Библия Синодальный перевод Числа Глава  11

Числа
 


Глава 
11

Числ.11  с толкованием

1
Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана.

Числ.11:1  с толкованием

2
И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.

Числ.11:2  с толкованием

3
И нарекли имя месту сему: Тавера, потому что возгорелся у них огонь Господень.

Числ.11:3  с толкованием

4
Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?

Числ.11:4  с толкованием

5
Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок;

Числ.11:5  с толкованием

6
а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.

Числ.11:6  с толкованием

7
Манна же была подобна кориандровому семени, видом, как бдолах;

Числ.11:7  с толкованием

8
народ ходил и собирал ее, и молол в жерновах или толок в ступе, и варил в котле, и делал из нее лепешки; вкус же ее подобен был вкусу лепешек с елеем.

Числ.11:8  с толкованием

9
И когда роса сходила на стан ночью, тогда сходила на него и манна.

Числ.11:9  с толкованием

10
Моисей слышал, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего; и сильно воспламенился гнев Господень, и прискорбно было для Моисея.

Числ.11:10  с толкованием

11
И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?

Числ.11:11  с толкованием

12
разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его?

Числ.11:12  с толкованием

13
откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса.

Числ.11:13  с толкованием

14
Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня;

Числ.11:14  с толкованием

15
когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего.

Числ.11:15  с толкованием

16
И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою;

Числ.11:16  с толкованием

17
Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил.

Числ.11:17  с толкованием

18
Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, — то и даст вам Господь мясо, и будете есть [мясо]:

Числ.11:18  с толкованием

19
не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней,

Числ.11:19  с толкованием

20
но целый месяц [будете есть], пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас, и плакали пред Ним, говоря: для чего было нам выходить из Египта?

Числ.11:20  с толкованием

21
И сказал Моисей: шестьсот тысяч пеших в народе сем, среди которого я нахожусь; а Ты говоришь: Я дам им мясо, и будут есть целый месяц!

Числ.11:21  с толкованием

22
заколоть ли всех овец и волов, чтобы им было довольно? или вся рыба морская соберется, чтобы удовлетворить их?

Числ.11:22  с толкованием

23
И сказал Господь Моисею: разве рука Господня коротка? ныне ты увидишь, сбудется ли слово Мое тебе, или нет?

Числ.11:23  с толкованием

24
Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии.

Числ.11:24  с толкованием

25
И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали.

Числ.11:25  с толкованием

26
Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане.

Числ.11:26  с толкованием

27
И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане.

Числ.11:27  с толкованием

28
В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им.

Числ.11:28  с толкованием

29
Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!

Числ.11:29  с толкованием

30
И возвратился Моисей в стан, он и старейшины Израилевы.

Числ.11:30  с толкованием

31
И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли.

Числ.11:31  с толкованием

32
И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало собирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана.

Числ.11:32  с толкованием

33
Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою.

Числ.11:33  с толкованием

34
И нарекли имя месту сему: Киброт-Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ.

Числ.11:34  с толкованием

35
От Киброт-Гаттаавы двинулся народ в Асироф, и остановился в Асирофе.

Числ.11:35  с толкованием

Толкования на главу Числ.11
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Числа прп. Ефрем Сирин Глава  11

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Чисел

Числ.11

Глава 
11

Числ.11  с толкованием

1
Огнь потреби часть от полка за то, что у Египтян научились хулам, и у пришельцев, бывших среди них, похотению.

Числ.11:1  с толкованием

33
Мяса бяху им еще в зубех их, и не были еще съедены, и Господь разгневася зело на люди; потому что они не удержались от похотений, и, как говорит Давид, с лукавством говорили: понеже порази камень, и потекоша воды: еда и хлеб может дати (Пс.77:20)? Искусиша Мя се десятое (Числ.14:22): как говорит Давид, во-первых, преогорчиша восходяще в чермное море (Пс.105:7); во-вторых, искусиша Бога в безводней

Числ.11:33  с толкованием

14
; в-третьих, прогневаша Моисеа в стану

Числ.11:14  с толкованием

16
; в-четвертых, сотвориша тельца в Хориве, и поклонишася истуканному

Числ.11:16  с толкованием

19
; в-пятых, уничижиша землю желанную

Числ.11:19  с толкованием

24
; в-шестых, причастишася Веелфегору

Числ.11:24  с толкованием

28
; в-седьмых, прогневаша Бога на воде пререкания

Числ.11:28  с толкованием

32
; в-восьмых, смесишася во языцех, и бысть им в соблазн (35.36); в-девятых, пожроша сыны своя и дщери бесовом

Числ.11:32  с толкованием

37
; в-десятых, раздражиша Бога в начинаниих своих

Числ.11:37  с толкованием

29
. Пришельцы, бывшие среди Евреев, похотением похотев, пришли и с плачем говорили сынам израильским:

Числ.11:29  с толкованием

5
помянухом рыбы, яже ядохом в Египте. Пришельцы сии, похотевшие рыб, дынь и прочего, изображают лукавые помыслы, которые, овладев душою, влекут ее во след плотских вожделений и внушают ей пренебрежение к вожделению и деланию добродетелей, сей мысленной манны.

