Глава 
9

Быт.9  с толкованием
показать остальные стихи главы...

22
И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима.

Быт.9:22  с толкованием

23
И вземше сим и Иафеф ризу, возложиша (ю) на обе раме свои, и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша.

Быт.9:23  с толкованием

24
Истрезвися же Ное от вина, и разуме елика сотвори ему сын его юнейший,

Быт.9:24  с толкованием

25
и рече: проклят (буди) Ханаан отрок: раб будет братиям своим.

Быт.9:25  с толкованием

26
И рече: благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан отрок раб ему:

Быт.9:26  с толкованием

27
да распространит Бог Иафефа, и да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан раб ему.

Быт.9:27  с толкованием

28
Поживе же Ное по потопе лет триста пятьдесят.

Быт.9:28  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих Быт.9:25
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  9

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.9

Глава 
9

Быт.9  с толкованием

25
И рече: проклят Ханаан отрок: раб будет братиям своим. В чем был бы виновен Ханаан, если бы он находился еще в чреслах отца своего, и наготу Ноеву видел не он, а отец его? Говорят: Хам приял благословение со всеми, входившими в ковчег, и потом снова дано ему благословение со всеми вышедшими из ковчега; а потому, Бог не в собственном лице его проклинает его, но в лице сына его, хотя проклятие сына должно было причинить скорбь и отцу.

Быт.9:25  с толкованием
Другие же, - на основании сказанного в Писании: и разуме Ное, елика сотвори ему сын его юнейший, поелику известно, что Хам был сын не младший, а средний, - заключают, что под сыном юнейшим разумеется Ханаан, и что сей малолетний Ханаан посмеялся над обнажением старца, Хам же с смеющимся лицом вышел и среди стогна возвестил братьям своим. Посему, можно думать, что, хотя проклят Ханаан не по всей справедливости, как сделавший сие еще в детстве, однако ж и не против справедливости, потому что проклят не за другого. Притом Ной знал, что если бы Ханаан в старости не соделался достойным проклятия, то и в отрочестве не совершил бы дела, заслуживающего проклятие.
 

Справедливость требовала лишить Хама благословения, а не подвергать его проклятию. Ибо если бы подвергнут был он и проклятию за то, что посмеялся вместе с отроком, то хотя был бы проклят по справедливости, но вместе с проклятым Хамом подверглись бы тогда проклятию все потомки Хамовы, вовсе не участвовавшие в посмеянии. Посему, проклят Ханаан как посмеявшийся, а Хам лишен только благословения за то, что смеялся вместе с посмеявшимся.
 

Изрекши проклятие Хаму в лице сына его, Ной благословляет Сима и Иафефа, и говорит:
 


Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  9

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.9

Глава 
9

Быт.9  с толкованием

Вопрос 58. Почему, когда не было еще установлено закона, повелевающего почитать отца н матерь, Хам осуждается, как отцеубийца? (Быт.9:25)

Творец самому естеству постановил необходимые законы; так, осудил Каина, потому что сама природа научала его, сколько беззаконно убийство. Поэтому Каин, употребив в помощь обман, и уведя брата от родителей, убивает его; и когда вопрошает Бог: где... Авель, брат твой (Быт.4:9)? - отрекается. Очевидно же, что зная, сколько худо им сделанное, отрекся от того, на что он отважился. А когда обличен праведным Судией, тогда признался, что согрешил непростительно. Ибо говорит: вящшая вина моя, еже оставитися ми (Быт.4:13). Да и Адам, ощутив Божие пришествие, покусился скрыться, как знавший, что татьба [воровство] - худое дело. Так и Хам подвергся обвинению в отцеубийстве, как нарушивший естественный закон. Ибо, что само естество научало почитать родителей, свидетельствуют об этом Хамовы братья, которые, узнав от него, что случилось с отцом, с большим уважением идоша вспять зряще (Быт.9:23), и покрыли отца, чтобы нимало не видеть наготы его; почему весьма справедливо приобрели себе благословение отца.