Глава 
10

Рим.10  с толкованием

1
Братие, благоволение убо моего сердца и молитва, яже к Богу по Израили, есть во спасение.

Рим.10:1  с толкованием

2
Свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму.

Рим.10:2  с толкованием

3
Не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася:

Рим.10:3  с толкованием

4
кончина бо закона Христос, в правду всякому верующему.

Рим.10:4  с толкованием

5
Моисей бо пишет правду юже от закона: яко сотворивый та человек жив будет в них.

Рим.10:5  с толкованием

6
А яже от веры правда сице глаголет: да не речеши в сердцы твоем: кто взыдет на небо, сиречь Христа свести:

Рим.10:6  с толкованием

7
или кто снидет в бездну, сиречь Христа от мертвых возвести.

Рим.10:7  с толкованием

8
Но что глаголет Писание? Близ ти глагол есть, во устех твоих и в сердцы твоем, сиречь глагол веры, егоже проповедаем:

Рим.10:8  с толкованием

9
яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердцы твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися:

Рим.10:9  с толкованием

10
сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение.

Рим.10:10  с толкованием

11
Глаголет бо Писание: всяк веруяй в Онь не постыдится.

Рим.10:11  с толкованием

12
Несть бо разнствия Иудееви же и Еллину: Той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его.

Рим.10:12  с толкованием

13
Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется.

Рим.10:13  с толкованием

14
Како убо призовут, в Негоже не вероваша? Како же уверуют, Егоже не услышаша? Како же услышат без проповедающаго?

Рим.10:14  с толкованием

15
Како же проповедят, аще не послани будут? Якоже есть писано: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая.

Рим.10:15  с толкованием

16
Но не вси послушаша благовествования. Исаиа бо глаголет: Господи, кто верова слуху нашему?

Рим.10:16  с толкованием

17
Темже убо вера от слуха, слух же глаголголом Божиим.

Рим.10:17  с толкованием

18
Но глаголю: еда не слышаша, темже убо, во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

Рим.10:18  с толкованием

19
Но глаголю: еда не разуме Израиль? Первый Моисей глаголет: Аз раздражу вы не о языце, но о языце неразумне прогневаю вас.

Рим.10:19  с толкованием

20
Исаиа же дерзает и глаголет: обретохся не ищущым Мене, явлен бых не вопрошающым о Мне.

Рим.10:20  с толкованием

21
Ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающым.

Рим.10:21  с толкованием

Толкования на главу Рим.10
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание к римлянам Святого Апостола Павла

Рим.10

Глава 
10

Рим.10  с толкованием

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
 

Рим.10:1 с толкованием
Намереваясь нанести иудеям удар, предваряет его коротким словом, дабы не подумали, будто последующая речь его происходит от неприязни к ним, и говорит о желании сердца, то есть о хотении своем, о сильном желании, даже о молитве своей за иудеев чтобы они не только освободились от наказания, но и спаслись. Как же, говорит, быть мне неприязненным к вам, когда я молюсь Богу о спасении вашем?
 


Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией.
 

Рим.10:2 с толкованием
Сначала, казалось бы, благоприятствует и угождает иудеям, ибо сказав о них: имеют ревность по Боге, но не по рассуждению, показывает, что они достойны больше милосердия, нежели наказания. Ревнуют они, говорит, о законе, данном им от Бога, однако ревнуют не по разуму, не желая познать того, что закон престал и упразднился. Но далее показывает страсть их к спорам и любоначалие. Они старались поставить собственную праведность, то есть праведность от закона, составляемую из собственных их дел и трудов, которая, как павшая уже, не может стоять, и таким образом и своей праведности не поставили, и праведности Божией не покорились. Это и есть знак самохвальства и любоначалия, даже неразумия - усиливаться поставить то, что не может стоять, и в этом проводить все время. Праведностью Божией называется здесь та, которая от веры, которая не зависит от трудов наших, но всецело есть дарование Божие.
 


Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
 

Рим.10:4 с толкованием
Так как по истине назвал праведностью ту праведность, которая от закона, то дабы, с одной стороны, уверовавшие из евреев не сказали: значит, мы сделались преступниками, когда оставили эту праведность, а с другой - не уверовавшие не могли сказать, что хотя теперь не выполнили они праведности по закону, однако могут совершенно выполнить ее после, апостол, устраняя ту и другую мысль, говорит: конец закона Христос. Чего желал закон и не совершил, то совершил Христос, то есть оправдание человека. Поэтому не говори, уверовавший из евреев, что ты сделался преступником закона, напротив, ты познал волю закона, совершившуюся посредством веры во Христа. С другой стороны, и ты, не уверовавший еще иудей, не надейся сам совершить праведность по закону: совершитель ее Христос. Итак, если хочешь получить праведность, прими Христа верой и будешь иметь все.
 


Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
 

Рим.10:5 с толкованием
Подтверждает сказанное: чего не совершил закон, то совершил Христос, и говорит: Моисей рассуждает об оправдании человека посредством дел. Но как не было ни одного человека, который исполнил бы дела, то оправдание по закону невозможно.
 


А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься.
 

Рим.10:6 с толкованием
Познав, что дела закона не могут оправдать человека, научись, как без труда и легко оправдываемся мы во Христе: для этого требуется вера от сердца и исповедание от уст. Но нужно пространнее объяснить сказанное: кто взойдет на небо? или кто сойдет в бездну? Апостол заимствовал это у Моисея (Втор.31:11-14), но в том смысле, какой уразумел по своей высокой мудрости. Моисей в буквальном смысле говорит так: заповедь Божия лежит, иудей, перед очами твоими, так что тебе нет нужды ни всходить на небо, чтобы найти ее, ни сходить в бездну, ни переходить чрез море, чтобы там взять ее: она близ тебя, в устах твоих и в уме твоем: Бог все показал тебе посредством закона. Так, кажется, говорит Моисей буквально; но апостол отнес это ко Христу. Не сомневайся, говорит он, и не спрашивай в уме своем: как Христос сошел с небес и воплотился? или как, умерши, восстал из бездны, то есть из преисподних мест? Но веруй, что Он сошел и воплотился, и что, быв погребен, восстал чрез воскресение; ибо Бог воздвиг Его. Поэтому, и смотря на достоинство Воздвигшего, удобно можно веровать. Что же легче этого, когда, ты имеешь спасение в устах своих? А дабы кто, по причине самой удобности, не почел дело веры достойным презрения, показывает, что помышления неверия противны самой вере и что их должно отражать с твердостью. Не говори, внушает, того или другого в сердце своем, то есть никаких сомнений не допускай в мыслях своих.
 


Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
 

Рим.10:10 с толкованием
Сердце имеет нужду в устах. Ибо что пользы веровать в душе и не исповедывать пред людьми? Хотя вера оправдывает в уме, но совершенное спасение зависит от исповедания; ибо тогда вера сияет и многих пользует. Но и уста имеют нужду в сердце. Многие исповедуют Христа лицемерно, а сердце их далеко отстоит от Него.
 


Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
 

Рим.10:11 с толкованием
Сказав, что сердцем веруют, а устами исповедуют, приводит из Писания свидетельства о вере и исповедании или призывании. Когда говорит: всякий верующий, указывает на веру, оправданный которой не будет постыжен; а когда говорит: всякий, кто призовет, указывает на исповедание, соделывающее спасение. Итак, теперь всякий, иудей ли или язычник может быть принят Богом. Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его, иначе сказать: это царь, богатый золотом и серебром. Посему, если богатство Его составляют самые верующие, то не отчаивайся, думая, что согрешил так, что не можешь быть прощен. Он примет тебя, чтобы и тебя, сделать участником в Своем богатстве.
 


Но как прибывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
 

Рим.10:14 с толкованием
Выше сказал, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Теперь укоряет уже иудеев за то, что не призвали имени Господня. Почему же не призвали? Потому что не уверовали. А почему не уверовали? Потому ли что не слыхали? Нет, слышали. Потом возражение: как могли услышать без проповедующего? Следует опять ответ: нет, были проповедующие, многие таковые посланы были к ним. Из чего же видно, что эти посланные были проповедниками? В ответ на это приводит слова пророка: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое (Ис.52:7). Апостолы, обходя вселенную, возвещали не иное что, как неизреченные блага и мир Бога с человеками. Поэтому неверие есть собственная вина тех, которые не приняли проповедников.
 


Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
 

Рим.10:16 с толкованием
Апостол сказал, что пророки свидетельствуют, что этих благовестников послал Бог. Посему, дабы кто не возразил: если они были от Бога, то следует, чтобы все послушались их, утверждает, что, действительно, не все послушались благовествования, но от этого нет никакого вреда истине. Об этом за много лет говорит Исаия: кто поверил слышанному от нас? (Ис.53:1). Слово кто употреблено здесь вместо "немногие" поверили слышанному от нас.
 


Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
 

Рим.10:17 с толкованием
Слова эти находятся в связи с предыдущим и представляют как бы вывод из чего-то, прежде сказанного. Но ими апостол высказывает и нечто другое. Иудеи непрестанно искали чудес, даже желали видеть воскресение. Поэтому говорит, что вера от слышания, и не должно требовать ничего более этого слышания; ибо слышание это не простое, не обыкновенных речей, но глаголов Божиих. Посему если ищешь чудес, которые происходят от Бога, то верь и словам, которые говорят от Бога.
 


Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
 

Рим.10:18 с толкованием
Кто-нибудь мог спросить: что же из того для иудеев, если благовестники были посланы, а иудеи не слышали? Апостол отвечает: вся вселенная слышала; как же не слышали те, у которых апостолы провели столько времени и от которых произошли? Возможное ли это дело?
 


Еще спрашиваю: разве Израиль не знал?
 

Рим.10:19 с толкованием
Опять новое возражение; если апостолы проповедовали, но иудеи не поняли; ужели не заслуживают они извинения? Решает и это возражение.
 


Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
 

Рим.10:19 с толкованием
Они, говорит, должны были понять, что проповедуется Христос, если не из другого чего, то по крайней мере из того, какой чести удостоились язычники. Они видели, что идолопоклонники вдруг удостоились таких благ, и потому должны были проникнуться к соревнованию и заключить, что это тот самый народ, о котором сказал Моисей. Не только величие чести достаточно было к тому, чтобы подвигнуть иудеев к соревнованию, но и то, что удостоился чести народ, до того низкий, что не стоит даже почитаться народом. Раздражу вас, сказано, народом несмысленным. Что неразумнее язычников, поклонявшихся деревьям и камням?
 


А Исаия смело, говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
 

Рим.10:20 с толкованием
Сказав, что Моисей говорит первый, упоминает и о другом пророке, который говорит тоже яснее и открытое. Исаия, говорит, смело говорит, то есть усиливался высказать истину во всей наготе и лучше подвергнуться опасности, нежели молчать. Меня, сказано у него, нашли не искавшие Меня и которые не вопрошали обо Мне (Ис.65:1). Кого Моисей называл народом несмысленным, тех Исаия наименовал неищущими и невопрошающими, то есть невеждами и врагами знания. Итак, из всего этого иудеи должны были понять, что одни отвергнуты, другие приняты.
 


Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
 

Рим.10:21 с толкованием
Дабы иудеи не имели права сказать Богу: ты найден язычниками, а с нами не хотел обращаться, пророк присовокупляет: Я целый день, то есть во всякое время, простирал руки Мои, то есть привлекал вас, но вы оказались народом непослушным и упорным. Следовательно, вы виноваты, а не Я. Я простирал руки Свои к вам и призывал вас, но вы не послушались. Отсюда видно, что израильтяне и слышали, и знали, но не хотели покориться.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к римлянам

Рим.10

Глава 
10

Рим.10  с толкованием

1
Однако ж, моление мое к Богу за них, чтобы спаслись и получили искупление.

Рим.10:1  с толкованием

2
Ибо ревность о Боге являют в себе, чтобы хранить закон Его, но не познали Его.

