послании к Коринфянам: в любви нелицемерне (2Кор.6:6). Так и здесь повелевает иметь истинную любовь и ею возращать богатство добродетели о Самом Владыке. Ибо сказано: всяку розгу о Мне не творящую плода берут и бросают в огонь (Ин.15:2). И поелику Апостол назвал опять Господа главою, то показывает, сколько благ подается от главы.
 


Из Него все тело составляемо и счиневаемо приличне всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единыя коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию,
 

Еф.4:16 с толкованием
то есть как глава всем частям тела сообщает силу ощущения, потому что источником силы чувствования является мозг, так Владыка Христос, составляя главу, разделяет духовные дарования, сочетая члены тела в единое стройное целое. Осязанием же нарек Апостол чувство, потому что и оно есть одно из пяти чувств, и частию наименовал он целое.
 


Сие убо глаголю и послушествую о Господе.
 

Еф.4:17 с толкованием
Апостол снова возвратился к сказанному в начале увещания и свидетельствуется памятованием о Господе. При свидетеле Господе сказую сие, говорит он. О чем же свидетельствует?
 


Ктому не ходити вам, якоже и прочии языцы ходят.
 

Еф.4:17 с толкованием
Прочими языками называет еще не уверовавших. А как они ходят?
 


В суете ума их,
 

Еф.4:17 с толкованием
водясь злочестивыми помыслами, боготворя несуществующее.
 


Помрачени смыслом суще.
 

Еф.4:17 с толкованием
Неведение Бога нарек тьмою. Потом обличает и беззаконие жизни.
 


Отчуждени от жизни Божия.
 

Еф.4:17 с толкованием
Жизнию Божиею назвал жизнь добродетельную. Говорит же и причину беззакония.
 


За невежество сущее в них, за окаменение сердец их.
 

Еф.4:18 с толкованием
Так и пророк Давид говорит: Рече безумен в сердцы своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих (Пс.13:1). Окаменением же сердца назвал Апостол крайнюю бесчувственность, потому что в теле окаменевающие части не имеют никакого чувства, как совершенно омертвевшие. Сие и сказал божественный Апостол. Ибо присовокупляет:
 


Иже в нечаяние вложшеся.
 

Еф.4:18 с толкованием
(здесь должно поставить знак препинания),
 


предаша себе студодеянию, в делание всякия нечистоты в лихоимании.
 

Еф.4:19 с толкованием
Страдали сперва беззаконием, потом пресыщением, потому что, поползнувшись в жизнь беззаконную, вскоре стали страдать бесчувственностию. Потом небоязненно уже отваживаются на всякий грех, до пресыщения предаваясь растленной жизни. Ибо лихоиманием Апостол назвал незнание меры. Из сего уразумеем и сказанное в Послании к Римлянам: предаде их Бог в неискусен ум (Рим.1:28)
 

Ибо назвал так попущение. Здесь же ясно показал, что сами себя предали непотребству.
 


Вы же не тако познасте Христа, аще убо слышасте Его, и о Нем научистеся, якоже есть истина о Иисусе.
 

Еф.4:20 с толкованием
Таковы наставления злочестия; наставления же Владыки Христа совершенно противоположны. Сообщает же Апостол и самые сии правила.
 


Отложити вам, по первому житию, ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: обновлятися же духом ума вашего, и облещися в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины.
 

Еф.4:22 с толкованием
Ветхим человеком назвал Апостол не самое естество, но действенность греха. Ибо крещаемый слагает с себя не тело, но оскверненную греховную одежду. Новым же человеком нарек жительствующего по евангельскому законоположению. А человеком назвал и добродетель, и порок, потому что людьми они совершаются. И духом ума нарек духовное стремление ума. Говорит же, что свойственно новому человеку.
 


Темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове.
 

Еф.4:25 с толкованием
Всего неприличнее тем, которые друг для друга служат членами, говорить друг другу, чего нет. Это несвойственно членам. Глаза, усматривая стремнины и пропасти, указывают их ногам, чтобы они уклонились и не причинили вреда всему телу. И слух, ощущая звуки, дает о том знать глазам, и чувства не лгут одно другому, потому что общий бывает вред от лжи.
 


Гневайтеся
 

Еф.4:25 с толкованием
(здесь поставь знак препинания),
 


и не согрешайте.
 

Еф.4:25 с толкованием
Дает закон, соразмерный естеству, ибо знает, что рассудок не всегда мужественно переносит приражение страсти. Посему повелевает как можно скорее утишать гнев. Ибо присовокупляет следующее:
 


Солнце да не зайдет во гневе вашем.
 

Еф.4:26 с толкованием
Мерою раздражения дал меру дня. Ибо опасается, чтобы помысл, безмолвствуя ночью, не усилил болезни. Знает и хитрые способы диавола. Почему присовокупил:
 


Ниже дадите место диаволу.
 

Еф.4:27 с толкованием
Так, предложив приличное страсти сей врачевство, переходит к другой страсти.
 


Крадый ктому да не крадет, но паче да труждается, делая своима рукама благое, да имать подаяти требующему.
 

Еф.4:28 с толкованием
Поелику грех сей преимущественно порождает праздность, то справедливо противопоставил ему доброе делание. Ибо есть и худое делание; один из видов его — татьба. Повелевает же Апостол заниматься деланием, не ради одного чрева, но и на потребность нуждающимся. Так, уврачевав болезнь рук, врачует недуг языка.
 


Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших
 

Еф.4:29 с толкованием
Слово гнило — сквернословие, злоречие, клевета, хула, ложь и тому подобное.
 


Но точию еже есть благо.
 

Еф.4:29 с толкованием
Но и такое слово повелевает произносить вовремя. Ибо присовокупил и сие:
 


К созданию веры, да даст благодать слышащым.
 

Еф.4:29 с толкованием
Благодатию назвал приятность, то есть чтобы слово казалось удобоприемлемым для слышащих.
 


И не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления.
 

Еф.4:30 с толкованием
Оскорбляет же Духа Святого противоположное сказанному — беззаконная жизнь. Всесвятой Дух соделал нас стадом Божиим.
 


Всяка горесть и ярость и гнев, и кличь и хула да возмется от вас, со всякою злобою.
 

Еф.4:31 с толкованием
Надлежит с корнем истребить весь рой этой страсти.
 


Бывайте же друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть нам.
 

Еф.4:32 с толкованием
Переносите недостатки друг друга и уподобляйтесь Богу всяческих, Который Владыкою Христом даровал нам оставление всего множества наших грехов.