Глава 
4

Кол.4  с толкованием

1
Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех.

Кол.4:1  с толкованием

2
В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением:

Кол.4:2  с толкованием

3
молящеся и о нас вкупе, да Бог отверзет нам двери слова, проглаголати тайну Христову, еяже ради и связан есмь:

Кол.4:3  с толкованием

4
да явлю ю, якоже подобает ми глаголати.

Кол.4:4  с толкованием

5
В премудрости ходите ко внешним, время искупующе.

Кол.4:5  с толкованием

6
Слово ваше (да бывает) всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати.

Кол.4:6  с толкованием

7
Иже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе,

Кол.4:7  с толкованием

8
егоже послах к вам на се истое, да разумеет яже о вас и утешит сердца ваша,

Кол.4:8  с толкованием

9
со Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде.

Кол.4:9  с толкованием

10
Целует вы Аристарх спленник мой, и Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его:

Кол.4:10  с толкованием

11
и Иисус нареченный Иуст, сущий от обрезания: сии едини споспешницы во Царство Божие, иже быша ми утешение.

Кол.4:11  с толкованием

12
Целует вы Епафрас, иже от вас, раб Иисуса Христа, всегда подвизаяйся о вас в молитвах, да будете совершени и исполнени во всяцей воли Божией.

Кол.4:12  с толкованием

13
Свидетелствую бо о нем, яко имать ревность многу (и болезнь) о вас и о сущих в Лаодикии и во Иераполи.

Кол.4:13  с толкованием

14
Целует вы Лука врачь возлюбленный, и Димас.

Кол.4:14  с толкованием

15
Целуйте братию сущую в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю его церковь.

Кол.4:15  с толкованием

16
И егда прочтется послание сие у вас, сотворите, да и в Лаодикиистей церкви прочтено будет, и написаное от Лаодикии да и вы прочтете.

Кол.4:16  с толкованием

17
И рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси о Господе, да довершиши е.

Кол.4:17  с толкованием

18
Целование моею рукою Павлею. Поминайте моя узы. Благодать со (всеми) вами. Аминь.

Кол.4:18  с толкованием

Толкования на главу Кол.4
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к колоссянам

Кол.4

Глава 
4

Кол.4  с толкованием

3
В молитве вспоминайте вместе и о нас. Заметь, прошу, смирение Апостола, так как требует от учеников своих, чтобы молились за него, дабы Бог отверз ему дверь слова - изречь таинство Христово. Дверь же слова есть или слух внемлющих, или знамения, кои совершались чрез него, так как чрез знамения отверзалась дверь, или чрез слух они склонялись к тому, чтобы следовать учению его, - поелику не за другое что, но именно ради тайны Его я в узах.

Кол.4:3  с толкованием

4
Да открою ее, между святыми, и выскажу учение о Нем со страхом и трепетом, как подобает мне.

Кол.4:4  с толкованием

7
Впрочем о мне, именно о скорби у нас и о нашем укреплении, а также о радости нашей в скорбях наших, известие даст вам Тихик, верный служитель.

Кол.4:7  с толкованием

8
Ибо для сего я послал его к вам, чтобы, когда он возвестит вам о великом гонении на нас, сердца ваши имели бы утешение в том, что гонение на вас меньше, чем на нас.

Кол.4:8  с толкованием

17
И скажите Архиппу: смотри, служение, которое ты принял от Господа, чтобы исполненным и совершенным передал его в руки того, кто после тебя останется, в Господе.

Кол.4:17  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.215-227.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание колоссянам Святого Апостола Павла

Кол.4

Глава 
4

Кол.4  с толкованием

Господа, оказывайте рабам должное и справедливое.
 

Кол.4:1 с толкованием
Что значит должное? Значит вознаграждать их за труды, доставлять все в изобилии и не допускать, чтобы они нуждались в посторонней помощи. Не следует тебе, после того как слышал, что они имеют награду от Бога, лишать их с своей стороны того, что они должны иметь от тебя.
 


Зная, что и вы имеете Господа на небесах.
 