Числ.11:5  с толкованием

7
Манна же бяше аки семя кориандрово. Сказанное о манне, что она была подобна семени кориандра, показывает, что всякая пища из нее могла быть приготовляема, что она имела и вкус, и сочность, и приятность всякой пищи. Вид ея, яко вид кристалла; то есть видом была подобна льду.

Числ.11:7  с толкованием

8
И меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху из нея потребники; и при этом манна принимала различный вкус. Вкушающие манну, измолотую в жерновах, изображают совершенных; толкущие в ступах представляют праведников; вкушающие манну, сваренную в горшках, представляют кающихся, потому что хлеб их растворен слезами; а делающие из манны потребники изображают грешных, которые питают помыслы свои прахом и пеплом, и едят недозволенное им.

Числ.11:8  с толкованием

16
Собери семдесят старцев, и да приведеши я ко скинии,

Числ.11:16  с толкованием

17
и уйму от духа, иже в тебе, и возложу на ня. Собери семьдесят старцев, чтобы помогали Тебе в делах народных; и уйму от духа, иже в тебе, и возложу на ня, чтобы не превозносились пред тобою, зная, что они причастники той силы, которая в тебе.

Числ.11:17  с толкованием
Говорят:
 


18
кто ны напитает мясы? И даст Господь вам мяса ясти,

Числ.11:18  с толкованием

20
и будете ясти, дондеже изыдет из ноздрий ваших: и будет в мерзость, то есть сделается для вас так отвратительно, как и пища, переваренная в желудке. В таинственном смысле означается сим в народе еврейском то похотение, остающееся доныне, с каким вожделевают совершать свою пасху после того, как видели они истинную Жертву, принесенную на Голгофе, и отринули ее, как отцы их отринули манну с небеси. Но уразумевай, что мерзость есть двоякая: плотская и духовная: одна вредит чреву, другая душе. Убоимся той и другой; ибо когда Евреи ели крастелей без вожделения, сие было в пользу им; а когда стали есть с жадностью, тогда, поелику ели по вожделению и не по мере потребности, прежде бывшее для них полезным сделалось вредным. Поэтому, весьма много и безмерно безумны те, которые преступают пределы, назначенные природою, и в пище следуют своему вожделению. Если бы уловить для них всех рыб, какие есть в море, то и сие не удовлетворило бы их похотливости.

Числ.11:20  с толкованием

11
И рече Моисей ко Господу:

Числ.11:11  с толкованием

13
откуду мне мяса, дати всем людем сим? В сих словах видно не сомнение Моисея, а только желание наперед знать, как сие будет, и откуда даны будут мяса.

Числ.11:13  с толкованием

25
И уя от духа, иже на нем, и возложи на семдесят мужей. Как древесные плоды получают жизненный сок из древесных ветвей; так семьдесят старцев ощутили, что дух, источаясь из Моисея, вошел в их внутренность. Сказанное же, что взято от духа в Моисее и дано семидесяти старцам, не означает, что отъят дух у Моисея, но дает разуметь, что все разумные существа приемлют Духа от Христа. Двое из семидесяти Элдад и Модад

Числ.11:25  с толкованием

26
пророчествоваша в полце. Иисус говорит Моисею:

Числ.11:26  с толкованием

28
запрети им. Почему же сказал он это? Говорят, будто бы пророчествовали они: Моисей извел нас из Египта, введет же в землю обетования Иисус. Потому и сказал Моисей: я не ревную о сем, и желал бы, чтобы весь народ соделался причастником дара пророчества, и Господь вместо духа лукавого, который теперь ими движет, отгнав его, дал им Духа Своего Святого.

Числ.11:28  с толкованием

Библия Толкования на Числа блж. Феодорит Кирский Глава  11

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Чисел

Числ.11

Глава 
11

Числ.11  с толкованием

Вопрос 17. В чем состоял народный ропот (Числ.11:1)?

Огорчились трудностию путешествия.
 


Вопрос 18. Почему Бог немедленно наказывает согрешающих (Числ.11:1)?

