Глава 
7

Откр.7  с толкованием

1
И по сем видех четыри Ангелы стоящыя на четырех углех земли, держащыя четыри ветры земския, да не дышет ветр на землю, ни на море, ни на всяко древо.

Откр.7:1  с толкованием

2
И видех инаго Ангела восходяща от восхода солнца, имуща печать Бога живаго. И возопи гласом велиим к четырем Ангелом, имже дано бысть вредити землю и море, глаголя:

Откр.7:2  с толкованием

3
не вредите ни земли, ни моря, ни древес, дондеже запечатлеем рабы Бога нашего на челех их.

Откр.7:3  с толкованием

4
И слышах число запечатленных: сто четыредесять четыри тысящи запечатленных от всякаго колена сынов Израилевых.

Откр.7:4  с толкованием

5
От колена Иудова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Рувимова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Гадова дванадесять тысящ запечатленных:

Откр.7:5  с толкованием

6
от колена Асирова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Неффалимля дванадесять тысящ запечатленных: от колена Манассиина дванадесять тысящ запечатленных:

Откр.7:6  с толкованием

7
от колена Симеонова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Левиина дванадесять тысящ запечатленных: от колена Иссахарова дванадесять тысящ запечатленных:

Откр.7:7  с толкованием

8
от колена Завулоня дванадесять тысящ запечатленных: от колена Иосифова дванадесять тысящ запечатленных: от колена Вениаминова дванадесять тысящ запечатленных.

Откр.7:8  с толкованием

9
По сих видех, и се, народ мног, егоже изчести никтоже может, от всякаго языка и колена, и людий и племен, стояще пред престолом и пред Агнцем, облечены в ризы белы, и финицы в руках их.

Откр.7:9  с толкованием

10
И возопиша гласом велиим, глаголюще: спасение седящему на престоле Богу нашему и Агнцу.

Откр.7:10  с толкованием

11
И вси Ангели стояху окрест престола и старец и четырех животных: и падоша на лицы пред престолом и поклонишася Богу,

Откр.7:11  с толкованием

12
глаголюще: аминь: благословение и слава, и премудрость и хвала, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь.

Откр.7:12  с толкованием

13
И отвеща един от старец, глаголя ми: сии облеченнии в ризы белыя кто суть и откуду приидоша?

Откр.7:13  с толкованием

14
И рех ему: господи, ты веси. И рече ми: сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя, и убелиша ризы своя в Крови Агнчи:

Откр.7:14  с толкованием

15
сего ради суть пред престолом Божиим и служат Ему день и нощь в церкви Его, и Седяй на престоле вселится в них:

Откр.7:15  с толкованием

16
не взалчут ктому, ниже вжаждут, не имать же пасти на них солнце, ниже всяк зной:

Откр.7:16  с толкованием

17
яко Агнец, Иже посреде престола, упасет я и наставит их на животныя источники вод, и отимет Бог всяку слезу от очию их.

Откр.7:17  с толкованием

Толкования на главу Откр.7
этой книги Священного Писания


Толкование святителя Андрея Кесарийского
 

Св. Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова

Откр.7

Глава 
7

Откр.7  с толкованием
Статья девятнадцатая. О ста сорока четырех тысячах людей, не претерпевших вреда от язвы четырех ангелов.
 


И после сего видел я четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
 

Откр.7:1 с толкованием
Разумея под четырьмя ангелами то, что подвергающиеся бедствиям не могут никаким образом избежать гнева Божия ни на суше, ни на море, некоторые относят это к случившемуся прежде гонению на иудеев от римлян. Но мы думаем, что все это в сильнейшей степени должно произойти в пришествие антихриста, и не в иудейской стране, в частности, а во всей земле, по четырем углам которой, как он говорит, будут стоять ангелы, свершители назначенного им Богом и неизвестного для нас служения. Удержание ветров служит свидетельством разрушения подчинения твари и неотвратимости зла, так как все растущее на земле растет и питается ветрами; при помощи их плавают и на море.
 


