Глава 
3

Кол.3  с толкованием

1
Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос о десную Бога седя:

Кол.3:1  с толкованием

2
горняя мудрствуйте, (а) не земная.

Кол.3:2  с толкованием

3
Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе:

Кол.3:3  с толкованием

4
егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе.

Кол.3:4  с толкованием

5
Умертвите убо уды вашя, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение,

Кол.3:5  с толкованием

6
ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления.

Кол.3:6  с толкованием

7
В нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них.

Кол.3:7  с толкованием

8
Ныне же отложите и вы та вся: гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших:

Кол.3:8  с толкованием

9
не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его

Кол.3:9  с толкованием

10
и облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его,

Кол.3:10  с толкованием

11
идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос.

Кол.3:11  с толкованием

12
Облецытеся убо якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиреномудрие, кротость и долготерпение,

Кол.3:12  с толкованием

13
приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы.

Кол.3:13  с толкованием

14
Над всеми же сими (стяжите) любовь, яже есть соуз совершенства:

Кол.3:14  с толкованием

15
и мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во едином теле: и благодарни бывайте.

Кол.3:15  с толкованием

16
Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви.

Кол.3:16  с толкованием

17
И все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца Тем.

Кол.3:17  с толкованием

18
Жены, повинуйтеся своим мужем, якоже подобает о Господе.

Кол.3:18  с толкованием

19
Мужие, любите жены вашя, и не огорчайтеся к ним.

Кол.3:19  с толкованием

20
Чада, послушайте родителей (своих) во всем: сие бо угодно есть Господеви.

Кол.3:20  с толкованием

21
Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают.

Кол.3:21  с толкованием

22
Раби, послушайте по всему плотских господий (ваших), не пред очима точию работающе аки человекоугодницы, но в простоте сердца, боящеся Бога.

Кол.3:22  с толкованием

23
И всяко, еже аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком,

Кол.3:23  с толкованием

24
ведяще, яко от Господа приимете воздаяние достояния: Господу бо Христу работаете.

Кол.3:24  с толкованием

25
А обидяй восприимет, еже обиде: и несть лица обиновения.

Кол.3:25  с толкованием

Толкования на главу Кол.3
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к колоссянам

Кол.3

Глава 
3

Кол.3  с толкованием

1
Итак, если вы совоскресли с Христом в вере, то горняго ищите, то есть мудрствуйте о духовном, - где Христос возседает одесную Бога, туда да будут устремлены умы ваши, а не к земному закону.

Кол.3:1  с толкованием

3
Ибо вы умерли для мирского покоя, и жизнь ваша сокрыта во Христе у Бога, то есть ваша тайная жизнь сокрыта во Христе.

Кол.3:3  с толкованием

4
Когда Христос явится, жизнь ваша, тогда и вы явитесь в славе Его, которую Он обещал вам в первое Свое пришествие.

Кол.3:4  с толкованием

5
Итак умертвите члены ваши, очевидно тело ветхого человека вашего, каковы суть: блуд, нечистота и страсти печальные похоти злой, и прочее.

Кол.3:5  с толкованием

6
Ибо ради них грядет гнев Божий в конце.

Кол.3:6  с толкованием

7
И вы также не чужды были тех же самых грехов, но и вы некогда добровольно вращались в них, когда жили в них всех.

Кол.3:7  с толкованием

8-9
Теперь же отложите вы ветхое человечество с делами его.

Кол.3:8  с толкованием

10
И облекитесь в новое, которое обновляется чрез крещение и делается безгрешным по подобию образа Создателя его.

Кол.3:10  с толкованием

11
Где нет Иудея, ни язычника, ни обрезания, ни необрезания, ни Грека, ни варвара, ни господина, ни раба. Что же это такое, где нет всего этого? Ничто иное, как крещение и царство небесное. Однако же в каждом из них все во всем вообще Христос есть.

Кол.3:11  с толкованием

12
Посему облекитесь и бодрствуйте, как святые и избранные для крещения, в милосердую любовь, кротко прощайте друг друга.

Кол.3:12  с толкованием

13
Охотно давайте за то, что прежде получили вы сами.

Кол.3:13  с толкованием

16
И слово Христово да вселяется в вас богато также и для научения других. А также будьте исполнены благодатной любви к благословению, то есть полные благодати да восхваляют они Бога в сердцах своих.

