Библия Синодальный перевод Первая книга Царств Глава  16

Первая книга Царств
 


Глава 
16

1Цар.16  с толкованием

1
И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.

1Цар.16:1  с толкованием

2
И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: "я пришел для жертвоприношения Господу";

1Цар.16:2  с толкованием

3
и пригласи Иессея [и сыновей его] к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.

1Цар.16:3  с толкованием

4
И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой?

1Цар.16:4  с толкованием

5
И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришел я; освятитесь и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его и пригласил их к жертве.

1Цар.16:5  с толкованием

6
И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его!

1Цар.16:6  с толкованием

7
Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.

1Цар.16:7  с толкованием

8
И позвал Иессей Аминадава и подвел его к Самуилу, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь.

1Цар.16:8  с толкованием

9
И подвел Иессей Самму, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь.

1Цар.16:9  с толкованием

10
Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь.

1Цар.16:10  с толкованием

11
И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда.

1Цар.16:11  с толкованием

12
И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он.

1Цар.16:12  с толкованием

13
И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.

1Цар.16:13  с толкованием

14
А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.

1Цар.16:14  с толкованием

15
И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя;

1Цар.16:15  с толкованием

16
пусть господин наш прикажет слугам своим, которые пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя.

1Цар.16:16  с толкованием

17
И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне.

1Цар.16:17  с толкованием

18
Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним.

1Цар.16:18  с толкованием

19
И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде.

1Цар.16:19  с толкованием

20
И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу.

1Цар.16:20  с толкованием

21
И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем.

1Цар.16:21  с толкованием

22
И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих.

1Цар.16:22  с толкованием

23
И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.

1Цар.16:23  с толкованием

Толкования на главу 1Цар.16
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на Первую книгу Царств

1Цар.16

Глава 
16

1Цар.16  с толкованием

Вопрос 35. Почему Пророк убоялся, получив повеление помазать Давида? (1Цар.16:2)

Потому что был не только Пророк, но и человек. Если Владыка Пророка, Господь наш Иисус Христос, готовясь приять спасительное страдание, человеческое естество доказал боязнию; кто будет столько свободен от немощей, чтобы упрекать убоявшагося Пророка?
 


Вопрос 36. Иные осмеливаются упрекать Бога, будто бы научившего лжи Пророка; ибо говорит: юницу от волов возми в руце твои, и речеши, пожрети Господеви иду? (1Цар.16:2)

Но это - не ложь; потому что Пророк действительно совершил жертвоприношение. Посему сказано ему, чтобы скрыл главное дело, указал же на дело придаточное.
 


Вопрос 37. Почему Пророк не знал избранного Богом? (1Цар.16:6)

Потому что был не Бог, а человек. Знать все - свойственно Богу; Пророку же достаточно знать, что открывает ему Бог. С другой стороны неведение Пророка открывало Божие определение. Если бы Пророк прямо обратился к Давиду; то могли бы подозревать, что сделал сие по какому-либо предубеждению. Поелику же приступил к первому, и ко второму, и к третьему до седмаго; то познали, что отвергнувший первых и избравший последнего есть Бог. Если и по таковом избрании братья дали место ненависти, увидев Давида в полку; то чего не сделали бы, если бы избрание совершилось иным образом?
 


Вопрос 38. Как должно разуметь сказанное: Давляше Саула дух лукавый от Господа? (1Цар.16:14)

Когда от Саула отступил Дух Божий, место его занял дух вселукавый. А из сего научаемся взывать с Давидом: Духа Твоего Святаго не отыми от мене (Пс.50:13). Так, когда Апостольская благодать оставила Иуду, вниде в он диавол (Ин.13:27).
 


Вопрос 39. Почему, когда Давид играл, лукавый дух оставался в бездействии (1Цар.16:23).

Поелику Давид приял благодать Божия Духа; то, когда действовал Дух сей чрез Давида, дух лукавый оставался в бездействии.