Библия Синодальный перевод Первая книга Царств Глава  1

Первая книга Царств
 


Глава 
1

1Цар.1  с толкованием

1
Был один человек из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, — Ефрафянин;

1Цар.1:1  с толкованием

2
у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у Феннаны были дети, у Анны же не было детей.

1Цар.1:2  с толкованием

3
И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там были [Илий и] два сына его, Офни и Финеес, священниками Господа.

1Цар.1:3  с толкованием

4
В тот день, когда Елкана приносил жертву, давал Феннане, жене своей, и всем сыновьям ее и дочерям ее части;

1Цар.1:4  с толкованием

5
Анне же давал часть особую, [так как у нее не было детей], ибо любил Анну [более, нежели Феннану], хотя Господь заключил чрево ее.

1Цар.1:5  с толкованием

6
Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее.

1Цар.1:6  с толкованием

7
Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала [и сетовала] и не ела.

1Цар.1:7  с толкованием

8
И сказал ей Елкана, муж ее: Анна! [Она отвечала ему: вот я. И сказал ей:] что ты плачешь и почему не ешь, и отчего скорбит сердце твое? не лучше ли я для тебя десяти сыновей?

1Цар.1:8  с толкованием

9
И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме, [и стала пред Господом]. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень.

1Цар.1:9  с толкованием

10
И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала,

1Цар.1:10  с толкованием

11
и дала обет, говоря: Господи [Всемогущий Боже] Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу [в дар] на все дни жизни его, [и вина и сикера не будет он пить,] и бритва не коснется головы его.

1Цар.1:11  с толкованием

12
Между тем как она долго молилась пред Господом, Илий смотрел на уста ее;

1Цар.1:12  с толкованием

13
и как Анна говорила в сердце своем, а уста ее только двигались, и не было слышно голоса ее, то Илий счел ее пьяною.

1Цар.1:13  с толкованием

14
И сказал ей Илий: доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего [и иди от лица Господня].

1Цар.1:14  с толкованием

15
И отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я — жена, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом;

1Цар.1:15  с толкованием

16
не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

1Цар.1:16  с толкованием

17
И отвечал Илий и сказал: иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него.

1Цар.1:17  с толкованием

18
Она же сказала: да найдет раба твоя милость в очах твоих! И пошла она в путь свой, и ела, и лице ее не было уже печально, как прежде.

1Цар.1:18  с толкованием

19
И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь.

1Цар.1:19  с толкованием

20
Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа [Бога Саваофа] я испросила его.

1Цар.1:20  с толкованием

21
И пошел муж ее Елкана и все семейство его [в Силом] совершить годичную жертву Господу и обеты свои [и все десятины от земли своей].

1Цар.1:21  с толкованием

22
Анна же не пошла [с ним], сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.

1Цар.1:22  с толкованием

23
И сказал ей Елкана, муж ее: делай, что тебе угодно; оставайся, доколе не вскормишь его грудью; только да утвердит Господь слово, [вышедшее из уст твоих]. И осталась жена его, и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила.

1Цар.1:23  с толкованием

24
Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца [и хлебы] и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом, [и отрок с ними]; отрок же был еще дитя.

1Цар.1:24  с толкованием

25
[И привели его пред лице Господа; и принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу. И привели отрока] и закололи тельца; и привела отрока [Анна мать] к Илию

1Цар.1:25  с толкованием

26
и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;

1Цар.1:26  с толкованием

27
о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;

1Цар.1:27  с толкованием

28
и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.

1Цар.1:28  с толкованием

Толкования на главу 1Цар.1
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на Первую книгу Царств

1Цар.1

Глава 
1

1Цар.1  с толкованием

Вопрос 1. Священник, или левит, был Самуил? (1Цар.1:1)

Левий был отцем трех сыновей: Гирсона, Каафа и Мерари (Исх.6:16). У Каафа были дети: Амрам, Иссаар, Хеврон и Озиил; а у Амрама: Аарон, Моисей и Мариам. Внук Иссааров был Корей, а потомок его Елкана, отец Самуилов. Так Самуил был пятнадцатый от Левия и принадлежал к поколению Каафа, которое предпочиталось другим; потому что из него происходили Первосвященники, и потомкам Каафовым вменено было в обязанность переносить священные утвари (Числ.3:30-31).
 


