Глава 
2

Флп.2  с толкованием

1
Аще убо кое утешение о Христе, (или) аще кая утеха любве, аще кое общение духа, аще кое милосердие и щедроты,

Флп.2:1  с толкованием

2
исполните мою радость, да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, единомудренни:

Флп.2:2  с толкованием

3
ничтоже по рвению или тщеславию, но смиреномудрием друг друга честию болша себе творяще.

Флп.2:3  с толкованием

4
Не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте.

Флп.2:4  с толкованием

5
Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе:

Флп.2:5  с толкованием

6
Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу:

Флп.2:6  с толкованием

7
но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек:

Флп.2:7  с толкованием

8
смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.

Флп.2:8  с толкованием

9
Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене,

Флп.2:9  с толкованием

10
да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних,

Флп.2:10  с толкованием

11
и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Флп.2:11  с толкованием

12
Темже, возлюбленнии мои, якоже всегда послушасте мене, не якоже в пришествии моем точию, но ныне много паче во отшествии моем, со страхом и трепетом свое спасение содевайте:

Флп.2:12  с толкованием

13
Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении.

Флп.2:13  с толкованием

14
Вся творите без роптания и размышления,

Флп.2:14  с толкованием

15
да будете неповинни и цели, чада Божия непорочна посреде рода строптива и развращена, в нихже являетеся якоже светила в мире,

Флп.2:15  с толкованием

16
слово животно придержаще, в похвалу мне в день Христов, яко не вотще текох, ни вотще трудихся.

Флп.2:16  с толкованием

17
Но аще и жрен бываю о жертве и службе веры вашея, радуюся и сорадуюся всем вам:

Флп.2:17  с толкованием

18
такожде и вы радуйтеся и сорадуйтеся мне.

Флп.2:18  с толкованием

19
Уповаю же о Господе Иисусе Тимофеа вскоре послати к вам, да и аз благодушствую, уведев яже о вас.

Флп.2:19  с толкованием

20
Ни единаго бо имам равнодушна, иже приснее о вас попечется:

Флп.2:20  с толкованием

21
вси бо своих си ищут, (а) не яже Христа Иисуса.

Флп.2:21  с толкованием

22
Искусство же его знаете, зане якоже отцу чадо, со мною поработал в благовестии.

Флп.2:22  с толкованием

23
Сего же убо уповаю послати абие, повнегда увем яже о мне.

Флп.2:23  с толкованием

24
Надеюся же о Господе, яко и сам скоро прииду к вам.

Флп.2:24  с толкованием

25
Потребнее же возмнех Епафродита брата и споспешника и своинника моего, вашего же посланника и служителя потребе моей, послати к вам,

Флп.2:25  с толкованием

26
понеже желанием желаше видети всех вас, и тужаше, зане слышасте, яко боле.

Флп.2:26  с толкованием

27
Ибо боле близ смерти: но Бог помилова его, не его же токмо, но и мене, да не скорбь на скорбь прииму.

Флп.2:27  с толкованием

28
Скорее убо послах его, да видевше его паки, возрадуетеся, и аз безпечален пребуду.

Флп.2:28  с толкованием

29
Приимите убо его о Господе со всякою радостию, и таковыя честны имейте,

Флп.2:29  с толкованием

30
зане за дело Христово даже до смерти приближися, понудив себе вседушно, да исполнит ваше лишение службы яже ко мне.

Флп.2:30  с толкованием

Толкования на главу Флп.2
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к филиппийцам

Флп.2

Глава 
2

Флп.2  с толкованием

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание филиппийцам Святого Апостола Павла

Флп.2

Глава 
2

Флп.2  с толкованием

Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли.
 

Флп.2:1 с толкованием
Слова эти значат вот что: если вы желаете доставить мне какое-либо утешение в моих испытаниях; если желаете оказать какую-либо отраду, которую рождает любовь; если думаете доказать, что имеете некоторое общение со мной в духовных делах и ради Господа; если скорбите обо мне и сочувствуете моим страданиям; то за все это воздайте мне взаимной друг ко другу любовью. Заметь, как он в их единодушии видит для себя личное благодеяние и полагает, как будто он сам удостоился милости. И не сказал: доставьте мне радость, но дополните. Вы, говорит, начали во мне радость и уже доставили мне мир; желаю, чтобы эта радость была доведена до конца. В чем же моя радость? Не в том, чтобы мне освободиться от опасности, или получить от вас что-нибудь, но в том, чтобы вы мудрствовали одинаково.
 


Имейте ту же любовь.
 

Флп.2:1 с толкованием
Это больше, чем мыслить одинаково. Имейте ту же любовь. Когда ты любим чрезмерно, отвечай не слабой любовью, но равной мерой.
 


Будьте единодушны и единомысленны.
 

Флп.2:1 с толкованием
Будьте как бы одна душа, не по природе, но по мыслям и согласию; на это апостол указывает словами: будьте единомысленны.
 


Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию.
 