Кол.4:1 с толкованием
Как они вас, так и вы имеете Господа. Итак, какою мерою мерите вашим рабам, такою и вам будут мерить от Господа вашего (Мф.7:2). Или, знайте, что вместе с ними и вы имеете Господа, так что должны относиться к ним, как к сорабам. Апостол, таким образом, делает здесь рабство общим.
 


Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
 

Кол.4:2 с толкованием
Знает диавол, сколь великое есть благо молитва, и всячески покушается сделать, чтобы мы от нее отскакивали. Почему говорит Павел: будьте постоянны (προσκαρτερεΐτε - приседите ей, корпите над ней). Поскольку же приседящий молитве часто подвергается нападению со стороны лености и расслабления, то прибавил: бодрствуя, то есть трезвясь, всегда напряженными пребывая в деле молитвы. Но и в благодарении, то есть с благодарением творить ее учит. Ибо та молитва и бывает истинной, которая содержит благодарение за все благодеяния ведомые нам и неведомые, и за то, что приносило нам радость, и за то, что сопровождалось скорбью, - о всех вообще благодеяниях.
 


Молитесь также и о нас.
 

Кол.4:3 с толкованием
Смотри, какое смирение; даже сам Павел нуждается в их молитвах.
 


Чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
 

Кол.4:4 с толкованием
То есть чтобы дал мне свободу, но не для того, чтобы я был свободен от уз, а для того, чтобы я сказал тайну Христову, как мне должно сказать, то есть без притворства и уверток. Каким же образом, будучи связан, он умоляет и просит других избавить его от того, что уже имеет? Этим он выражает не только свое смирение, но и показывает силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, которую в большей мере могла ему доставить молитва братии. Этим же словом хотел он ввести их в труд молитвенный. Ибо если о нем нужна молитва, тем более о них самих.
 


Со внешними обходитесь благоразумно.
 

Кол.4:4 с толкованием
Что сказал Господь: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16), это же говорит теперь и он: будьте осторожны и не подавайте чужим никакого подвода против вас, если они не причиняют вам никакого вреда, и не оскорбляйте их безвременно. Ибо таковые вне суть, то есть не свои нам, не одного с нами двора; хотя в том же с нами мире живут, однако вне суть, как сущие далеко и от Церкви, и от Царствия Божия. Поэтому благоразумно следует обращаться с ними. Что касается своих ближних, то в обращении с ними не требуется такой осторожности. Поощряет их и тем, что эллинов называет внешними.
 


Пользуясь временем.
 

Кол.4:4 с толкованием
Это он сказал, не того желая, чтобы мы были переменчивы и лицемерны, но что время не наше, а их. А можете вы сделать его и своим, если будете обходиться с ними благоразумно, не будете заводить неуместных ссор, напротив, будете воздавать им подобающую честь, когда это не вредит вашей душе. Послушай его слова, сказанные к Агриппе: почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться пред тобою (Деян.26:2). Таким образом, мы и чужих сделаем своими, кротостью привлекая их к проповеди.
 


Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью.
 

Кол.4:6 с толкованием
Да будет, говорит, слово ваше приятно; однако да не впадает оно в неразборчивость и необузданность, но да будет и сдержанно. Ибо это означает соль. Да не будет оно сверх меры весело, ни сверх меры сурово. Как пища, если не посолена, бывает неприятна, а если пересолена, то и в рот ее взять нельзя, и в том и другом случае несъедобна, так и слово. Не помнишь ли, как Даниил врачевал словом человека нечестивого? Не видишь ли, как и три отрока, показывая такое мужество и дерзновение, не произнесли ни одного слова жестокого и оскорбительного? Ибо дерзость в слове - не признак смелости, а признак тщеславия.
 


Дабы вы знали, как отвечать каждому.
 

Кол.4:6 с толкованием
Иначе богатому, иначе бедному. У того душа, как немощная, имеет нужду в большем снисхождении; а у бедного она крепче, потому может снести, если отнесешься к нему несколько суровее. Когда нет никакой необходимости, не зови эллина нечистым и не укоряй его. Если будешь приведен пред начальственное лице, воздай ему должную честь. Когда же спросят тебя о верованиях эллинских, не боясь говори, что они нечисты и нечестивы. Так Павел в Афинах беседует благосклонно (Деян.16:22) о язычестве, выставляя, что, есть доброго в нем; между тем Елиму прямо укорил, потому что он стоил того (Деян.13:10).
 


