Библия Синодальный перевод Исход Глава  32

Исход
 


Глава 
32

Исх.32  с толкованием

1
Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Исх.32:1  с толкованием

2
И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.

Исх.32:2  с толкованием

3
И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.

Исх.32:3  с толкованием

4
Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Исх.32:4  с толкованием

5
Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.

Исх.32:5  с толкованием

6
На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.

Исх.32:6  с толкованием

7
И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;

Исх.32:7  с толкованием

8
скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Исх.32:8  с толкованием

9
И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный;

Исх.32:9  с толкованием

10
итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Исх.32:10  с толкованием

11
Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,

Исх.32:11  с толкованием

12
чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;

Исх.32:12  с толкованием

13
вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно.

Исх.32:13  с толкованием

14
И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

Исх.32:14  с толкованием

15
И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;

Исх.32:15  с толкованием

16
скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.

Исх.32:16  с толкованием

17
И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.

Исх.32:17  с толкованием

18
Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.

Исх.32:18  с толкованием

19
Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;

Исх.32:19  с толкованием

20
и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.

Исх.32:20  с толкованием

21
И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?

Исх.32:21  с толкованием

22
Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.

Исх.32:22  с толкованием

23
Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Исх.32:23  с толкованием

24
И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. [Они сняли] и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.

Исх.32:24  с толкованием

25
Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

Исх.32:25  с толкованием

26
И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.

Исх.32:26  с толкованием

27
И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

Исх.32:27  с толкованием

28
И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.

Исх.32:28  с толкованием

29
Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

Исх.32:29  с толкованием

30
На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.

Исх.32:30  с толкованием

31
И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, [Господи!] народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;

Исх.32:31  с толкованием

32
прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.

Исх.32:32  с толкованием

33
Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;

Исх.32:33  с толкованием

34
итак, иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.

Исх.32:34  с толкованием

35
И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.

Исх.32:35  с толкованием

Толкования на главу Исх.32
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Исход прп. Ефрем Сирин Глава  32

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Исход

Исх.32

Глава 
32

Исх.32  с толкованием

1
И видевше людие, яко умедли Моисей снити с горы, принуждаху Аарона: сотвори нам боги, иже пойдут пред нами.

Исх.32:1  с толкованием

2
Моисей бо, сей человек, иже изведе нас от земли египетския, не вемы, что бысть ему. Разве Моисей не при вас взошел на гору, не пред вашими очами вступил в облако? Идите на гору, и если не найдете ни Моисея, ни Иисуса, делайте, что вам угодно. Если с вами манна, с вами крастели, с вами столп и облако; то как нет с вами Моисея, когда с вами все, что сделано его рукою? Аарон препирался с народом, но увидел, что и его хотят побить камнями, как побили Ора, к которому Моисей, восходя на гору, повелел народным старейшинам до возвращения своего с горы ходити на суд (Исх.24:14). Ибо после сего об Оре уже не упоминается; почему и говорят, что во время возмущения против Аарона, при слиянии тельца, Ор умерщвлен, как воспрещавший Евреям изменить Богу. Посему, Аарон, чтобы избежать смерти, и чтобы Евреи не подверглись наказанию за убиение его, и вместо одного тельца не сделали себе многих богов и не возвратились к Египту, хотя бы и не вошли в самый Египет; - с хитрым намерением посылает принести усерязи жен своих, надеясь, что жены, или жалея серег своих, или из любви к Богу, отклонят мужей от слияния тельца. Однако же написано:

Исх.32:2  с толкованием

3
изъяша вси людие усерязи златы, яже во ушесех их, и принесоша к Аарону. Как дороги им были серьги, когда брали их у Египтянок, так и теперь дорог стал телец, так что на слияние его отдают и серьги свои. Художники взяли золото, сделали болван и слили тельца, и все

Исх.32:3  с толкованием

4
сказали: вот бог твой, который извел тебя из земли египетской. Так, Евреи отвергли Бога, Который сотворил для них все чудеса на море и на суше, и тельцу, которого возлюбили, приписали то, чего он не сделал. И сказанное, что Аарон, устрашившись, создал тельцу алтарь, делает вероятным, что Ор был умерщвлен, когда народ заставлял их священнодействовать пред тельцом. Но Аарон, чтобы продолжить время до возвращения Моисеева с горы, говорит:

Исх.32:4  с толкованием

5
праздник Господень утре.

Исх.32:5  с толкованием

6
И обутренневав приносят тельцу жертвы. Те самые, которые ели манну, пили воду, источенную Моисеем, и были под облаком, теперь восташа играти пред тельцом.

Исх.32:6  с толкованием

7
И рече к Моисею: то есть, Бог истины сказал богу народа: беззаконноваша людие твои, ихже извел еси из земли египетския.

