Библия Синодальный перевод Деяния Святых Апостолов Глава  27

Деяния святых апостолов
 


Глава 
27

Деян.27  с толкованием

1
Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.

Деян.27:1  с толкованием

2
Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.

Деян.27:2  с толкованием

3
На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.

Деян.27:3  с толкованием

4
Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,

Деян.27:4  с толкованием

5
и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.

Деян.27:5  с толкованием

6
Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.

Деян.27:6  с толкованием

7
Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.

Деян.27:7  с толкованием

8
Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.

Деян.27:8  с толкованием

9
Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,

Деян.27:9  с толкованием

10
говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.

Деян.27:10  с толкованием

11
Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.

Деян.27:11  с толкованием

12
А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.

Деян.27:12  с толкованием

13
Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.

Деян.27:13  с толкованием

14
Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.

Деян.27:14  с толкованием

15
Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.

Деян.27:15  с толкованием

16
И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.

Деян.27:16  с толкованием

17
Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.

Деян.27:17  с толкованием

18
На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,

Деян.27:18  с толкованием

19
а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.

Деян.27:19  с толкованием

20
Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.

Деян.27:20  с толкованием

21
И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.

Деян.27:21  с толкованием

22
Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.

Деян.27:22  с толкованием

23
Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь

Деян.27:23  с толкованием

24
и сказал: "не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою".

Деян.27:24  с толкованием

25
Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.

Деян.27:25  с толкованием

26
Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.

Деян.27:26  с толкованием

27
В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,

Деян.27:27  с толкованием

28
и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.

Деян.27:28  с толкованием

29
Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.

Деян.27:29  с толкованием

30
Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,

Деян.27:30  с толкованием

31
Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.

Деян.27:31  с толкованием

32
Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.

Деян.27:32  с толкованием

33
Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.

Деян.27:33  с толкованием

34
Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.

Деян.27:34  с толкованием

35
Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.

Деян.27:35  с толкованием

36
Тогда все ободрились и также приняли пищу.

Деян.27:36  с толкованием

37
Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.

Деян.27:37  с толкованием

38
Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.

Деян.27:38  с толкованием

39
Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.

Деян.27:39  с толкованием

40
И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.

Деян.27:40  с толкованием

41
Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.

Деян.27:41  с толкованием

42
Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто— нибудь, выплыв, не убежал.

Деян.27:42  с толкованием

43
Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,

Деян.27:43  с толкованием

44
прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.

Деян.27:44  с толкованием

Толкования на главу Деян.27
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Деяния Святых Апостолов

Деян.27

Глава 
27

Деян.27  с толкованием

И якоже суждено бысть отплыти нам во Италию, предаху Павла же и иныя некия юзники сотнику, именем Иулию, спиры севастийския. Вшедше же в корабль адрамитский, восхотевше плыти во асийская места, отвезохомся, сущу с нами Аристарху македонянину от Солуня. В другий же пристахом в Сидоне: человеколюбие же Иулий Павлови дея, повеле к другом шедшу прилежание улучити.
 

Деян.27:1 с толкованием
Сущу с нами Аристарху . С пользою присутствует Аристарх и сопутствует Павлу; так как имеет возвестить в Македонии обо всем, что случилось с Павлом. Человеколюбие же Иулий Павлови дея . Да и естественно было вести и поддерживать Павла, угнетенного узами и страхом. Посмотри, как писатель не скрывает и того, что Павел нуждался в попечении о себе.
 


И оттуду отвезшеся приплыхом в Кипр, зане ветри бяху противни. Пучину же, яже противу Киликии и Памфилии, преплывше, приидохом в Миры ликийския. И тамо обрет сотник корабль александрийский пловущь во Италию, всади ны в онь. Во многи же дни косно плавающе, и едва бывше противу Книда, не оставляющу нас ветру, приплыхом под Крит, при Салмоне: Едва же избирающе край, приидохом на место некое нарицаемое доброе пристанище, емуже близ бе град Ласей.
 