О мне все скажет вам Тихик.
 

Кол.4:7 с толкованием
И это свидетельствует о мудрости Павла. Он помещает в своих посланиях не все, но только то, что необходимо и в чем настоятельная нужда, - и это потому, во-первых, что не хотел слишком распространять их; во-вторых, чтобы и отходившему с посланием было что рассказать; в-третьих, показывает, как сам он расположен к нему, потому что в противном случае не сделал бы ему такого доверия. Наконец, было что-нибудь такое, чего не нужно было объявлять письменно.
 


Возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе.
 

Кол.4:7 с толкованием
Если возлюбленный, то он знал все; если он верен, то ни в чем не будет лгать; если сотрудник, то участвовал в искушениях.
 


Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши.
 

Кол.4:8 с толкованием
Здесь апостол показывает свою любовь к ним, если и в самом деле для того послал его, чтобы узнать об их делах, а не для того, чтобы известить их о своих; кроме того, и для того, чтобы утешить их. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях и нуждаются в утешении.
 


С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас.
 

Кол.4:9 с толкованием
Онисим - это раб Филимона. Какой чести и какого уважения он достиг, так что братом Павла называется. И Павел не стыдится называть себя братом раба. Далее, в похвалу города их прибавляет: который от вас, чтобы и они считали себе за честь, что представили такого человека.
 


Они расскажут вам о всем здешнем.
 

Кол.4:9 с толкованием
То есть об узах моих и о всем прочем, удерживающем меня здесь. Если бы не это было, я прибыл бы к вам сам.
 


Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною.
 

Кол.4:10 с толкованием
Это тот Аристарх, который отведен был вместе с ним из Иерусалима. Павел сказал более, чем пророки, потому что они называли себя странниками и пришельцами, а он называет себя даже пленником. Ибо, действительно, его так же, как пленника, гнали и влачили, даже хуже; потому что взявшие в плен заботятся о пленниках, как о своей собственности: его же, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали. А для них (то есть его слушателей) это должно было служить утешением, ибо и учитель их находится в подобных же обстоятельствах.
 


И Марк, племянник Варнавы.
 

Кол.4:10 с толкованием
И Марка он хвалит за родство, так как Варнава был великий муж.
 


О котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его.
 

Кол.4:10 с толкованием
По всей вероятности, относительно Варнавы они получили поручения, чтобы принять его с честью. Но можно после слов получили приказания поставить точку, и потом начинать читать: если придет к вам, колоссяне, примите его с честью.
 


Также Иисус, прозываемый Иустом.
 

Кол.4:10 с толкованием
Может быть, это был коринфянин.
 


Оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия.
 

Кол.4:11 с толкованием
Высказав приличное каждому в отдельности одобрение, теперь апостол воздает общую похвалу; ибо тогда великим казалось делом - быть из иудеев. Но, чтобы слушатели не пали духом, так как он напомнил им о плене, то он наконец ободряет их, говоря: сотрудники для Царствия Божия. Таким образом, сделавшись участниками плена, они будут участниками и Царства. Святой же Иоанн понимал это место так, что Павел порицает иудеев, говоря: оба из обрезанных, они единственные, то есть сущих от обрезания немного, большая же часть верных - из язычников.
 


Бывшие мне отрадою.
 

Кол.4:11 с толкованием
Апостол показывает, что находится в великих искушениях, и что те великие были люди, коль скоро служили Павлу утешением. И заметь, как тот, кто утешает узника, объявляется вместе с ним участником в Царстве. Поэтому преследуемых за Христа людей должно всячески беречь.
 


Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса 9 Христа.
 

Кол.4:12 с толкованием
Как в начале послания, так и теперь рекомендует его, чтобы, как любящего их, они любили его с своей стороны, и охотно слушали его, когда он учит чему-нибудь. А что учитель человек почтенный, то это полезно и для учеников, так как охотнее будут верить словам его. Великой похвалой для Епафраса служит и то, что он раб Христов. Итак, ваша слава - он, тем более что вышел из вашей среды.
 


Всегда подвизающийся за вас в молитвах.
 

