Глава 
4

Иак.4  с толкованием
показать остальные стихи главы...

2
Желаете, и не имате: убиваете и завидите, и не можете улучити: сваряетеся и борете, и не имате, зане не просите:

Иак.4:2  с толкованием

3
просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете.

Иак.4:3  с толкованием

4
Прелюбодее и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть, иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает.

Иак.4:4  с толкованием

5
Или мните, яко всуе Писание глаголет: к зависти желает дух, иже вселися в ны?

Иак.4:5  с толкованием

6
Болшую же дает благодать: темже глаголет: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать.

Иак.4:6  с толкованием

7
Повинитеся убо Богу, противитеся же диаволу, и бежит от вас.

Иак.4:7  с толкованием

8
Приближитеся Богу, и приближится вам: очистите руце, грешницы, исправите сердца ваша, двоедушнии:

Иак.4:8  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Иак.4:5
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание Святого Апостола Иакова

Иак.4

Глава 
4

Иак.4  с толкованием

Или мните, яко всуе Писание глаголет: к зависти желает дух, иже вселися в ны? Болшую же дает благодать; темже глаголет: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать.
 

Иак.4:5 с толкованием
Здесь употреблена фигура опущения - принятый обычаем оборот сокращенной речи. Апостол как бы так говорит: "Я собственными словами убеждал вас пользоваться своей мудростью правильно и неосужденно, чтобы вы по гордости не злоупотребляли ею, не подделывали и не извращали истинного учения. Если же вы желаете наставления и от Писания, то слушайте: Господь гордым противится. Если Он гордым противится (а мы противимся обыкновенно врагам), то, без сомнения, гордые должны быть причислены к врагам, ибо Писание напрасно, без основания или по зависти, не заповедует нам невозможного, но сильно желает, чтобы через его увещания вселилась в нас благодать. Поэтому если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом и получите благодать через возвышение от Него. Гордость есть надменная до крайности злоба, но отлична от самомнения. Гордость воздымается над подчиненными ей, а самомнение над тем, чего вовсе не существует. Отличается и скромность от смирения 5. Скромность или смирение, прямо противоположное гордости, есть великое благо. И так как то и другое бывает в нас по нашему произволению, то всякий, возвышающий себя по гордости, осужден уже и уничижается от Господа, тогда как того, кто сам уничижил себя по скромности, Он возвышает в свое время, ибо самое упражнение в смирении возводит приобретшего оное на духовную высоту. Иначе объясняет святой Кирилл. Если смерть вошла в мир через зависть диавола (Прем.2:24) и если Христос, по Писанию, вселился во внутреннего нашего человека (Еф.3:16-17), то вселился для того, чтобы упразднить смерть, происшедшую от зависти. Но Он не только это подает, но и большую благодать. Я, говорит Он, пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин.10:10). А что Бог вселился в нас по великой любви к нам, это ясно выразил пророк, когда сказал, что ни Ангел, ни посредник, но Сам Господь Той нас спасет (Ис.33:22), по любви к нам и попечению о нас. Как же Спаситель даровал и большую благодать? Низложив наветника нашего сатану, почему и прибавлено: [Бог] гордым противится. Ибо как не горд тот, кто возглашает: и вселенную всю обиму рукою моею яко гнездо (Ис.10:14)?
 


Примечания


Здесь чего-то недостает в подлиннике, а именно: речи о том, чем отличается скромность от смирения.