Кол.3:16  с толкованием

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание колоссянам Святого Апостола Павла

Кол.3

Глава 
3

Кол.3  с толкованием

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном.
 

Кол.3:1 с толкованием
Сказав: быв погребены с Ним, именно чрез крещение, и дав понять об умалчиваемом, то есть, что и воскресли с Ним (ибо крещение как смерть изображает чрез погружение в воду, так и воскресение чрез поднятие из воды), теперь он убеждает и в том, что если вы воскресли со Христом, то после этого должны находиться на высоте, там, где и Он, где нет наблюдений, должны помышлять о небесном. Ибо эти наблюдения относительно пищи и дней - земные и телесные и не имеют ничего возвышенного и духовного; так как они суть заповеди земных людей. И не удовольствовался тем, что сказал: горнего и где Христос, но прибавил: сидит одесную Бога, для того, чтобы еще больше отклонить наш ум от земного.
 


Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
 

Кол.3:3 с толкованием
С той и другой стороны побуждает их не искать здешнего, - и из смерти, и из жизни. Умерли, говорит, вы тому, что есть долу; почему и не должно искать этого. Опять жизнь ваша, говорит, горе есть; и так горнее и мудрствуйте. Апостол стремится показать, что они пребывают горе и живут иной жизнью, которая в Боге и невидима для очей телесных. Не является Христос; значит, и жизнь ваша еще не наступила на небе. Посему, к чему искать видимого? Этим он подготовляет их, чтобы перейти тотчас к нравственному учению. Таков обычай у него, - научивши одному, переходит к другому. Так он делает, например; в Послании к Коринфянам: говоря о тех, которые предваряли трапезу, он вдруг перешел к преданию тайн.
 


Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
 

Кол.3:4 с толкованием
Во второе пришествие явится всем Христос как Бог, грядущий во славе, со ангелами. Ныне Он настолько сокровен, что даже имя Его осуждают. Тогда явитесь и вы, и не просто, но во славе. Посему того дня ищите, а не этого: стремитесь к той жизни. Ибо тогда наступит для вас истинная жизнь. Нынешняя же жизнь есть смерть, так как и состоит из тления, из течения вперед и обратно. Поэтому не ищите здесь почестей и славы; ибо там ваша слава. Жемчужина сокрыта, пока она в раковине, а когда разобьют раковину, блестит на славу. Так и мы, пока находимся в этом тленном теле, должны жить сокровенно, чуждаясь славы. Когда же сие тленное будет разрушено, тогда наступит и наша слава, если мы окажемся достойными ее по своим делам.
 


Итак, умертвите земные члены ваши.
 

Кол.3:5 с толкованием
Не сказал: отбросьте, но: умертвите, так чтобы они уже не воскресли. Земными членами, вероятно, называет телесные наши члены: если они не содействуют приобретению небесного, то земные, а если совершается чрез них небесное, то они уже не земные, подобно тому, как и мы являемся как бы неземными, если не видим и не слышим ничего дурного. Может быть, под земными членами разумеются совершаемые телесными нашими членами грехи, которые остаются на земле и тут же погибают, тогда как члены тела, хотя и от земли, однако не останутся навсегда на земле и не истлеют, но по воскресении получат нетление. Но почему, сказав выше: вы погребены со Христом и совлеклись тела греховного плоти, теперь опять говорит: умертвите ? Потому, что первое умерщвление было даром крещения, отъявшим сущий в нас первородный грех; а теперь предлагаемое умерщвление есть дело и произволения нашего, состоящее в том, чтобы заглаждать грехи, бывающие после крещения, более же в том, чтобы даже не позволять им оживать в нас, подсекая зарождение их посредством умерщвления плотского мудрования. Это подобно тому, как если бы кто-нибудь, обновив загрязненную медную статую и придав ей снова блеск, просил владельца этой статуи тщательнее очищать ее от ржавчины, - не от той, которую он уже счистил, но от той, которая покажется после.
 


Блуд.
 

Кол.3:5 с толкованием
Вот он объясняет, какие это члены. И прежде всего упоминает блуд, потому что эта страсть имеет самую большую силу.
 


Нечистоту, страсть.
 

Кол.3:5 с толкованием
Оставляет в отдельности говорить о том, о чем неприлично сказать; и словами: нечистота и страсть дает видеть все виды постыдных, смешений. Ибо действительно страсть есть неистовство тела, подобно горячке, или ране, или другой болезни.
 