Исх.32:7  с толкованием

8
Сотвориша себе тельца, и реша:

Исх.32:8  с толкованием

9
сей бог твой, иже изведе тя из Египта. Бог открывает сие Моисею, чтобы побудить его к молитве. Почему, вместо того, чтобы сказать: удержи Меня, чтобы не погубил их, говорит:

Исх.32:9  с толкованием

10
остави Мя, и потреблю их. Ибо, если бы Бог хотел погубить народ, то не открыл бы народного грехопадения тому, кто готов был ходатайствовать за народ. А потому, если Бог открыл Моисею, то сие самое показывает, что не был намерен погубить народ. Таким образом, Бог сперва Сам вознамерился простить Евреев, а потом и Моисея побудил молиться за них. Но чтобы грех прощен был не даром, и чтобы прощение не послужило к большему вреду, Бог открывает Моисею, что погубит народ, чтобы, когда Моисей принесет за них молитву и грех будет прощен, и самое прощение было многоценнее в глазах Евреев, и молившийся за них возвысился в их мнении. Когда же Моисей молитвою своею и воспоминанием об отцах их умилостивил Бога на горе; тогда вместе с Иисусом

Исх.32:10  с толкованием

15
возвратився Моисей, сниде с горы: и две скрижали в руку его.

Исх.32:15  с толкованием

17
И рече Иисус: глас ратный в полце. Если бы Иисус до сего времени был в стане: то не сказал бы сего; потому что знал бы о слиянии тельца. Не сказал бы также сего, если бы он был при Моисее; потому что слышал бы, что Бог сказал Моисею: беззаконноваша людие твои. Посему, Иисус не был ни с Моисеем, ни с народом, но оставался между Моисеем и народом; то есть семь дней пребывал вместе с учителем; а после того, как воззвал Господь Моисея, остался уже один без учителя.

Исх.32:17  с толкованием

19
И егда приближашеся Моисей к полку, узре тельца и лики; и сокруши принесенные с горы скрижали под горою. Ибо к чему были бы заповеди народу, который Законодателя променял на тельца? Поелику же Моисей не знал, кем слит телец; то

Исх.32:19  с толкованием

20
сожже тельца, и сотре его, и разсыпа прах его по воде, и напои ею люди; и виновные в слиянии тельца опухли от праха сего тельца. Ибо, хотя серьги давал весь народ, однако же были и такие, которые сделали это из страха, как и сам Аарон из страха создал алтарь тельцу. Посему, прах тельца произвел опухоль в тех только, которые измыслили сие дело, и других побудили требовать исполнения.

Исх.32:20  с толкованием

26
Ста же Моисей во вратех полка, и рече: аще кто есть Господень да идет ко мне; снидошася убо к нему вси сынове Левиины.

Исх.32:26  с толкованием

27
И рече им: сия глаголет Господь Бог Израилев: препояшите кийждо свой меч при дебре. Бог не говорил сего Моисею, хотя изрек и большее, прежде нежели умилостивлен был Моисеем. Ибо, после того, как умолен был Моисеем, сказано: и умилостивися Господь о зле, еже рече сотворити людем Своим. Моисей на горе - молитвенник, а под горою - каратель; пред правосудием он - умилостивитель, а в стане - ревнитель, потому что наказывая исполняет Божие определение. Пройдите и возвратитеся от врат до врат сквозе полк, и убийте кийждо брата своего, и кийждо ближняго своего, и кийждо соседа своего, то есть, убивайте всех на ком видно знамение тельца, сродник ли это, или ближний, брат ли, сын ли, отец ли.

Исх.32:27  с толкованием

28
И сотвориша сынове Левиины, якоже глагола им Моисей, и паде от людей в той день до трех тысящь мужей.

Исх.32:28  с толкованием

31
И возвратися Моисей ко Господу Богу, и рече: истинно согрешиша людие сии грех велик.

Исх.32:31  с толкованием

32
И ныне остави им грех их: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси. Лучше для меня лишиться будущей жизни, нежели видеть гибель народа сего. Моисей, прося себе смерти за народ, изобразил тем смерть сына Божия, восприятую за все народы.

Исх.32:32  с толкованием

34
И се Ангел Мой предъидет пред тобою, то есть, пойдет пред тобою вместо меня Ангел. И в день посещения Моего рукою его посещу на них грехи их. Сим не только ободряет, но предостерегает и устрашает народ. Се Аз посылаю Ангела Моего пред тобою, остерегайся его, имя бо Мое на нем (23:20.21). Поелику он исполняет Божие дело, то на нем имя Божие.

Исх.32:34  с толкованием