Рим.10:2  с толкованием

3
Ибо не разумеют ту самую правду Божию, которая чрез веру совершается; и свою правду, которая от закона, стараются поставить.

Рим.10:3  с толкованием

4
Ибо конец закона, который имеют, есть Христос. Сказал именно: пришел. И вот пришел (Христос) и утвержден (закон); однако ж не теми, кои ищут правды (законной), но теми, кои веруют в правду.

Рим.10:4  с толкованием

5
Ибо Моисей так написал, что кто сотворит правду, которая от закона, жив будет чрез нее в сей жизни (Лев.18:5).

Рим.10:5  с толкованием

6
Правда же, которая от веры, так, уча, говорит: (да) не скажешь в сердце твоем: кто восшел на небо и низвел Христа?

Рим.10:6  с толкованием

7
Или кто нисшел в бездну преисподней и воздвиг Христа из мертвых?

Рим.10:7  с толкованием

8-10
Но именно эти две истины, которыми соблазнялись они, одобрила вера (Втор.30:12-14). Ибо, если ты будешь исповедывать их в сердце своем, это - сердце, которое верует в правду, и уста, которые исповедуют к жизни и во спасение.

Рим.10:8  с толкованием

11
Но дабы не сказали, что он проповедует новую веру от ума своего, привел свидетельство из Писания, говорящаго: всякий верующий в Него не постыдится (Ис.28:16).

Рим.10:11  с толкованием

12
И в этом не сделал он никакого различия ни между Иудеями, ни между язычниками. Ибо один есть Господь всех, и одна дверь жизни (Ин.10:7.9), которая чрез веру открыта всем; и Он готов выслушивать всякого человека, который призывает Его.

Рим.10:12  с толкованием

13
Так (ибо) написано: всякий, кто призовет имя Господа, спасется (Иоил.2:32).

Рим.10:13  с толкованием

14
Как же будут призывать те, кои в Нем суть? Если и жили в вере, однако не уверовали. Или как будут веровать Тому, котораго не желают слышать? Или как будут слышать без проповедующаго, то есть без толкователя, каким был Филипп для Евнуха (Деян.8:27, сл.)?

Рим.10:14  с толкованием

15
Как же будут проповедать, если не будут посланы к ним, или, будучи посланы, не останутся у них? Ведь, торжественно выступили они, чтобы ходить среди язычников. Или говорит, что чему надлежало быть у них, то и случилось, и они не захотели следовать проповедникам, о коих было писано: как прекрасны ноги благовествующих спасение и мир (Ис.52:7)!

Рим.10:15  с толкованием

16
Но, как в то время не все вняли проповеди пророков, так и ныне. Также и это самое, что не внимают ныне, не опущено в пророчестве, ибо Исаия так говорит: Господи! кто поверил слуху нашему (слышанному от нас - Ис.53:1)?

Рим.10:16  с толкованием

17
Итак, видите, что вера от слышания, как ныне, - слышание же от откровения (божественного).

Рим.10:17  с толкованием

18
Но говорю (спрашиваю): разве не слышали Евреи? - Напротив, - ибо по всей земле прошел голос Апостолов (Пс.18:5).

Рим.10:18  с толкованием

19
Но, может быть, когда слушал мир, Израиль не слыхал? - Напротив, - ибо прежде Моисей говорил: я возбужу в вас ревность из-за Не-народа моего, из-за народов несмысленных раздражу вас (Втор.32:21).

Рим.10:19  с толкованием

20
И Исаия предрек и дерзновенно от лица Сына сказал: явлен был Я не ищущим Меня (Ис.65:1).

Рим.10:20  с толкованием

21
К Израилю же так говорит: целый день простирал Я руки Мои к народу жестокому (неслушающемуся) и противоречащему (Ис.65:2).

Рим.10:21  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к Римлянам

Рим.10

Глава 
10

Рим.10  с толкованием

Братие, благоволение убо моего сердца и молитва, яже к Богу по Израили, есть во спасение.
 

Рим.10:1 с толкованием
Апостол благоволением назвал здесь сильное желание. Ибо говорит: Сильно желаю и молюсь, чтобы улучили они спасение.
 


Свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму.
 

Рим.10:2 с толкованием
С похвалою соединил порицание, как бы приманкою какою прикрыв уду, чтобы польза слова соделалась для них удобоприемлемою.
 


Не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася.
 

Рим.10:3 с толкованием
Апостол своею правдою назвал неблаговременное хранение закона, потому что стараются хранить закон, утративший уже свою силу; а правдою Божиею наименовал правду, приобретаемую по благодати верою. Ибо сие присовокупил:
 


Кончина бо закона Христос, в правду всякому верующему.
 

Рим.10:4 с толкованием
Ибо вера в Господа не противна закону, но и весьма согласна с ним; закон путеводствовал нас ко Владыке Христу. Посему верующий во Владыку Христа исполняет назначение закона. Прекрасно также сказал Апостол; всякому верующему, потому что объял все естество человеческое: будет ли кто эллин или варвар, но, если уверует, улучит спасение. Потом снова объясняет различие закона и благодати и представляет законодателя Моисея учителем того и другого, и говорит:
 


Моисей бо пишет правду, юже от закона: яко сотворивый та человек, жив будет в них. (Лев.18:5)
 

Рим.10:5 с толкованием
Исполнивший все повелеваемое законом плодом сего хранения имеет жизнь, а всякое преступление закона навлекает наказание.
 


А яже от веры правда, сице глаголет:
 

Рим.10:6 с толкованием
то есть о правде же от веры не Моисей, а Бог всяческих чрез Моисея говорит следующее:
 


Да не речеши в сердцы твоем: кто взыдет на небо? Сиречь Христа свести: или кто снидет в бездну? Сиречь Христа от мертвых возвести. Но что глаголет Писание? Близ ти глагол есть, во устех твоих и в сердце твоем (Втор.30:12-14)
 

Рим.10:7 с толкованием
Хотя о законе изрек сие Бог всяческих, научая иудеев, что без труда прияли они учение о том, что должно делать, и не имеют нужды ни восходить на небеса, ни сходить в ад, потому что близ ти глагол есть и дано тебе ведение о том, что должно делать, однако же божественный Апостол принял это за учение о вере, уча, что должно не входить в исследования о Владычнем домостроительстве или не подвергать сомнению, как вочеловечился Единородный Сын Божий и, прияв страдание, совершил воскресение, но верою плодоносить спасение. Ибо близ ти глагол есть, во устех твоих и в сердце твоем. Потом присовокупляет:
 


Сиречь глагол веры, егоже проповедаем.
 

Рим.10:7 с толкованием
Что Моисей сказал о заповедях закона, то мы говорим о вере.
 


Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердцы твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение.
 

Рим.10:9 с толкованием
Есть потребность в том и в другом, как в истинной и твердой вере, так и в исповедании, произнесенном с дерзновением, чтобы и сердце украсилось несомненностию веры, и язык просиял, небоязненно проповедуя истину. Потом Апостол снова припоминает свидетельство Писания.
 


Глаголет бо Писание: всяк веруяй в Онь, не постыдится. (Ис.28:16)
 

Рим.10:11 с толкованием
Толкует же Апостол и слово всяк.
 


Несть бо разнствия Иудееви же и Еллину: Той бо Бог всех, богатяй во всех призывающих Его. Всяк бо, иже аще призовет имя Господне, спасется. (Иоил.2:32)
 

Рим.10:12 с толкованием
Богатством Божиим Апостол назвал спасение людей, ибо знал человеколюбие Владыки. И свидетельства весьма близко приноровил к сердцу и языку; к сердцу сие: Всяк веруяй в Онь, не постыдится; а к языку сие: Всяк, иже призовет имя Господне, спасется. Потом учит, что иудеи добровольно лишили себя спасения, не восхотев принять возвещенную им проповедь. Но не произносит обличения ясно, а употребляет иной способ речи.
 


Како убо призовут, в Негоже невероваша? Како же уверуют, Егоже не услышаша? Како же услышат без проповедающаго? Како же проповедят, аще не послани будут?
 

