Библия Синодальный перевод Послание к Евреям Глава  13

Послание к Евреям святого апостола Павла
 


Глава 
13

Евр.13  с толкованием

1
Братолюбие между вами да пребывает.

Евр.13:1  с толкованием

2
Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

Евр.13:2  с толкованием

3
Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

Евр.13:3  с толкованием

4
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

Евр.13:4  с толкованием

5
Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,

Евр.13:5  с толкованием

6
так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

Евр.13:6  с толкованием

7
Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Евр.13:7  с толкованием

8
Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Евр.13:8  с толкованием

9
Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

Евр.13:9  с толкованием

10
Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

Евр.13:10  с толкованием

11
Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, —

Евр.13:11  с толкованием

12
то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

Евр.13:12  с толкованием

13
Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;

Евр.13:13  с толкованием

14
ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

Евр.13:14  с толкованием

15
Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

Евр.13:15  с толкованием

16
Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Евр.13:16  с толкованием

17
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Евр.13:17  с толкованием

18
Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

Евр.13:18  с толкованием

19
Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

Евр.13:19  с толкованием

20
Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа],

Евр.13:20  с толкованием

21
да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Евр.13:21  с толкованием

22
Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.

Евр.13:22  с толкованием

23
Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.

Евр.13:23  с толкованием

24
Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.

Евр.13:24  с толкованием

25
Благодать со всеми вами. Аминь.

Евр.13:25  с толкованием

Толкования на главу Евр.13
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание евреям Святого Апостола Павла

Евр.13

Глава 
13

Евр.13  с толкованием

Братолюбие между вами да пребывает (ср. Рим.12:10). Страннолюбия не забывайте.
 

Евр.13:1 с толкованием
Не сказал, что вы приобрели братолюбие и страннолюбие: ибо они имели их, как казалось; но так как находились в опасности от беспрерывных скорбей оставить заботу об этих добродетелях, то говорит: братолюбие да пребывает, да будет твердым, и вы не позволяйте себе избегать его. И страннолюбия, говорив, не забывайте. Ибо, потерпев похищение имуществ, они, быть может, вели себя скупо. Или ограждает их и на будущее время.
 


Ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
 

Евр.13:2 с толкованием
Настолько важно страннолюбие, принятие всех вообще и неосуждение братьев, что Авраму и Лоту представился случай к принятию ангелов (Быт.18 и Быт.19). Не зная, то есть не знали, что странники были ангелы, впрочем, приняли их с честью. Это и делает их великими, ибо если бы они знали, то в таком случае они не совершили бы ничего великого.
 


Помните узников, как бы и вы с ними были в узах.
 

Евр.13:3 с толкованием
Ибо тот, кто связан с кем-нибудь, хотя бы и желал забыть, не может.
 


И страждущих, как и сами находитесь в теле.
 

Евр.13:3 с толкованием
Страждущие — или в темницах, или в голоде, или в другом каком бедствии. Ибо кто размышляет, что и он облечен подобным телом, будет защищать их, с одной стороны, по сочувствию, а с другой, из боязни, как бы и самому за свое нечеловеколюбие не пришлось подпасть подобным бедствиям.
 


Брак у всех да будет честен и ложе непорочно.
 

Евр.13:4 с толкованием
Смотри, как часто он ведет речь о целомудрии. Выше, упоминая о святости брака (Евр.12:14), говорил об этом целомудрии, и опять после этого говорит о прелюбодеях и блудниках. Или: и во всех случаях и во всякое время. Не в бедствии только и не в спокойное время: не в этой только части честен, а в другой — нет, но всецело да будет честен. Здесь же посрамляются еретики, клевещущие на брак. Ибо вот, потому он и называется честным, что сохраняется в целомудрии.
 


Блудников же и прелюбодеев судит Бог.
 

Евр.13:4 с толкованием
И здесь с угрозой наказания соединяется запрещение блуда, ибо судит Бог, то есть осудит. И естественно. Ибо если допускается брак, то блудник и прелюбодей по справедливости подвергается наказанию.
 


Имейте нрав несребролюбивый.
 

