Глава 
2

Откр.2  с толкованием

1
Ангелу Ефесския церкве напиши: тако глаголет Держяй седмь звезд в деснице Своей, Ходяй посреде седми светилников златых:

Откр.2:1  с толкованием

2
вем твоя дела, и труд твой, и терпение твое, и яко не можеши носити злых, и искусил еси глаголющыяся быти апостолы, и не суть, и обрел еси их ложных:

Откр.2:2  с толкованием

3
и понесл еси, и терпение имаши, и за имя Мое трудился еси и не изнемогл еси.

Откр.2:3  с толкованием

4
Но имам на тя, яко любовь твою первую оставил еси.

Откр.2:4  с толкованием

5
Помяни убо, откуду спал еси, и покайся, и первая дела сотвори: аще же ни, гряду тебе скоро и двигну светилник твой от места своего, аще не покаешися.

Откр.2:5  с толкованием

6
Но се имаши, яко ненавидиши дел Николаитских, ихже и Аз ненавижду.

Откр.2:6  с толкованием

7
Имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам: побеждающему дам ясти от древа животнаго, еже есть посреде рая Божия.

Откр.2:7  с толкованием

8
И Ангелу церкве Смирнския напиши: тако глаголет Первый и Последний, Иже бысть мертв, и (се,) жив есть:

Откр.2:8  с толкованием

9
вем твоя дела и скорбь и нищету, но богат еси, и хулы глаголющихся быти Иудей, и не суть, но сонмище сатанино.

Откр.2:9  с толкованием

10
Не бойся ничесоже, яже имаши пострадати. Се, имать диавол всаждати от вас в темницы, да искуситеся: и имети будете скорбь до десяти дний. Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота.

Откр.2:10  с толкованием

11
Имеяй ухо слышати да слышит, что Дух глаголет церквам: побеждаяй не имать вредитися от смерти вторыя.

Откр.2:11  с толкованием

12
И Ангелу Пергамския церкве напиши: тако глаголет Имеяй мечь обоюду изощрен:

Откр.2:12  с толкованием

13
вем дела твоя, и где живеши, идеже престол сатанин: и держиши имя Мое, и не отверглся еси веры Моея и в (Моя) дни, в няже Антипас свидетель Мой верный, иже убиен бысть в вас, идеже живет сатана.

Откр.2:13  с толкованием

14
Но имам на тя мало, яко имаши ту держащих учение Валаамово, иже учаше Валака положити соблазн пред сынми Израилевыми, ясти жертвы идолския и любы творити.

Откр.2:14  с толкованием

15
Тако имаши и ты держащыя учение Николаитско, егоже ненавижду.

Откр.2:15  с толкованием

16
Покайся: аще ли ни, прииду тебе скоро и брань сотворю с ними мечем уст Моих.

Откр.2:16  с толкованием

17
Имеяй ухо слышати да слышит, что Дух глаголет церквам: побеждающему дам ясти от манны сокровенныя, и дам ему камень бел и на камени имя ново написано, егоже никтоже весть, токмо приемляй.

Откр.2:17  с толкованием

18
И Ангелу Фиатирския церкве напиши: тако глаголет Сын Божий, Имеяй очи свои яко пламень огнен, и нозе Его подобне халколивану:

Откр.2:18  с толкованием

19
вем твоя дела и любовь, и службу и веру, и терпение твое и дела твоя, и последняя болша первых.

Откр.2:19  с толкованием

20
Но имам на тя мало, яко оставляеши жене Иезавели, глаголющей себе быти пророчицу, учити и льстити Моя рабы, любодействовати и снести жертву идолскую.

Откр.2:20  с толкованием

21
И дах ей время, да покается от любодейства своего, и не покаяся.

Откр.2:21  с толкованием

22
Се, Аз полагаю ю на одре и любодеющыя с нею в скорбь велию, аще не покаются от дел своих:

Откр.2:22  с толкованием

23
и чада их умрут смертию: и уразумеют вся церкви, яко Аз есмь испытаяй сердца и утробы: и дам вам комуждо по делом вашым.

Откр.2:23  с толкованием

24
Вам же глаголю и прочым сущым в Фиатире, иже не имут учения сего и иже не разумеют глубин сатаниных, якоже глаголют: не возложу на вы тяготы иныя:

Откр.2:24  с толкованием

25
токмо, еже имате, держите, дондеже прииду.

Откр.2:25  с толкованием

26
И побеждающему и соблюдающему дела Моя до конца, дам ему власть на языцех,

Откр.2:26  с толкованием

27
и упасет я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушатся, якоже и Аз приях от Отца Моего:

Откр.2:27  с толкованием

28
и дам ему звезду утреннюю.