Рим.10:14 с толкованием
Надлежит сперва уверовать, говорит Апостол, а потом призывать; но невозможно уверовать не воспользовавшемуся учением; нет возможности и учение услышать, когда нет проповедающих, и проповедниками опять — делает рукоположение. Так, сказав это как бы в оправдание иудеев, тем самым увеличивает обвинение, на них произносимое, и на последнем месте поставил первое, то есть сказанное о послании проповедников, показав, что сие предвозвещено издревле. Ибо следовало указать на это прежде прочего. Сперва должно было рукоположить проповедников, потом им проповедовать, а потом слышать проповедь и тогда уже уверовать. Посему приводит пророчество Исаии и говорит:
 


Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая. (Ис.52:7)
 

Рим.10:14 с толкованием
Ибо и апостолам заповедал Господь, входя в дом, говорить: Мир дому сему (Лк.10:5), потому что возвещали они Божественное примирение и благовествовали наслаждение благами. Их ноги называет Пророк красными, как совершающие прекрасное течение, как измовенные Владычними руками. Так, приведя свидетельство о проповедниках, ведет речь в виде вопроса.
 


Но не вси послушаша благовествования?
 

Рим.10:16 с толкованием
А потом в виде ответа: Исаиа бо глаголет: Господи, кто верова слуху нашему? (Ис.53:1) И о сем, говорит Апостол, не умолчало Божественное Писание, но и сие предрек Бог издревле устами Исаии. Потом выводит заключение
 


Темже убо вера от слуха, слух же глаголом Божиим.
 

Рим.10:17 с толкованием
Следовательно, неверующий не верит Божественным изречениям, и верующий, приемля Божественные глаголы, плодом слышания приносит веру.
 


Но глаголю: еда не слышаша?
 

Рим.10:18 с толкованием
И сие также должно читать, как вопрос; и потом, как ответ: Темже убо во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их (Пс.18; 5). Возможно ли было не слышать иудеям, когда в целой вселенной слышали язычники? Иудеям первым возвестили проповедь проповедники истины. Ибо и Сам Господь сказал им: Идите паче ко овцам погибшым дому Израилева (Мф.10:6); и в Деяниях Апостольских сказано: Вам бе лепо первее глаголати слово Божие (Деян.13:46). И божественный Апостол удержал тот же образ речи, вопросами и ответами придавая более ясности слову. Ибо опять должно читать, как вопрос:
 


Но глаголю: еда не разуме Израиль?
 

Рим.10:19 с толкованием
А следующее за сим, как ответ: Первый Моисей глаголет: аз раздражу вы не о языце, но о языце неразумне прогневаю вас (Втор.32:21). Неразумными же назвал Моисей нас, показывая наше неблагоразумие до веры. Ибо сие сказал и божественный Апостол: Бехом бо иногда и мы несмысленни, и непокориви, и прельщени, работающе похотем и сластем различным, в злобе и зависти живуще, мерзцы суще и ненавидяще друг друга (Тит.3:3). Сим преимущественно огорчил иудеев Бог, ибо не так прискорбны для них рабство, рассеяние и запустение храма, как благочестие и знаменитость язычников.
 


Исаиа бо дерзает и глаголет: обретохся не ищущым Мене, явлен бых не вопрошающым о Мне. (Ис.65:1)
 

Рим.10:20 с толкованием
Апостол указал вместе и на предречение о богопознании язычников, и на убийство иудеев. Ибо сие выражает слово дерзает, то есть не убоялся готовых на убийство и неистовствующих иудеев, но с великим дерзновением провозгласил спасение язычников, предвозвестил же и неверие иудеев. Ибо сие выражают последующие слова.
 


Ко Израилю же глаголет: весь день воздех руце Мои к людем непокоривым и пререкающым. (Ис.65:2)
 

Рим.10:21 с толкованием
Сие весь день значит: всегда. Ибо и Симмах и Акила перевели это: всякий день. Так Апостол, указав на чудных пророков, и обвиняющих иудеев, и предвозвещающих веру язычников, в последующем, по-видимому, предлагает иудеям утешение, в действительности же усиливает обвинение неверных.