Флп.2:3 с толкованием
Ничего, говорит, не делайте по зависти или соперничеству, что бывает, когда мы говорим: вот, я поднатужусь, чтобы меня не превзошел такой-то; в этом именно и состоит любопрение (έριθεία). Затем апостол матерью такой ревности выставляет тщеславие, потому что из последнего рождается первая. Когда мы ищем славы человеческой, чего мы для нее не делаем?
 


Но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
 

Флп.2:3 с толкованием
Теперь апостол показывает нам путь, которым мы можем избежать тщеславия, и предлагает спасительное для нас учение. Если, говорит, ты представишь себе, что другой не просто больше тебя, но чрезмерно тебя превосходит и, по великому смирению, убежден будешь, что это подлинно так, то ты его всячески будешь почитать. Поступая так, ты не огорчишься, когда увидишь, что и другие его почитают, даже если бы он стал тебя поносить или бить, ты терпеливо перенесешь; потому что ты, признав его высшим себя, не будешь и завидовать ему; потому что зависть бывает к равным, а не к тем, за которыми мы признали преимущество. И тот, в свою, очередь, будет думать, что ты превосходнее его, и вот настанет между вами полный мир.
 


Не о себе только каждый заботься, но каждый: и о других.
 

Флп.2:4 с толкованием
Когда я забочусь о том, что для тебя полезно, а ты о том, что для меня, тогда не будет места ни тщеславию, ни распрям, ни чему-либо вообще дурному, но будет жизнь ангельская и божественная.
 


Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе.
 

Флп.2:5 с толкованием
Как Христос говорит: будьте милосердны, как и Отец ваш небесный милосерд (Лк.6:36) 2, и затем: научитесь от Меня, ибо Я кроток (Мф.11:29); так и Павел, научая смиренномудрию, чтобы больше устыдить нас, приводит в пример Христа, как и в другом месте говорит: Он, будучи богат, обнищал ради вас (2Кор.8:9). Когда он указывает на Сына Божия, высочайшего всякой высоты и так уничижившегося, кого из высокомудрствующих он этим не пристыдит?
 


Он, будучи образом (μορφ) Божиим, не почитал хищением быть равным Богу.
 

Флп.2:6 с толкованием
Исчисли, сколько здесь низлагается еретиков. Маркион Понтийский говорил, что мир и плоть - зло, и что поэтому Бог не принимал плоти. Маркелл Галатийский, Фотин и Софроний говорили, что Слово Божие - сила, а не ипостасное существо, что эта сила обитала в Том, Кто произошел от семени Давидова. А Павел Самосатский говорил, что Отец, Сын и Святой Дух - простые имена, приписанные одному лицу. Арий говорил, что Сын есть творение. Аполлинарий Лаодикийский говорил, что Он не принимал разумной души. Итак, посмотри, как все эти еретики падают от одного почти удара: будучи образом Божиим. Как же вы, маркеллиане, говорите, что Слово есть сила, а не сущность? Образом Божиим называется сущность Божия точно так же, как образом раба называется природа раба. Как же и ты, Самосатский, говоришь, что Он начал свое бытие от Марии? Ибо Он пред существовал во образе и сущности божественной. Но посмотри, как падает и Савеллий. Не почитал хищением, говорит апостол, быть равным Богу. Равный не говорится об одном лице; если равен, то кому-нибудь равен. Таким образом, ясно, что речь идет о двух лицах. И Арий опровергается многими способами: образом Божиим, то есть сущностью. И не сказал: бывший - γεγονώς, но будучи - υπάρχων, что подобно изречению: Я есмь Сущий (Исх.3:14). И: не почитал хищением быть равным Богу. Видишь ли равенство? После этого как же ты говоришь, что Отец больше, а Сын меньше? Но посмотри на безрассудное упорство еретиков. Сын, говорят, будучи малым Богом, не почитал хищением быть равным великому Богу. Но, во-первых, какое писание учит нас, что есть малый и великий Бог? Так учат эллины. А что и Сын великий Бог, послушай, что говорит Павел: ожидая, говорит, явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит.2:13). Затем, если Он мал, каким образом Он почитал хищением Себе быть великим? Кроме того, Павел, имеющий в виду научить смиренномудрию, оказался бы нелепым, если бы внушал следующее: поскольку малый Бог не восставал против великого Бога, то и вы должны смиряться друг перед другом. Потому что, какое же это смирение, когда меньший не восстает против большего? Это одно только бессилие. Смирением называется то, что Он, равный и равномощный Богу добровольно сделался человеком. Итак, об этом довольно. Далее, посмотри, что говорит Павел: не почитал хищением. Когда кто-нибудь похитит что-нибудь, боится отложить это, дабы не потерять не принадлежащее ему. А когда имеет что-нибудь от природы, легко пренебрегает этим, зная, что он не может сего лишиться, и если, казалось бы, отказывается от этого, то опять оное воспримет. Таким образом, апостол говорит, что Сын Божий не убоялся унизить Своего собственного достоинства, потому что Он имел его, то есть равенство с Богом Отцом, не чрез хищение, но признавал это достоинство принадлежащим Своей природе. Поэтому Он и избрал уничижение, так как и в уничижении сохраняет Свое величие.
 


Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба.
 

Флп.2:7 с толкованием
Где те, которые говорят, что Он сошел не добровольно, а исполняя повеление? Пусть знают те, что Он уничижил Себя, как Господь, как Самовластный. Говоря: образ раба, этим самым апостол пристыжает Аполлинария; потому что принимающий образ - μορφ - или, иначе, природу раба, имеет и душу вполне разумную.
 


Сделавшись подобным человекам.
 

Флп.2:7 с толкованием
Основываясь на этом, маркиониты говорят, что Сын Божий воплотился призрачно; потому что, говорят они, видишь ли, как Павел говорит, что Он принял подобие человека и облекся в человеческий образ, а не по существу сделался человеком? Но что же это значит? Это значит, что Господь не все имел наше, но чего-то и не имел, именно: не родился по естественному порядку и не грешил. Но Он не был только тем, чем казался, но и Богом: не был Он обычным человеком. Поэтому апостол и говорит: подобным человекам, потому что мы душа и тело, а Он душа и тело и Бог. На этом основании, когда апостол говорит: в подобии плоти греховной (Рим.8:3), то не то говорит, что Он не имел плоти, но что плоть эта не грешила, а была подобна греховной плоти по природе, а не по злу. Таким образом, как там подобие не в смысле всецелого равенства, так и здесь он говорит о подобии в том смысле, что Он не был рожден по естественному порядку, был безгрешным и не был простым человеком.
 


И по виду став как человек.
 

Флп.2:7 с толкованием
Так как апостол сказал, что уничижил Себя Самого, то, чтобы ты не счел это дело изменением и превращением, он говорит: оставаясь тем, чем был. Он принял то, чем не был; природа Его не изменилась, но Он явился во внешнем виде, то есть во плоти, потому что плоти свойственно иметь вид. Ибо, когда он сказал: приняв образ раба, то после этого осмелился сказать и это, как бы этим заграждая уста кому. Прекрасно он сказал: как человек, так как Он не был один из многих, но - как один из многих. Потому что Бог-Слово не превратился в человека, но явился как человек, и, будучи невидимым, явился имея вид. Некоторые же толковали это место так: "и образом" , как уже истинно человек, как и Иоанн говорит в Евангелии: славу как единородного от Отца (Ин.1:14), вместо того чтобы сказать: славу, какую прилично иметь единородному; потому что как - ως - означает и колебание, и утверждение.
 


Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
 

Флп.2:8 с толкованием
Снова говорит: смирил себя, дабы не подумали, что Он снизошел не добровольно. Но ариане говорят: вот, о Нем сказано: послушен. Так что же, неразумные? Мы и друзьям своим повинуемся, и это нисколько не уменьшает нашего достоинства. Как Сын, Он добровольно повиновался Отцу, показывая и этим Свое сродство с Ним; потому что долг истинного Сына - почитать Отца. Обрати внимание на усиление выражения: не только сделался рабом, но принял смерть, и еще более того, - позорную, то есть крестную смерть, проклятую, назначенную беззаконникам.
 


Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.
 

Флп.2:9 с толкованием
Когда Павел упомянул о плоти, то смело говорит о всем Его унижении, так как плоти это свойственно. Таким образом, и эти слова разумей о плоти, не разделяя единого Христа. Какое же имя даровано человеческой природе единого Христа? Имя это - Сын, имя это - Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и архангел сказал: и рождаемое святое наречется Сыном Божиим.(Лк.1:35).
 


Дабы пред именем Иисуса преклонилось, всякое колено небесных, земных и преисподних.
 

Флп.2:10 с толкованием
То есть весь мир, ангелы, люди и демоны; или: и праведники, и грешники. Потому что и демоны познают, и непокорные подчинятся, не противоборствуя более истине, как они и прежде того времени говорили: знаю Тебя, Кто Ты (Лк.4:34).
 


И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
 

Флп.2:11 с толкованием
То есть чтобы все говорили, что Господь Иисус Христос есть Господь и Бог. В том заключается слава Отца, что Он имеет Такого Сына, Которому покоряется все. Видишь ли, что в прославлении Единородного заключается слава Отца? Так что, напротив, умаление Его составляет унижение Отца.
 


Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны.
 

Флп.2:12 с толкованием
Увещание должно соединяться с похвалой, ибо чрез это они делаются более удобоприемлемыми. Поэтому и Павел превозносит филиппийцев, называя их возлюбленными, и говорит: как вы всегда были послушны, как бы говоря этим следующее: я показал вам, что Сын Божий был послушен; итак, подражайте Ему и себе самим.
 


Не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего.
 

Флп.2:12 с толкованием
Потому что тогда могло бы показаться, что вы все делаете из почтения ко мне; если же и теперь покажете усердие к добродетели, то явно" что и тогда вы были таковы не для меня, а для Бога.
 