Кол.4:12 с толкованием
Не просто сказал: молясь за вас, но с беспокойством и трепетом, - не в иной только день, но всегда.
 


Чтобы вы пребыли совершенны.
 

Кол.4:12 с толкованием
Слегка упрекает их за несовершенство. Ибо они все еще не тверды и колеблются в учении об ангелах. Ведь возможно быть и совершенным, и не стоять, подобно тому, как если бы кто-нибудь узнал все, но ни в чем твердо не установился. Поэтому он говорит: чтобы вы пребыли совершенны, подразумевается, в учении и жизни.
 


И исполнены всем, что угодно Богу.
 

Кол.4:12 с толкованием
То есть чтобы вы не исполняли никакой другой воли, кроме воли Божией: ибо это значит быть исполненным и совершенным. Этим показывает и то, что нечто отчасти и сохраняют из проповеданного, а нечто отчасти уже и утратили.
 


Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу 10 о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
 

Кол.4:13 с толкованием
Ревность и великую - оба слова поставлены вместе для усиления. Хвалит Епафраса еще лаодикийцам и иераполитанам, ибо они, без сомнения, прочитавши послание, могли слышать о нем.
 


Приветствует вас Лука, врач возлюбленный.
 

Кол.4:14 с толкованием
Лука - это евангелист, для которого немаловажная похвала - быть возлюбленным Павла. Говорит же о нем после Епафраса - не потому, чтобы унижал его, но потому, что желал возвысить Епафраса пред его согражданами. Несомненно, этим именем назывались еще и Другие.
 


И Димас.
 

Кол.4:14 с толкованием
Димас, как видно, еще не оставлял учителя.
 


Приветствуйте братьев в Лаодикии.
 

Кол.4:14 с толкованием
Посмотри, как он их сближает, как привязывает их друг к другу.
 


И Нимфана, и домашнюю церковь его.
 

Кол.4:15 с толкованием
Это был знаменитый муж, у которого все в доме были верные, почему и назывался его дом церковью. Поэтому Павел и показывает к нему свое расположение, особо приветствуя его. Делает это он также и для того, чтобы побудить других к такому же усердию, чтобы и другие подражали Нимфану, если желают быть также почтены.
 


Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.
 

Кол.4:16 с толкованием
Мне кажется, что здесь было написано что-нибудь такое, что нужно было слышать и Лаодикийцам; а им, в свою очередь, необходимо было узнать, что написано в том послании. Гораздо больше пользы, когда из обличения, направленного против других, они узнают свои собственные недостатки. Какое же это было послание из Лаодикии? Первое послание к Тимофею: оно написано из Лаодикии. Некоторые, впрочем, говорят, что это было послание, которое лаодикийцы посылали к Павлу. Но я не знаю, что из него можно было заимствовать им для своего исправления.
 


Скажите Архиппу.
 

Кол.4:16 с толкованием
Зачем он не пишет к нему? Вероятно, что он не нуждался в длинном послании; для него достаточно было одного краткого напоминания.
 


Смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.
 

Кол.4:17 с толкованием
Это всюду есть голос устрашающего, как например: смотрите, чтобы кто не увлек вас пустым обольщением (Кол.2:8). Или еще: берегитесь, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном (1Кор.8:9). Так и здесь: смотри, исполни, как следует, дело, принятое тобой в Господе, то есть чрез Господа; ибо Он дал тебе, а не я. Какое же это дело? Смотреть за колоссянами и заботиться о них. Два внушения делает апостол одним словом - в Господе : его делает более заботливым о том, чтобы совершать свое служение, как дело Господне, и их склоняет охотнее подчиняться ему, показывая, что они от Бога даны ему в руки. Конечно, апостол того ради пишет им: скажите Архиппу, чтобы когда он станет укорять их, они не могли обвинять их, как человека, исполняющего их горечью, зная, что такова дана ему заповедь от Павла, и что их собственные уста передали Архиппу то, что ранее объявил ему Павел. Итак, чтобы заградить их уста. Павел очень мудро сделал это, так как во всяком случае неуместно ученикам разговаривать о делах учителя.
 


Приветствие моею рукою, Павловою. 11 Помните мои узы.
 

