Глава 
22

Лк.22  с толкованием
показать остальные стихи главы...

15
и рече к ним: желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук:

Лк.22:15  с толкованием

16
глаголю бо вам, яко отселе не имам ясти от нея, дондеже скончаются во Царствии Божии.

Лк.22:16  с толкованием

17
И приим чашу, хвалу воздав, рече: приимите сию, и разделите себе:

Лк.22:17  с толкованием

18
глаголю бо вам, яко не имам пити от плода лознаго, дондеже Царствие Божие приидет.

Лк.22:18  с толкованием

19
И приим хлеб, хвалу воздав, преломи и даде им, глаголя: сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в Мое воспоминание.

Лк.22:19  с толкованием

20
Такожде же и чашу по вечери, глаголя: сия чаша Новый Завет Моею кровию, яже за вы проливается:

Лк.22:20  с толкованием

21
обаче се, рука предающаго Мя со Мною (есть) на трапезе,

Лк.22:21  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Лк.22:18
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Луки

Лк.22

Глава 
22

Лк.22  с толкованием

Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть ] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
 

Лк.22:13 с толкованием
Пасху ели стоя: как же о Господе говорится, что Он возлег? Говорят, что, съев законную пасху, возлегли уже после, по общему обыкновению, есть прочие какие-нибудь яства. - Господь говорит ученикам: "очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания". Он как бы так говорит: это для Меня последняя с вами вечеря, поэтому она любезна и вожделенна для Меня, ибо в последующее время Я не буду есть с вами. Это подобно тому, как имеющие отправиться в странствование последние речи с родными и друзьями ведут с большей приятностью и любовью. И иначе: Я очень желал есть с вами сию пасху, потому что в ней Я имею преподать вам великие таинства - таинства Нового Завета. Сим Он показывает, что Он добровольно будет страдать. Ибо Ему, так как Он знал о предстоящих страданиях, без сомнения, можно было уклониться от оных, подобно тому как и в предшествовавшее время (Ин.8:59). Слова: "не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие" некоторые из святых разумели так: пока не воскресну. Ибо после воскресения, обращаясь с учениками, Он ел и пил с ними, как и Петр говорит Корнилию: "которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых" (Деян.10:41). Что воскресение есть Царствие Божие, это очевидно. Ибо воскресение есть разрушение смерти. Смерть царствовала от Адама до Христа; а с того времени, разрушенная, она уступила победу и царство Господу, как сказано: "Смерть! где твоя победа?" (Ос.13:15). И Давид говорит: "Господь царствует" (Пс.92:1), а потом в объяснение, как воцарился, присовокупляет: "облечен величием", когда тело избавилось от тления и украсилось Божеством, как Исаия говорит: "столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей" (Ис.63:1). И сам Господь по воскресении говорит: "дана Мне всякая власть" (Мф.28:18). Итак, когда пришло воскресение, которое, как разрушившее смерть, названо Царствием Божиим, Господь опять пил с учениками в уверение, что Он воскрес не призрачно. - Иные же под Царствием Божиим разумели будущее состояние, а под питием Господа с нами в будущем веке - откровение Им тайн. Ибо Он, Человеколюбец, радуя нас, Сам радуется и, питая нас, Сам питается, и наше питье и пищу, то есть учение, вменяет в пищу Себе. Итак, Он будет тогда пить некоторое новое питье с достойными, открывая им всегда нечто новое и необычайное. - Кажется, Лука упоминает о двух чашах. Об одной говорит: "приимите ее и разделите между собою", которую иной может назвать образом Ветхого Завета, а о другой говорит после преломления и раздаяния хлеба. Господь Сам разделяет ее между учениками, называет ее новозаветной и говорит, что она обновляется в Его крови. Ибо, когда был дан Ветхий Закон, то печатью употреблена была кровь неразумных животных (Исх.24:5-8); а ныне, когда Бог Слово стал Человеком, Новый Завет для нас запечатлевается Его кровью. Словами: "которое за вас предается" и "которая за вас проливается" не то показывает, что тело Его предано и кровь Его пролита за одних только апостолов, но за весь род человеческий. Итак, когда говорит, что "за вас" предается, ты понимай: за ваш род человеческий. - Древняя пасха совершалась во избавление от рабства египетского, и кровь агнца проливалась за сохранение первенцев: а новая пасха - во оставление грехов и в сохранение помыслов, назначенных и посвященных Богу. - Прежде преподается хлеб, а потом - чаша. Ибо прежде бывает деятельность трудная и неудобосовершимая. Добродетели предшествует пот, подобно как и хлеб не только возделывается в поте лица, но и во время употребления требует трудов (Быт.3:19). Потом уже, после трудов, бывает радование от благодати Божией, что означается чашей. Ибо кто потрудится в неудобосовершимой добродетели, тот впоследствии удостаивается дарований и испытывает доброе опьянение, отрешаясь от мира сего, как Павел и Давид или, если еще смелее сказать, как Бог у пророка Аввакума (Авв.3:14).