Злую похоть.
 

Кол.3:5 с толкованием
Вот опять он сказал вообще обо всем; ибо все - похоть злая. Но есть желание и хорошее, которое выражает стремление к Богу и к делам божественным, по которому и Даниил был мужем желаний (Дан.5:32).
 


И любостяжание, которое есть идолослужение.
 

Кол.3:5 с толкованием
Первенец злой похоти есть любостяжание. Его назвал идолопоклонством, поскольку оно есть служение серебру и золоту. Идолы язычников серебро и золото (Пс.113:12).
 


За которые гнев Божий грядет на сынов противления.
 

Кол.3:6 с толкованием
Гнев будущий и в настоящем веке часто наказывает таких. Сынами противления называет их, лишая всякого снисхождения, и показывая, что они пребывают в страстях не по неведению, но по упорству (εξ απείθειας), которому так предались, что будто усыновили себя ему, от него прияв отличительные и характеристические себе черты.
 


В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
 

Кол.3:7 с толкованием
Это слово не без похвалы, потому что ныне они уже не живут в похотях; но было время, когда жили, ибо были язычниками.
 


А теперь вы отложите все.
 

Кол.3:8 с толкованием
Как же это? Только что сказал: некогда обращались, показав тем, что уже не живут так, и вдруг опять говорит: отложите все! Как им отложить то, чего уже не имеют? На это можно ответить, что сказанное - некогда обращались - служит к уразумению того, что теперь говорится. Ибо этим внушается, что некогда, то есть прежде крещения, властвовал в вас грех, обладал всею вашею жизнью и тиранствовал над вами, и свобода от страстей для вас была невозможна; ныне же, когда чрез крещение грех в вас умерщвлен, для вас стало удобным отлагать страсти, как одежду. И нельзя вам выставлять в предлог, что живете под властью греха и страстей: ибо вы умерли для них.
 


Гнев, ярость, злобу.
 

Кол.3:8 с толкованием
Злобой называет злопамятство, которое некоторые называли огорчением, когда кто держит в себе злобу на другого, как бы отомстить.
 


Злоречие.
 

Кол.3:8 с толкованием
Это о бранчивых речах говорит апостол.
 


Сквернословие уст ваших.
 

Кол.3:8 с толкованием
Выразительно сказал: уст ваших, ибо уста ваши освящены приобщением тела Господня. Потому крайне неуместно вам осквернять злоречием и сквернословием уста, приемлющие Христа Господа.
 


Не говорите лжи друг другу.
 

Кол.3:9 с толкованием
Вы облеклись во Христа, сказавшего: Я есмь истина (Ин.14:6). Как же теперь облачать вам себя другой формой одежды, формой лжи? Тогда явно будет, что вы скидываете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертой истины.
 


Совлекшись ветхого человека с делами его.
 

Кол.3:9 с толкованием
Почему он, назвав члены, тело и человека, растленной жизнью, опять то же самое называет добродетельным? Чтобы показать, что свобода в человеке важнее сущности, что мы называемся скорее по ней, а не по сущности. Ибо Писание называет лошадьми, собаками и лисицами тех, которые по своей воле уподобились этого рода животным. И в геенну или Царствие Божие вводит нас свобода, а не сущность. Итак, ветхим человеком называет развращенное произволение. Посему и добавил: с делами, разумея свободу и ее дела. Назвал ветхим, желая показать его гнусность, безобразие и слабость. Смотри, как он составил члены ветхого человека: мысль его состоит из лжи, сердце - из ярости, уста - из лжи и злословия, глаза и прикрытые члены - из блуда, печень - из худого пожелания, руки - из любостяжания.
 


И облекшись в нового, который обновляется в познании.
 

Кол.3:10 с толкованием
Новый человек есть произволение по Богу, не стареет, но все больше и больше расцветает и разрастается познанием Бога и вещей божественных, всегда и всегда являясь юнеющим и, однако, тем более крепнущим, чем полнейшее стяжает ведение и чем большего сподобляется.
 


По образу Создавшего его.
 

Кол.3:10 с толкованием
То есть Христа. Христос не приходил в старость, но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, прекраснее сынов человеческих (Пс.44:3). Ибо не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает от прекрасного образа жизни.
 


Где нет ни Еллина, ни Иудея.
 

Кол.3:11 с толкованием
То есть прозелита и иудея из знатного рода.
 


Ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
 

Кол.3:11 с толкованием
Вот и еще похвальное отличие нового во Христе человека, что в нем не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, все есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать, - все вы - один Христос, будучи телом Его.
 


Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные.
 

Кол.3:12 с толкованием
Этим словом показывает легкость добродетели: ибо как легко надеваем одежду, так удобно может воспринять и добродетель, но добродетель должно иметь непрестанно, и пользоваться ею, как величайшим украшением: не имеющий ее безобразен. Увещание соединено с похвалой, и чрезмерной. Ибо были, говорит, святые, но не избранные и не возлюбленные, а вы все это имеете.
 


В милосердие.
 

Кол.3:12 с толкованием
Не сказал: облекитесь в сострадание, но в милосердие. Это для того, чтобы не унизить тех, которые достойны сожаления, а вместе с тем и показать, что снисходить к ним нужно по внутреннему расположению, не так, как братья к братьям, а как отцы к детям. Для того чтобы ты не сказал, что брат согрешил, апостол и говорит: требую от тебя вседушного милосердия - σπλάγχνα.
 


Благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
 

Кол.3:12 с толкованием
Кто облекся, говорит он, в милосердие, у того сами собой являются и все прочие добродетели. Ибо какой отец не добросердечен к сыну и не смиренномудрствует, без споров доставляя ему все? - И заметь, какой прекрасный во всем этом порядок! Благость, порожденная милосердием, рождает смиренномудрие, ибо кто добросердечен, тот и смиренномудр. От смиренномудрия - кротость, ибо гордый и гневлив. От кротости - долготерпение, которое есть великодушие.
 


Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу.
 

Кол.3:13 с толкованием
Снисходя (άνεχόμενοι) - то же, что носяще (βασάζοντες) друг друга, - ты его, а он тебя. Не судите со строгостью о недостатках и падениях друг друга, но, считая их малостями, пропускайте без внимания. И смотри, как сам он показал ничтожность их, назвав жалобой.
 


Как Христос простил вас, так и вы.
 

Кол.3:13 с толкованием
Павел, как всегда, увещевает их примером Христа. Выше он показал, что нужно считать взаимные недостатки ничтожными, назвав их жалобой ; но когда привел в пример Христа, убеждает все прощать одинаково, даже и важные прегрешения, хотя бы мы были благодетелями оскорбляющих нас, хотя бы мы были люди великие, а они незначительные. И не это только, но и умереть и после смерти благодетельствовать, подобно тому, как и Христос благодетельствует нам и после смерти. Союз как требует именно такого понимания.
 


Более же всего облекитесь в любовь.
 

Кол.3:14 с толкованием
Так как можно угождать друг другу не из чистой любви, а только по виду и лицемерно, то он показывает путь, каким мы можем достигнуть истинного благоугождения. Иной бывает и кроток, и смиренномудр, и однако не с любовью. Поэтому и говорит: более же всего облекитесь в любовь.
 


Которая есть совокупность совершенства.
 

Кол.3:14 с толкованием
Все вышеперечисленные добродетели любовь скрепляет своим присутствием. Когда же любви нет, все исчезает и в действительности ничего более не оказывается, как лицемерие. Ибо как в доме, если бы не было перекладин, обыкновенно называемых связями, или если бы в теле не было связок, - то все остальное было бы бесполезно: так точно и любовь соединяет все, способствующее к совершенству, и без нее нет совершенства; хотя, казалось бы, кто имеет его, но это вовсе не совершенство.
 


И да владычествует в сердцах ваших мир Божий.
 

Кол.3:15 с толкованием
Часто мы бываем обижены кем-нибудь, и в нас тогда борются два помысла, из которых один побуждает к отмщению, а другой к долготерпению. Если в тебе мир Божий стоит раздаятелем наград, то есть судьей и мздовоздаятелем, то он дает награду тому помыслу, который повелевает перенести, а другой заставит смолкнуть. Итак, мир Божий да будет в вас раздаятелем наград, а не гнев, ни любопрение, ни человеческий мир: ибо человеческий мир происходит из отмщения и возмездия. Но мир Божий, постоянный и ненарушимый, заключается не ради какого-нибудь мирского блага, подобно тому как и в отношении к нам мир Божий заключен не ради каких-нибудь заслуг, а просто по милосердию и любви Он уничтожил существовавшую против нас вражду. Зачем же, напомнив о любви, он опять начинает рассуждать о мире? Казалось бы, это лишнее увещание, так как в любви заключается уже и мир. Для того, может быть, это сказано, что часто и друг обвиняет своего друга, и от излишней любви нередко возникают споры, обиды и столкновения. Не этого, говорит, я хочу, но с любовью имейте мир Божий, который все устрояет и все решает.
 


