Глава 
4

Откр.4  с толкованием

1
По сих видех: и се, двери отверсты на небеси, и глас первый, егоже слышах яко трубу глаголющь со мною, глаголя: взыди семо, и покажу ти, емуже подобает быти по сих.

Откр.4:1  с толкованием

2
И абие бых в дусе: и се, престол стояше на небеси, и на престоле Седящь:

Откр.4:2  с толкованием

3
и Седяй бе подобен видением камени иаспису и сардинови: и (бе) дуга окрест престола подобна видением смарагдови.

Откр.4:3  с толкованием

4
И окрест престола престоли двадесять и четыри: и на престолех видех двадесять и четыри старцы седящыя, облечены в белыя ризы, и имяху венцы златы на главах своих.

Откр.4:4  с толкованием

5
И от престола исхождаху молния и громи и гласи: и седмь свещников огненных горящих пред престолом, иже суть седмь духов Божиих:

Откр.4:5  с толкованием

6
и пред престолом море сткляно, подобно кристаллу: и посреде престола и окрест престола четыри животна исполнена очес спреди и созади.

Откр.4:6  с толкованием

7
И животно первое подобно льву, и второе животно подобно телцу, и третие животно имущее лице яко человек, и четвертое животно подобно орлу летящу.

Откр.4:7  с толкованием

8
И животна четыри, едино коеждо их имеяху по шесть крил окрест, и внутрьуду исполнена очес: и покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Иже бе и сый и грядый.

Откр.4:8  с толкованием

9
И егда даша животная славу и честь и благодарение Седящему на престоле, Живущему во веки веков,

Откр.4:9  с толкованием

10
падоша двадесять и четыри старцы пред Седящим на престоле, и поклонишася Живущему во веки веков, и положиша венцы своя пред престолом, глаголюще:

Откр.4:10  с толкованием

11
достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу, яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена.

Откр.4:11  с толкованием

Толкования на главу Откр.4
этой книги Священного Писания


Толкование святителя Андрея Кесарийского
 

Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова

Откр.4

Глава 
4

Откр.4  с толкованием
Статья десятая. О виденных на небе дверях и 24 старцах, и о прочем.
 


После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.
 

Откр.4:1 с толкованием
Отверзение двери означает раскрытие сокровенных тайн Духа; труба — мощный голос Открывающего; словами взыди семо повелевается слушателю отрешиться совершенно от земных помыслов и обратиться к небесному.
 


И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
 

Откр.4:2 с толкованием
И абие бых в дусе. Услышав голос, исполненный духа, я увидел престол, которым обозначается Божие упокоение во Святых, ибо Он почивает на них как на престоле. В этом видении он говорит об Отце и поэтому не придает Ему, как прежде говоря о Сыне, телесного образа, но уподобляет и сравнивает Его с драгоценными камнями. Яспис — камень зеленого цвета и означает Божественное естество вечноцветущее, живоносное и питающее всех, ибо всякое семя от Него произращает траву, почему и страшно для противников. Об ясписе говорят, что его боятся дикие звери и привидения, но он полезен для имеющих нужду в духовном врачевании. По словам Епифания Великого, этот камень исцеляет опухоли и раны, нанесенные мечом. Дуга, подобная видом смарагду указывает на разность в добродетелях ангельских.
 


И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих златые венцы.
 

Откр.4:4 с толкованием
Некто из древних говорит, что под именем двадцати четырех старцев нужно подразумевать Авеля и двадцать других праведных Ветхого Завета и трех Нового. Правильно ли это, или же под означенными двадцатью четырьмя нужно разуметь всех украсившихся словами и делами — пусть разрешит это для себя всякий читающий. Но сообразнее, кажется, понимать так: двенадцать первых означают святых, просиявших в Ветхом Завете, а двенадцать других — угодивших Богу в Новом. Первые двенадцать суть патриархи — родоначальники двенадцати колен, а вторые — двенадцать апостолов, которых обещал Господь сообразно их силе и премудрости посадить на двенадцати престолах, чтобы судить Израиля. Белые одежды указывают на чистую жизнь, вечное веселие и торжество, уготованное святым. Златые венцы — знак победы, одержанной над злыми духами подвизавшимися.
 