Откр.2:28  с толкованием

29
Имеяй ухо слышати да слышит, что Дух глаголет церквам.

Откр.2:29  с толкованием

Толкования на главу Откр.2
этой книги Священного Писания


Толкование святителя Андрея Кесарийского
 

Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова

Откр.2

Глава 
2

Откр.2  с толкованием
Статья третья. Открытое ангелу Ефесской церкви.
 


Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников.
 

Откр.2:1 с толкованием
Говорит с церковью чрез ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика,— ошибки и успехи его. Под семью звездами, или ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых ангелов управляет миром.
 


Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела.
 

Откр.2:2 с толкованием
Хваля церковь в двух или трех отношениях, порицает и зазирает (упрекает — Ред.) ее в одном, о чем и упоминает в средине, а о похвалах — в начале и конце речи. Непоколебимость в вере, трудолюбие и оставление пороков хвалит; одобряет и то, что, не веря всякому духу, они испытывали выдававших себя за апостолов и, признав их лживыми, не принимали; хвалит и за то, что они возненавидели гнусные дела николаитов. Порицает же и стыдит за охлаждение любви к ближнему, уменьшение благотворительности, к чему и призывает словами: покайся и первая дела сотвори.
 


А если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу.
 

Откр.2:6 с толкованием
Движение светильника, или церкви, означает лишение Божественной благодати, когда она подвергается волнениям и колебаниям от духов злобы и злых людей, их пособников. Под этим же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград. А отчего Богу дела николаитов так ненавистны, известно всякому, кто испытал или знает по чтению эту презренную ересь.
 


Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
 

Откр.2:7 с толкованием
Имеющий ухо, да слышит. Все люди имеют телесное ухо, а духовное приобретает только человек духовный; такое имел, например, пророк Исаия (Ис.8:5). Человеку, победившему бесовские искушения, обещает дать вкушать от древа жизни, то есть соделать причастником блаженства будущей жизни. Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть древо живота (Притч.3:18), а апостол говорит о Христе, что Той есть истинный Бог и живот вечный (1Ин.5:20). Если мы хотим его достигнуть, то умоляю вас исправить жизнь и победить страсти. Потому что, во всяком случае за труды последует награда по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцем и Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
 

Статья четвертая. Открытое ангелу Смирнской церкви.
 


И ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив.
 

Откр.2:8 с толкованием
Он есть Первый — как Бог, и Последний — как ставший человеком в последок дней и отверзший нам врата жизни вечной Своею тридневною смертью.
 


Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат).
 

Откр.2:9 с толкованием
Знаю твои скорби и нищету телесную, которые ты переносишь ради Меня, уязвляемый неверными и лишаемый имущества, но в духовном отношении ты богат, ибо имеешь сокровище, скрытое на поле своего сердца.
 


И злословие от тех, которые говорят о себе, что они иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
 

Откр.2:9 с толкованием
Знаю Я и злые хулы сатанинского сборища, ибо они не то, чем называются: не иже бо яве иудеи... но иже в тайне (Рим.2:28-29). Иуда же значит исповедание и покаяние.
 


Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
 

Откр.2:10 с толкованием
Не бойся скорбей, какие тебе причинят гонители Бога чрез раны и притеснения, потому что они будут кратковременны — только в течение десяти дней. Поэтому нужно пренебрегать смертию: она в самое короткое время доставляет неувядаемый венец жизни.
 


Имеющий ухо слышать, да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
 

Откр.2:11 с толкованием
Имеющий духовный слух и победивший диавольские внушения хотя и умрет по плоти, но зато не потерпит вреда от геенны — смерти вторыя.
 

Статья пятая. Открытое ангелу Пергамской церкви.
 


И ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны.
 

Откр.2:12 с толкованием
Город, к которому обращает эту речь, восхваляя верных за твердое перенесение искушений, был идольский. Мечем обоюду острым называет или учение Евангелия, обрезующее сердца людей и отделяющее верующих от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых от Церкви.
 


И что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
 

Откр.2:12 с толкованием
Антипа был мужественнейший мученик в Пергаме, я некогда читал об его мучениях. Здесь же упоминает о нем для показания терпения мучеников и жестокости гонителей.
 


Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся ученья Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов, которое я ненавижу.
 

Откр.2:14 с толкованием
Этот город, как видно, имел два беззакония: во-первых, в нем было много еллинов, а во-вторых, и между именующимися верными были николаиты, как смешавшиеся с пшеницею злые плевелы. Поэтому и упоминает о Валааме, говоря: иже учаше Валака. Этими словами указывает на мысленного Валаама — диавола, который научил некогда Валака чрез чувственного Валаама соблазнить на блуд и идолопоклонство израильтян (Нав.24:9), ибо они, прельстившись, пали так низко, что принесли жертвы Веельфегору.
 


