Библия Синодальный перевод Числа Глава  5

Числа
 


Глава 
5

Числ.5  с толкованием

1
И сказал Господь Моисею, говоря:

Числ.5:1  с толкованием

2
повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого,

Числ.5:2  с толкованием

3
и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу.

Числ.5:3  с толкованием

4
И сделали так сыны Израилевы, и выслали их вон из стана; как говорил Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы.

Числ.5:4  с толкованием

5
И сказал Господь Моисею, говоря:

Числ.5:5  с толкованием

6
скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та,

Числ.5:6  с толкованием

7
то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили;

Числ.5:7  с толкованием

8
если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его;

Числ.5:8  с толкованием

9
и всякое возношение из всех святынь сынов Израилевых, которые они приносят к священнику, ему принадлежит,

Числ.5:9  с толкованием

10
и посвященное кем-либо ему принадлежит; все, что даст кто священнику, ему принадлежит.

Числ.5:10  с толкованием

11
И сказал Господь Моисею, говоря:

Числ.5:11  с толкованием

12
объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему,

Числ.5:12  с толкованием

13
и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена,

Числ.5:13  с толкованием

14
и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена, —

Числ.5:14  с толкованием

15
пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;

Числ.5:15  с толкованием

16
а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне,

Числ.5:16  с толкованием

17
и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду;

Числ.5:17  с толкованием

18
и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания, — это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие.

Числ.5:18  с толкованием

19
И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие;

Числ.5:19  с толкованием

20
но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего, —

Числ.5:20  с толкованием

21
тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим;

Числ.5:21  с толкованием

22
и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь.

Числ.5:22  с толкованием

23
И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду;

Числ.5:23  с толкованием

24
и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее.

Числ.5:24  с толкованием

25
И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику;

Числ.5:25  с толкованием

26
и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды;

Числ.5:26  с толкованием

27
и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем;

Числ.5:27  с толкованием

28
если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.

Числ.5:28  с толкованием

29
Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,

Числ.5:29  с толкованием

30
или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону, —

Числ.5:30  с толкованием

31
и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.

Числ.5:31  с толкованием

Толкования на главу Числ.5
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Числа прп. Ефрем Сирин Глава  5

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Чисел

Числ.5

Глава 
5

Числ.5  с толкованием

1
Повели сыном Израилевым, да изгонят из полка всякаго прокаженнаго, и всякаго проливающаго семя. Сие заповедано с намерением возбудить Евреев к размышлению, что, если нечистыми делают и невольные осквернения, то кольми паче мерзки грехи произвольные. А также побуждало сие отлучаемых и принужденных жить вне жилищ своих озаботиться о том, чтобы скорее очиститься, войти снова в жилище свое и присоединиться к сонму.

Числ.5:1  с толкованием

6
Муж или жена, иже аще согрешит,

Числ.5:6  с толкованием

7
да отдаст преступление истое, и пятую часть да приложит к тому, емуже согреши. Сей закон распространяется и на согрешивших в том, что, по какой-либо причине, не вносили десятин в назначенное время.

Числ.5:7  с толкованием

12
Мужа, мужа аще преступит жена его,

Числ.5:12  с толкованием

13
и утаится сие от очию мужа ея, и укрыется,

Числ.5:13  с толкованием

24
жрец напоит жену водою обличения;

Числ.5:24  с толкованием

28
и аще не будет осквернена жена, останется невредима, и плодствавати будет, то есть, если прежде была неплодна, то за обиду вознаграждена будет разрешением утробы ее. Поелику же она нестрогою и вольною жизнью возбудила в муже ревность, то должна подвергнуться очищению, а муж как страж ее, должен очистить ее от греха.

Числ.5:28  с толкованием

18
В руце же жреца да будет горькая вода обличения. Это была вода, над которою жрец произносил проклятия, и которая потому называлась водою укоризны.

Числ.5:18  с толкованием

Библия Толкования на Числа блж. Феодорит Кирский Глава  5

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Чисел

Числ.5

Глава 
5

Числ.5  с толкованием

Вопрос 7. Кого Моисей называет нечистым душею (Числ.5:2)?

Того, кто прикасался к мертвому, или приближался к костям мертвеца.
 


Вопрос 8. Почему и сим нечистым, и прокаженным, и изливающим семя повелел закон жить вне полка (Числ.5:2)?

Малым научает великому. Ибо если нечист прикасающийся к мертвому; тем паче нечист, кто гнусным убийством причиняет смерть. И если нечист прокаженный, тем паче нечист, кто предается порокам разного рода. Так в лице изливающего семя осуждается прелюбодейство. Ибо если скверно и непроизвольное, тем паче гнусно делаемое намеренно.
 


