Глава 
1

Флм.1  с толкованием

1
Павел юзник Иисус Христов, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и споспешнику нашему,

Флм.1:1  с толкованием

2
и Апфии сестре возлюбленнеи, и Архиппу совоинственнику нашему, и домашней твоей церкви:

Флм.1:2  с толкованием

3
благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа.

Флм.1:3  с толкованием

4
Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих,

Флм.1:4  с толкованием

5
слышав любовь твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым.

Флм.1:5  с толкованием

6
Яко да общение твоея веры действенно будет в разуме всякаго блага, еже в вас, о Христе Иисусе.

Флм.1:6  с толкованием

7
Радость бо имам многу и утешение о любви твоей, яко утробы святых почиша тобою, брате.

Флм.1:7  с толкованием

8
Сего ради многое дерзновение имея во Христе повелевати тебе, еже потребно есть,

Флм.1:8  с толкованием

9
любве же ради паче молю, таков сый якоже Павел старец, ныне же и узник Иисуса Христа:

Флм.1:9  с толкованием

10
молю тя о моем чаде, егоже родих во узах моих Онисима,

Флм.1:10  с толкованием

11
иногда тебе непотребнаго, ныне же тебе и мне благопотребна, егоже возпослах тебе,

Флм.1:11  с толкованием

12
ты же его, сиречь мою утробу, приими.

Флм.1:12  с толкованием

13
Егоже аз хотех у себе держати, да вместо тебе послужит ми во узах благовествования:

Флм.1:13  с толкованием

14
без твоея же воли ничтоже восхотех сотворити, да не аки по нужди благое твое будет, но по воли.

Флм.1:14  с толкованием

15
Негли бо ради сего разлучися на час, да вечна того приимеши,

Флм.1:15  с толкованием

16
не ктому аки раба, но выше раба, брата возлюбленна, паче же мне, кольми же паче тебе, и по плоти и о Господе.

Флм.1:16  с толкованием

17
Аще убо имаши мене общника, приими сего якоже мене.

Флм.1:17  с толкованием

18
Аще же в чесом обиде тебе, или должен есть, мне сие вмени.

Флм.1:18  с толкованием

19
Аз Павел написах рукою моею: аз воздам: да не реку тебе, яко и сам себе ми еси должен.

Флм.1:19  с толкованием

20
Ей, брате, аз да получу еже прошу у тебе о Господе: упокой мою утробу о Господе.

Флм.1:20  с толкованием

21
Надеявся на послушание твое написах тебе, ведый, яко и паче, еже глаголю, сотвориши.

Флм.1:21  с толкованием

22
Купно же и уготови ми обитель: уповаю бо, яко молитвами вашими дарован буду вам.

Флм.1:22  с толкованием

23
Целует тя Епафрас, спленник мой о Христе Иисусе,

Флм.1:23  с толкованием

24
Марко, Аристарх, Димас, Лука, споспешницы мои.

Флм.1:24  с толкованием

25
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.

Флм.1:25  с толкованием

Толкования на главу Флм.1
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филимону

Флм.1

Глава 
1

Флм.1  с толкованием

Павел юзник Иисус Христов, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и споспешнику нашему, и Апфии сестре возлюбленней, и Архиппу совоинственнику нашему, и домашней твоей церкви, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
 

Флм.1:1 с толкованием
Апостол назвал себя юзником, узами придавая наибольшую силу просьбе своей. Ибо за вас, говорит, обложен я узами. А если бы избрал я для себя покой, не ходил по вселенной и не предлагал Евангелия всем людям, то не изведал бы сего на опыте. Хвалит же Филимона, наименовав споспешником, присоединяет к нему и супругу, как сообщницу в вере; вероятно же, что она, не будучи упомянута, стала бы противодействовать написанному в послании; Архиппу же вверено было учение их; о нем и к колоссянам написал Апостол: Рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси о Господе, да довершиши е (Кол.4:17). Его же сделал соучастником и прошения своего, а кроме того, и весь дом, который назвал церковию, как отличавшийся благочестием, чтобы и слуги, удостоившись апостольской чести, соделались споспешниками в убеждении. И так блаженный Павел супругу Филимонову наименовал возлюбленною, как украшенную верою, и никто да не удивляется, хотя ныне оскорбляются некоторые сим приветствием, потому что, во зло употребляя самое дело, и именование сделали укоризненным, но в древности слово это было честно и достохвально.
 