И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
 

Откр.7:2 с толкованием
И видех иного ангела, имуща печать Бога живого. Что было открыто некогда Иезекиилю о муже, облеченном в подир, длинную льняную одежду, который налагал печать на лица стенящих (Иез.9:4), чтобы не погубить вместе с грешниками праведных (ибо и ангелы не знают тайных добродетелей святых), то же самое и теперь открывается блаженному, когда повелевается главным святым силам не вредить согрешившим до тех пор, пока не узнают они служителей истины, отмеченных печатью. Это отчасти случилось уже, когда многие тысячи уверовавших во Христа, как говорит великий Иаков блаженному Павлу, избежали опустошения римлянами Иерусалима, но с особою силою это сбудется, как уже было сказано, во время пришествия антихриста, когда верных, носящих знамение Христа непосрамленно и дерзновенно пред неверными, отличит от них печать Животворящего Креста, поэтому-то ангел и говорил:
 


Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
 

Откр.7:3 с толкованием
Тварь, как созданная ради нас, причастна бедствиям во времена нашего наказания, так же как и радуется вместе со святыми во время их прославления. Отсюда следует, что и украшенные добродетелями во время напастей нуждаются в ангельской помощи по силе данной нам печати Духа, которая, правда, проявляет свою силу, лишь поскольку мы сами обнаруживаем свою деятельность, и если кто не получает от нее помощи, то лишь по причине своего нежелания.
 


И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
 

Откр.7:4 с толкованием
ЗНАЧЕНИЕ ИМЕН ДВЕНАДЦАТИ ПАТРИАРХОВ
 


Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:5 с толкованием
Иуда переводится словом исповедание, которым отличаются спасающиеся исповеданием Христа, происшедшего от Иуды.
 


Из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:5 с толкованием
Рувим значит сын видения; этим означаются те, кто сердечною чистотою приобрел духовное видение.
 


Из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:5 с толкованием
Гад — искушение. Им знаменуются получившие славу за перенесение искушений, подобно Иову.
 


Из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:6 с толкованием
Асир — блаженство. Указывается на получивших Владычнее блаженство за достойную жизнь, сподобившихся стать одесную Христа и оказавшихся сынами дня и света.
 


Из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:6 с толкованием
Неффалим — молитва. Указывается на прилепляющихся к Богу непрестанною молитвою.
 


Из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:6 с толкованием
Манассия — забвение. Указывается на оставивших ради угождения Богу все, что позади их, и отеческий дом.
 


Из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:7 с толкованием
Симеон — послушание. Указывается на оправдываемых за повиновение Божественным заповедям.
 


Из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:7 с толкованием
Левий — приятый. Указывается на принятых Христом за жизнь, достойную священника. Левий стоит восьмым, ибо истинное священство открывается после восьмого дня воскресения.
 


Из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:7 с толкованием
Иссахар — награда. Указываются получающие от Бога награду за добродетельную жизнь.
 


Из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:8 с толкованием
Завулон — жилище силы или благоухание. Этим обозначаются укрепленные чрез вселение Христа на страдание и соделавшиеся, по апостолу, Его благоуханием (2Кор.2:15).
 


Из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:8 с толкованием
Иосиф — приложение. Указывается на тех, которые, по слову Господа, вместе с Небесным Царством получат как бы в добавление и все необходимое в земной жизни.
 


Из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
 

Откр.7:8 с толкованием
Вениамин — сын болезни или сын дня, или сын денницы. Указывается на пополняющих число спасаемых по причине скорби сердца или на избежавших римского пленения уверовавших из иудеев, или, что вернее всего, на иудеев, спасающихся чрез веру при кончине мира. Так как и апостол говорит: дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется (Рим.11:25-26). Но можно принять то и другое толкование. Одинаковое число спасаемых из каждого колена, я думаю, указывает на плодовитость апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на тысячу, дает это число спасенных, которые были учениками семени, упавшего на землю по человеколюбию и произрастившего столь многоразличный плод всемирного спасения. Но пусть будет известно, что колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен. Значение имен дает возможность к каждому из них приложить некоторое рассуждение, что и сделано выше. Иосиф упоминается вместо сына его Ефрема. Приведенное число считается равным по числу древних коленоначальников еврейских и поставленных вместо них, как было сказано, князьями всей земли двенадцати апостолов (Пс.44:17), чрез которых спасутся иудеи, рассеянные по земле.
 

