Глава 
1

Иоил.1  с толкованием

1
Слово Господне, иже бысть ко Иоилю сыну Вафуилеву.

Иоил.1:1  с толкованием

2
Слышите сия, старцы, и внушите, вси живущии на земли: аще быша сицевая во днех ваших или во днех отец ваших?

Иоил.1:2  с толкованием

3
О сих чадом своим поведите, а чада ваша чадом своим, а чада их роду другому:

Иоил.1:3  с толкованием

4
останок гусениц поядоша прузи, и останок пругов поядоша мшицы, и останок мшиц поядоша сиплеве.

Иоил.1:4  с толкованием

5
Утрезвитеся, пиянии, от вина своего и плачитеся: рыдайте, вси пиющии вино до пиянства, яко отяся от уст ваших веселие и радость.

Иоил.1:5  с толкованием

6
Понеже язык взыде на землю Мою крепок и безчислен: зубы его (якоже) зубы львовы, и членовныя его якоже львичища:

Иоил.1:6  с толкованием

7
положи виноград Мой в погубление и смоквы Моя в сломление: взыскуя обыска и и сверже, обели лозие его.

Иоил.1:7  с толкованием

8
Восплачися ко мне паче невесты препоясаныя во вретище по мужи своем девственнем.

Иоил.1:8  с толкованием

9
Извержеся жертва и возлияние из дому Господня: плачитеся, жерцы, служащии жертвеннику Господню,

Иоил.1:9  с толкованием

10
яко опустеша поля. Плачися, земле, яко пострада пшеница, и изсше вино, умалися елей,

Иоил.1:10  с толкованием

11
посрамишася земледелателе. Плачитеся, села, по пшенице и по ячмени, яко погибе обымание от нивы,

Иоил.1:11  с толкованием

12
виноград изсше, и смоквы умалишася: шипки, и финикс, и яблонь, и вся древа польская изсхоша, яко посрамиша радость сынове человечи.

Иоил.1:12  с толкованием

13
Препояшитеся и бийтеся, жерцы, плачитеся, служащии жертвеннику: внидите, поспите во вретищих, служащии Богу, яко отяся от дому Бога вашего жертва и возлияние:

Иоил.1:13  с толкованием

14
освятите пост, проповедите цельбу, соберите старейшины вся живущия на земли в дом Бога вашего и воззовите ко Господу усердно:

Иоил.1:14  с толкованием

15
увы мне, увы мне, увы мне в день! Яко близ есть день Господень, и яко беда от беды приидет:

Иоил.1:15  с толкованием

16
яко пред очима вашима пищи взяшася и от дому Бога вашего веселие и радость.

Иоил.1:16  с толкованием

17
Вскочиша юницы у яслей своих, погибоша сокровища, раскопашася точила, яко посше пшеница.

Иоил.1:17  с толкованием

18
Что положим себе? Восплакашася стада волов, яко не бе пажити им, и паствы овчия погибоша.

Иоил.1:18  с толкованием

19
К Тебе, Господи, возопию, яко огнь потреби красная пустыни, и пламень пожже вся древа польская,

Иоил.1:19  с толкованием

20
и скоти польстии воззреша к Тебе, яко посхоша источницы воднии, и огнь пояде красная пустыни.

Иоил.1:20  с толкованием

Толкования на главу Иоил.1
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Иоиля

Иоил.1

Глава 
1

Иоил.1  с толкованием

1
Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилеву. Иоиль пророчествует об Ассириянах и Вавилонянах во время четырех царей их, которых представляет под образом четырех казней египетских. Одно зло служит образом другого подобного ему зла. На Египет насылаемы были саранча и другие язвы; а здесь один за другим следовали цари.

Иоил.1:1  с толкованием

4
Останок гусениц поядоша прузи крылатые, налетевшие на синагогу израильскую; ибо в землю израильскую вторгались разные войска из Ассирии и из Вавилона, под предводительством четырех вождей. Первый вторгся Феглаффелассар, это - гусеницы; второй - Салманассар, это - прузи крылатые; третий - Сеннахирим, это - мшицы; четвертый - Навуходоносор, это - сиплеве. Посему, смысл пророчества таков: останок гусниц, то есть оставленное Феглаффелассаром, поядоша прузи, то есть Салманассар; останок пругов поядоша мшицы, то есть Сеннахирим, и останок мшиц поядоша сиплеве, то есть Навуходоносор.

Иоил.1:4  с толкованием

5
Утрезвитеся пиянии, и плачитеся: рыдайте вси пиющии вино. Таинственный смысл слов сих тот, что у людей грешных отъемлется божественная радость, представленная здесь под образом вина.

Иоил.1:5  с толкованием

6
Язык взыде на землю Мою; это - Сеннахиримово войско; оно напало на самые укрепленные города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в пустыню.

Иоил.1:6  с толкованием

7
Положи виноград Мой в погубление, и смоквы Моя в сломление. Виноград есть образ синагоги, а смоквы - тайна всего человечества.

Иоил.1:7  с толкованием

8
Восплачися, как невеста препоясанная во вретище по мужи своем девственнем. Бывает иногда, что, при вступлении в брачный чертог новобрачной, жених поражается болезнью, страдает день или два, и умирает, не познав ее.

Иоил.1:8  с толкованием

10
Изсше вино, погибли маслины.

Иоил.1:10  с толкованием

11
Посрамишася земледелатели, возрыдали виноградари. Много трудились над возделыванием нивы сердец человеческих духовные земледелатели: но сие не принесло плода.

Иоил.1:11  с толкованием

12
Древа изсхоша, потому что не приняты наставления учителей, и не послужили в пользу слушающим.

Иоил.1:12  с толкованием

11
Посрамишася земледелатели, и нет Пророка. Земледелателями, виноградарями и другими именами называет Пророк язычников, Иудеев, и другие народы, которые не приняли Христова благовествования, исполняющего жизни, радости и благой надежды, по своей же лукавой воле пошли во тьму кромешнюю к червю неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным древом Пророк именует древо жизни, - святой крест, принесший роду человеческому плод нетления.

Иоил.1:11  с толкованием

17
Голодными стоят юницы у яслей своих, погибоша житницы, раскопашася точила; потому что, при наступлении голода, прекратились десятины и жертвоприношения.

Иоил.1:17  с толкованием

13
Отъяся от дому Господня семидал и возлияние. Словами: отъяся семидал, Пророк означает, что утратилась чистота нравов; а словами: отъяся возлияние, дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения по недостатку духовного разумения.

Иоил.1:13  с толкованием

18
Паствы овчия погибоша, восплакашася стада волов, стада овец погибли, яко не бе пажити им. Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое сено истощилось, и нет новой травы. Сие-то было, как с Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в сие время Вавилоняне осадили Иерусалим, опустошили все окрестности), - так и с обоими царствами израильскими во дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и другое царство во время царей своих Салманассара и Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол самарийский, а второй много бедствий причинил Иудее. В таинственном же смысле воздыхание волов означает воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения сынов Божиих; ибо божественный Павел говорит, что тварь повинуся суете неволею (Рим.8:20). А что Пророк говорит о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и виноградари и погибал скот, тем изображается еще более жестокий глад, пред пришествием Господа нашего мучивший все человечество по скудости небесного хлеба, и наконец утоленный и прекращенный евангельскою проповедью.

Иоил.1:18  с толкованием