Покайся; а если не так, скоро приду к тебе, и сражусь с ними мечем уст Моих.
 

Откр.2:16 с толкованием
Угроза смягчается человеколюбием, потому что не с тобою, говорит, сотворю брань, а с теми, которые больны без надежды на исцеление.
 


Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.
 

Откр.2:17 с толкованием
Манна сокровенная есть небесный хлеб жизни, сшедший с небес ради нас и соделавшийся ядомым. Манною же образно называются будущие блага, сходящие с неба, откуда и горний Иерусалим. Победившие диавола наследуют эти блага; они же, удостоившись стать одесную, получат и камень бел, то есть побеждающий, и новое имя, неизвестное в настоящей жизни. Ибо око не виде, ухо не слыша и ум не уразумел будущих благ и новага имени, которое наследуют святые (1Кор.2:9).
 

Статья шестая. Открытое ангелу Фиатирской церкви.
 


И ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану.
 

Откр.2:18 с толкованием
Огневидность очей указывает на просвещение праведников и попаление грешников. Ноги же и халколиван означают благоухание мысленного мира Христова в спасаемых и соединение во Христе Божества с человечеством нераздельно и неслиянно. Оно не доступно для человеческого понимания, как разжженное Духом Божиим.
 


Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
 

Откр.2:19 с толкованием
Вем твоя дела. Если и хвалит за веру, служение, благодушие и терпение, то справедливо и порицает за попущение ереси николаитов (по нечестию и порокам образно названной Иезавелью), которая дает повод верным к соблазнам и увлекает их к идолослужению, от которого они прежде прекрасно отреклись. Ее должно уничтожить, потому что при помощи лукавого духа она ложно выдает себя за обладающую пророчествами.
 


Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одре и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертию.
 

Откр.2:21 с толкованием
И дох ей время. Вредная ересь их не воспользовалась во благо временем, данным ей для покаяния — Се, Аз полагаю ю на одре. Продолжая говорить образно, сравнивает хитрость и лесть еретиков с блудницею, угрожая поразить болезнями и смертию ее, а также и всех осквернявшихся вместе с нею и любодействовавших перед Богом, если только они не раскаются и не обратятся к Нему.
 


И уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности, и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду.
 

Откр.2:24 с толкованием
Говорит это к обольщенным еретикам и соблазняющим других, простейших же утешает: "Так как вы в простоте нравов не находите силы противостать лукавым и изобретательным на слова, ибо, как утверждаете, не знаете вполне глубины сатанинской, то Я не требую от вас словесной борьбы с ними, но сохраните только принятое вами учение до тех пор, когда Я возьму вас оттуда".
 


Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками. И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего.
 

Откр.2:26 с толкованием
Дам ему власть. Творящему Мои дела дам власть, как обещано в Евангелии, над пятью или десятью городами. Или же этим указывается на суд над неверными, когда прельщенные, осужденные уверовавшими во Христа, сокрушатся как пасомые жезлом: мужие Ниневитстаи возстанут на суд с родом сим и осудят его, сказал Господь (Мф.12:41). Слова: якоже и Аз приях отъ Отца Моего приведены по человечеству ради принятия плоти.
 


И дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.
 

Откр.2:28 с толкованием
Звездою утреннею называет или того, о ком возвещает пророк Исаия: како спаде с небесе денница восходящая заутра (Ис.14:12), и обещает, сокрушив ее, положить под ноги верных (Лк.10:16-19; Пс.90), или же денницу, упоминаемую блаженным Петром, сияющую ясно в сердцах верующих (2Пет.1:19), то есть просвещение Христово. Денницами также называются обыкновенно Иоанн Креститель и Илия Фесвитянин, предтеча первого восхода Солнца правды и предтеча второго пришествия Его. И мы веруем, что победители диавола будут их соучастниками. В том, что одним и тем же именем называются столь противоположные друг другу, нет ничего удивительного. Мы знаем из Священного Писания, что под именем, например льва, толкуемого в разных смыслах, разумеется и Христос — Лев от Иуды, и диавол — лев от Васана. И также: под востоком можно понимать начало будущего дня, с которым рассеется тьма настоящей жизни, и ангела, благовествующего об этом дне, ибо он предшествует Христу — Солнцу правды, просвещающему верных и рассеивающему мрак настоящей жизни. Да просветимся и мы Его лучами благоволением Отца со Святым Духом. Ему слава во веки, аминь.