Кол.4:18 с толкованием
Вместо: помните обо мне, находящемся в узах и осужденном. Самое же лучшее утешение для них,- это во всякой скорби помнить о Павле узнике.
 


Благодать со всеми 12 вами. Аминь.
 

Кол.4:18 с толкованием
Когда присуща будет вам благодать, то скорби ли будете иметь, или узы терпеть, ничто такое не преодолеет вас, так как и быть связанным - есть дело благодати. Ибо Лука говорит: они возвратились из темницы, радуясь, что удостоились принять бесчестие за имя Христово (ср. Деян.5:41). Видишь ли, что быть обесчещенным значит быть удостоенным? И действительно, это великое достоинство. Итак, да сподобимся и мы, недостойные, удостоиться божественной благодати в скорбях, чтобы, при подкреплении ею нашей немощи, эти скорби послужили нам в пользу, рассеивая мглу наших согрешений, во славу Отца, Сына и Святого Духа. Ему слава во веки веков. Аминь.
 


Примечания


Слово Иисуса в тексте блж. Феофилакта опущено.


Слово заботу в тексте блж. Феофилакта опущено.


В тексте блж. Феофилакта нет этих слов.


Слова со всеми опущены у блж. Феофилакта.

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 01.03.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к колоссянам

Кол.4

Глава 
4

Кол.4  с толкованием

Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех.
 

Кол.4:1 с толкованием
Уравнением назвал Апостол не равночестность, но надлежащее попечение, каким и слугам надлежит пользоваться от господ.
 


В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением.
 

Кол.4:2 с толкованием
Ибо должно прежде возблагодарить за дарованное и тогда уже произносить прошение.
 


Молящеся и о нас вкупе, да Бог отверзет нам двери слова, проглаголати тайну Христову.
 

Кол.4:3 с толкованием
Апостол показал обычное смиренномудрие; но учит и нас не полагаться на себя самих, а искать взаимной друг у друга помощи.
 


Еяже ради и связан есмь, да явлю ю, якоже подобает ми глаголати.
 

Кол.4:4 с толкованием
Указал на причину своих уз, ибо говорит: они делают проповедь более явною. Так и в Послании к Филиппийцам говорил: яко узы мои явленны быша во всем судищи и в прочих всех (Флп.1:13).
 


В премудрости ходите ко внешним,
 

Кол.4:5 с толкованием
то есть к не уверовавшим еще. Не давайте им, говорит Апостол, никакого повода ко вреду, употребляйте все меры к их спасению.
 


Время искупующе.
 

Кол.4:5 с толкованием
Настоящий век не ваш; посему пользуйтесь им, как должно, и делайте его своею собственностию, искупая добрыми делами.
 


Слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено.
 

Кол.4:6 с толкованием
Украшайтесь духовным благоразумием. Так и Господь повелел апостолам иметь в себе соль (Мк.9:50) и их самих назвал солию (Мф.5:13). Апостол же научает, как и достигать сего.
 


Ведети, како подобает вам единому комуждо отвещавати.
 

Кол.4:6 с толкованием
Ибо предлагать учение надлежит иначе неверному, а иначе верному, иначе совершенному, а иначе несовершенному, иным образом немощному, а иным здравому.
 


Яже о мне, вся скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верен служитель и соработник о Господе, егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша, со Онисимом, верным и возлюбленным братом, иже есть от вас: вся вам скажут, яже зде.
 

Кол.4:7 с толкованием
Онисим был слуга Филимонов. Божественный Апостол, огласив его в темнице, послал к господину. Поелику же в послании говорил, что намеревался удержать его при себе, однако же не захотел сего сделать без воли Филимона, то, как вероятно, Филимон возвратил Онисима. Но божественный Апостол снова послал его с Тихиком, уже как сделавшегося споспешником проповеди. Мудрость же Апостола можно дознать и из того, что известить о нем поручил обоим (так как говорит: вся вам скажут, яже зде), а утешать предоставил одному Тихику, ибо говорит: да разумеет, яже о нас, и утешит сердца ваша. Поелику знали, что Онисим раб, и, вероятно, огорчились бы тем, что вчера и за день бывший рабом вдруг признан способным утешать и учить целую Церковь, то Апостол сказал, что послан на это один Тихик. А возвестить об Апостоле нашел приличным для обоих, и Онисиму оказывая сим честь, и не оскорбляя колоссян.
 