Благодарю Бога моего, всегда память о тебе творя в молитвах моих, слышав любовь твою и веру, юже имаши ко Господу Иисусу и ко всем святым, яко да общение твоея веры действенно будет в разуме всякаго блага, еже в вас, о Христе Иисусе.
 

Флм.1:4 с толкованием
Всегда, говорит Апостол, воспоминаю о тебе, молясь и за твои преуспеяния; прославляю Бога всяческих, ибо слышу, какую возымел ты веру в Спасшего Владыку, и сколь великую имеешь любовь, и каких услуг удостаиваешь уважающих Божественное; и прошу и молю общего Благодетеля даровать тебе совершенное обладание благами.
 


Радость бо имам многу и утешение о любви твоей, яко утробы святых почиша тобою, брате.
 

Флм.1:7 с толкованием
Ибо великой исполняюсь радости, что всякого рода услуги оказываешь святым.
 


Сего ради многое дерзновение имея во Христе повелевати тебе еже потребно есть, любве же ради паче молю.
 

Флм.1:8 с толкованием
Я мог бы, говорит Апостол, смело поступить с тобою, как горячо верующим, и велеть по праву учителя, но не делаю сего, обращаюсь же к тебе с просьбою. Потом к смирению сказанного присовокупляет речь величавую:
 


Таков сый якоже Павел старец.
 

Флм.1:9 с толкованием
Смотри, кто проситель, одного упоминания об имени достаточно, чтобы внушить уважение и крайне упорному. Кто слышит Павла, тот слышит проповедника вселенной, возделавшего сушу и море, сосуд избранный и прочее, для перечисления чего потребны тысячи языков. Присовокупил же слово старец, указывая на седину, добытую трудами, и ею придавая большую достоверность слову. Присоединяет к этому и другое.
 


Ныне же и узник Иисуса Христа.
 

Флм.1:9 с толкованием
Почти Павла, почти старость, почти узы, которыми обложен я, как проповедник истины.
 


Молю тя о моем чаде,
 

Флм.1:10 с толкованием
Кто возглаголет силы Господни? (Пс.105:2) Кто достойно восхвалит Божие человеколюбие? Заслуживший наказание, подкопатель стены внезапно стал чадом Павловым. Апостол сказует, как и соделался чадом.
 


Егоже родих в узах моих.
 

Флм.1:10 с толкованием
Узы не воспрепятствовали духовному рождению. Потом к похвалам приложил и имя.
 


Онисима, иногда тебе непотребнаго.
 

Флм.1:10 с толкованием
Напомнил о прежнем, но указал тотчас и на перемену.
 


Ныне же тебе и мне благопотребна.
 

Флм.1:11 с толкованием
Показал преизбыток в перемене нравов; теперь, говорит, благопотребен он не тебе только, но и мне.
 


Егоже возпослах тебе;
 

Флм.1:11 с толкованием
потому что не мог удерживать у себя столько переменившегося.
 


Ты же его, сиречь мою утробу, приими.
 

Флм.1:12 с толкованием
Мой он сын, говорит Апостол, моею порожден утробой.
 


Егоже аз хотех у себе держати, да вместо тебе послужит ми во узах благовествования.
 

Флм.1:13 с толкованием
Ты обязан служить мне, как ученик учителю, и притом учителю, проповедующему Божественное учение. Посему хотел я вместо тебя взять его, чтобы он заплатил мне долг твоего служения. Смотри, какова сила Евангелия: слугу сделало оно равным господину.
 


Без твоея же воли ничтоже восхотех сотворити, да не аки по нужди благое твое будет, но по воли.
 