И от престола исходили молнии и громы и гласы.
 

Откр.4:5 с толкованием
Указывается на то, как Бог страшен и ужасен для недостойных Его долготерпения и снисхождения; для достойных же спасения молнии и громы не составляют страха, но возвещают сладость и просвещение; молния просвещает их очи духовные, гром же услаждает их слух.
 


И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих; и пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу.
 

Откр.4:6 с толкованием
Под семью духами Божиими нужно разуметь или семь ангелов, начальствующих над другими, по объяснению Иринея, или же семь даров Духа Святого, о Котором говорит Исаия (Ис.11:2). И то, и другое правдоподобно. Стеклянное море означает, как думаю, множество небесных воинств, их святость, чистоту и светлость, а также и покой невозмутимой жизни будущей; море, может быть, означает и небеса небес, которые, по слову Псалмопевца, покрыты необъяснимыми для нашего ума водами (Пс.148:4; Дан.3:60). Если кто думает, что кристалловидным называется здесь существо небес, то нужно рассмотреть, не обозначается ли этим словом самая сущность движимого Богом пространства, одаренного блеском и сиянием. Но точное исследование вещей, непостижимых для нас, предосудительно и заслуживает посмеяния.
 


И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
 

Откр.4:6 с толкованием
Указывает на престол, означающий Царскую власть и покой Бога, ибо в нем и вокруг него видел серафимов. Множество очей — говорит об их способности созерцать Божественное сияние; спереди и позади, — то есть они (серафимы) просвещаются знанием прошедшего и будущего.
 


И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
 

Откр.4:7 с толкованием
Мы думаем, что эти четыре животных — те самые, которых некогда видел Иезекииль (Иез.1:5-15). Некоторые думают, что четыре лица обозначают или четыре стихии и Божие управление ими и охранение, или власть Божию над небесным, земным, морским и преисподним, или, как еще думают другие, четыре главных добродетели и четыре Евангелия. Лев — символ мужества, обозначает Евангелие от Иоанна, ибо, согласно Иринею, он, изображая предвечное Царство Его, возвестил, что в начале было Слово (Ин.1:1); телец, довольствующийся своими трудами, означает правду и Евангелие от Луки, где изображается законное и священническое родословие Христа; орел указывает на умеренность (говорят, что он ее любит) и на Евангелие от Марка, как самое краткое и начатое духом пророчества; человек — мудрость и Евангелие от Матфея, которое начинается повествованием о рождении Христа по естеству, но не по закону. Этими же образами, наверное, знаменуется и домостроительство Христово: львам — как Царя, тельцом — как Первосвященника или Жертвы, человеком — как Воплотившегося ради нашего спасения, и орлом — как Подателя Духа жизни, сошедшего свыше на верных.
 


И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей.
 

Откр.4:8 с толкованием
Как говорит Дионисий Великий, они покрывают двумя крылами лица, двумя ноги, а двумя средними летают, обнаруживая тем свое глубочайшее благоговение к Откровению, которое, будучи осияны Божественною славою, они приносят к низшим Божественным чинам.
 


И ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
 

Откр.4:8 с толкованием
Покой этих святых сил небесных состоит в непрестанном пении ими Божественной песни; они приносят Триипостасному Божеству Трисвятую песнь. Слова иже бе, и сый и грядый означают Святую Троицу.
 


И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков.
 

Откр.4:9 с толкованием
Падоша двадесять и четыри старцы. Эти слова означают, что упомянутые старцы — соучастники песнопения небесных сил, исповедующие, что силу для победы над злыми духами они получили от Бога.
 


И полагают венцы свои пред престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.
 

Откр.4:11 с толкованием
Так как Ты, Владыко, говорят они, есть Виновник (главная причина — Ред.) и Податель славной победы, то Тебя же и должны благодарить все твари.