Со страхом и трепетом совершайте свое спасение.
 

Флп.2:12 с толкованием
Не ради себя, говорит, я увещеваю вас, но ради того, чтобы вы совершали, что относится к вашему спасению, со страхом, и притом напряженным и с трепетом, потому что без страха ничего хорошего не совершается ни в науках словесных, ни в искусствах механических. Как же может родиться такой совершенный страх? Если мы будем думать, что Бог присутствует всюду, все слышит и все видит, не только что делается, то и что находится в мыслях. Служите, говорит пророк, Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (Пс.2:11). Радость же с трепетом бывает тогда, когда кто-либо, делая хорошее дело, и притом с трепетом, имеет чистую совесть. Сказал совершайте (κατεργάζεσθε), а не просто "делайте" (εργάζεσθε), то есть с великим старанием и заботой.
 


Потому что Бог производит в вас и хотение и действие.
 

Флп.2:13 с толкованием
Сказав: со страхом и трепетом, апостол теперь говорит: вы не смущайтесь этим. Я сказал это не затем, чтобы ты отступил от добра, но чтобы был внимательнее, потому что, если ты будешь усерден, Бог все в тебе будет совершать. Ибо Он Сам дает нам и расположение к добру, и самое доброделание доводит до конца. Бог производит в нас хотение, то есть содействует нам в желании добра и укрепляет нашу добрую волю и вместе возбуждает ее рвение. Или иначе: так как Он Сам завершает дело, а мы, люди, направляем свое желание к тому, что видим уже совершившимся, посему апостол и говорит, что и самое хотение производится Богом. Например, ты чего-нибудь пожелал, - ты тотчас же начал это делать, если же последовало завершение дела, в тебе рождается еще большее желание делать то же дело; если же нет, то воля твоя становится слабее. Итак, если от Бога зависит окончание дела, и оно возбуждает и наше желание, то совершенно справедливо апостол говорит, что и самое желание зависит от Бога. Или же Павел говорит из чувства великой благодарности, что самое желание производит в нас Бог, подобно тому, как и добродетель он называет даром, не отрицая свободы выбора, но желая, чтобы мы всегда были благодарны и все относили к Богу. Заметь выражение: в вас, то есть которые содеваете спасение со страхом и трепетом; потому что в таких только людях Бог совершает все.
 


По Своему благоволению.
 

Флп.2:13 с толкованием
То есть чтобы исполнилось на вас благоволение и Его благая воля, именно чтобы мы жили так, как Он сам хочет. Итак, будьте уверены: Бог всячески будет помогать вам жить право, если не ради чего другого, то ради того, что это Ему благоугодно.
 


Все делайте без ропота и сомнения.
 

Флп.2:14 с толкованием
Диавол, когда не в состоянии бывает совершенно отклонить кого-либо от добра, приводит его или в отчаяние, или к тщеславию; если же и этого не может сделать, то внушает ему ропот или сомнение и неверие. Так как филиппийцы подвергались искушениям и постоянным опасностям, то вследствие этого многие из них впадали в ропот и богохульство; апостол поэтому и говорит: все делайте без ропота. Потому что кто ропщет, тот становится неблагодарным и злоречивым. Под сомнением апостол разумеет колебания мыслей, например если бы, когда предлежит исполнить заповедь, стали говорить: да будет ли мне награда? да хорошо ли это? Ибо такого рода сомнительных помышлений допускать не должно, но делать с уверенностью; требуется ли труд, или напряжение, не следует допускать колебания.
 


Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми.
 

Флп.2:15 с толкованием
То есть безукоризненными и незапятнанными, потому что ропот подлежит наказанию, - это потому, что говорит с филиппийцами, как со свободными. Послушай далее.
 


Чадами Божиими непорочными.
 

Флп.2:15 с толкованием
Итак, роптать свойственно рабам и неблагодарным; потому что какой сын, трудясь для своего отца и себя самого, ропщет?
 


Среди строптивого и развращенного рода.
 

Флп.2:15 с толкованием
Я знаю, что многие ведут борьбу против вас, вынуждая вас таким образом к ропоту; но в том-то и есть наивысшая похвала, если кто, и возбуждаемый другими, ничего такого не делает.
 


В котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни.
 

Флп.2:15 с толкованием
Как звезды светят во тьме, так и вы, будучи правыми среди неправых, старайтесь больше светить. Потому что выражение: в котором вы сияете (φαίνεσθε) должно иметь значение повелительное. Содержа слово жизни, то есть имея в самих себе семя жизни и впредь намереваясь так жить, и теперь уже имея в себе залог спасения. Или: как светила светят и оживляют тела, грея их, так и вы старайтесь быть животворной силой для прочих людей.
 


К похвале моей в день Христов.
 

Флп.2:16 с толкованием
Пусть, говорит, ваша добродетель будет такова, чтобы не только вас приводила к жизни, но и меня явила более славным в пришествие Христово.
 