Евр.13:4 с толкованием
Не сказал: ничего не приобретайте, но, если и имеете, не будьте рабами, а свободно относитесь к тому, что имеете, так, чтобы не печалиться, если вы когда-либо лишитесь чего из имущества, как и выше сказал: расхищение имения вашего приняли с радостью (Евр.10:34). И вообще, так как многие после потери имущества стараются снова приобретать его, то в виду необходимости оказывать помощь другим говорит: имейте нрав несребролюбивый. Почему и продолжает.
 


Довольствуясь тем, что есть.
 

Евр.13:4 с толкованием
Показывает, как можно бы быть не сребролюбивыми, а именно: если мы довольствуемся тем, что у нас есть, если мы не стремимся к приобретению чего-нибудь сверх потребного и необходимого. Ибо кто стремится к приобретению более, чем нужно, — тот, очевидно, сребролюбив.
 


Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Нав.1:5; Быт.28:15).
 

Евр.13:5 с толкованием
Так как, вероятно, некоторые говорили: что же, если у нас нет и необходимого? — отвечает, что этого никогда не может быть, ибо Бог устами Исаии говорит: не оставлю тебя (ср. Ис.43:2) и, конечно, не лжет. Но так как, вероятно, те же самые из иудеев говорили: чем настоящим мы довольствоваться будем? Мы разграблены и у нас ничего не осталось, — говорит: можно довольствоваться и тем, что осталось, хотя бы этого было и мало. Ибо Бог сказал: не оставлю тебя, то есть Я не допущу тебя до этого. Если, быть может, апостол и понимал это относительно потребного, то ты понимай так, что это сказано и относительно всякого дела.
 


Так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? (Пс.117:6)
 

Евр.13:6 с толкованием
Так как это сказал Сам Бог, то, без сомнения, верно. Итак, снова дерзновенно скажем, что хищники наших имений не стеснят нас.
 


Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие.
 

Евр.13:6 с толкованием
В этом убеждает и фессалоникийцев, чтобы оказывать им наибольшую честь (1Фес.5:13). И как те наставники делали их участниками слова Божия, так и они по возможности должны оказывать им помощь в материальных нуждах. Относительно этого он намекает им словом: поминайте. Или побуждает их к подражанию им.
 


И, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
 

Евр.13:7 с толкованием
То есть, точнее, — наблюдайте. И как ученики живописца смотрят на оригинал, так и вы, всегда взирая на кончину, то есть на конец их жизни, на их образ жизни, который имел добрый конец, подражайте вере их. Ибо от веры — чистая жизнь. И если бы не верили в будущее, но сомневались, то не оказались бы безукоризненными в поведении. Снова врачует малодушие их; или говорит о вере в догматы. Итак, продолжает.
 


Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
 

Евр.13:8 с толкованием
Ибо, казалось, некоторые искажали веру и говорили, что другой придет, которого евреи и доныне ожидают. Итак, говорит, что Христос Тот же вчера, то есть во все прошедшее время, и сегодня, то есть в настоящее, и во веки, то есть в будущие и бесконечные времена, и другой не придет. Итак, не заблуждайтесь. Или: как Он не оставил наставников ваших, но во всем помогал им, так и вам окажет помощь. Ибо Он — один и Тот же.
 


Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь.
 

Евр.13:8 с толкованием
Различными, то одними, то другими, и от одних и от других, но чуждые правому догмату. Ибо учение может быть различным, однако не чуждым, а потому и нефальшивым. Когда же учения различны, то есть от одного — одно, а от другого — иное, тогда и чужды, то есть чужды истины, тогда и необходимо беречься. Ибо истина проста и имеет цель одну. Обрати внимание на выражение не увлекайтесь, — говорит как бы о тех легкомысленных, кои и здесь и там легко увлекаются.
 


Ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
 

Евр.13:9 с толкованием
Вот — странные учения. Намекает на вводящих иудейскую привязанность к брашнам. Итак, говорит, что благодатью, то есть верой, нам необходимо утверждаться и вполне убеждаться, что нет ничего нечистого, но верующему все чисто. Итак, потребна вера, а не наблюдение за яствами. Ибо занимающиеся яствами, то есть те, кои всегда следовали строгому соблюдению правил о еде, не приносили никакой пользы для души, так как они чужды веры и рабски служат бесполезному закону. И вообще, говорит, какую пользу они получали от наблюдения за яствами, когда так были осквернены, что не могли участвовать в жертвоприношениях.
 


Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
 

Евр.13:10 с толкованием
Сказав, что нет нужды строго наблюдать за яствами, чтобы не показалось что наше, чуждое наблюдения, достойно презрения, говорит, что и мы имеем наблюдение, только не в отношении этих яств, но к жертвеннику, или бескровной жертве Животворящего Тела. Ибо невозможно первосвященникам ветхозаветного закона участвовать в этой жертве, пока они служат скинии, то есть образам закона, преходящим, подлежащим уничтожению, или пока они служат этому миру, так как и народ как недостойный не принимал участия в жертвоприношениях ветхозаветного закона.
 


Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
 

Евр.13:11 с толкованием
Показав, что то, что почитали иудеи, служило прообразом нашего почитания, говорит, что жертвы, в которых не мог участвовать народ, были ничто; в нашей же жертве не имеют участия и архиереи ветхозаветного закона; ибо те жертвы служили прообразом этой. Ибо как кровь животных, приносимых за грехи народа, первосвященник вносил во святилище, тела же сжигались вне стана, так и Христос, пострадав за грехи мира, внес во святилище Свою Кровь к Отцу, как Первосвященник, тело же было распято вне врат. Итак, совершая воспоминание о жертве той, наши первосвященники вносят Кровь Господа в наше святилище и на алтарь, как на небо. Поэтому первосвященникам ветхозаветного закона нельзя вкушать от этого алтаря, как иноплеменным и как не помышляющим о том, что выше этого мира: мы же не таковы.
 


Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание.
 

Евр.13:13 с толкованием
Так как Иисус Христос пострадал вне врат, то выйдем и мы к Нему вне врат, то есть будем вне мира, нося Его поругание, терпя одни и те же страдания. Он, как осужденный и разбойник, был распят вне; не постыдимся и мы удалиться от мира и от роскоши его, хотя бы и казалось это бесчестием. Снова убеждает их терпеть наносимые им иудеями обиды, или хищения.
 


Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
 

Евр.13:14 с толкованием
Доказывает необходимость выйти за врата, то есть из мира. Ибо мы не имеем никакого участия, в этом мире, так как и он не будет вечно существовать. Итак, нам должно бежать из этого мира и стремиться к будущему граду, то есть к небу.
 


Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
 

Евр.13:15 с толкованием
Чрез Него как чрез Первосвященника по плоти, мы возносим Отцу жертву хваления, то есть Евхаристию. Ибо мы благодарим Отца за то, что Он даровал Сына Своего ради нашего освящения. Это же — ради немощных. Что Сын имеет благодать, — очевидно из того, что Он имеет с Отцом равную честь. Дабы все, говорит, чтили Сына, как чтут Отца (Ин.5:23). Итак, сама Евхаристия — плод уст прославляющих имя Его. Поэтому первосвященники ветхозаветного закона и не могут участвовать в этой жертве. Ибо те, кои совершенно не были освящены Христовой Кровию, не могут благодарить за нее, потому что пребывают в том же самом неверии. Смотри же, как снова побуждает их к благодарению, а не роптать и не говорить по малодушию чего-нибудь дерзкого и наглого.
 


Не забывайте также благотворения и общительности.
 

Евр.13:16 с толкованием
Где оправдывающиеся бедностью и потому не подающие милостыни? Пусть послушают, что Павел убеждает беднейших, разграбленных, не забывать милостыни. Ее же он называет общительностью, а по какой причине, — мы часто говорили.
 


Ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
 

Евр.13:16 с толкованием
Жертвы благодарения и благотворения. Ибо ясно, что благодарный — и щедр, так как он знает, каких удостоится благ.
 


Повинуйтесь наставникам вашим.
 