Флм.1:14 с толкованием
Хочу, чтобы и ты приобрел из сего выгоду, собственным своим согласием извлек пользу. И из сего явствует, что он принес спасительную проповедь колоссянам: ибо пишет к Филимону как к собственному своему ученику, и здесь просит за Онисима; а в Послании к Колоссянам пишет, что с согласия Филимона, взяв Онисима в сотрудники, послал вместе с Тихиком, как соделавшегося споспешником Евангелию. Яже о мне, — говорит он, — вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе, егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о вас, и утешит сердца ваша, со Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде (Кол.4:7-9). Филимон, получив послание от Апостола, послал к нему Онисима, Апостол же послал его в Колоссы с Тихиком.
 


Негли бо ради сего разлучися на час, да вечна того приимеши, не ктому аки раба, но выше раба, брата возлюбленна, паче же мне, кольми же паче тебе, и по плоти, и о Господе.
 

Флм.1:15 с толкованием
Бегство для него, говорит Апостол, соделалось причиною благ, ибо из непотребного раба сделался истинным братом; и если братом мне, то гораздо паче тебе, так как тебе принадлежит и по телесному служению.
 


Аще убо имаши мене общника, приими сего, якоже мене.
 

Флм.1:17 с толкованием
Что убедительнее, что тверже сих слов? Если, говорит Апостол, удостаиваешь какого-либо уважения общение со мною, то, как меня, прими допустившего в себе эту необычайную перемену.
 


Аще же в чесом обиде тебе, или должен есть, мне сие вмени.
 

Флм.1:18 с толкованием
Слово сие дает разуметь, что, похитив нечто, несправедливо издержал. Похищено Онисимом, а божественный Апостол просит Филимона преступление это вменить ему. Потом с великим радушием сознает свой долг.
 


Аз Павел написах рукою моею: аз воздам.
 

Флм.1:19 с толкованием
Вместо обязательства имей у себя это послание; все оное написал я сам, признаю себя должником и обещаюсь уплатить долг. Потом показывает Апостол, что и сам Филимон подлежит еще большим винам.
 


Да не реку тебе, яко и сам себе ми еси должен.
 

Флм.1:19 с толкованием
Чрез меня, говорит Апостол, сподобился ты спасения. И из сего явствует, что Филимон удостоился апостольского учения.
 


Ей, брате, аз да пользуюся тобою о Господе: упокой мою утробу о Господе.
 

Флм.1:20 с толкованием
Аз да пользуюся тобою о Господе, то есть да воспользуюсь твоими о Господе преспеяниями, да вижу тебя обогащающегося всеми духовными благами.
 


Надеявся на послушание твое, написах тебе, ведый, яко и паче, еже глаголю, сотвориши.
 

Флм.1:21 с толкованием
Знаю благопокорность твоей души; потому и пишу, смело полагаясь, что сделаешь для меня и большее того, о чем просил.
 


Купно же и уготови ми обитель: уповаю бо, яко молитвами вашими дарован буду вам.
 

Флм.1:22 с толкованием
И сие Апостол сказал не просто, но чтобы, ожидая его прибытия, уважал и его послание.
 


Целует тя Епафрас, спленник мой о Христе Иисусе, Марко, Аристарх, Димас, Лука, споспешницы мои.
 

Флм.1:23 с толкованием
Апостол об Епафрасе упомянул здесь, потому что и он был колоссянин; ибо Павел так писал к колоссянам: целует вы Епафрас, иже от вас, раб Иисуса Христа (Кол.4:12). Димаса же предпоставил Луке, как всем известного и сотрудника, ибо уже после сего оставил он Апостола, возлюбив нынешний век.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим! Аминь.
 

Флм.1:25 с толкованием
Сим законам обязаны следовать сподобившиеся Божественного учения; так надлежит учить рабов, чтобы не оставляли служения господам и чтобы все служило к прославлению Владыки Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 

Послание к Филимону написано из Рима и прислано с слугою Онисимом.