Закон едва был дан; посему наказанием нарушителей оного надлежало уцеломудрить прочих. Ибо подчиненным приличен страх. Впрочем с наказанием сопряжено было человеколюбие. Покаявшиеся удостоились благоволения. Как скоро огонь от Господа потреби часть некую от полка (Числ.11:1), а потом все собрались на молитву; законодатель просит прощения, и человеколюбивый Бог дарует оное. А что наказания были налагаемы на них по необходимости, о сем свидетельствует последующее. Ибо вскоре по прекращении наказания возобновили воспоминание об Египте, о червленом луке, о чесноке, и о прочем, и страсть чревоугодия возжгла в них пожелание всего этого. Почему писатель весьма кстати, сказав о неблагодарности их, изобразил и Божию щедрость, повествуя о манне и о том, что она заменяла не только хлеб, но и овощь. Ибо говорит: меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху... потребники(Числ.11:8). Поелику же Израильтяне жаловались; то и Владыка Бог раздражается, и Пророк негодует и вопиет: вскую озлобил еси раба Твоего..., еже возложити устремление людей сих на мя? Еда аз во утробе зачах вся люди сия, или аз родих я? яко глаголеши ми: возми их в недра твоя, якоже доилица носит доимыя, в землю, ею же клялся еси отцем их (Числ.11:11-12). А сим выразил их несовершенство и детство, потому что уподобил их питающемуся сосцами, и неспособному ничего иного делать, но желающему только сосать молоко. Но поелику слова сии показывали сильное негодование, а тоже означали и последующия; то Владыка Бог учит Моисея управлять народом с помощию не человеческой силы, но Божией благодати. Ибо изрек ему: собери Ми седмдесят мужей от старец Израилевых,ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людстии и книгочия их: и да приведеши я ко скинии свидения, и да станут тамо пред тобою. И сниду, и возглаголю тамо с тобою, и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня: и подъимут с тобою устремление людей сих, и не будеши водити их ты един (Числ.11:16-17). Из сих-то слов законодатель дознал, что приял он достаточную, по домостроительству, благодать; почему и сказал Бог: уйму от Духа, Иже в тебе. Ибо говорит сие, не скуднее его делая в какой-либо силе или в благодати, но научая, что и та сила, какую приял, достаточна для настоящей потребности. А что сообщая благодать седмидесяти, не умалил благодати в Моисее, о сем свидетельствуют дела. Ибо Моисей и в управлении народом и в чудотворениях производил то же, что совершал и прежде. Как иной от одной светильни зажигает тысячи, и свет первой не умаляет, и сообщает свет последним, так и Бог всяческих, уделяя седмидесяти от Моисеевой благодати, не уменьшил благодати, данной Моисею. И сие, как видим, совершается и ныне. Ибо многие тысячи людей, крещаемых одним иереем, и приемлющих божественный дар, не уменьшают благодати в иерее, и весьма многие, рукополагаемые архиереем, и приемлющие сан священства, не умаляют дар у рукополагающего. Впрочем Владыка дает согласие на суд раба; ибо говорит ему: избери, ихже ты сам веси.
 


Вопрос 19. Почему, когда Бог обещал дать мяса, Пророк усумнился (Числ.11:21-22)?

Потому что был он не Пророк только, но и человек. Впрочем научен Владыкою Богом не предаваться сомнению, когда обещает Бог. Ибо сказано ему было: еда рука Господня не довольна будет? И ныне уразумееши, аще постигнет тя слово Мое, или ни (Числ.11:23). Но обещая дать, с щедростию соединил Бог и наказание. Ибо сказав: до месяца ясти будете мяса, дондеже изыдет из ноздрей ваших..., присовокупил: и будет вам в мерзость (Числ.11:20), или, как перевел Симмах, в несварение1; потому что жадность произвела болезнь, а многим и причинила и смерть, как ниспосланный Богом бич. Посему и божественный Давид сказал: еще брашну сущу во устех их, и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их (Пс.77:30-31). Поэтому справедливо увещавает всепремудрый Павел: и плоти угодия не творите в похоти (Рим.13:14).
 


Вопрос 20. Почему седмьдесят, едва только возведены были в должность, пророчествовали, а после того нет (Числ.11:25)?

Потому что введены были в должность свою не для пророчества, но для правления; а и сие есть одно из дарований духовных. Посему блаженный Павел на ряду с Апостолами, Пророками, учителями, дарованиями исцелений, поставил заступления, правления (1Кор.12:28). Сего-то дарования сподобились седмьдесят: а чтобы ясно было народу, что прияли они божественный дар, в начале предрекли нечто.
 


Вопрос 21. Почему Елдад и Модад стали пророчествовать, не быв еще сопричислены к седмидесяти (Числ.11:26)?

Вероятно были они равного достоинства с седмидесятью, а потому и прияли дар. Писание же дает разуметь, что нередко почитаемых у людей неискусными Ведущий сокровенное признает благоискусными. Так на Корнилие человеческое служение предварено Божиею щедростию; потому что еще до крещения дарована ему благодать Духа. Усматривается же здесь независтливый нрав Законодателя. Ибо, когда сказал Иисус: Господи Моисею, запрети им (Числ.11:28), ответствовал ему Моисей: еда ревнуеши ты мне? И кто даст всем людем Господним Пророки, егда даст Господь Духа Своего на них (Числ.11:29)? Да и достойный великих похвал Иисус не питал в себе страсти зависти, но выразился таким образом, предполагая в сем деле высокомерие и непозволенное присвоение власти. А что свободен он был от этой страсти, свидетельствует похвала; потому что сказано о нем: и отвещав Иисус Навин, предстояй Моисею избранный ему, рече: Господи Моисею, запрети им (Числ.11:28).
 


Примечания


(χολέραν)