Евр.13:16 с толкованием
Речь идет о епископах. Прежде похвалив их и назвав верными и достойными подражания со стороны взирающих на них, потом продолжает: повинуйтесь. Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя бы он был и злым? В каком ты смысле говоришь: злой? Если относительно веры, то беги его, хотя бы он был ангелом с небес. Если же он — злой по жизни, то повинуйся ему. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф.23:3). Относительно же испорченных по вере говорит: учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. Итак, почему же? Потому что дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу.
 


И будьте покорны.
 

Евр.13:16 с толкованием
Выражением будьте покорны он указывает на такое сильное повиновение, чтобы, если потребуется, они послужили им делом.
 


Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет.
 

Евр.13:17 с толкованием
Да слышат наставники, что как народ должен повиноваться, так и священник должен неусыпно заботиться о народе, так как ему предстоит дать отчет за грехи их.
 


Чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
 

Евр.13:17 с толкованием
Если ты покоряешься, говорит, и угождаешь наставнику своему, то ты облегчаешь для него бремя заботы о тебе, так как он радуется твоему повиновению. Если же поступаешь бесстыдно, то хотя он и в таком случае будет заботиться о душе твоей, но если только ты не загладишь своего неповиновения, он будет воздыхать за тебя пред Богом, что для тебя бесполезно. Смотри же, наставнику он не позволяет ничем иным защититься, как только воздыханием. И хотя это незаметно вселяет в него (наставника, — Прим. ред.) дух кротости, но против того, неисправимого, возмущающего грозного мстителя Бога (т.е. против того грешника, который возмущает гнев Бога, — Прим. ред.), Он (т.е. Бог, — Прим. ред.) возжигает страшный огонь наказания. Посему ты, неповинующийся наставнику, не должен презирать его за то, что он воздыхает, но более должен бояться того, что он предает тебя Богу.
 


Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть.
 

Евр.13:18 с толкованием
Так как некоторые клеветали на апостола, будто он учит отступлению от закона, то поэтому многие из евреев враждебно относились к нему. Поэтому он не обозначил имени своего в начале послания, так как они не могли даже и слышать о нем. Итак, защищаясь пред ними, прежде всего просит их молиться о нем, чего мы обычно просим от друзей; затем раскрывает и свою невинность. Ибо между всеми, не только среди язычников, но и у вас, мы ничего не делали с лицемерием, совесть наша чиста и мы знаем, что не замышляли зла против вас, не сделали ничего дурного вам, не оклеветали вас.
 


Потому что во всем желаем вести себя честно.
 

Евр.13:18 с толкованием
То есть стараясь проводить жизнь осторожно и беспорочно. И то самое, что я говорю, что закон не имеет силы, — это не речь врага и неприятеля. Ибо я скорее ввожу исполнение закона и показываю, что тень получила конец. Итак, разве это — отступление? Разве я вам не благодетель, когда веду вас к совершенству, совершенно отводя от тени и младенческого настроения?
 


Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
 

Евр.13:19 с толкованием
Желать им так тепло и со всею заботой молиться о том, чтобы скорее возвратиться к ним, — это происходило от сильной любви к ним. Вместе с тем показывает, что он полагается на совесть, и потому обращается к ним. Этого он не сделал бы, если бы чувствовал в своей совести что-нибудь дурное.
 


Бог же мира.
 

Евр.13:19 с толкованием
Прежде всего попросив у них молитв и почтив их этим, потом уже и сам молится за них. Так как, говорит. Бог есть Бог мира, то вы не должны возмущаться протай меня, и притом по одному только слуху.
 


Воздвигший из мертвых Пастыря овец великого.
 

Евр.13:20 с толкованием
Внедряет им учение о воскрешении, пользуясь пророчеством Исаии (Ис.10). А так как есть и другие пастыри, — малые, то сказал: великого. Ибо пророки — это многие учителя, но Христос — наставник одни для всех.
 


Кровию завета вечного. Господа, нашего Иисуса (Христа).
 

Евр.13:20 с толкованием
То есть воздвиг Его из мертвых после Его смерти и после излияния Его Крови, так что Он дал нам завет, не подлежащий, как завет закона, отмене, но вечный. Ибо и так: воздвиг Его из мертвых с Кровию вечного завета. Ибо по воскресении Он даровал нам Кровь Свою в завете. Ибо если бы Он не воскрес, то Кровь Его не служила бы нам заветом.
 