Что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
 

Флп.2:16 с толкованием
Моя слава заключается в том, что я вас воспитал такими, и что труд мой у вас не был напрасным.
 


Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
 

Флп.2:17 с толкованием
Хотя, говорит, я и умираю, ибо смерть он называет принесением в жертву, я соделываюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то есть соделав прежде вас жертвой Богу, посвятив вас на служение Богу и соделав прежде верующими. Но в виду смерти я нисколько не печалюсь, но радуюсь и сорадуюсь всем вам. Радуюсь тому, что делаюсь жертвой, сорадуюсь же тому, что приношу вашу веру Христу, как жертву.
 


О сем самом и вы радуйтесь.
 

Флп.2:18 с толкованием
Радуйтесь тому, что и вы сами принесены в жертву.
 


И сорадуйтесь мне.
 

Флп.2:18 с толкованием
Ибо, принося себя в жертву, я радуюсь этому.
 


Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
 

Флп.2:19 с толкованием
Как все, так и посольство Тимофея он приписывает Христу. Я уверен, говорит, что он облегчит то, чтобы вам, с одной стороны, утешиться духом, когда узнаете чрез сие письмо о моих делах, именно о том, что благовествование шло успешно, и что дела врагов разрушены; с другой стороны, чтобы и мне утешиться, когда узнаю о ваших делах, о которых меня должен точно уведомить Тимофей.
 


Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас.
 

Флп.2:20 с толкованием
Я мог, говорит, и другого послать, но нет никого равного мне по усердию, кроме этого, то есть заботящегося о ваших делах подобно мне, который бы искренно, то есть отечески стал пещись о вас. Обрати внимание, как он заботится: когда ему самому не было удобного времени придти к ним, он посылает других, чтобы руководимые ни в какое время не предавались беспечности.
 


Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
 

Флп.2:21 с толкованием
То есть ищут своего собственного спокойствия и безопасности, так как никто свободно не пожелал бы взять на себя такого путешествия. Говорит же это, и восхваляя Тимофея, и вместе с тем научая слушателей не искать покоя; потому что кто ищет его, тот не ищет Христова. Увы! насколько же мы далеки от Христа!
 


А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
 

Флп.2:22 с толкованием
Вы сами, говорит, свидетели того, что он служил мне как сын отцу, не только в телесных нуждах, но, что гораздо важнее, в благовестии. Итак, как сын мой, он достоин чести, а как служитель Божий - тем более. Чрез это он рекомендует им Тимофея, не столько ему оказывая честь, сколько делая добро для них; ибо, если они будут внимать ему, как достойнейшему, то от его слова, конечно, получат пользу и удостоятся высшей награды.
 


Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
 

Флп.2:23 с толкованием
Когда увижу, какой исход будут иметь мои дела, я тотчас же, то есть немедленно пошлю его.
 


Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
 

Флп.2:24 с толкованием
Я не потому посылаю Тимофея, что совершенно отказываюсь от прихода к вам, но с тем, чтобы, как уже сказал, в этот промежуток времени порадоваться, узнав о ваших делах. Обрати внимание, как он приход свой к ним поставляет в зависимость от Бога, говоря: я уверен в Господе, то есть если благоволит Бог.
 


Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего.
 

Флп.2:25 с толкованием
С похвалой посылает и этого, подобно Тимофею, и по той же самой причине, о которой мы сказали выше. Сподвижник больше споспешника, потому что в делах безопасных может кто-нибудь содействовать, сподвижник же содействует в опасностях.
 


А вашего посланника (άπόστολον) и служителя в нужде моей.
 

Флп.2:25 с толкованием
То есть посланного вами ко мне я возвращаю вам; ибо они чрез него посылали необходимое Павлу. Или же: вашего апостола - значит, вашего учителя.
 


Потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. Ибо он был болен при смерти.
 

Флп.2:26 с толкованием
Зная, говорит, что вы любите его и опечалены его болезнью, он желает поэтому видеть вас, чтобы освободить вас от печали, которая постигла вас из-за его болезни. Здесь же он представляет и нечто другое. Оправдывается пред ними, что он поздно посылает его к ним, говоря приблизительно так; это произошло не по небрежности моей, но Тимофея я удерживаю при себе, как единодушного со мной. Епафродит же заболел, и потому не мог придти ранее, так как болезнь была продолжительна, и он был даже близок к смерти.
 


Но Бог помиловал его.
 

Флп.2:26 с толкованием
Что ты говоришь, манихей? Если мир, а в нем и жизнь, по-твоему, есть зло, то как теперь апостол называет оставление Епафродита в жизни милостью Божией? Еретики на это не могут ответить. Но христиане могут спросить: если добро разрешиться и быть со Христом, то почему апостол называет земную жизнь Епафродита милостью Божией? Или потому, что Епафродит, который был учителем, продолжая жизнь, должен был весьма многих обратить к Богу (что, как сказано выше, более нужно, чем разрешиться). Или же Павел говорит многое, применяясь к общему обычаю слушателей, и не везде философствует. Он говорил людям, которые были привержены к жизни и которые боялись смерти. Кроме того, настоящая жизнь сама по себе есть добро. Иначе почему бы апостол стал полагать в числе наказаний безвременную смерть? Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает (1Кор.11:30). Ибо будущая жизнь злого человека вовсе не лучшая жизнь, потому что не добра, а доброго - лучшая.
 


