Глава 
1

Лк.1  с толкованием
показать остальные стихи главы...

55
якоже глагола ко отцем нашым, Аврааму и семени его до века.

Лк.1:55  с толкованием

56
Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой.

Лк.1:56  с толкованием

57
Елисавети же исполнися время родити ей, и роди сына.

Лк.1:57  с толкованием

58
И слышаша окрест живущии и ужики ея, яко возвеличил есть Господь милость Свою с нею: и радовахуся с нею.

Лк.1:58  с толкованием

59
И бысть во осмый день, приидоша обрезати отроча, и нарицаху е именем отца его, Захарию.

Лк.1:59  с толкованием

60
И отвещавши мати его рече: ни, но да наречется Иоанн.

Лк.1:60  с толкованием

61
И реша к ней, яко никтоже есть в родстве твоем, иже нарицается именем тем.

Лк.1:61  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Лк.1:58
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Луки

Лк.1

Глава 
1

Лк.1  с толкованием

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
 

Лк.1:57 с толкованием
Дева пребыла с Елисаветой около трех месяцев, быть может, потому что поражена была чудом и нуждалась в некотором утешении, какое могла находить в пребывании с Елисаветой; но когда приблизилось рождение, она удалилась. "Елисавете же настало время родить"; нужно заметить, что о грешниках не говорится - исполнилось время родить, но только там это говорится, где рождающийся праведен. Ибо роды грешников обыкновенно несовершенны и неполны, и лучше бы для них, если б они не рождались. - Почему имя давалось после обрезания? Потому, что прежде нужно получить печать от Бога, а потом уже и человеческое имя. Иначе: обрезание означает отвержение плотских свойств, ибо никто не достоин именоваться воином Божиим и быть вписанным по имени в книге небесной, прежде чем отвергнет и отсечет плотские свойства. Елисавета говорила о имени, что имя его Иоанн, как пророчица. А может быть, Иоанн и сам назначил себе имя; ибо он сообщил матери пророчественный дар. Захария, не будучи в силах объявить им знаками, просит дощечку; и когда он относительно имени дитяти оказался совершенно согласен с женой, все удивились, ибо не было сего имени в родстве их, и никто не мог сказать, что оба они уговорились об этом еще прежде времени. Иоанн - значит благодать Божия; поэтому и отец тотчас получил благодать и пророчествует прежде о Христе, а потом и о сыне.