Вопрос 2. Почему Елкана имел двух жен? (1Цар.1:2)

Закон не дозволял, и не воспрещал, вступать в законное супружество с двумя или со многими женами, снисходя на меньшее, чтобы воспрепятствовать большему; потому что Бог соразмерял законы с силою приемлющих. Сие говорит и божественный Апостол: ничтоже бо совершил закон (Евр.7:19).
 


Вопрос 3. Что значит сказанное: Господь затвори ложесна ея? (1Цар.1:5)

Слово сие научает читателей не на брак возлагать надежду, но Творца призывать на помощь. Ибо, как земледельцу принадлежит ввергнуть семена в землю, а Богу - привести посеянное в совершенство: так браку предоставлено общение, помочь же естеству и образовать живое существо есть Божие дело. Ясно знала сие Анна, потому что, долгое время прожив с мужем, не произвела плода; посему прибегла к Самому Создателю, усердною молитвою и слезами уврачевала не приносившия плода ложесна, и отверзла заключенную утробу. Достойно в ней удивления и смирение ее нрава. Ибо укоряемая за то, будто бы упилась, перенесла сие с кротостию и, устранив от себя ложное подозрение, открыла недуг свой, и получила Первосвященническое благословение. Сказано ей: иди с миром, Господь Бог Израилев да даст ти все прошение твое, еже просила еси от Него (1Цар.1:17). С такою же верою выслушала она благословение, что отложила всякую печаль, с упованием возвратилась к мужу, и вскоре зачала во чреве, а родив, исполнила обет свой. Ибо сохранила власы рожденного ею, и научила его довольствоваться для пития водою. Таков закон для Назореев. По отдоении же сына, немедленно принесла его в дар Богу вместе с равнолетним тельцем, который и был за отрока заклан и принесен в жертву. И в воздаяние от Бога прияла других чад, трех сынов и двух дочерей; потому что Господь щедролюбив и великодаровит к памятующим прежней милости. Достойно же удивления песнопение Анны; ибо не только прославила Подателя за то, что прияла от Него, но срастворила песнь свою и пророчеством, и приобщилась сыновней благодати; носив во чреве Пророка, сама пророчествует по рождении. Сказанное ею: Господь немощна сотвори супостата Его (1Цар.2:10), предвещает низложение диавола; а слова: Господь взыде на небеса и возгреме(1Цар.2:10), предрекают вознесение нашего Спасителя, сошествие Всесвятого Духа и велегласие Апостольской проповеди. Она предсказывает и второе пришествие Владыки Христа. Ибо говорит: Тот судит концем земли, праведен сый (1Цар.2:10), предсказывает и соделавшихся предками Его по плоти и царствовавших от Давида до пленения. Ибо говорит: и даст крепость царем нашим (1Цар.2:10). Объясняя же причину, по которой пользовались они Божиим промышлением, присовокупляет:и вознесет рог Христа своего (1Цар.2:10).
 

А сверх того учит не надеяться ни на богатство, ни на мудрость, ни на могущество, но уповать на Того единого, Кто силен и жизнь даровать и наслатьсмерть, пременить благоуспешность в безуспешность и благополучие в злополучие. Сказанное же Анною: неплоды роди седмь (1Цар.1:5), предвещает многоплодие Церкви; потому что число седмь означает множество; в седми днях круговращается все время, а чада Церкви наполнили вселенную. И многая в чадех изнеможе. Многочадная Иудея, породившая многих Пророков и праведников, болезнует ныне неплодием.
 


Вопрос 4. Первосвященник Илий из какого был поколения? (1Цар.1:9)

Из Ифамарова; но за пороки детей Илиевых весь род сей лишен первосвященнического достоинства. А на какие беззакония отваживались они, показывает история.