Да усовершит вас во всяком добром деле.
 

Евр.13:21 с толкованием
Показывает, что они имели добрые дела, нуждались только в том, чтобы совершенствоваться в них. Об этом он и молится за них. Смотри, что мы сами сперва должны начать, а затем просить совершенства от Бога.
 


К исполнению воли Его.
 

Евр.13:21 с толкованием
Кто усовершенствовался во всяком добром деле, тот и творит волю Божию, а не тот, кто наполовину делает добро.
 


Производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
 

Евр.13:21 с толкованием
Следовательно, когда мы делаем добро, то это совершает в нас Бог через Иисуса Христа, то есть являющегося в качестве Ходатая и Совершителя. Ибо если Он совершил наше, спасение в начале, то что удивительного и в том, если Он и при усовершенствовании в добродетелях является Посредником и исполняет в нас волю Отца, Сам укрепляя нас и вдыхая в нас силы к совершению добрых дел? К слову же благоугодное он прибавил: Ему. Ибо мы тогда действительно благоугождаем, когда оказываемся добрыми пред Богом, а не тогда, когда — пред людьми. И Давид говорит: по чистоте рук моих пред очами Его (Пс.17:25); и Исаия: удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис.1:16).
 


Прошу вас, братия, примите сие слово увещания.
 

Евр.13:22 с толкованием
Не видишь ли? предлагает им то, чего никому не предложил. Не говорит же: убеждения, но увещания, то есть поощрения, ободрения к терпению, так как он речь свою обращал к подвергнувшимся гонению.
 


Я же не много и написал вам.
 

Евр.13:22 с толкованием
Несмотря на то, что он так много сказал, он все-таки говорит: не много, конечно, сравнительно с тем, что он желал сказать. Как бы так говорит им здесь: хотя вы и малодушны, поддержите меня, ибо не должен кто-нибудь отказаться в виду того, что много сказано, хотя, как мы видим, это и бывает среди малодушных. Ибо они не выносят длинной речи.
 


Знайте, что брат наш Тимофей освобожден.
 

Евр.13:23 с толкованием
К Тимофею они не особенно враждебно относились, поэтому он и поставил его на первом месте. Откуда же он был освобожден? Или был в темнице, и был освобожден или отпущен был из Афин, так как он был там (ср. Флп.2:19).
 


И я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
 

Евр.13:23 с толкованием
И этого достаточно для того, чтобы убедить их оставить вражду к нему, когда он готов придти с учеником. Быть может, это и случилось, и он путешествовал в Иудею из Рима. Ибо в первый раз он был освобожден Нероном, как и сказали мы во введении к этому посланию.
 


Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых.
 

Евр.13:24 с толкованием
Смотри, какую честь он оказывает им, если даже наставников приветствует чрез них: ибо скорее ему надлежало написать послание наставникам и чрез них приветствовать управляемых ими: этим он весьма мудро врачует особенно немощных.
 


Приветствуют вас Италийские.
 

Евр.13:24 с толкованием
Я так привязан к вам, что не только я один приветствую вас, но такое расположение к вам внушаю и другим, так что и те, несмотря на такое далекое расстояние, любят вас, и потому приветствуют.
 


Благодать со всеми вами. Аминь.
 

Евр.13:24 с толкованием
Так как благодать — нечто общее, то он и испрашивает ее вообще всем — и наставникам, и управляемым. Что же такое благодать? Отпущение грехов, очищение, общение Духа. Как же она могла бы быть с вами? Если не будете пренебрегать ею и если будете проводить жизнь достойно ее. Ибо она пребывает с нами, когда мы делаем добрые дела; она же отлетает, когда мы живем не по заповеди Подающего нам ее. Но, познавая благодать и то, что чрез нее получили, не будем оскорблять в своей жизни Даровавшего нам столь великие блага; но, прославляя Его добрыми делами и показывая, что Он ниспослал благодать эту не на неблагодарных и непризнательных, овладеем ею в душах наших силой Самого Христа — Благодетеля душ наших. С Ним слава Отцу, вместе со Снятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к евреям

Евр.13

Глава 
13

Евр.13  с толкованием

4
Честен брак и брачное ложе нескверно. Отсюда можешь удостовериться в справедливости вышесказанного о том, что они были преданы мирскому и подзаконному, так как они почитали порочным даже и освященное сожитие, которое было по закону Моисееву.