Деян.27:4 с толкованием
Корабль , говорит, александрийский . Вероятно и они отправились в Азию, чтобы возвестить о том, что случилось с Павлом, как Аристарх в Македонию 52.
 


Многу же времени минувшу, и сущу уже не безбедну плаванию, занеже и пост уже бе пришел, советоваше Павел, Глаголя им: мужие, вижду, яко с досаждением и многою тщетою, не токмо бремене и корабля, но и душ наших хощет быти плавание.
 

Деян.27:9 с толкованием
И пост уже бе пришел... Думаю, говорит здесь о посте иудейском, так как Павел отправился много времени спустя после Пятьдесятницы, так что в пределы Крита прибыл почти к зиме. Но чтобы показать, что он не пророчествует, а говорит по догадке, — выражается так: вижду ; потому что ему не тотчас поверили бы и в том случае, если бы он сказал это, как пророк.
 


Сотник же кормчиа и навклира послушаше паче, нежели Павлом глаголемых. Не добру же пристанищу сущу ко озимению, мнози совет даяху отвезтися оттуду, аще како возмогут, достигше Финикии озимети, в пристанище критстем, зрящем к ливу и к хору. Дхнувшу же югу, мневше волю свою улучити, воздвигше ветрила, плыху вскрай Крита.
 

Деян.27:11 с толкованием
Навклира послушаше паче . Сотник сделал это в том предположении, что скорее следует послушать людей опытных в плавании, чем пассажира, не опытного в этом деле. Таким образом это было ошибкой ума, а не судьбы.
 


Не по мнозе же возвея противен ему ветр бурен, нарицаемый евроклидон. Восхищену же бывшу кораблю, и не могущу сопротивитися ветру, вдавшеся волнам носими бехом. Остров же некий мимотекше, нарицающься Клавдий, едва возмогохом удержати ладию: Юже востягше, всяким образом помогаху, подтверждающе корабль: боящеся же да не в сирть впадут, низпустивше парус, сице носими беху.
 

Деян.27:14 с толкованием
Не следует искать в Писании постоянно собственных выражений. Сопротивитися (αντοφθαλμειν — смотреть против) — выражение, приличное по отношению к человеку, а не к кораблю.
 


Вельми же обуреваемым нам, на утрие изметание творяху. И в третий день своими руками ядрило корабленое извергохом. Ни солнцу же, ни звездам явльшымся на многи дни, и зиме не мале належащей, прочее отъимашеся надежда вся, еже спастися нам. Многу же неядению сущу, тогда став Павел посреде их, рече: подобаше убо, о мужие, послушавше мене не отвезтися от Крита, и избыти досаждения сего и тщеты. И се ныне молю вы благодушствовати: погибель бо ни единей души от вас будет, разве корабля. Предста бо ми в сию нощь ангел Бога, егоже аз есмь, емуже и служу. Глаголя: не бойся Павле, кесарю ти подобает предстати: и се дарова тебе Бог вся плавающыя с тобою. Темже дерзайте, мужие, верую бо Богови, яко тако будет, имже образом речено ми бысть. Во остров же некий подобает нам пристати. И егда четвертаянадесять нощь бысть, носимым нам во Адриатстей пучине в полунощи, непщеваху корабленицы, яко приближаются к некоей стране. И измеривше глубину, обретоша саженей двадесять: мало же прешедше, и паки измеривше, обретоша саженей пятьнадесять. Боящеся же, да не како в прудная места впадут, от носа корабля вергше котвы четыри, моляхомся да день будет. Кораблеником же ищущым бежати из корабля, и низвесившым ладию в море, изветом аки от носа хотящым котвы простерти, Рече Павел сотнику и воином: аще не сии пребудут в корабли, вы спастися не можете. Тогда воини отрезаша ужя ладии, и оставиша ю отпасти. Егда же хотяше день быти, моляше Павел всех, да приимут пищу, глаголя: четыренадесятый днесь день ждуще, не ядше пребываете, ничтоже вкусивше.
 

