Глава 
1

Мал.1  с толкованием

1
Пророчество словесе Господня на Израиля рукою ангела Его: положите убо на сердцах ваших.

Мал.1:1  с толкованием

2
Возлюбих вы, глаголет Господь. И ресте: о чем возлюбил еси ны? Не брат ли бе Исав Иакову? Глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех,

Мал.1:2  с толкованием

3
и учиних пределы его во изчезновение и достояние его в нырища пустынна.

Мал.1:3  с толкованием

4
Зане аще речет: Идумеа разорися, и обратимся и возсозиждем опустевшая ея: сице глаголет Господь Вседержитель: тии созиждут, и Аз разорю, и нарекутся им пределе беззакония, и людие, на няже ополчися Господь до века.

Мал.1:4  с толкованием

5
И очеса ваша увидят, и вы речете: возвеличися Господь превыше предел Израилевых.

Мал.1:5  с толкованием

6
Сын славит отца, и раб господина своего убоится: и аще Отец есмь Аз, то где слава Моя? И аще Господь есмь Аз, то где есть страх Мой? Глаголет Господь Вседержитель. Вы священницы презирающии имя Мое. И ресте: о чесом презрехом имя Твое?

Мал.1:6  с толкованием

7
Приносяще ко олтареви Моему хлебы скверны. И ресте: о чесом осквернихом я? Внегда глаголати вам: трапеза Господня осквернена есть: и возложенная брашна уничижили есте.

Мал.1:7  с толкованием

8
Зане аще приведете слепо на жертву, не зло ли? И аще приведете хромо или недужно, то не зло ли? Приведи е князю твоему, еда приимет е? Еда приимет лице твое? Глаголет Господь Вседержитель.

Мал.1:8  с толкованием

9
И ныне умилостивите лице Бога вашего и помолитеся Ему, (да помилует вы). В руках ваших быша сия, аще прииму от вас лица ваша? Глаголет Господь Вседержитель.

Мал.1:9  с толкованием

10
Зане и в вас затворятся двери, и не возгнетите огня олтареви Моему туне: несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не прииму от рук ваших.

Мал.1:10  с толкованием

11
Зане от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех, глаголет Господь Вседержитель.

Мал.1:11  с толкованием

12
Вы же скверните е глаголюще: трапеза Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна его уничтожена быша.

Мал.1:12  с толкованием

13
И ресте: сия от злострадания суть. И отдунух я, глаголет Господь Вседержитель. И внесосте хищения и хромая и недужная, и приведете я на жертву, еда прииму их от рук ваших? Глаголет Господь Вседержитель.

Мал.1:13  с толкованием

14
И проклят, иже бе силен, и бе ему в стаде его мужеск пол, и обет его на нем, и жрет растленное Господеви: зане Царь велий Аз есмь, глаголет Господь Вседержитель, и имя Мое светло во языцех.

Мал.1:14  с толкованием

Толкования на главу Мал.1
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Малахии

Мал.1

Глава 
1

Мал.1  с толкованием

1
Пророчество словесе Господня на Израиля рукою Малахии.

Мал.1:1  с толкованием

2
Возлюбих вы, глаголет Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны? Малахия пророчествует по возвращении Иудеев из плена, и возвещает, что Бог возлюбил сынов Иаковлевых и возненавидел сынов Исавовых. Хотя и все пророки предсказывали гибель Идумеи, но один Малахия пророчествует о погибели ее в самое время гибели. Не брат ли Исав Иакову? - глаголет Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех. И потом присовокупляет:

Мал.1:2  с толкованием

4
Идумеи созиждут, и Аз разорю, и нарекутся людие, на няже ополчися Господь до века.

Мал.1:4  с толкованием

5
И очеса ваша увидят. Так Идумея, во дни Малахии, подверглась тому конечному истреблению, о котором другие Пророки предвозвещали за много родов. Возвеличится Господь превыше предел Израилевых, Господь будет прославляем во всех пределах Израилевых. Но Пророк провидит, что пределы владений иудейских будут расширены; и сие совершено трудами Иуды Маккавея и бывших после него правителей народных, которые овладели многими странами, покорили также и землю идумейскую, самих же Идумеев принудили оставить свои законы и соблюдать обычаи и законы израильские.

Мал.1:5  с толкованием

11
Вот от восток солнца и до запад имя Мое прославися во языцех,

Мал.1:11  с толкованием

12
вы же скверните е. Бог обличает Иудеев презрителей Его имени и святыни, говоря: имя Мое прославляется народами, слышавшими и видевшими знамения и чудеса, какие, для избавления вашего, совершены Мною в Египте и у народов, которых земли наследовали вы, и все трепещут Меня и прославляют Мое имя, а вы скверните е, - и в делах, и в словах показываете к нему пренебрежение, глаголюще: трапеза Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна Его презренны. Не оскверняйте более жертвенников Моих приношением в жертву слепых и хромых животных; ибо действительно приносите вы Мне такие жертвы.

Мал.1:12  с толкованием

13
Не прииму жертв от рук ваших, потому что не ценою они куплены, а приобретены хищением. Если князь твой не примет от тебя таких приношений, даже не из его собственности взятых; то приму ли Я от тебя такие жертвы, приносимые тобою из Моей собственности? Почему, отвергну такие жертвы, как непотребные, и отдуну их в лицо вам, как нечистоту.

Мал.1:13  с толкованием

8
Аще приведете слепо на жертву, не зло ли? И аще приведете хромо или недужно, то не зло ли? В смысле иносказательном приносящей слепое есть тот, кто хотя и подает милостыню, но держится ереси; приносящий хромое есть тот, кто приносит Богу дары и приношения от чистого сердца, но волнуется помыслами, то желая принести дар Богу, то придумывая причину, по которой бы не делать сего приношения, или если дал что в дар, раскаиваясь в том, что дал; приносящим недужное уподобляются люди, душа которых болезнует славолюбием, и которые, делая добро, заботятся постоянно о том, чтобы за дела свои получить похвалу и славу от людей. Такие жертвы отвергает Господь наш и в Евангелии, называя приносящих лицемерами (Мф.23).

Мал.1:8  с толкованием

14
Проклят, емуже бе в стаде его мужеск пол, и жрет растленное Господеви. Приносящему такую жертву уподобляются люди, которые, по крепости сил своих, должны искать небесной славы для души, но которые обращают душевные силы свои на мирские попечения, к духовному же деланию чувствуют бессилие и отвращение, небрегут о благочестии и добродетели. Таковые уподобляются Каину, который сам поедал лучшее, а Богу приносил крохи, остававшиеся у него излишними.

Мал.1:14  с толкованием