Евр.13:4  с толкованием

7
Вспоминайте, говорит, предстоятелей ваших, то есть сотоварищей его (Ап. Павла) Апостолов, кои посеяли в вас слово Божие. Взирая на жизнь и на исход (кончину) жительства их, подражайте вере (их в) Иисуса Христа.

Евр.13:7  с толкованием

8
Если вчера и сегодня будете пребывать в Нем, то и во веки веков пребудете в нем.

Евр.13:8  с толкованием

9
Учениями различными и сектами чуждого голоса, то есть учениями священников и их десятинами, не увлекайтесь: ибо хорошо благодатию укреплять сердце наше, то есть утверждаться на новом Евангелии, а не на различении священнических яств, кои не принесли никакой пользы проводившим такую жизнь, то есть соблюдавшие эти установления о пище не получали чрез них очищения и жизни.

Евр.13:9  с толкованием

10
Мы имеем жертвенник, превосходящий их уставы, - от коего вкушать не имеют власти, не только простые Иудеи, но даже и Левиты, кои скинии служат.

Евр.13:10  с толкованием

11-13
Но как тела тех животных, коих кровь вносил первосвященник за грех во внутрь во святое (святых) для очищения, - сожигались вне стана: так и Иисус Христос, дабы освятить Своею кровию народ Свой, вне врат города пострадать изволил (Лев.14:12; Мф.27:32 и др.). Тело животных было прообразом Господа нашего, а Господь есть образец для нас, так что и мы должны выйти вне стана, выйти и сделаться благовестником учения Его, и носить поругание Его.

Евр.13:11  с толкованием

16
Благотворения же и общения не забывайте, ибо такими жертвами благоугождается Бог, а не теми, что в храме том приносились.

Евр.13:16  с толкованием

17
Повинуйтесь наставникам вашим и подчиняйтесь им, то есть отложите подзаконные дела и совершайте дела Христовы. Ибо они отчет и ответ должны будут отдать Богу, если соблазнят вас. Повинуйтесь же им, чтобы они отдавали этот ответ с радостию, а не с удрученным духом и воздыхая.

Евр.13:17  с толкованием

18
Мы вполне уверены в том, что добрую совесть имеете вы, то есть доброе намерение во всем, - во всем, что касается нас, мы хорошо должны поступать.

Евр.13:18  с толкованием

19
Особенно же умоляю вас делать это для того, чтобы вы этим споспешествовали нам скорее придти к вам.

Евр.13:19  с толкованием

20-21
Бог же мира, воздвигший (из мертвых) Пастыря Великаго овец кровию завета, относящегося не к тому, что прешло, но к тому, что пребывает во веки веков, а это есть Иисус Христос Господь наш, - да усовершит вас, освободив от закона нашего, во всех делах добрых, дабы вы творили во всем Его волю, а не бессильные уставы закона.

Евр.13:20  с толкованием

22
Итак, прошу вас, братья, примите слухом своим эти слова утешения: так как я, написал и доказал вам, что все прежнее, чем вы хвалитесь, суть только следы и тени того, что проповедано у вас Христом. В кратких словах я написал вам по силам вашим. Если бы вы были в состоянии (усвоить), то я написал бы вам больше сего. Впрочем, если бы вы были совершенны, то ни в чем этом не имели бы нужды.

Евр.13:22  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.253-316.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к евреям

Евр.13

Глава 
13

Евр.13  с толкованием

Братолюбие да пребывает.
 

Евр.13:1 с толкованием
Состав сего слова выражает усиление любви, ибо Апостол из слов любовь и брат сложил одно слово.
 


Страннолюбия не забывайте: тем бо не ведяще нецыи странноприяша Ангелы.
 