Вопрос 9. Что значит сказанное: муж или жена, иже ащесотворит от всех грехов человеческих (Числ.5:6)?

Легчайшие грехи назвал человеческими, потому что естеству человеческому, как удобоизменяемому, невозможно быть свободным от всех грехов. Сказано:никтоже чист от скверны, аще и един день житие его (Иов.14:4, 5). Посему-то и божественный Давид взывает: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк человек (Пс.142:2). Един Владыка Христос, и как человек, и как Бог, не имеет порока. И провидя сие, Пророк Исаия взывал: Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (Ис.53:9; 1Пет.2:22). Посему не имея собственных грехов, приял на Себя грехи других. Ибо Сей грехи наша носит и о нас болезнует(Ис.53:4). И великий Иоанн взывает: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29). Посему и в мертвых свободь (Пс.87:6), как неправедно претерпевший смерть. Итак, божественный закон учит, как должно врачевать прегрешивших нетяжко. Ибо нарушившему какое-либо условие повелевает сперва исповедать грех, а потом взятое у обиженного возвратить ему сполна, приложив еще пятую часть (Числ.5:7). А если бы случилось, что обиженный, прежде нежели обидевший раскается, кончит жизнь, то отдать это ужику. Ужиком же называет принадлежащего к роду, и порядок рода был следующий: первый - сын, потом дочь, потом брат отцев, а потом брат дедов. Если бы не было никого из таковых, заступает место ближайший сродник. А если бы не нашлось сродника, то закон повелевал сказанное выше приносить Богу. Ибо сказано так: аще же несть человеку ужика, яко отдати ему преступление, отдаемое Господу, жерцу да будет, кроме овна очищения, имже помолится о нем (Числ.5:8). Постановлено же и приносимые начатки снедать жрецам; потому что начатком народа были левиты, а начатком левитов - архиерей. Посему, как начатки, пользовались они начатками.
 


Вопрос 10. Почему подозреваемою в прелюбодействе приносима была ячная мука? (Числ.5:15)

Объяснил сие сам Владыка. Ибо сказал: жертва ревнования есть, жертва памяти, жертва воспоминающая грех (Числ.5:15). Посему повелел, чтобы не было при ней ни елея, ни ливана; потому что жертва сия лишена благоухания и света правды. Узаконил же быть сему Владыка Бог, зная их склонность к убийству. И чтобы не умерщвляли супруг по подозрению, повелел подозреваемую приводить к Нему, как премудро все знающему даже и содеваемое в тайне. Сказано: и приведет женужрец, и поставит пред Господем: и да возмет жрец воду живу чисту пред Господемв сосуде глиняне, и от персти на земли сущия у скинии свидения, и взем жрец да всыплет в воду: и да поставит жрец жену пред Господем, и да открыет главу жене, и да даст в руце ея жертву памяти, жертву ревнования, в руце же жреца да будет вода обличения клятвеныя сея (Числ.5:16-18). Всему этому повелел быть, устрашая подозреваемую жену, чтобы покаялась, если согрешила, и за раскаяние получила прощение. Посему-то повелевает привести ее пред Бога с открытою главою, научая, что вся нага и объявлена пред Ним (Евр.4:13), и ничто, делаемое нами, не сокрыто от Него. А что в устрашение жене повелел Бог делать сие, явствует из последующего:и да закленет ю жрец, и речет жене: аще никто же бысть с тобою, и неси преступила осквернитися под мужем твоим, невинна буди от воды обличения клятвенныя сея: аще же преступила еси, мужата сущи, или осквернена еси, и даде кто тебе ложе свое, кроме мужа твоего..., да даст тя Господь в клятву и проклятие среди людей твоих, внегда дати Господу стегну твоему отпасти и чреву твоему разсестися (Числ.5:19-21). Повелел же и жене подтвердить клятву, и сказать: буди, буди (Числ.5:22). Постановил также, чтобы клятва была написана, изглаждена в воде, и жена выпила воду (Числ.5:23), а прежде сего принесена была жертва, то есть, мука ячная. Потом дает знать, что жена невинная останется здоровою, а виновная и таящая грех опытом дознает силу клятвы, когда чрево разсядется и стегно отпадет. Ибо что служило ко греху, в том потерпит и наказание. Заклятие же должно разуметь так: если кто потерпит что-либо тяжкое и неудобоносимое, то иные клянясь имеют обычай говорить: чтобы не потерпеть и мне того же, что потерпел такой-то!