Глава 
2

Иак.2  с толкованием
показать остальные стихи главы...

18
Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою.

Иак.2:18  с толкованием

19
Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут.

Иак.2:19  с толкованием

20
Хощеши же ли разумети, о, человече суетне, яко вера без дел мертва есть?

Иак.2:20  с толкованием

21
Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник?

Иак.2:21  с толкованием

22
Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера?

Иак.2:22  с толкованием

23
И совершися Писание глаголющее: верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся.

Иак.2:23  с толкованием

24
Зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя?

Иак.2:24  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Иак.2:21
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание Святого Апостола Иакова

Иак.2

Глава 
2

Иак.2  с толкованием

Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвенник? Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера? И совершися Писание глаголющее: верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся.
 

Иак.2:21 с толкованием
Оба апостола приводят Авраама в подтверждение учения своего о вере. Один примером Авраама доказывает, что вера выше дел, а другой, что дела выше веры. Но выше сказано, что каждый принимает слова ("вера" и "дела") в своем значении и берет полезное для него в подтверждение своих мыслей. Впрочем, некоторые отцы понимали это таким образом: Авраам, удаленный временами, есть образ той и другой веры - и той, которая до крещения, которая не требует дел, а только одной веры, исповедания спасения и слова, которым оправдываемся мы, верующие во Христа; и той, которая после крещения и которая соединена с делами. Так Дух Святый, говоривший в них, оказывается не противоречащим Себе. Одна вера оправдывает приходящего одним только исповеданием, если он тотчас отрешился от жизни, ибо у него нет дел, но для него достаточно очищения через крещение, а другая требует выказывания добрых дел от уже крещенного. С этим согласен и Павел. В другом месте он говорит и учит, что вера после крещения требует усовершенствования через дела, когда говорит: не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовию (Гал.5:6). Но любовь для своей полноты требует много мудрости. Верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся - Авраам был образом оправдания через одну веру тогда, когда поверил и это вменилось ему в праведность (Быт.15:6), а образом оправдания через дела был он тогда, когда возложил сына на жертвенник, ибо он не только сделал дело, но и не отпал от веры относительно Исаака, что потомство его умножится, как звезды, но помыслил, что Бог воскресит его из мертвых (Евр.11:19). Подобным образом Павел свидетельствуется и Давидом, ибо Давид Духом Божиим знал, что некогда придет вера о Христе, почему говорит: блажен человек, которому Господь не вменит греха (Пс.31:2).