Глава 
6

Зах.6  с толкованием

1
И обратихся и возведох очи мои и видех, и се, четыри колесницы исходящыя из средины двоих гор, горы же те беша горы медяны:

Зах.6:1  с толкованием

2
в колеснице первей кони рыжы, и в колеснице вторей кони врани,

Зах.6:2  с толкованием

3
и в колеснице третией кони бели, и в колеснице четвертей кони пестри скори.

Зах.6:3  с толкованием

4
И отвещах и рех ко Ангелу глаголющему во мне: что суть сия, господи?

Зах.6:4  с толкованием

5
И отвеща Ангел глаголяй во мне и рече: сия суть четыри ветри небеснии, иже исходят предстати Господу всея земли.

Зах.6:5  с толкованием

6
В нейже беху кони врани, исхождаху на землю северскую, и белии исхождаху вслед их, и пестрии исхождаху на землю южную,

Зах.6:6  с толкованием

7
и скории исхождаху и озираху еже оыти землю. И рече: идите, обыдите землю. И обыдоша землю.

Зах.6:7  с толкованием

8
И возопи и рече ко мне глаголя: се, исходящии на землю северскую упокоиша ярость Мою на земли северстей.

Зах.6:8  с толкованием

9
И бысть слово Господне ко мне глаголя:

Зах.6:9  с толкованием

10
приими, яже от плена от князей и от ключимых его и от разумевших его, и внидеши ты в день он в дом Иосии Софониина, грядущаго от Вавилона,

Зах.6:10  с толкованием

11
и приимеши сребро и злато, и сотвориши венцы, и возложиши на главу Иисусу Иоседекову, иерею великому,

Зах.6:11  с толкованием

12
и речеши к нему: сице глаголет Господь Вседержитель: се, Муж, Восток имя Ему, и под Ним возсияет, и созиждет храм Господень:

Зах.6:12  с толкованием

13
и той приимет добродетель, и сядет и возобладает на престоле Своем, и будет иерей одесную Его, и совет мирен будет между обема,

Зах.6:13  с толкованием

14
а венец будет терпящым и ключимым Ему и разумевшым Его, и в благодать сыну Софониину, и в псалом во храме Господни:

Зах.6:14  с толкованием

15
и издалеча от сих приидут и созиждут во храме Господни, и уразумеете, яко Господь Вседержитель посла мя к вам: и будет, аще слушающе послушаете гласа Господа Бога вашего.

Зах.6:15  с толкованием

Толкования на главу Зах.6
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Захарии

Зах.6

Глава 
6

Зах.6  с толкованием

1
И показал мне четыри колесницы исходящия из средины двоих гор, горы же те беша горы медяны. По моему мнению, видение четырех колесниц сходно по значению с видением четырех животных херувимской колесницы (Иез.1), и с тайною четырех рек исходящих из эдема (Быт.2:10-14). Таинственное значение сего видения объяснил Ангел, сказав:

Зах.6:1  с толкованием

5
сия суть четыри ветри небеснии. Под образом четырех ветров небесных представлены четыре царства, которые правдою Божиею употреблены будут для наказания людей за грехи их, и, подобно ветрам, встретившись друг с другом, погибнут от столкновения. Они предстоят Господу всея земли, то есть готовы идти всюду, куда будут посланы.

Зах.6:5  с толкованием

2
И видел, в колеснице первей кони рыжи; это - Вавилоняне, основавшие первое царство; во вторей кони врани; это Персы, идущие на землю вавилонскую.

Зах.6:2  с толкованием

6
И белии исхождаху в след их; это Македоняне; ибо два сии народа, Персы и Македоняне, ниспровергли царство вавилонское и разорили самый Вавилон. И такие образы представлены были Пророку в откровении, чтобы ободрить малодушный народ иудейский и уверить, что в последствии им не страшны будут Вавилоняне. И пестрии исхождаху на землю южную, то есть к народам обитавшим на юге, - к Идумеям, Аравитянам и Египтянам. Под образом коней пестрых представлены вожди народа иудейского, цари римские и другие чуждые народы, от которых потерпели поражение народы южные, то есть Идумеи, Аравитяне и Египтяне, и которые отмстили им за то, что препятствовали восстановлению Иерусалима. Ибо известно, как много притеснений терпели из них Иудеи по возвращении своем из плена.

