Библия Синодальный перевод Исход Глава  1

Исход
 


Глава 
1

Исх.1  с толкованием

1
Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом [отцом их], вошли каждый со [всем] домом своим:

Исх.1:1  с толкованием

2
Рувим, Симеон, Левий и Иуда,

Исх.1:2  с толкованием

3
Иссахар, Завулон и Вениамин,

Исх.1:3  с толкованием

4
Дан и Неффалим, Гад и Асир.

Исх.1:4  с толкованием

5
Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят [пять], а Иосиф был уже в Египте.

Исх.1:5  с толкованием

6
И умер Иосиф и все братья его и весь род их;

Исх.1:6  с толкованием

7
а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.

Исх.1:7  с толкованием

8
И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,

Исх.1:8  с толкованием

9
и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;

Исх.1:9  с толкованием

10
перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

Исх.1:10  с толкованием

11
И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и он, иначе Илиополь].

Исх.1:11  с толкованием

12
Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых.

Исх.1:12  с толкованием

13
И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам

Исх.1:13  с толкованием

14
и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

Исх.1:14  с толкованием

15
Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,

Исх.1:15  с толкованием

16
и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.

Исх.1:16  с толкованием

17
Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

Исх.1:17  с толкованием

18
Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?

Исх.1:18  с толкованием

19
Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.

Исх.1:19  с толкованием

20
За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.

Исх.1:20  с толкованием

21
И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.

Исх.1:21  с толкованием

22
Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

Исх.1:22  с толкованием

Толкования на главу Исх.1
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Исход прп. Ефрем Сирин Глава  1

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Исход

Исх.1

Глава 
1

Исх.1  с толкованием

1
И сия суть имена сынов Израилевых, вшедших вкупе со Иаковом во Египет

Исх.1:1  с толкованием

5
семьдесять душ. Сим показывается, что действительно исполнилось обетование, данное Богом Аврааму. Ибо пришедшие в плен и в рабство египетское в числе семидесяти душ, чрез двести двадцать пять лет, которые жили они там, вышли в числе шестисот тысяч носящих оружие, не включая в сие число тех, которым было двадцать и менее лет. Когда умер Иосиф, и сыны рода его; тогда восстал новый царь, и дал повеление убивать детей еврейских. Сие же сделал царь не без причины. И сатана, зная, что исполнялось уже четыреста лет, предвозвещенных Аврааму, хотел при умерщвлении младенцев умертвить и спасителя Евреев. И сам Фараон, видя, что народ еврейский умножился, и как бы источен им весь Египет, позавидовал множеству Евреев. Особенно же, когда враги их, желая уверить о себе, что знают они будущее, поелику приходило к концу число лет, определенное для пребывания Евреев в Египте, предвозвещали скорое их избавление; тогда Фараон повелел младенцев убивать, а родителей обременять напрасным трудом, при построении житниц, в которых не было нужды. Ибо, если житниц, построенных Иосифом, достаточно было, чтобы на семь лет голода запасти в них хлеба для Египтян и Хананеев и Аммореев; то, конечно, достаточно их было, чтобы вместить в них хлеб для одного Египта. Но чем более старался Фараон об истреблении еврейских младенцев, тем более возрастало число рождающихся; и чем больше усиливался царь притеснять Евреев, тем паче беспокоило его размножение сего народа. Посему, Евреи стали ненавистны и самым Египтянам.

Исх.1:5  с толкованием
Поелику Фараон жалел о своей реке и опасался, чтобы не испортились ее воды от ввергаемых в нее младенческих тел; то призвал повивальных баб и приказал им сделаться убийцами, то есть своею властью принудил их поступать противно своему наименованию, и из врачующих стать умерщвляющими. Но бабы не послушали царя, хотя и обещали то. Вместо того, чтобы, по приказанию царя отнимать жизнь у младенцев, они готовы были, для их спасения, пожертвовать своею жизнью. Но когда ожидали они, что примут за сие венец исповедничества, тогда Бог вложил в уста их мудрое слово, и избавились они от смерти.
 


20
И благо им было, то есть домы их распространились, когда думали они, что за спасение многих младенцев Фараон предаст их конечному истреблению.

Исх.1:20  с толкованием
Когда же царь осмеян был сими женами, хотя и не знал того; тогда решился кровью младенцев осквернять воды в реке, и плотью их напитать рыб. Но и в этом не имел он успеха; потому что число Евреев умножалось. Наполнил он реку телами младенцев, как и хотелось ему; но в тоже время и Египет, чего не хотелось ему, наполнился Евреями. Видя, что река загнила от младенческих тел, радовался Фараон; примечая же, что Евреи как бы точат весь Египет, сильно беспокоился. Так повеление царя не отменялось, но с исполнением оного не исполнялось его желание; и на берегах реки, подобно саранче, лежало множество младенческих тел, и к мучению царя, улицы в Египте оглашались голосами младенцев.