К которому вы и призваны в одном теле.
 

Кол.3:15 с толкованием
То есть Христос, призывая нас к миру, соделал нас единым телом, Сам став Главой. Ибо для чего другого мы - одно тело, как не для того, чтобы, будучи друг другу членами одного тела, хранили мир между собой, и не разделялись? Или потому, что вы призваны к миру, то есть удостоены чрез мир бесчисленных благ. Ибо если бы мы не примирились с Богом, то не были бы и призваны к тому, что бы быть Его рабами и участниками Его благ.
 


И будьте дружелюбны.
 

Кол.3:15 с толкованием
Дружелюбным бывает тот, кто таким же образом поступает в отношении к сорабам, как Бог - в отношении к нему. Исповедующий благодать Божию и Бога благодарящий за то, что отпущены ему грехи, не станет мстить тому, кто не оправдывал его самого, и наоборот, отмщающий, очевидно, не помнит, какое сам великое получил благодеяние в прощении грехов, подобно получившему отпущение десяти тысяч талантов и не хотевшему отпустить ста динариев (Мф.18:24). Итак, будем благодарны за все, чтобы и от кого бы мы ни потерпели, - и получим венец мученичества.
 


Слово Христово да вселяется в вас обильно.
 

Кол.3:16 с толкованием
Показывает путь, каким мы можем быть благодарны. Ибо если вселится в вас слово Христово, то есть Его учение, догматы, убеждения, которыми Он учил нас презирать настоящую жизнь и здешние блага, то мы не уступим никаким затруднениям, напротив, мужественно перенося все, будем благодарны за все, чтобы ни случилось с нами. Не просто сказал: да будет в вас, но: да вселяется и обильно. Если мы будем богаты в познании Писаний, то равнодушно перенесем все несчастия, подобно тому как и богач может перенести потерю в деньгах.
 


Со всякою премудростью.
 

Кол.3:16 с толкованием
То есть во всякой добродетели. Мудростью называет добродетель, подобно как грех Давид называет безумием: сказал безумец в сердце своем (Пс.13:1), и: смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс.37:6).
 


Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями.
 

Кол.3:16 с толкованием
Так как чтение требует труда и скоро утомляет, то в руководство он указал им не на повествования, а на псалмы, для того, чтобы вместе с пением увеселять душу и не замечать трудов. Вслед за псалмами, он поставил песни (τους "ύμνους), как нечто более совершенное. Петь псалмы - дело человеческое, петь же песни (ύμνεΐν) - ангельское.
 


Во благодати воспевая.
 

Кол.3:16 с толкованием
Вместо выражения: с радостью и наслаждением духовным. Ибо, как человеческие песни имеют целью доставить наслаждение, хотя и не духовное, так божественные - доставить наслаждение духовное. Или: чтобы от духовного дара, получить то, что они поют.
 


В сердцах ваших Господу.
 

Кол.3:16 с толкованием
Не просто устами, но в сердцах, то есть со вниманием. Ибо это значит петь Богу, тогда как то - петь на воздух. Иначе: в сердцах - не напоказ. Будь ты хоть на торговой площади, можешь петь про себя, не будучи никем слышим.
 


И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа 8.
 

Кол.3:17 с толкованием
Ешь ли, пьешь ли, отправляешься ли в путь, - все делай во имя Божие, то есть Его призывай на помощь, к Нему прежде всего обращайся с молитвами, и таким образом принимайся за дела. Имя Божие прогоняет демонов, не облегчит ли и твои труды? Или вот что говорит: призывайте Господа Иисуса, а не вводите ангелов.
 


Благодаря через Него Бога и Отца.
 

Кол.3:17 с толкованием
Если призываем Сына, чрез Него призываем и Отца. Если благодаришь Сына, чрез Него благодаришь и Отца. Или, как нас самих Сын привел к Отцу, так и нашу благодарность приносит к Отцу, будучи посредником для нас во всех благах.
 


Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
 

Кол.3:18 с толкованием
Почему Павел повелевает это не во всех посланиях, а в этом и еще в посланиях к Ефесянам, к Тимофею и Титу? Вероятно потому, что в этих городах были разногласия такого рода. Или потому, что Церковь здесь была тверда, и все прочее было хорошо, а об этом спорили. В посланиях к другим церквам, нуждающимся в раскрытии более высоких догматов, необходимо было писать об этих догматах, этих же наставлений не было нужды касаться. Послание к Колоссянам в этом отношении весьма сходно с Посланием к Ефесянам. Что значит: в Господе ? Это поставлено вместо: повинуйтесь ради Господа. Ибо я требую не одного только подчинения по природе (последнее ясно из слов: как прилично, то есть как и следует), но преимущественно ради Бога.
 


Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
 

Кол.3:19 с толкованием
Смотри, как он внушает свойственное каждому полу: женам - подчинение, мужьям - любовь. Ибо любовь не так требуется от подчиненного к начальнику, как со стороны начальника к подчиненному. Жена, вследствие того, что ее любят, и сама взаимно отплачивает любовью. Когда же она подчиняется мужу, этим воздает ему должное. Но так как случается, что и при любви человек огорчается (вражда же с любимыми лицами особенно бывает горька), поэтому он и говорит: не будьте к ним суровы. Ибо в действительности от великого огорчения происходит то, что иной восстает против своего члена.
 


Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
 

Кол.3:20 с толкованием
Опять говорит: Господу (Κυρίω). Апостол желает, чтобы мы делали это не по одной природе, но и потому, что так угодно Богу, чтобы награду мы получили как делающие для Бога. Обращая речь к детям благочестивых родителей, сказал: во всем, так как отцам нечестивым не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они насильно начнут влечь в свое нечестие.
 


Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
 

Кол.3:21 с толкованием
То есть не все, что они делают, преследуйте с горечью. Иное надо пропускать без внимания, чтобы не сделать их противоречивыми и не подвергнуть их унынию. Смотри, какая мудрость; как преклоняет он сердце родителей, и как влечет утробы их, говоря: дабы они не унывали. Ибо вся забота у отцов о том, чтобы дети не унывали.
 


Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти.
 

Кол.3:22 с толкованием
Тотчас приводит и законное основание послушания, именно имя раба. Но, чтобы не опечалить их, прибавляет: господам вашим по плоти. Ибо лучшее твое, говорит, душа свободна; рабство же временно. Поэтому лучше подчини и свою душу, чтобы рабство было добровольное.
 


Не в глазах только служа им, как человекоугодники.
 

Кол.3:22 с толкованием
Сделай, говорит, так, чтобы рабство по требованию закона было рабством из страха пред Христом. Ибо когда ты верно исполняешь свои обязанности без надзора господина, ясно что исполняешь пред Очами Божиими. Если же ты исполняешь только в присутствии господина, тогда ты человекоугодник. А будучи таким, ты повредишь самому себе: "ибо разсыплет Бог кости человекоугодников" (Пс.53:6).
 


Но в простоте сердца, боясь Бога.
 

Кол.3:22 с толкованием
Бояться Бога значит не делать ничего худого и тогда, когда нас никто не видит. Простота сердца в том и состоит, чтобы не смотреть на людей. Следовательно, человекоугодник поступает не в простоте сердца.
 


И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков.
 

Кол.3:23 с толкованием
Желает, чтобы они были свободны не только от притворства, но и беспечности. Или лучше, вместо рабов делает их свободными, если они не имеют нужды в надзоре со стороны господ. Выражение от души значит делать с благорасположением, не с рабской необходимостью, а свободно и добровольно.
 


Зная, что в воздаяние от Господа получите наследие.
 

Кол.3:24 с толкованием
Господа не часто делают рабов наследниками, хотя бы они безмерно хорошо служили им. Но Господь несомненно даст вам в воздаяние наследие на небесах, если будете хранить благорасположение к господам.
 


Ибо вы служите Господу Христу.
 

Кол.3:24 с толкованием
Ибо Он установил этот порядок и подчинение. А что вы работаете Христу, ясно из того, что Он наш мздовоздаятель.
 