Статья двадцатая. О бесчисленном народе из языков, носящих светлые одежды.
 


После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
 

Откр.7:9 с толкованием
Это те, о которых Давиду говорит: изочту их, и паче песка умножатся (Пс.138:18), пострадавшие мученически за Христа из всякого колена и племени и в последние времена имеющие мужественно принять страдания. Одни из них уже убелили, другие убелят одежды своею кровию, пролитою за Христа, и теперь, имея в своих руках как знак победы ветви полезных, правых и чистых фиников сердечных, они торжествуют, ликуя вокруг престола Божественного покоя, и, будучи благодарными рабами, победу свою над демонами приписывают единому Подателю.
 


И все ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь; благословение и слава, и премудрость, и благодарение, и честь, и сила, и крепость Богу нашему во веки веков Аминь.
 

Откр.7:11 с толкованием
Вот одна Церковь людей и ангелов! Ибо тогда людям будут сослужить ангелы, прежде казавшиеся страшными даже людям равноангельским, как мы это знаем о Данииле. Потому что, по мнению некоторых святых отцов, они видимы в свойственных им телах, или, как думают другие, не подлежат троякому измерению в длину, широту и высоту, как это свойственно телам вообще, и потому являются нам не в своем естестве, но принимая образ и вид по произволению Божию. Стояние вокруг херувимов и старцев означает высоту почести для тех, которые прославляются под числом старцев. И Богу за Его Божественное попечение о всей твари ради нас возносится благодарение всеми сущими силами.
 


И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облеченные в белые одежды, кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин.
 

Откр.7:13 с толкованием
Явившийся побуждает блаженного своими вопросами к исследованию виденного, но он, сознавая благоразумно свое неведение, получает наставление от явившегося.
 


И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
 

Откр.7:15 с толкованием
Блаженны те, кто унаследует за временные труды вечный покой, кто за страдания со Христом будет царствовать вместе с Ним и служить Ему. Словами день и ночь указывается непрерывность этого служения. Там не будет ночи, но вечный день, освещаемый солнцем не чувственным, но духовным, Солнцем правды — Христом. Но под ночью можно разуметь и скрытые глубокие тайны; тогда под днем нужно понимать ясное и удобопонятное. Храм Божий — всякая тварь, обновляемая духом. Но вернее всего, те, кто сохранил залог Духа целым и неугашенным. Бог обещал в них жить и походить (2Кор.6:16).
 


Они не будут уже ни алкать, ни жаждать.
 

Откр.7:16 с толкованием
И правильно! У них будет хлеб небесный и вода жизни.
 


И не будут палить их солнце и никакой зной.
 

Откр.7:16 с толкованием
Они не будут болеть и переносить бедствий, изображаемых под видом солнца и зноя, ибо время страданий окончилось.
 


Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
 

Откр.7:17 с толкованием
Слова упасет я указывают, что пасомые Христом не будут тогда бояться нападений волков, низверженных в огонь неугасимый, но будут пастись на чистых и преобширных источниках Божественного разумения, как это указывается словом вода, под которою, кроме того, нужно понимать обильное излияние Божественного Духа. Ибо Господь говорит о верующем, что реки от чрева его истекут воды живы (Ин.7:38). Тогда святые, питаемые обильно этою водою, по прекращении частного знания приобретут совершенное ведение и, освобожденные от тления и изменения, будут наслаждаться бесконечным веселием и радостию.