Евр.13:2 с толкованием
Патриарх Авраам, приступив, как к людям, обрел Ангелов и Владыку Ангелов. Так и блаженный Лот принял Ангелов, как людей, но приял благословение, как от ангелов.
 


Поминайте юзники, аки с ними связани: озлобляемым, аки и сами суще в теле.
 

Евр.13:3 с толкованием
Сострадательностию и приличным служением имейте общение с терпящими это за благочестие.
 


Честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог.
 

Евр.13:4 с толкованием
Одно законно, а другое крайне беззаконно. И одно узаконил Бог в начале, ибо сказал: Сотворим ему помощника по нему (Быт.2:18), и, создав, привел, сочетал и дал брачное благословение, говоря: Раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт.1:28). А прелюбодеяние и блуд ввел невоздержный помысл.
 


Не сребролюбцы нравом.
 

Евр.13:4 с толкованием
Не приобретение собственности воспретил Апостол, но любовь к имуществу, потому что от нее рождается любостяжательность.
 


Доволни сущими.
 

Евр.13:4 с толкованием
Никто да не старается приумножать имение, ибо похвально довольствоваться тем, что имеешь у себя. Апостол же представляет и достаточное ручательство в том, чему учит.
 


Той бо рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити.
 

Евр.13:5 с толкованием
Не лжив Обетовавший; с верою примем обетование. Сие и присовокупил Апостол.
 


Яко дерзающым нам глаголати: Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек? (Пс.117:6)
 

Евр.13:6 с толкованием
По необходимости и сие наставление приложил Апостол, чтобы, возводя взор к Богу, смело смотрели на гонителей.
 


Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жителства, подражайте вере.
 

Евр.13:7 с толкованием
Апостол сие сказал о скончавшихся уже святых: о Стефане первомученике, Иакове, брате Иоанновом, Иакове, по прозванию Праведный. Да и другие весьма многие умерщвлены были по неистовству иудеев. На них-то взирая, говорит Апостол, и изучая достохвальный образ их жизни, ревнуйте их вере.
 


Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки.
 

Евр.13:8 с толкованием
И сие сказал Апостол не просто, но причислил к умерщвленным, давая видеть, что и Сам Христос иудеями пригвожден ко Кресту. Но Апостол указывает и на вечное Его бытие. Ибо словами вчера и днесь назвал человеческое естество; Божество же нарек вечным. Сказал, что то и другое есть Той же; потому что един Сын Единородный, Он же и первородный.
 


В научения странна и различна не прилагайтеся: добро бо благодатию утверждати сердца, не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них.
 

Евр.13:9 с толкованием
Учениями странными назвал Апостол учения, противные евангельским. Посему повелевает им пребывать в учении благодати и оставить наблюдения подзаконные. Ибо никто, говорил он, не получил от того пользы. Но поелику и божественный храм в то время еще стоял, и жертвы по закону были приносимы, то Апостол по необходимости присовокупил:
 


Имамы же олтарь, от негоже не имут власти ясти служащии сени,
 

Евр.13:10 с толкованием
то есть алтарь, гораздо досточестнейший ветхозаветного. Ибо тот есть тень; тот приемлет на себя бессловесные жертвы, а наш — жертву словесную и Божественную, почему ни один из тех священников не причащается сей жертвы, если не приимет прежде веры в Господа.
 


Ихже бо кровь животных вносится во святая за грехи первосвященником, сих телеса сжигаются вне стана. Темже Иисус, да освятит люди Своею кровию, вне врат пострадати изволил.
 

Евр.13:11 с толкованием
Посмотрите на прообраз, сличите с ним истину и усмотрите сходство. Закон повелевал заколоть юницу рыжу, от крове ея взять архиерею и седмижды перстом покропить пред очистилищем. Самую же юницу сжигали вне полка, брали пепел и им очищали называемых нечистыми (Числ.19:2-9). Сие-то составляло прообраз спасительного страдания, ибо и здесь тело, взятое от Адама (которого имя на еврейском языке значит: красный), вне врат пригвождено ко Кресту и Кровь Его очищает наши души; пепел же заменяет нам самое животворящее тело.
 


Темже убо да исходим к Нему вне стана, поношение Его носяще.
 