А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
 

Кол.3:25 с толкованием
Раб, несправедливо поступающий в отношении к господину своему или тем, что нерадиво работает, или тем, что расхищает, господское добро, получит от Бога наказание. Ибо нелицеприятен Бог, чтобы помиловать раба, как слабейшую часть, когда и в законе Он повелел не делать неправды на суде (Лев.19:15). Или так: раб-христианин, не оправдывающий господина-эллина, пусть не думает, что избежит осуждения. Ибо нелицеприятен Христос, чтобы грех его против господина-эллина оставить ему потому только, что он христианин. Впрочем, хотя, как кажется, к рабам говорит апостол, что нет лицеприятия у Бога, но господа должны принимать эти слова, как очень подходящие к ним.
 


Примечания


Слово Христа в тексте блж. Феофилакта пропущено.

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 01.03.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к колоссянам

Кол.3

Глава 
3

Кол.3  с толкованием

Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, не земная.
 

Кол.3:1 с толкованием
Со Христом приобщились вы воскресения, а Он выше всех, со Отцем сопребывая на небесах; посему подражайте горнему житию.
 


Умросте бо, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе: егда же Христос явится, живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе.
 

Кол.3:3 с толкованием
Мертвы вы стали для жизни настоящей, потому что со Христом спогреблись в крещении, прияли же надежду воскресения. Ибо сие значит сказанное: живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Как скоро Он воскрес, воскрешены и все мы, но еще не видим действительного события, тайна же воскресения нашего в Нем сокрыта. Посему, когда вторично явится, тогда улучим воскресение, насладимся бессмертною жизнию. Весьма кстати Апостол выразился о Христе: явится, ибо и для вас Он невидим, а неверным совершенно неведом. То же выражение употребил и о нас; говорит: явитеся в славе; потому что в уповании имеем обетование благ, а тогда неведомое ныне будет явно. А поелику Апостол отверг подзаконные наблюдения, то, чтобы не подумали, что небоязненно можно грешить, по необходимости и об этом предлагает мудрые наставления.
 


Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение.
 

Кол.3:5 с толкованием
Сие Апостол назвал телесными удами, потому что чрез них возбуждаются сии страсти. Потому-то выразился с ограничением, не сказал: уды ваша, но присовокупил: яже на земли, то есть наклонность мыслей к худшему. И как бы так говорит Апостол: Тело да не приводит в действенность греха. Лихоимство же назвал идолослужением, потому что Спаситель нарек господином маммону (Мф.6:24), научая, что поработившийся страсти любостяжания чтит богатство, как Бога.
 


Ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления.
 

Кол.3:6 с толкованием
Апостол по необходимости присовокупил и угрозу наказанием.
 


В нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них.
 

Кол.3:7 с толкованием
Так и в Послании к Коринфянам сказал: И сими нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся, но правдистеся, и так далее (1Кор.6:11).
 


Ныне же отложите и вы вся.
 

Кол.3:7 с толкованием
Потом говорит, что именно:
 


Гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших: не лжите друг на друга.
 

Кол.3:8 с толкованием
Так объяснив, что назвал телесными удами, показывает и самое тело, уды которого составляет все это.
 


Совлекшеся ветхаго человека с деяньми его.
 

Кол.3:9 с толкованием
Ветхим человеком назвал прежний образ жизни. Ибо говорит: в нихже и вы иногда ходисте, егда живясте в них. Сего-то ветхого человека совлеклись вы в крещении.
 


И облекшеся в новаго, обновляемаго в разум по образу Создавшаго его.
 

Кол.3:10 с толкованием
Ибо в начале Бог всяческих сотворил нас и напечатлел в нас точные черты Божия образа, которые повредил грех. Сие говорил Апостол и в Послании к Римлянам: ихже предуведе, и предустави сообразных быти образу Сына Своего (Рим.8:29), и в Послании к Филиппийцам: Иже преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп.3:21).
 


Идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар, Скиф, раб, свободь, но всяческая и во всех Христос.
 

Кол.3:11 с толкованием
Апостол от образа обратил речь к первообразу. Ибо, рассуждая о всесвятом крещении, изображает нам житие в будущей жизни. В ней нет ни малой подобной разности, но, по прекращении греха, во всех совершается Божия воля. Сие и сказал Апостол: всяческая и во всех Христос. Так говорит и в Послании к Коринфянам: да будет Бог всяческая во всех (1Кор.15:28). Посему в будущей жизни облечемся в совершенно нового человека, потому что избавимся в оной от тления и облечемся в нетление, в крещении же совершаем прообразование будущей жизни.
 


Облецытеся убо яко избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение.
 