И не его только, но и меня.
 

Флп.2:26 с толкованием
Видишь ли, как он здесь ставит высоко Епафродита, когда восстановление его здоровья считает особенным благодеянием Божиим и особой милостью?
 


Чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
 

Флп.2:26 с толкованием
То есть чтобы вместе с печалью, которая произошла у меня вследствие его болезни, я не имел другой печали, которая могла бы произойти от его смерти.
 


Посему я скорее послал его, чтобы вы; увидев его снова, возрадовались.
 

Флп.2:28 с толкованием
То есть немедленно послал, с тем, чтобы вы, увидев его, освободились от печали по поводу его болезни, или лучше чтобы возрадовались.
 


И я был менее печален.
 

Флп.2:28 с толкованием
Как же я могу быть менее печален? Так, что если вы будете радоваться, и я точно так же буду радоваться. Не сказал: "беспечален" (αλυπος) но: менее печален (άλυπότερος), показывая этим, что душа его никогда не была вполне свободна от печали. Кто, говорит, изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? (2Кор.11:29).
 


Примите же его в Господе со всякою радостью.
 

Флп.2:29 с толкованием
То есть примите благоугодно, по Богу, или как приличествует святым. Это говорит Павел для пользы самих филиппийцев, потому что больше бывает пользы делающему добро, чем приемлющему.
 


И таких имейте в уважении.
 

Флп.2:29 с толкованием
Чтобы не показалось, будто благоприятствует одному Епафродиту, увещевает чтить всех вообще, показывающих такую же добродетель.
 


Ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь.
 

Флп.2:30 с толкованием
Филиппийцы послали Епафродита к Павлу с тем, чтобы он доставил ему потребное. Он нашел Павла в Риме в опасности, так что не безопасно было приближаться к нему, ибо сам царь был против него. Тогда-то, пренебрегши всякой опасностью, он послужил Павлу. Об этом теперь и говорит Павел. Заметь, не сказал: "за меня", но за дело Христово подвергал себя опасности, то есть обрекал себя на смерть. Если он и не умер, по Божию устроению, то все-таки явил готовность к тому. Так и мы, когда увидим святых в опасности, не будем щадить себя, потому что подвергать себя опасности в - делах подобного рода и есть наша безопасность.
 


Дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.
 

Флп.2:30 с толкованием
Вы, говорит, не были в Риме, чтобы послужить мне телесно, хотя прислали потребное для меня. Это-то, чего вам недоставало, то есть что вы не послужили мне руками и телом, он один исполнил, услужив мне вместо всех вас. И потому он достоин великого благорасположения с вашей стороны, так как сделал за вас все, что следовало сделать всем. Так обсуди же, как он это дело называет и служением, и восполнением недостатка (то есть обязанностью, неисполнение которой есть в них недостаток), дабы показать, что долг и обязанность, пользующихся безопасностью, помогать находящимся в опасности, и тот, кто не делает сего, нарушает обязанность, так как не исполняет общественного служения. Итак, дабы они не возгордились и не погубили своей награды, подумав, что они сделали нечто великое, он этим именем (υστέρημα - недостаток) назвал это дело, научая их тем самым думать о себе скромно, так как они сделали то, что должны были сделать.
 


Примечания


Слово небесный прибавлено у блж. Феофилакта.

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 01.03.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к филиппийцам

Флп.2

Глава 
2

Флп.2  с толкованием

Аще убо кое утешение о Христе, или аще коя утеха любве, аще кое общение духа, аще кое милосердие и щедроты, исполните мою радость.
 

Флп.2:1 с толкованием
Вот слова отеческого сердоболия! Если хотите, говорит Апостол, доставить мне какое-либо утешение, какое-либо успокоение и ободрение любви, то доставите следующим. Говорит же, чего именно просит.
 


Да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни, единомудренни: ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще. Не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте.
 

Флп.2:2 с толкованием
Апостол всем научает их скромному о себе образу мыслей. Ибо, кто приобрел такой образ мыслей, тот не уловляется сетьми тщеславия, не думает о себе, что он превосходнее других, не преодолевается страстию входить в прения. Итак, поелику иные, как сказал я, по преспеянию в добродетели превозносились в надменном о себе образе мыслей, то Апостол предлагает им полезное врачевание. Потом указывает и самый высокий пример смиренномудрия.
 


Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе.
 

Флп.2:5 с толкованием
Уподобляйтесь общему человеческое. А Сам Он не был им, но восприял оное. всех Владыке.
 


Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим.
 

Флп.2:6 с толкованием
Бог, и Бог по естеству, имея равенство со Отцом, не почел сего великим (ибо свойственно это достигшим какой-либо чести не по достоинству), но, сокрыв достоинство, избрал крайнее смиренномудрие и облекся в образ человеческий.
 


В подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек.
 

Флп.2:6 с толкованием
Говорит сие Апостол о Боге Слове, именно, что в Нем, сущем Боге, когда облекся в естество человеческое, Божество не было видимо. Ибо Богу Слову приличествует сказанное: якоже человек. Потому что восприятое естество действительно было
 


Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
 

Флп.2:8 с толкованием
Ибо не как раб исполнил Владычнее повеление, но добровольно восприял за нас спасение и послушлив был, как Сын, а не как раб.
 


Темже и Бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене.
 

Флп.2:9 с толкованием
И для самых малосмысленных явно, что естество Божие ни в чем не имеет нужды и что, вочеловечившись, не оно вознесено, как смиренное, а, напротив того, как превознесенное, Само Себя смирило. Посему не Сын Божий приял то, чего прежде не имел; а, напротив того, как человек, приял Он то, что имел как Бог. Под словом имя разумели некоторые славу; но в Послании к Евреям нахожу иной смысл сего апостольского изречения: ибо, сказав: седе одесную престола величествия, на высоких, толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя, Апостол толкует значение слова имя и говорит: Кому бо рече когда от Ангел: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя? И паки: Аз буду Ему во Отца, и Той будет Мне в Сына (Евр.1:3-6). Посему и здесь разумеет Апостол, что, смирив Себя, не только не утратил того, что имел как Бог, но восприял сие и как человек.
 


Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних.
 

Флп.2:10 с толкованием
Небесными называет Апостол невидимые силы, земными — людей живущих, а преисподними — умерших.
 


И всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
 

Флп.2:11 с толкованием
Всяк язык, то есть все народы. А если исповедание Христа Господа прославляет Отца, то явно, что называющие Его тварию и рабом покрывают бесславием Родшего. Сими немногими речениями божественный Апостол низложил всякую ересь — и хулящих Божество Единородного, и отрицающих Его человечество, кроме же их, и сливающих Ипостаси. Показав двойственность лиц, обличает Он злочестивых: Савеллия, Фотина, Маркелла и Павла Самосатского; ибо сказал: Иже, во образе Божии сый, и присовокупляет: не восхищением непщева быти равен Богу. Но ни о ком не говорится, что равен самому себе. Сими же словами Апостол показал, что Арий и Евномий богохульствуют; ибо не сказал: во образе Божии сотворенный, но: во образе Божии сый, и присовокупил: не восхищением непщева быти равен Богу. Ибо восхищающим себе чужое свойственно высоко думать о том, что имеют; Бог же Слово по естеству Бог: Он всегда был во образе Божии, и не восхищением непщева быти равен Богу; потому что имел по естеству сие равенство. Если скажут, что образ Божий не есть Божия сущность, то спросим их, что разумеют под зраком раба. Конечно, не будут, подобно Маркиону, Валентину и Манесу, отрицать восприятия плоти. Посему если зрак раба есть сущность раба, то и образ Божий есть Божия сущность. Также спросим и тех, которые воспринятое человечество признают призраком: образ Божий не есть ли сущность Божия? Конечно, они подтвердят сие; потому что не отрицают, что Владыка Христос есть Бог. Посему сделаем умозаключение: если образ Божий есть сущность Божия, то и зрак раба есть сущность раба. Так окажется, что держащиеся противоположных мнений тем самым, на что соглашаются, подтверждают и то, на что не хотят согласиться. Сверх сего, обратим внимание и на то, что божественный Апостол, уча смиренномудрию, представил в пример Христа; ибо говорит: смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще. А если Сын не равен Отцу, но менее Отца, то не по смиренномудрию Он был послушлив, а соблюл только порядок. Но о сем и в других местах мы говорили пространно. Посему обратимся к продолжению толкования.
 


Темже, возлюбленнии мои, якоже всегда послушасте мене, не якоже в пришествии моем точию, но ныне много паче во отшествии моем, со страхом и трепетом
 

Флп.2:12 с толкованием
смиренномудрию Он был послушлив, а соблюл только порядок. Но о сем и в других местах мы говорили пространно. Посему обратимся к продолжению толкования свое спасение содевайте. Взирая на сей пример, говорит Апостол, в отсутствие мое прилагайте большее тщание о собственном спасении своем. Ибо доброе ваше намерение открывается в том, что не из угождения учителю, но по усердию к прекрасному вы подъяли этот достохвальный труд.
 


Бог бо есть действуяй в вас, и еже хотети и еже деяти о благоволении
 

Флп.2:13 с толкованием
; не потому, что принуждает и против воли, но потому, что, находя в вас усердие, усиливает оное благодатию. Благоволением же назвал Апостол благую Божию волю. Бог же хощет всем человеком спастися и в разум истины приити (1Тим.2:4).
 


Вся творите без роптания и размышления.
 