Евр.13:13 с толкованием
Будем вне стана, то есть вне жития по закону, нося на себе поношения за Спасшего нас.
 


Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем.
 

Евр.13:14 с толкованием
Посему будем пренебрегать настоящими благами и ожидать оных благ, постоянных и пребывающих.
 


Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его.
 

Евр.13:15 с толкованием
Ибо нимало нам не пользует песнопение, возносимое Богу без веры в Сына. Поелику же Апостол писал к евреям, которые обыкли чтить одного Отца, то по необходимости прибавил: Тем.
 


Благотворения же и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог.
 

Евр.13:16 с толкованием
Апостол указал на жертву хваления, благоугодную Богу, но соединил с нею жертву благотворения, которую справедливо назвал общением. Ибо и Господь сказал: Сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя их кровы (Лк.16:9). И божественный Апостол говорит: Ваше избыточествие во онех лишение: да и онех избыток будет в ваше лишение, яко да будет равенство (2Кор.8:14). Посему общение есть и воздаяние. Один дает деньги, другой воздает благословением; и большее дается нуждающимся.
 


Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще: да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие.
 

Евр.13:17 с толкованием
Апостол увещевает учеников быть послушными учителям. Но в то же время возбуждает и учителей к большему усердию, ибо учит их быть бдительными и страшиться ответственности.
 


Молитеся о нас: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити.
 

Евр.13:18 с толкованием
На Апостола клеветали евреям, что проповедует противное закону. Посему извещает их, что делает все не ради чего иного, а только из повиновения Божию слову. Посему-то и совесть призвал в свидетельство.
 


Лишше же молю, сие творите, да вскоре возвращуся к вам.
 

Евр.13:19 с толкованием
Подайте помощь молитвами, содействуйте моему усердию. Ибо сильно желаю увидеть вас.
 


Бог же мира, возведый из мертвых Пастыря овцам великаго Кровию завета вечнаго, Господа нашего Иисуса Христа, да совершит вы во всяцем деле блазе, сотворити волю Его, творя в вас благоугодное пред Ним Иисус Христом: Ему же слава во веки веков, аминь.
 

Евр.13:20 с толкованием
К учению по необходимости Апостол присовокупил благословение и как бы некие печати наложил на многие слова. Пастырем же овцам великим нарек Владыку Христа. Ибо Его это слова: Аз есмь пастырь добрый (Ин.10:11). А вечным назвал Новый Завет, так как после него не будет другого. Ибо, чтобы не предположил кто, будто бы и этот прекратится ради иного завета, справедливо указал на его нескончаемость.
 


Молю же вы, братие, приимите слово утешения: ибо вмале написав послах вам.
 

Евр.13:22 с толкованием
С любовию приимите это на письме посланное мною вам утешение, ибо, чтобы никого не утомить продолжительностию речи, вкратце написал я послание.
 


Знайте брата нашего отпущена Тимофеа, с нимже, аще скорее приидет, узрю вас.
 

Евр.13:23 с толкованием
Этим Апостол показал, что с ним отправил послание. Вероятно было, что они обрадуются Тимофею, так как и он был обрезан.
 


Целуйте вся наставники ваша и вся святыя.
 

Евр.13:24 с толкованием
Слово сие дает разуметь, что предстоятельствующие у них не имели нужды в таковом учении. Посему Апостол не им написал послание, но ученикам.
 


Целуют вы иже от Италии сущии.
 

Евр.13:24 с толкованием
Этим Апостол показал, откуда написал послание, и вместе дал видеть, что в краткое время евангельская проповедь распространилась всюду и язычники, по обетованию, данному Аврааму, улучили благословение.
 


Благодать со всеми вами. Аминь.
 

Евр.13:25 с толкованием
Апостол приложил обычное заключение, пожелав им причастия благодати.
 

А мы восхвалим Законоположника всего нового и ветхого и будем умолять Его о том, чтобы улучить нам Его помощь, да, сохранив Божественные Его законы, улучим обетованные блага во Христе Иисусе Господе нашем. С Ним Отцу слава со Всесвятым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 

Послание к Евреям писано из Италии и послано с Тимофеем.