Кол.3:12 с толкованием
Потом совет сей подтверждает примером.
 


Якоже и Христос простил есть вам, тако и вы.
 

Кол.3:12 с толкованием
Взирайте на человеколюбие Владыки; сколь многих грехов оставление даровал вам? Посему подражайте Владыке, и каждый да прощает согрешения, соделываемые против него братом.
 


Над всеми же сими любовь, яже есть соуз совершенства.
 

Кол.3:14 с толкованием
Ибо она — и хранительница, и споспешница прочих заповедей. И как связи придают крепость зданиям, так она доставляет совершенство и соединяет члены тела.»
 


И мир Божий да водворяется (βραβευέτω) в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле.
 

Кол.3:15 с толкованием
Из всех вас призвавший вас Бог составил одно тело; посему не раздробляйте его. Но если кто испытает от кого-либо что-нибудь скорбное, да содержит в сердце мир, который и определяет и раздает награды за подвиги, и приводит в угодное Богу единомыслие.
 


И благодарни бывайте.
 

Кол.3:15 с толкованием
Самими делами свидетельствуйте благодарность свою Владыке.
 


Слово Божие (Христово) да вселяется в вас богатно, во всяцей премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердце вашем Господеви.
 

Кол.3:16 с толкованием
Непрестанное поучение словесам Божиим предписывает и ветхий закон. Ибо сказано: поучайся о них седяй, и востая и лежа и идый путем (Втор.6:7). То же повелевает и божественный Апостол, а именно: хранить всегда в душе учение Христово, песнословить Христа и освящать язык духовными песнями. А сие: в сердце, значит: не устами только.
 


И все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса, благодаряще Бога и Отца Тем.
 

Кол.3:17 с толкованием
Поелику они повелевали чествовать Ангелов, то Апостол повелевает противное сему, а именно: и слова и дела украшать памятованием Владыки Христа, и говорит: Тем, а не чрез Ангелов, воссылайте благодарение Богу и Отцу. Сему-то следуя закону и желая уврачевать старую болезнь, и Собор Лаодикийский узаконил не молиться Ангелам и не оставлять Господа нашего Иисуса Христа. После сего уже Апостол предлагает наставления частные.
 


Жены, повинуйтеся своим мужем, якоже подобает, о Господе.
 

Кол.3:18 с толкованием
Поелику случалось и благочестивым женам вступать в брак с злочестивыми, то по необходимости сделал ограничение. Ибо сказал: о Господе, то есть как повелевает закон Господень.
 


Мужие, любите жены ваша и не огорчайтеся к ним.
 

Кол.3:19 с толкованием
Женам предписал законом покорность, а мужьям любовь, повелевая обходиться с женами кротко, как с собственными своими членами.
 


Чада, послушайте родителей во всем: сие бо угодно есть Господеви.
 

Кол.3:20 с толкованием
Ибо сие повелел в законе Своем Бог.
 


Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают.
 

Кол.3:21 с толкованием
И вам надлежит не оскорблять детей, но что только прилично делать и в их угождение.
 


Раби, послушайте по всему плотских господий.
 

Кол.3:22 с толкованием
Апостол показал, что душа свободна и только тело подлежит рабству.
 


Не пред очима точию работающе аки человекоугодницы, но в простоте сердца, боящеся Бога.
 

Кол.3:22 с толкованием
С надлежащим благомыслием служите господам без всякого злонравия. Объясняя же сие: не пред очима точию работающе, Апостол присовокупил:
 


И всяко, еже аще что творите, от души делайте.
 

Кол.3:23 с толкованием
И чтобы соделать их еще более усердными, прибавил:
 


Якоже Господу, а не человеком.
 

Кол.3:23 с толкованием
Ибо за сие уготована вам награда. И сие дают видеть последующие слова.
 


Ведяще, яко от Господа приимите воздаяние достояния вашего; Господу бо Христу работаете.
 

Кол.3:24 с толкованием
Достаточное для рабов утешение — знать, что служат не людям, но Господу. Поелику же господами бывают и люди несправедливые, то Апостол по необходимости присовокупил:
 


А обидяй восприимет, еже обиде, и несть лица обиновения.
 

Кол.3:25 с толкованием
Если господа, говорит Апостол, и не воздают вам за служение ваше добром, то есть правдивый Судия, Который не различает ни раба, ни господина, но произносит справедливое определение.