Глава 
16

Откр.16  с толкованием
показать остальные стихи главы...

8
И четвертый Ангел излия фиал свой на солнце: и дано бысть ему опаляти человеки огнем.

Откр.16:8  с толкованием

9
И опалишася человецы зноем великим, и хулиша имя Божие, иже имать область на язвах сих, и не покаяшася дати Ему славы.

Откр.16:9  с толкованием

10
И пятый Ангел излия фиал свой на престол зверин: и бысть царство его омрачено, и жваху языки своя от болезни,

Откр.16:10  с толкованием

11
и хулиша Бога небеснаго от болезни и от язв своих, и не покаяшася от дел своих.

Откр.16:11  с толкованием

12
И шестый Ангел излия фиал свой на реку велику Евфрат: и изсяче вода ея, да уготовится путь царем сущым от восток солнечных.

Откр.16:12  с толкованием

13
И видех из уст змия и из уст зверя и из уст лжаго пророка духи три нечистыя, яко жабы исходящыя:

Откр.16:13  с толкованием

14
суть бо дуси демонстии творяще знамения, иже исходят к царем всея вселенныя, собрати я на брань в день той великий Бога Вседержителя.

Откр.16:14  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Откр.16:11
этой книги Священного Писания


Толкование святителя Андрея Кесарийского
 

Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова

Откр.16

Глава 
16

Откр.16  с толкованием

Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих, и не раскаялись в делах своих.
 

Откр.16:11 с толкованием
Фиал прольется на престол зверя, и это указывает, что гнев Божий обрушится на царство антихриста, как не просвещенное солнцем правды. Кусачие языка указывает на силу болезни, которою будут поражены обольщенные им, которых Бог поразит язвами, чтобы они, убедившись во лжи принимаемого ими за бога, отвратились от обольщения. Но они обратятся не к покаянию, а к хулению. И если это будет, то они будут вместе с последующими поражены градом величиною с талант. И злые бесы, пользующиеся как орудиями человеческими телами и поражаемые святыми, не перестают хулить наказывающих их. Нужно рассмотреть и то, что мы должны думать о нечестивых, мучимых в геенне огненной: будут ли они этим наказанием совершенно удерживаться от своего зла, так что и своим умом и мыслями отвратятся от него, или же только будут удержаны от выполнения своих лукавых помыслов, подобно злодеям, находящимся в темницах и оковах и удерживаемых от наветов на других не расположением души, но необходимостью? Я, слыша о вечных мучениях, не могу не верить тому, кто говорит это, но, зная о постоянной милости и благости Бога, думаю и убежден в том, что Он никогда не стал бы угрожать вечными мучениями и предавать на них достойных их, если бы видел, что осужденные покаются и возненавидят зло, которое они избрали добровольно, ибо они муку приемлют за него добровольно, а не по необходимости. И если Он по молитве Моисея щадил и освобождал от наказания фараона, хотя и знал, что тот смягчится только на время казней, а после снова ожесточится, то тем более Он освободил бы этих, если бы видел, что огнем они очистятся, как золото, которое всегда приводят в пример в этом случае. Но нечистота пристает к золоту, как к веществу бездушному; к существам же разумным она приходит по желанию, или, лучше, в них самих и зарождается. Поэтому те, которые в благости, предведении и силе Божией видят препятствие для вечности мучений, пусть вспомнят и о правосудии Божием, определяющем каждому по его заслугам, и пусть не думают о каком-либо изменении определения Божия. Если же не хотят этого, то, чтобы не противоречить себе, пусть обвиняют и земных царей. Ибо те знают ведь, что не все участвующие, например, в бою, или борьбе, или в конских бегах будут победителями, но будет увенчано только по одному за каждый вид состязания, и тем не менее на ристалище допускаются все. И что ристалище для состязающихся, то и поступление в мир для людей, потому что родиться или нет зависит не от нашей власти, а подвиги и победа над демонами, чтобы достигнуть вечного блаженства,— от нас. Поэтому-то побежденные грешники будут бесполезно раскаиваться и плакать: по словам псалма, во аде кто исповедается? (Пс.6:6), ибо осужденным не помогает, как теперь, сила Святого Духа. И рассекутся они, говорит Господь, полма (пополам. — Ред.), отделившись от отвергнутого ими Животворящего Духа. Мы думаем, что это же указывается и следующим псаломским изречением: не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию (Пс.124:3), так как их жизнь не может быть смешиваема не только по различию образа и характера, но и по твердости и постоянству, чтобы примесь худшего не раздражала их воли ко греху и не умалила радости слабостию тела и страхом наказания, но чтобы они были непоколебимо верны Богу. И чтобы поговорить об обещанном, мы переходим по порядку дальше.
 

Статья пятьдесят первая. О том, что шестым фиалом открывается путь чрез Евфрат царям от восхода солнечного.