Деян.27:18 с толкованием
И се ныне молю вы благодушствовати . После столь продолжительной бури не с укоризною обращается к ним, но желает, чтобы на будущее время они верили ему; и то, что случилось, представляет как свидетельство истинности того, что сказано было им. Потом предсказывает две вещи, именно: что корабль погибнет, а находившиеся на нем спасутся и что они будут выброшены на остров. Се дарова тебе Бог вся плавающыя с тобою . Вот, если бы не Павел, то все находившиеся в корабле должны были бы погибнуть. Итак ложно то, что сказано Гомером: Но судьбы, как я мню, не избег ни один земнородный, Муж ни отважный, ни робкий, как скоро на свет он родится (Илиада 6, 488. Пер. Гнедич.).
 

Этим Гомер обозначает, что не возможно избежать смертного рока, вместе с рождением определяющего час смерти человеческой. Но вот: — если всем определено было погибнуть; то, судя по обыкновенному, и Павел должен был бы погибнуть, пробыв сорок дней на море без пищи! Да, ложный ум сказал: судьбы не избег муж ни отважный (т.е. доблестный) ни робкий... Совершенно противное сказало Писание, именно: праведник спасся от очевидной опасности. — Итак души Бог даровал Павлу, а корабль со всем, находившимся на нем, погиб. Таким образом нечестивые спасаются в этот раз ради праведника. Бывает также, когда и преждевременно нечестивый гибнет от своего нечестия, как говорит Екклезиаст: не нечествуй много, и не буди жесток, да не умреши не во время свое (Еккл.7:18). — Тогда воини отрезаша ужя ладии . Бог устроил, что Павлу сначала не верили, чтобы поверили ему, проверив его слова опытом; что и случилось. Посмотри; сотник верит Павлу так, что позволяет погубить лодку; корабельщики же еще не верили, но поверили после; так как люди эти — мало развиты.
 


Темже молю вас прияти пищу, се бо к вашему спасению есть: ни единому бо от вас влас главы отпадет. Рек же сия, и приемь хлеб, благодари Бога пред всеми, и преломль начат ясти. Благонадежни же бывше вси, и тии прияша пищу. Бе же в корабли всех душ, двесте седмьдесять и шесть. Насыщшеся же брашна, облегчиша корабль, изметающе пшеницу в море. Егда же день бысть, земли не познаваху: недро же некое усмотреша имущее песок, в неже, аще мощно есть, совещаша извлещи корабль.
 

Деян.27:34 с толкованием
Что Павел начал есть, так это для того, чтобы не умереть с голоду; Бога же благодарил за случившееся. И приемь хлеб, благодари Бога . Говорить то же самое научает чин евхаристии: благодарим Тя, Боже, яко удостоил еси нас...
 


И котвы собравше, везяхуся по морю, купно ослабивше ужя кормилом: и воздвигше малое ветрило к дышущему ветрецу, везохомся на край. Впадше же в место исопное, увязиша корабль: и нос убо увязший пребысть недвижимь, кормило же разбивашеся от нужды волн. Воином же совет бысть, да узники убиют, да не кто поплыв избегнет. Сотник же хотя соблюсти Павла, возбрани совету их, повеле же могущым плавати, да изскочивше первее изыдут на край: А прочии, ови убо на дщицах, ови же на нечем от корабля; и тако бысть всем спастися на землю.
 

Деян.27:40 с толкованием
Ослабили привязи, когда настал день; днем же снимается и корабль, чтобы бывшие на нем не погибли от страха и чтобы видели исполнение пророчества. Следует заметить, что убивают кого-нибудь ведь добровольно и судьба не может воспрепятствовать совершению убийства. Так вот добровольно решаются на дело убийства воины и приступают к нему; однако же, послушавшись сотника, снова и также добровольно оставляют свое намерение. Им можно было не послушать сотника, так как их было много и на их стороне была сила; но воля и свободное желание и делают то, что хотят, и не делают того, чего не хотят.
 


Примечания


Испорченное место.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html