Зах.6:6  с толкованием

7
И рыжие озираху, и велено им было: обыдите землю. Сие согласно с сими словами: дам отмщение Мое на Идумею (Иез.25:14). Словами: обыдите землю Пророк дает знать Иудеям, что настало время отмщения врагам их Идумеям и другим народам.

Зах.6:7  с толкованием

9
И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Зах.6:9  с толкованием

10
приими, яже от плена от Холдая и от Товии и от Адая, и внидеши ты в дом Иосии, сына Софониина, грядущаго от Вавилона.

Зах.6:10  с толкованием

11
И приимеши сребро и злато его, и сотвориши венец, и возложиши на главу Иисусу сыну Иоседекову иерею великому. Пророк снова обращается к священству, чтобы почтить оное венцем из золота, пожертвованного мужами праведными; венец сей должен украсить Иисуса, золото же для венца взято у мужей праведных, возвратившихся из Вавилона. Начало устроению венца сего положено в доме Иосии; но к совершению его присовокупили и труд и золото упоминаемые здесь мужи, желая частью прославить сим первосвященника, а частью и по себе оставить памятник в храме Господнем.

Зах.6:11  с толкованием

12
Се муж Восток имя ему. Это - Зоровавель, которого Дух возвеличил и прославил в пророчествах Аггея и Захарии. И от долу возсияет. Сим означается или то, что Зоровавель в то время не получил еще от Дария полной власти, получил же ее в последствии, или что он прославится и возвеличится истреблением племени Гогова. И созиждет храм Господень из взятого в добычу у племени Гогова.

Зах.6:12  с толкованием

13
И той приимет славу, истребив племя Магога. И сядет и возобладает на престоле своем; потому что никто не отнимет у него власти. И Иисус будет иерей на престоле своем, и совет мирен будет между обема. Пророк говорит сие о том единодушии и о том мире, утвержденном на страхе Божием, каковые были у первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, и у Зоровавеля, главы и вождя народа иудейского. Но, все, под различными образами сказанное о Зоровавеле, указывает на Христа, к Нему относится, и на Нем исполнилось. Он есть истинный Восток и Отчее сияние; Он воссиял нам во плоти, и именуется Востоком. Он называется мужем; потому что воплотился; - воссиявшим от долу; потому что родился от Девы, Он создал храм Господень, то есть Церковь, восприял славу и превосходство, воссел и возобладал на престоле Своем во век. Слова же: и будет иерей на престоле своем, и совет мирен будет между обема в смысле духовном, относим к ученикам Востока-Христа, которых Он соделал иереями и назвал другами Своими, и которым обетовал, что сядут в царстве Его на престолах и будут судить коленам Израилевым (Мф.19:28). Венец, устроенный из золота и серебра, взятых у четырех начальников народных, означает спасительное слово Евангелия, которое написано и возвещено четырьмя Евангелистами и содержит в себе проповедь о двух естествах во Христе - человеческом, которое чисто и подобно чистому серебру, и Божеском, которое представлено здесь в образе блистающего золота.

Зах.6:13  с толкованием

15
И издалеча приидут, и созиждут храм Господень, то есть придут Аравитяне, Аммонитяне и жители Азота, которые смеялись над Иудеями и говорили: как и чьим пособием соорудите вы храм? В смысле таинственном означаются сим языческие народы, которые были далекими от боговедения, но пришли и чрез веру созданы в Церковь Христову. И уразумеете, яко Господь Вседержитель посла мя к вам, аще слушающе послушаете гласа Господа Бога вашего. В словах сих усматривай все три Лица Пресвятой Троицы, - Духа, Который говорит от Лица Сына; Сына, Который именует Себя посланным, и Отца Господа Вседержителя, Который послал Его.

Зах.6:15  с толкованием