Библия Синодальный перевод Книга пророка Осии Глава  1

Книга пророка Осии
 


Глава 
1

Ос.1  с толкованием

1
Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского.

Ос.1:1  с толкованием

2
Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа.

Ос.1:2  с толкованием

3
И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына.

Ос.1:3  с толкованием

4
И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева, и положу конец царству дома Израилева,

Ос.1:4  с толкованием

5
и будет в тот день, Я сокрушу лук Израилев в долине Изреель.

Ос.1:5  с толкованием

6
И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: нареки ей имя Лорухама; ибо Я уже не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им.

Ос.1:6  с толкованием

7
А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками.

Ос.1:7  с толкованием

8
И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына.

Ос.1:8  с толкованием

9
И сказал Он: нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим [Богом].

Ос.1:9  с толкованием

10
Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: "вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога живаго".

Ос.1:10  с толкованием

11
И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля!

Ос.1:11  с толкованием

Толкования на главу Ос.1
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Осии

Ос.1

Глава 
1

Ос.1  с толкованием

1
Слово Господне, еже бысть ко Осии, сыну Веириину, во днех Озии и Иоафама, и Ахаза, и Иезекии царей Иудиных, и во дни Иеровоама сына Иоасова, царя Израилева. Сими словами дается знать, что Осия пророчествовал при царях иудейских Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, пророчествовал же о близком пленении Израильтян Ассириянами, и о последовавшем затем пленении Иудеев Вавилонянами, а также об общем возвращении Иудеев и Израильтян из плена.

Ос.1:1  с толкованием

2
И рече Господь ко Осии: иди пойми себе жену блужения, и чада блужения. Возьми себе жену и притом жену блудницу, чтобы изобразить тем сонм израильский в Самарии, который явно блудодействует, поклоняясь Ваалу и тельцам. От жены сей будешь иметь наследника, в изображение того, что дом Иудин, сонм людей во Иерусалиме, в явь клянется Господом, а в тайне кланяется Молоху. Понеже блудящи соблудит земля от Господа, то есть будет блудодействовать земля их; разумеет же Пророк землю израильскую и живущих в ней язычников, которых царь ассирийский приведет и поселит на ней вместо прежних обитателей. О сем ясно предсказано: плоды земли твоея поядят пред вами чуждые, которые не знают Бога вашего, но привержены к своим богам (Втор.28:33). Осия, как и другие Пророки, прелюбодейством и блудом называет служение идолам.

Ос.1:2  с толкованием

3
И поях Гомер, дщерь Девилаимлю: и зачат, и роди мне сына.

Ос.1:3  с толкованием

4
И рече Господь ко мне: прозови имя ему Иезраель, зане еще мало, и упраздню царство дому Израилева. Долина Иезраель была во владениях царей израильских. Означается же сим, что в устах Израильтян прекратится славословие, что уста их заградятся для хвалебных песнопений в праздники, как уздою будут связаны опустошением и преселением, и не будет в них ни слова, ни гласа. Еще мало, и отмщу кровь Иезраелеву на дому Ииуеве. Кровь Навуфея, пролитая на поле Иезраелевом, отмщена была самим Ииуем на доме Ахаавовом; Ииуй же обвиняется за то, что согрешил против правды, когда убил Охозию вместе с сынами Ахаава, особенно же за то, что сам ходил по путям Ахаавовым. Посему-то, говорит Бог, отвергну семя его и отниму у него царство.

Ос.1:4  с толкованием

7
Дом же Иудин помилую, то есть во время переселения Ефремлян. И не спасу их луком, ни мечем, то есть Ассирияне не придут тогда на помощь к Иудеям, хотя и приходили спасти их от жителей Дамаска и от дома Ефремова во время царя их Ахаза.

Ос.1:7  с толкованием

6
И зачат, и роди дщерь, и рече мне Господь: прозови имя ей непомилована.

Ос.1:6  с толкованием

8
И роди другого сына, и он наречен:

Ос.1:8  с толкованием

9
не людие мои; потому что язычники изначала, по причине дел своих, не были народом Божиим и возлюбленными Божиими. И блаженный Павел, объясняя слова Осии, говорит: и во Осии глаголет: нареку не люди Моя, люди Моя: и невозлюбленну, возлюбленную (Рим.9:25).

Ос.1:9  с толкованием

6
Зане не приложу ксему помиловати дому Исраилева, но предаю его пленению.

Ос.1:6  с толкованием

11
И соберутся сынове Иудины, и сынове Израилевы вкупе, то есть, не будут более делиться на две части, как при Ровоаме. Яко велик день Иезраилев. Пророк называет сей день великим, потому что прекратятся в оный великие бедствия, и будет он началом благоденствия. Как Бог отмстил за кровь Иезраилеву, то есть за кровь Навуфея и за неповинную кровь, пролитую Ахаавом и Иуем; так языческим народам, которые восставали против народа Божия, отмстит за кровь его. И должно думать, что разумеется здесь то гонение, какое Иудеи терпели от соседних языческих народов во времена Зоровавеля и Неемии. Совершенного же исполнения сих слов Писания должно искать в те времена, когда Господь сотворил спасение народу Своему, освободив его от сатаны и от руки служителей его, которые воздвигали гонение на мучеников. Ибо они-то составляли то семя, которое Бог посеял в последствии чрез Христа, как говорит божественный Павел, люди обновленные, ревнители добрым делом (Тит.2:14). Таково значение слова Иезраель. Книга Судей повествует, что судия Гедеон с долины Иезраель повел войско свое, и там начались его победы в тот день, как низложил он Мадиамлян и другие союзные с ними народы (Суд.6:37). И, может быть, Пророк упоминает здесь об Иезраеле, давая сим уразуметь Иудеям, что как велик был день для Гедеона, когда пошел он с долины Иезраель, так славен будет для них день избавления из Вавилона, как начало великих благ. Но не сами они устроят сие, посеет же им Бог, то есть, Бог соделает сие по благости Своей; чем и подтверждается сказанное выше: и не спасу их луком, ни мечем.

Ос.1:11  с толкованием