Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  5

Псалтирь
 


Псалом 
5

Пс.5  с толкованием

1
Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

Пс.5:1  с толкованием

2
Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои.

Пс.5:2  с толкованием

3
Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь.

Пс.5:3  с толкованием

4
Господи! рано услышь голос мой, - рано предстану пред Тобою, и буду ожидать,

Пс.5:4  с толкованием

5
ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой;

Пс.5:5  с толкованием

6
нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

Пс.5:6  с толкованием

7
Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь.

Пс.5:7  с толкованием

8
А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем.

Пс.5:8  с толкованием

9
Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.

Пс.5:9  с толкованием

10
Ибо нет в устах их истины: сердце их - пагуба, гортань их - открытый гроб, языком своим льстят.

Пс.5:10  с толкованием

11
Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя.

Пс.5:11  с толкованием

12
И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое.

Пс.5:12  с толкованием

13
Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Пс.5:13  с толкованием

Толкования на главу Пс.5
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Псалтирь блж. Феодорит Кирский Псалом  5

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.5

Псалом 
5

Пс.5  с толкованием

В конец 3 о наследствующем 4 псалом Давиду.
 

Пс.5:1 с толкованием
Так перевели сие надписание и прочие. Посему явно, что наследствующею Слово Божие называет вообще Церковь Божию, а в частности душу, живущую благочестно. Ибо, как слышим, и Господь говорит в Священном Евангелии: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф.25:34). И божественный Павел говорит тоже: Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия. Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу: если с Ним страждем, да и с Ним прославимся (Рим.8:16, 17); и еще: темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом (Гал.4:7). Но в Божественном Писании можно найдти и иныя многия подобныя места, руководствуясь которыми в состоянии будем уразуметь смысл сего псалма.
 


Глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой.
 

Пс.5:2 с толкованием
Церковь Божия, а также и каждая возлюбившая благочестивую жизнь душа, будучи отвсюду обуреваема многими треволнениями, преодолевает их и спасается от бури, непрестанно взывая о Божией помощи. В сем наставляет нас и пророческое слово, научая, как надлежит неотступно просить и умолять Бога и Царя всяческих. Учит же сему, говоря: глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое, вонми гласу моления моего. Слово: звание должно понимать, не как взывание, и слово: уши не как уши, потому что божественному Писанию обычно выражаться о Боге всяческих чувственным образом и Божественныя силы называть именами человеческих членов, например: зрение - очами, слышание - ушами, а также и все прочее. Званием же называет Пророк усердие молящихся и ревностную умную молитву. А слово: внуши, значит: слова молитвы моей да внидут во уши Твои, благоволительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего; ибо знаю, что Ты Бог и Царь.
 


Яко к Тебе помолюся Господи. Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя.
 

Пс.5:4 с толкованием
В твердой надежде, что приимешь мои моления, едва появляется свет, отрясши сон с веждей, предстою, как пред Царя и пред Владыку, принося Тебе прошение. Не всякий же может сказать Богу всяческих: предстану Ти, и узриши мя, но разве кто, подобно великому Илие, по дерзновению заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: жив Господь, Емуже предстою пред Ним днесь (3Цар.17:1).
 


Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима.
 

Пс.5:5 с толкованием
Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил:
 


Возненавидел еси вся делающия беззаконие. Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.
 

Пс.5:7 с толкованием
Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различныя времена возставали на Церковь, и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: врата адова не одолеют ей (Мф.16:18). Сие же дает разуметь и псалом.
 


Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем.
 

Пс.5:8 с толкованием
Пользуясь Твоим человеколюбием, при охранении Твоею десницею, в храме посвященном славе Твоей, приношу Тебе непрестанное поклонение, всегда соблюдая в себе страх Твой; потому что не могу оставить онаго, возложив упование на Твое человеколюбие.
 


Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой.
 

Пс.5:9 с толкованием
В некоторых списках читается: предо мною путь мой; но то и другое чтение заключает в себе благочестивую мысль. Ибо, если наш путь будет исправлен пред Богом, то не изведаем опасности заблудиться; и если Божий путь исправится пред нами, то с готовностию притечем к нему, и пойдем сим путем. Посему наследствующая просит наставить ее правдою Божиею, исправить и облегчить ей путь, чтобы удобно было идти. Такой смысл дал словам сим Симмах; потому что вместо: исправи сказал: уравняй. Да и сам Христос, как слышим, говорит чрез Пророк Исаию: будут стропотная в право, и острая в пути гладки (Ис.40:4). И блаженный Давид сказал в другом псалме: от Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело (Пс.36:23). Речь же наследствующей исполнена смиренномудрия; потому что просит она исправить путь не ради ея правды, но по причине врагов, живущих в злочестии и несправедливо на нее нападающих. Потом Пророк подробно описывает лукавыя их начинания.
 


Яко несть во устех их истины;
 

Пс.5:10 с толкованием
то есть, непрестанно оскверняют язык ложью.
 


Сердце их суетно.
 

Пс.5:10 с толкованием
Словам их соответствуют и помыслы, с устами в согласии и мысль.
 


Гроб отверст гортань их.
 

Пс.5:10 с толкованием
Закрытые гробы в себе таят зловоние, а гробы отверстые распространяют из себя великое зловоние. И они изрыгают таковыя слова, исполненныя всякаго нечестия и зловония. А под сим разумеет Пророк хулы их на Бога, и слова непотребныя и вольномысленныя.
 


Языки своими лщаху. Суди им Боже.
 

Пс.5:10 с толкованием
Произносимаго устами их еще хуже то, что таят они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовят тысячи замыслов против ближних.
 


Да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я.
 

Пс.5:11 с толкованием
Поэтому пусть будут приведены на суд Твой, Владыка, не успеют в том, что злоумышляют на нас, дознают же на опыте, что ткут они паутинную ткань, и понесут наказание достойное их замыслов.
 


Яко преогорчиша Тя Господи.
 

Пс.5:11 с толкованием
Ибо против Тебя воздвигли они брань, ополчившись на преданных Тебе.
 


И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них.
 

Пс.5:12 с толкованием
А сие, то есть, не гибель врагов их, но Твое промышление, исполнит веселия уверовавших в Тебя, доставит им вечное наслаждение; они убедятся чрез сие, что Ты в них обитаешь, и ходишь, и делаешь их освященным храмом.
 


И похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника Господи.
 

Пс.5:13 с толкованием
Поелику Твое благословение и промышление ограждают служителей Твоих; то посвятившие себя на то, чтобы им быть любителями имени Твоего, высоко ценя Твою попечительность, поведають могущество Твое. Так говорит и блаженный Павел: хваляйся, о Господе да хвалится (1Кор.1:31).
 


Яко оружием благоволения венчал еси нас.
 

Пс.5:13 с толкованием
Благоволением Божественное Писание именует благую Божию волю. Таково изречение: благоволил еси Господи землю Твою (Пс.84:2), то есть, земле Твоей ниспослал блага; и у блаженнаго Павла сказано: по благоволению хотения Своего (Еф.1:5), то есть, по благому Своему изволению. Посему и здесь говорит: благое Твое изволение и великая Твоя к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем.
 


Примечания


По Слав. переводу в надписании сего псалма недостает сего выражения: в конец.


В греч. переводе седмидесяти читается: ὑπὲρ της κληρονομούσης - о наследствующей.