Флп.2:14 с толкованием
С готовностию переносите и труд ради добродетели, и опасности ради Евангелия, не огорчаясь встречающимися скорбями, не водясь различными помыслами, потому что себе самим собираете богатство, никто же, приобретая великие корысти, не сетует и не ропщет. Но Апостол показывает и пользу труда.
 


Да будете неповинни и цели, чада Божия непорочна посреде рода строптива и развращена.
 

Флп.2:15 с толкованием
Так и Господь повелел, чтобы мы были цели яко голубие (Мф.10:16).
 


В нихже являетеся якоже светила в мире, слово животно придержаще, в похвалу мне в день Христов.
 

Флп.2:16 с толкованием
Не сделают вам вреда нападающие на вас, говорит Апостол; потому что воссияете подобно светилам в мире и мне доставите то, что похвалюсь вами в пришествие Спасителя. Сие же: слово животно придержаще (έπεχοντεζ) значит: внимая слову жизни; ибо так сказал Апостол в Послании к Тимофею: Внимай (έπεχε) себе и учению (1Тим.4:16), то есть будь внимателен к себе и к учению. А словом животным назвал проповедь, потому что она ведет к жизни вечной.
 


Яко не вотще текох, ни вотще трудихся.
 

Флп.2:16 с толкованием
Хвалюсь и высоко ценю, что не напрасно я принял на себя попечение о вас.
 


Но аще и жрен бываю о жертве и службе веры вашея, радуюся и сорадуюся всем вам. Такожде и вы радуйтеся и сорадуйтеся мне.
 

Флп.2:17 с толкованием
Апостол сказал: веры вашея, вместо: веры всех, при помощи его, уверовавших. Веселюсь я и услаждаюсь, как жертва, приносимая Богу за вашу веру. Надлежит и вам приобщиться моего веселия. Говорит же сие, утешая их и давая видеть важность мученичества, потому что заменяет оно собою возлияние и жертву.
 


Уповаю же о Господе Иисусе Тимофеа вскоре послати к вам, да и аз благодушествую, уведев яже о вас. Ни единаго бо имам равнодушна, иже приснее о вас попечется: вси бо своих си ищут, а не яже Христа Иисуса. Искусство же его знаете, зане якоже отцу чадо, со мною поработал в благовестии.
 

Флп.2:19 с толкованием
Справедливы похвалы блаженному Тимофею. Божественный же Апостол восписал их теперь, и показывая собственное свое к ним расположение, а именно, что послал для их пользы того, в ком одном имел утешение, и их убеждая принять его, как проповедника истины, со всякою услужливостию,
 


Сего же убо уповаю послати абие, повнегда увем яже о мне. Надеюся же о Господе, яко и сам скоро прииду к вам.
 

Флп.2:23 с толкованием
Апостол и здесь возвещает о своем прибытии нерешительно, но поставляет оное в зависимости от Божия Промысла. Видно же, что не совершенно еще избежал первой опасности. Сие дает разуметь, сказав: повнегда увем яже о мне, то есть если злострадание мое совершенно прекратится.
 


Потребнее же возмнех Епафродита брата и споспешника и своинника моего, вашего же посланника и служителя потребе моей, послати к вам.
 

Флп.2:25 с толкованием
И его изобразил имеющим много заслуг, назвав не только рабом, но споспешником и своинником, наименовал же его и апостолом их, так как ему было вверено попечение о них. А из сего видно, что под ним состояли в начале послания названные епископами, то есть исполнявшие должность пресвитерскую. Служителем же потребе назвал Апостол его, как принесшего посланные ими деньги. А сим дает разуметь, что к таковой услуге обязаны они, как и служащие обществу ко взносу податей.
 


Понеже желанием желаше видети всех вас, и тужаше, зане слышасте, яко боле. Ибо боле близ смерти: но Бог помилова его, не его же токмо, но и мене, да не скорбь на скорбь прииму.
 

Флп.2:26 с толкованием
Оправдывается Апостол в прошедшем замедлении, указывает на тяжесть посетившей болезни и дает видеть расположение к ним Епафродита, сказав, что скорбел он по причине замедления, произведенного болезнию, и по заботливости о них. А сие: помилова его, выражает рачительность Епафродитову к совершению подвигов, ибо не пожелал избавиться от сей многоболезненной жизни, зная происходящую от нее пользу. Да и меня, говорит Апостол, помиловал Бог, не лишив споспешника.
 


Скорее убо послах его, да видевше его паки, возрадуетеся, и аз безпечален пребуду. Приимите убо его о Господе со всякою радостию, и таковыя честны имейте, зане за дело Христово даже до смерти приближися, презрев душу свою, да исполнит ваше лишение службы яже ко мне.
 

Флп.2:28 с толкованием
Дал разуметь великость опасности, сказав: презрев душу свою. Ибо, конечно, узнав, что я в заключении и под многочисленною стражею, пришел, презрев опасность, и увидел меня. А сим, говорит Апостол, воздал долг за всех вас, что должны были сделать вы все, то сделал один. После сего обращает слово к обличению требовавших сохранения излишеств закона.