Целует вы Аристарх спленник мой.
 

Кол.4:10 с толкованием
Он родом был из Фессалоники, как извещает блаженный Лука, и пришел с Павлом в Иудею, оттуда же отправился с ним в Рим. Апостол назвал его спленником как сообщника в перенесении страданий.
 


И Марко анепсий Варнавин, о немже приясте заповеди: аще приидет к вам, приимите его.
 

Кол.4:10 с толкованием
И сие дает знать, что Апостол, видев уже колоссян, написал послание, потому что после спора, бывшего у него с блаженным Варнавою о Марке, преподавал он учение в Фригии и Галатии. Посему вероятно, что в это время дал о них и заповеди. Повелевает же, когда придет, удостоить его чести, какая принадлежит учителю.
 


и Иисус нареченный Иуст, сущий от обрезания, сии едини споспешницы во Царство Божие, иже быша ми утешение.
 

Кол.4:11 с толкованием
Вот самая великая похвала — для Апостола соделаться виновником радости.
 


Целует вы Епафрас, иже от вас, раб Христов.
 

Кол.4:12 с толкованием
Епафрас, как сказали мы выше, был их согражданин.
 


Всегда подвизаяйся о вас в молитвах, да будете совершени и исполнени во всяцей воли Божией.
 

Кол.4:12 с толкованием
По необходимости указал на благорасположение к ним Епафраса, чтобы усерднее внимали его учению.
 


Свидетелствую бо о нем, яко имать ревность многу о вас и о сущих в Лаодикии и во Иераполи.
 

Кол.4:13 с толкованием
Города сии близки один к другому и оба в Фригии.
 


Целует вы Лука врачь возлюбленный, и Димас.
 

Кол.4:14 с толкованием
Сей Лука написал и Божественное Евангелие, и историю Деяний. И отсюда видно, что последним из всех писанных Павлом посланий было Второе послание к Тимофею, ибо говорит там о Димасе: Димас мене остави, возлюбив нынешний век (2Тим.4:10).
 


Целуйте братию сущую в Лаодикии, и Нимфана и домашнюю его церковь.
 

Кол.4:15 с толкованием
Он, как вероятно, был из числа верных в Лаодикии и дом свой, украсив оный благочестием, обратил в церковь.
 


И егда прочтется послание сие у вас, сотворите, да и в Лаодикийстей церкви прочтено будет, и написаное от Лаодикии да и вы прочтете.
 

Кол.4:16 с толкованием
Иные предположили, что Павел писал и к лаодикийцам; посему и представляют подложное послание. Но божественный Апостол сказал: написаное не в Лаодикию, но от Лаодикии. Ибо лаодикийцы писали к Апостолу о чем-то, вероятно же или обвиняли колоссян за то, что произошло у них, или страдали одною с ними болезнию. Потому и велел Апостол прочитать послание и им.
 


И рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси о Господе, да довершиши е.
 

Кол.4:17 с толкованием
Некоторые утверждали, что Архипп был учителем в Лаодикии, но Послание к Филимону извещает, что он жил в Колоссах, потому что Апостол присоединяет и его к Филимону.
 


Целование моею рукою Павлею.
 

Кол.4:18 с толкованием
Апостол присовокупил сие, давая тем знать, что с дерзновением повелевает не хранить закон.
 


Поминайте моя узы,
 

Кол.4:18 с толкованием
то есть соревнуйте и подражайте мне и терпеливо переносите встречающиеся вам скорби.
 


Благодать с вами, аминь.
 

Кол.4:18 с толкованием
И нам надлежит памятовать всегда сии узы, и от сего памятования приобретать пользу, и молиться о том, чтобы не впасть в искушение; а если будет это с нами, любить Божие домостроительство, и показывать собственное свое мужество, и призывать на помощь благодать Божию. Ибо таким образом возможно будет и подвизаться, и победить, и сподобиться похвал о Христе. С Ним подобают слава и велелепие Отцу со Всесвятым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 

Послание к Колоссянам писано из Рима Тихиком и Онисимом.